Формы и методы развития основ экологической культуры у старших дошкольников
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Формы и методы развития основ экологической культуры у старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл minsura.docx37.77 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы развития основ экологической культуры у старших дошкольников

В решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит образованию. Уже с самого раннего возраста каждый живущий на земле человек должен знать, к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде, он должен знать о заболеваниях, вызванных загрязнением среды, гибели растений и животных, исчерпания запасов питьевой воды и других негативных изменениях среды обитания. И не только знать, но и ощущать личную ответственность за её состояние.

Развитие основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста предусматривает формирование экологического мышления и соответствующей деятельности. Для реализации этих целей и задач необходимо опираться на следующие принципиальные положения: единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды, практическую деятельность по её улучшению.

Воспитатели детских садов должны сами иметь соответствующую экологическую подготовку с тем, чтобы на эмоциональной основе (любовь к своему краю, городу, посёлку, детскому саду) выстраивать экологическое сознание.

Активная жизненная позиция формируется в действии. Поэтому содержание образования педагогов должно включать такие компоненты как:

- система знаний о взаимодействии общества и природы;

- ценностные экологические ориентации;

- систему норм и правил отношения к природе;

- умения и навыки по её изучению и охране.

Только при таком подходе можно надеяться на успех в формировании экологического сознания и основ экологической культуры, на воспитание у них ответственности за состояние природной среды. Также следует помнить о недостатках, которые могут затруднять процесс развития экологической культуры детей:

1. Бедность оснащения уголков природы.

2. Отсутствие качественных наглядных пособий в виде рисунков, моделей диафильмов, презентаций различного рода с экологическим содержанием.

3. Недостаток художественной и методической литературы по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

При осуществлении непрерывного процесса экологической познавательной деятельности детей-дошкольников, перед педагогами встают задачи:

- определение предмета, содержания и специфики экологического развития детей;

- построение системы и выделение ведущих методов;

- изменение характера подготовки кадров воспитателей для овладения ими основ экологических знаний и методов экологического воспитания и экологической культуры детей;

- разработка учебно-наглядных пособий с учётом задач развития познавательной деятельности и претворения в жизнь гуманистического подхода;

- разработка теоретического и практического подхода для организации процесса формирования основ экологической культуры в детском саду.

Дошкольное детство даёт ребёнку возможность тесно общаться с природой и воспринимать яркие впечатления под её воздействием. Успех в активном познании мира природы, сложных взаимодействий в каждом природном сообществе, их изменениях, причинах нарушения и путях преодоления, может быть обеспечен при использовании различных форм работы, направленных на процесс развития основ экологической культуры старших дошкольников. Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).

Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей (культурные практики), в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

К наглядным методам относятся: наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кино и диафильмов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о живой и неживой природе.

Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Их применение позволяет уточнять представления детей, углублять их, приводить полученные знания в систему, упражнять детей в применении полученных знаний.

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, для их систематизации и обобщения, помогают формировать у дошкольников эмоционально-положительное отношение к природе.

В работе по развитию экологической культуры дошкольников необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов определяется возрастными возможностями детей, а также характером воспитательно-образовательных задач.

Возможность чувственного познания, накопления сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. Наблюдение – это специально организованное, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. С помощью наблюдения ребёнок познаёт не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и др.), но и связь со средой. Наблюдение чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Как компонент наблюдение включается и в другие формы работы: непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, прогулки, акции.

Наблюдение важно ещё тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности. Направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, продуктивная деятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, заполнение календарей и др.). Поэтому составлению циклов, подбору приёмов для их проведения уделяется особое внимание. Наблюдения на экологических прогулках и экскурсиях, специально разработанные игры с природными материалами позволяют сформировать у дошкольников мотивацию к учебной деятельности. Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологической культуры в первую очередь основывается на наблюдении.

