Консультация "Причины непослушания"
материал по теме
Предлагаю в помощь родителям и воспитателям консультацию на тему: "Причины непослушания",
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация "Причины непослушания"..doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Причины непослушания».
Первая причина – борьба за внимание. Если ребёнок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание всё-таки получено. Лучше такое, чем никакого.
Вторая причина – борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Воспитывать детей необходимо, но весь вопрос в том, как это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребёнок начинает восставать. Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребёнка – отстоять право самому решать свои дела, и вообще показать, что он личность. И неважно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно, зато оно своё, а это главное.
Третья причина – желание отомстить. Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть очень разные: родители более внимательны к младшему; мать развелась с отцом, и в доме появился отчим; родители постоянно ссорятся… Много и единичных поводов для обиды: резкое замечание, невыполненное обещание, несправедливое наказание… И снова в глубине души ребёнок переживает и даже страдает, а на поверхности всё те же протесты, непослушание. Смысл «плохого» поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо»!
Четвёртая причина – потеря веры в собственный успех. Подобное происходит из-за низкой самооценки ребёнка. Накопив горький опыт критики и неудач в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, всё равно ничего не получится». Это в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне всё равно», «И пусть плохой», «И буду плохой».
Стремления трудных детей вполне положительны и закономерны и выражают естественную потребность в тепле и внимании родителей, потребность в признании и уважении его личности, чувство справедливости, желание успеха. Всякое серьёзное нарушение поведения ребёнка – это сигнал о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите мне!» Чтобы помочь ребёнку, нужно понять причину непослушания. Выявить истинную причину непослушания довольно просто, хотя способ может показаться парадоксальным: родителю нужно обратить внимание на собственные чувства.
Если ребёнок борется за внимание, то и дело досаждая своим непослушанием, то у родителя возникает раздражение. Если подоплёка стойкого непослушания – противостояние воле родителя, то у родителя возникает гнев. Если скрытая причина – месть, то ответное чувство у родителя – обида. Наконец, при глубинном переживании ребёнком своего неблагополучия родитель оказывается во власти чувства безнадёжности, а порой и отчаяния. Поняв причину непослушания, надо постараться не реагировать привычным образом, т.е. так, как ждёт от вас ребёнок. Дело в том, что в подобных случаях образуется порочный круг. Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребёнок убеждается: его усилия достигли цели, и он возобновляет их с новой энергией. Поняв с чем, против чего или отчего «воевал» ребёнок, необходимо перейти с позиции исправления на позицию помощи.
Если идёт борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребёнку ваше положительное внимание к нему. Если источник конфликтов – борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свой контроль за делами ребёнка. Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребёнка причинить её вам? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться её устранить. Самая трудная ситуация у отчаявшегося родителя и разуверившегося в своих силах ребёнка. В этом случае нельзя допускать в адрес ребёнка никакой критики! Ищите любой повод, чтобы его поощрить, отмечайте любой, даже самый маленький успех.
И последнее, что очень важно знать: вначале, при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребёнок может усилить своё плохое поведение! Он не сразу поверит в искренность ваших намерений и будет проверять их. Так что придётся выдержать и это серьёзное испытание. Да, в каком-то смысле придётся менять себя, но это – единственный путь воспитания вашего «трудного» ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Остров Непослушания
Конспект физкультурно-оздоровительного праздника для детей подготовительной группы и их родителей....
Лекция "Для чего нужен возраст непослушания"
Лекция о возрасте непослушания....
Презентация к лекции "Для чего нужен возраст непослушания"
Материал к лекции "Для чего нужен возраст непослушания"...
Сценарий выпускного праздника "Праздник Непослушания"
Авторская разработка по мотивам одноименной сказки С. Михалкова....
Непослушание детей.
Чтобы ребенок услышал вас -надо говорить мало....
Детское непослушание
Консультация для родителей...
Неуправляемые дети: непослушание или гиперактивность?
Статья предназначена для родителей, имеющих активных детей, помогает разобраться в причинах активности ребенка. Данный материал содержит рекомендации по воспитанию гиперактивного ребенка....