Мастер-класс: «Нейропсихологические игры и упражнения для дошколят»
консультация по психологии
Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга детей. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, педагог-психолог ДОУ может использовать в коррекционно-развивающей работе нейропсихологический (психомоторный) подход, который предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_neyrouprazhneniya_i_igry.docx | 16.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила педагог-психолог Копылова Марина Евгеньевна
Мастер-класс:
«Нейропсихологические игры и упражнения для дошколят»
Старший дошкольный возраст
Целевая группа: педагоги, родители и дети групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР, ЗПР)
Цель мастер-класса: повышение уровня знаний участников образовательного процесса (педагоги, родители, дети) по использованию нейропсихологических игр и упражнений.
Задачи:
- Познакомить участников мастер-класса с нейропсихологическими играми и упражнениями, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников.
- Объяснить значимость используемых нейропсихологических игр и упражнений, показывая и отрабатывая совместно с участниками мастер-класса точность выполнения и правильный темп.
Оборудование: заготовки для межполушарного рисования, нейродорожки, игра «Попробуй, Повтори!», игра «Ножки-Ладошки»
Основные этапы мастер-класса:
1. Постановка педагогической проблемы. Введение в тематику мастер-класса.
2. Основная часть. Применение нейропсихических игр и упражнений при работе с детьми с ОВЗ
3. Рефлексия.
Ход мастер-класса
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития мозговых структур. С рождения межполушарные связи формируются в движении. Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь, которая по разным причинам может быть нарушена. В современных условиях, педагогу-психологу необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области – нейропсихологии, которая изучает связь между процессами, протекающими в головном мозге, психическими процессами и поведением. Для того чтобы глубже понимать причины различных нарушений и повышать эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ. Применяемые нейропсихологические игры и упражнения, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, повышают устойчивость внимания, способствуют улучшению запоминания и развитию речи. Сегодня мы познакомимся с нейропсихологическими играми и упражнениями старшего дошкольного возраста.
Что такое Нейропсихология? Это наука, изучающая психические процессы, происходящие в головном мозге. Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка.
Если говорить простым языком – это развитие головного мозга через движение.
Некоторые из игр имеют как немедленный, так и накапливающий эффект.
1. Игры, способствующие улучшению запоминания
Упражнение «Имя – движение» 5 мин
Цель: знакомство участников.
Педагоги, родители, дети группы по очереди произносят свои имена и сопровождают их определенным движением. Остальные повторяют движение.
2. Непосредственно само «Межполушарное рисование»
Цель: развитие двух полушарий головного мозга и активизации познавательных процессов.
Психолог раздает участникам мастер-класса многоразовые ламинированные карточки и маркеры, необходимо обвести один и тот же предмет одновременно двумя руками.
3. Развитию межполушарного взаимодействия, помогают такие упражнения как «Кулак – ребро - ладонь», «Бежали бегемотики» (развитие координации)
Работа проводится как левой, так и правой рукой поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно.
4. Нейропсихологическая игра «Попробуй, Повтори!»
Задача повторить поднимает настроение и рождает поисковую активность, которая в свою очередь, вызывает возбуждение в глубинных структурах мозга, которые активизируют работу полушарий.
Участникам раздаются карточки, где изображены руки в разном положении, необходимо это положение повторить. Затем раздаются картинки детей в разных позах.
5. Двигательные упражнения, напольная игра «Ножки и ладошки»
Цель: развитие координации, равновесия, внимания.
Такие упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, налаживают координацию, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, снижают утомляемость и повышают эмоционально-волевую устойчивость.
Уважаемые участники, мы сегодня познакомились с нейропсихологическими играми и упражнениями, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников, я надеюсь, что информация для вас была полезна, и вы будете использовать их как дома, так и в работе с нашими детьми. Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на развитие интеллекта, улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Проведение рефлексии.
Литература:
1. Сборник под ред. П.Н Лосева, Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет.-М., 2005;
2. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте – М.- Академия-2011;
3. Калганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми: в 2 ч.-М.АЙРИС-пресс,2015;
4. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников.- С-П., 2002;
5. Лалаева Р.И Логопедическая работа в коррекционных классах.-М.,2002;
6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии – М., 2002 г;
7. Ефимов И.О. Современная нейрофизиология речи и слуха.-С-П.,2009;
8. Забрамная С.Д., Баровик О.В. От диагностики к развитию.- М.,2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для родителей "Игры и упражнения по развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста"
Ознакомление родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения и коррекции зрения у детей....
Мастер-класс для педагогов: "Игры и упражнения по театрализованной деятельности в детском саду"
Игры и упражнения в работе с детьми по театрализованной деятельности...
Мастер-класс для родителей . «Игры и упражнения с кинетическим песком»
Кинетический песок помогает развитию моторики. Кинетический песок — идеальный сенсорный материал для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения....
Мастер-класс с родителями: «Нейропсихологические игры и упражнения для дошколят» Подготовительная к школе группа
Цель: познакомить родителей с приемами нейропсихологических игр и упражнений, рассказать о важности двигательной активности в дошкольном возрасте.Задачи:1. Объяснить значение использования нейро...
«Нейропсихологические игры и упражнения для дошколят»
Недостаточность физической активности ведет наших детей к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чув...
Мастер-класс "Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми"
Цель мастер-класса: повышение уровня знаний педагогов по использованию нейроигр, применение которых возможно в образовательном процессе, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и фор...
Семинар-практикум для родителей "Нейропсихологические игры и упражнения для дошколят"
Материал будет полезен педагогам ДОУ, родителям. Его цель: познакомить родителей с приемами нейропсихологических игр и упражнений, рассказать о важности двигательной активности в дошкольном возрасте....