Не менее важным методом развития основ экологической культуры детей является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми, прежде всего – чтение различной литературы (чаще всего неоднократное), направленной на познание явлений живой и неживой природы, на ознакомление детей с явлениями приспособленности животных и растений к среде обитания. Вопросы к текстам, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном – всё это разные формы речевой деятельности, которые позволяют детям понять новую информацию и обнаружить своё понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи и взаимозависимости между собой. Можно изготавливать с детьми самодельные «экологические книги». В содержание этих книг могут входить иллюстрации детей о самых различных явлениях природы, которые их впечатлили. Можно также иллюстрировать рассказы и сказки о природе и её закономерностях. В конце года дети могут демонстрировать эти книги как результат совместных усилий, коллективно-приобретённого интереса к явлениям природы.

Изготовление иллюстративно-наглядного материала в работе по воспитанию экологической культуры детей помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С помощью иллюстрационно-наглядного материала удаётся успешно обобщать и систематизировать знания детей.

Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, можно использовать несложные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опытническая деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей: уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, об их изменениях и т.д.).

Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка. Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в детском сознании абстрактное, обобщённое представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Успешно решить эти задачи помогает метод моделирования. Он рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

В непосредственно образовательной деятельности, на экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми педагоги часто используют рассказы о природе. Рассказ – вид творческой деятельности воспитателя, требующий то него определённых знаний о природе, наблюдательности, умения сопоставлять явления природы, размышлять над ними. Важна выразительность речи. Основная цель этого метода – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном раньше объекте, явлении природе. Очень важно учитывать интересы детей. Наряду с рассказами в процессе развития экологической культуры у детей используется такой метод как - беседа. Беседа используется воспитателем с разными дидактическими целями:

- для возбуждения детского интереса к предстоящей деятельности;

- для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе, формирования отношения к природе.

Беседы, в зависимости от дидактических целей, бываю следующих видов:

1. Установочная беседа – помогает актуализировать имеющийся опыт, для установления связи между предстоящей деятельностью и знаниями, полученными ранее.

2. Эвристическая беседа – установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений, установление истины.

3. Итоговая беседа – используется для систематизации и обобщения знаний детей о природе.

Большое образовательное значение для формирования экологической культуры имеет труд детей в природе. Он расширяет кругозор детей, создаёт благоприятные условия для решения различных задач. Дети на практике устанавливают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в природе. Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности, любознательности, пытливости. Самостоятельный или совместный с взрослыми труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям правильные способы и умения взаимодействия с природой, т.е. приобщаться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени их экологической культуры и экологической воспитанности. В организации любого труда в природе – совместного (воспитателя и ребёнка), плановых дежурств в уголке природы, коллективного на участке и др. – необходимо чёткое выделение трёх этапов:

1) осмотр-наблюдение живых объектов, выявление их состояния и самочувствия, недостающих условий для полноценной жизни и необходимых трудовых операций (выявить необходимость трудовых операций);

2) трудовая деятельность в том наборе и объёме, которые были определены при осмотре;

3) заключительное наблюдение, позволяющее оценить полноценность среды обитания для живых объектов (дать ребёнку почувствовать удовлетворение от своего труда, получить положительные эмоции от проделанной работы).

Огромное значение в развитии экологической культуры дошкольников отводится игре, как ведущему виду детской деятельности. Эта тема важна и ценна по целому ряду причин:

- игра обогащает и развивает личность, поэтому она должна широко использоваться в формировании основ экологической культуры детей, как и в других сферах;

- игра доставляет радость ребёнку, поэтому познание природы, общение с ней, будут особенно эффективны;

- игра, в определённом смысле, противоположна взаимодействию с живой природой: она предполагает двигательную активность ребёнка, практические манипуляции с предметами и игрушками, в то время как внимание к природным объектам требует сосредоточенности и на первом этапе исключает всякую практическую деятельность. Возможно, поэтому игра мало представлена в традиционной методике ознакомления детей с природой. А ведь используя игры с правилами (подвижные, дидактические, словесные), можно хорошо закрепить у детей полученные представления о природе, упражнять в их использовании. В развитии основ экологической культуры также следует использовать сюжетно-ролевые игры, так как их составные компоненты (сюжет, роли, ролевые действия и слова, воображаемая ситуация, игрушки и атрибутика и многое другое) можно использовать при ознакомлении детей с объектами живой и неживой природы, их взаимосвязью. В процессе развития экологической культуры дошкольников можно включать игровые обучающие ситуации (ИОС) – специально продуманные с позиций задач обучения короткие сюжетно-ролевые игры. Особенно эффективны игровые ситуации с героями широко известных сказок, рассказов. При создании игровых ситуаций следует опираться на типичное поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных условиях.

Например:

- Красная Шапочка ходит к бабушке лесом, а это значит, что она может встретить в лесу не только волка, но и других зверей, она может вообще никого не встретить, она может что-нибудь собирать, находить что-нибудь интересное;

- Айболит – доктор, он лечит зверей, но он может лечить и растения, делать профилактические осмотры животных и т.д.

Также особое внимание следует уделять такой форме работы, как непосредственно образовательная деятельность (НОД). Данный вид деятельности бывает комплексного, первично-ознакомительного, углубляюще - познавательного и обобщающего типа. У детей формируются обобщённые представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе.

На первично-ознакомительных занятиях дети приобретают сведения о многообразии конкретных явлений природы. Дети приобретаю важные умственные навыки: умению анализировать, сравнивать, выделять характерные особенности растений и животных. Дошкольники усваивают систематизированные знания о закономерных явлениях природы. И это даёт значительный эффект в умственном развитии детей, в частности, в развитии мышления.

Содержание углубляюще -познавательных занятий направлено на выявление и показ детям причинной связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям.

Обобщающие занятия проводятся с целью формирования обобщённых представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы. Ставится задача выделить комплекс существенных и характерных признаком объектов. Важным компонентом обобщающих занятий является использование наглядных опор (натуральных предметов, муляжей, картин и пр.).

Комплексный тип занятий является важным для личностного развития старших дошкольников. В занятии на одну тему могут быть объеденены различные задачи и разные виды деятельности. Комплексные занятия имеют свои «сильные» стороны:

1) дети познают явления с различных позиций;

2) происходит частая смена деятельности;

3) одновременно решаются задачи интеллектуального, нравственного, эстетического, экологического развития детей.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по развитию экологической культуры у детей. По своему содержанию, экскурсии можно разделить на два вида:

1. Природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, на реку, луг.

2. Ознакомление с трудом взрослых – экскурсии в поле, в сад, на огород и т.п.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и, одновременно, с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Также экскурсии играют большую роль в эстетическом воспитании детей, способствуют укреплению здоровья детей и т.д.

Новой формой развития экологической культуры в старшем дошкольном возрасте можно считать природоохранные акции, в которых участвуют сотрудники детского сада, старшие дошкольники и их родители. Акции – это общественно значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей. Это комплексные мероприятия, в которых задействованы различные методы работы. Их значение в развитии экологической культуры чрезвычайно велико: участие в реальных практических делах, выходящих за пределы жизни детского сада, оказывает влияние не только на сознание детей, но и на сознание окружающего населения.

Использование различных форм и методов в развитии основ экологической культуры старших дошкольников развивает интеллект детей: непрерывно расширяется кругозор, развиваются сенсорика и наблюдательность, дети учатся устанавливать связи зависимости, обнаруживать причины и следствия; следовательно, процесс воспитания экологической культуры обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка.

Возможности дошкольного периода в становлении начал экологической культуры велико, их реализация целиком связана с содержанием и методами экологического воспитания детей.

 

«Формирование школьно–значимых функций дошкольников»

Одной из центральных задач современной образовательной практики является содействие успешной адаптации детей к процессу обучения в школе. Готовность к школе – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными, не приведут к нарушению здоровья ребенка, срыву социально-психологической адаптации и снижению эффективности обучения. Коррекция дефицитных школьно-значимых функций осуществляется по разным направлениям, что отмечено Г.Ф. Кумариной:

- Развитие слухового внимания и памяти с использованием упражнений на запоминание и воспроизведение услышанных цепочек слов, отдельных фраз, стихотворных строк, скороговорок и т.п.

- Уточнение и развитие пространственных представлений:

- Уточнение и развитие временных представлений: сутки, неделя, месяцы, времена года, последовательность событий и действий

- Совершенствование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза включает в себя тренировочные упражнения, направленные на:

Развитие фонематического восприятия

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Так же отдельно стоит упомянуть такую систему коррекции, как развитие мыслительных операций и различных видов мышления (навыки группировки, классификации, анализа и синтеза, умение устанавливать последовательность и выстраивать причинно-следственные связи, выполнение заданий по инструкциям и т.п., развитие навыков самоконтроля), развитие памяти

Не менее важной является коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы (особенно развитие коммуникативных, вербальных и невербальных навыков). Мы остановимся на некоторых направлениях детской коррекции.

В целях предупреждения трудностей, связанных с несовершенством сложнокоординированных движений кисти и пальцев рук, зрительно-моторной координации у детей можно использовали такие такие методы как:

1) пальчиковый игротренинг;

2) массаж и самомассаж пальцев и кисти рук;

3) лепка из пластилина и глины;

4) раскрашивание объёмных фигурок из гипса и глины;

5) штриховка плоскостных изображений;

6) конструирование и моделирование из проволоки, бумаги (танков, автомобилей, самолётов) с использованием клея;

7) использование оригами;

8) метод рваной мозаики;

9) рисование ножницами;

10) работа с клейкой бумагой, вышивание, в том числе бисером;

11) ремонт сломанных игрушек.

12) кинезиологические упражнения для формирования и совершенствования координации и точности движений пальцев и кисти рук. Кинезиология – гимнастика для мозга, её применение способствует улучшению межполушарного взаимодействия, а также стимулирует развитие памяти, внимания, речи и других важных психологических функций. Интересным представляется приобщение детей к работе с использованием специальных инструментов (лупы, отвёртки, пинцеты, булавки и т.д.). Детям предлагалось трогать, щупать предметы, тем самым, развивая сенсомоторную сторону психики.

13) Игры - шнуровки Марии Монтессори:

- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

- способствуют развитию речи;

- развивают творческие способности.

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Формирование и развитие зрительного анализа и синтеза и расширение «поля зрения» предполагает использование тренировочных упражнений, направленных на развитие произвольного внимания, наблюдательности, умения находить в предметах сходство и различие:

1) узнавание предметов и их изображений;

2) узнавание контурных и силуэтных изображений предметов (задания: «негатив», где спрятался предмет на картинке?);

3) узнавание пунктирных силуэтов предметов;

4) узнавание зашумлённых изображений;

5) узнавание наложенных друг на друга контуров изображений различных предметов;

6) выбор в ряде предметных изображений заданного изображения;

7) узнавание незаконченных изображений предметов;

8) узнавание изображений предметов по их отдельным частям; и т.д.

Все эти упражнения строятся на буквенном и цифровом материале.

Для развития зрительной памяти и внимания, зрительно-пространственной памяти можно использовать следующие тренировочные упражнения:

1) запоминание и воспроизведение увиденного (предметов, изображений, букв, цифр, явлений) с указанием их пространственного положения;

2) запоминание ряда предметов, изображений, букв, цифр, явлений, символов и их воспроизведение в определённом месте и заданной последовательности;

3) запоминание увиденного с последующим определением изменений (задание Что изменилось?)

4) запоминание и воспроизведение увиденного с опорой на схемы, символы; и т.д.

Задания на формирование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза с использованием системы тренировочных упражнений, направленные на:

1-ый этап: совершенствование слухового восприятия, чувства ритма, слухоречевой памяти:

после прослушивания предложить детям выделить и назвать неречевые звуки (например, бытовые шумы, звуки улицы, школы, звучание музыкальных инструментов и т.д.);

чередовать характер действий или изменять направление движений, ориентируясь на громкость или смену темпоритмических характеристик звукового сигнала (барабан, бубен, хлопки);

запомнить и как можно точнее воспроизвести ритмический рисунок с помощью отхлопывания, отстукивания или зарисовывания;

прослушать серию звуков (например, удары в барабан) и определить их количество (показать цифру, отхлопать столько же раз);

различать на слух голоса учеников класса по высоте, силе, тембру.

2-ой этап: развитие фонематического восприятия и формирование чётких фонематических представлений:

запомнить и воспроизвести без ошибок ряд звуков (или слогов, слов), начиная с двух-трёх элементов и постепенно доводя их число до шести-семи;

выделить из ряда слов, отличающихся одним звуком, заданное педагогом слово;

подобрать сходные по звучанию слова;

найти в слоговом ряду лишний (отличающийся одним звуком слог);

угадать гласный звук по беззвучной артикуляции.

3-ий этап: формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

выделить заданный звук из ряда сначала резко контрастных, а позже близких по акустическим и артикуляционным признакам звуков;

выделить заданный звук на фоне слова (сначала выделяются гласные звуки, стоящие в сильной позиции, т.е. в начале и середине слова под ударением, позже согласные – взрывные в конце, а щелевые – в начале слова);

найти общий звук в словах;

выделить из текста слова с заданным звуком;

подобрать самостоятельно слова с определённым звуком (подобрать любые слова; подобрать слова – названия животных, названия птиц и т.д.);

определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова);

определить и назвать последовательность звуков в слове, их количество, место каждого звука по отношению к другим (перед каким, после какого звука стоит заданный звук);

подобрать слова с заданным количеством звуков;

определить количество слогов в предложенных словах;

сгруппировать картинки в зависимости от количества слогов в их названиях;

добавлять разные звуки, слоги к одному и тому же исходному слогу, чтобы каждый раз получались новые слова;

расчленить названные слова на слоги, слоги на звуки;

преобразовать слова, добавляя или заменяя один звук, переставляя звуки;

составить слова.

Для развития основных мыслительных операций и различных видов мышления используются тренировочные упражнения, направленные на:

1) формирование и развитие навыков группировки и классификации на базе овладения основными родовыми понятиями;

2) формирование и развитие навыков соотносительного анализа и синтеза с применением заданий, предполагающими необходимость сравнения не только предметов, явлений, но и понятий (например, грустный – весёлый…)

3) формирование и развитие умения устанавливать последовательность и выстраивать причинно-следственные отношения, опираясь на собственный жизненный опыт с указанием причин, которые привели к определённому результату или же к каким результатам может привести конкретное событие и т.д.

4) выполнение заданий по словесной и письменной инструкциям, в которых особое внимание уделяется не только технической стороне речи, но и анализу отраженных в ней событий, фабуле, пониманию скрытого смысла, установлению связи между описываемыми событиями и явлениями.

5) развитие навыков самоконтроля посредством обучения составлению плана деятельности для определённых ситуаций, связанных как с учебным процессом, так и с повседневной жизнью.

Уточнение и развитие пространственных представлений проводится в определённой последовательности с использованием упражнений, предполагающих:

1) определение схемы собственного тела: правая – левая рука/нога, глаз, ухо. Возможны задания-провокации: покажи правый нос/рот. На левой руке носят часы, браслетики и др. метки; Положительные результаты даёт использование физкультминуток соответствующего содержания, например:

          Правой ножкой топ-топ,

          Правой ручкой хлоп-хлоп,

          Правый глаз сейчас закроем,

          Отдыхает правый глаз,

          Щёчку правую с тобою

          Мы потрогаем сейчас,

          Протяни теперь, дружок

          Руку правую в кружок.

Большое значение имеют игры на построение и перестроение детей, перемещение в пространстве групповой комнаты («Робот», «Самолёты» и др.), игры с предметами («Куда пойдёшь, что найдёшь», «Найди клад» и др.).

2) определение правого и левого направлений в пространстве относительно собственного тела: окно – справа, а дверь – слева;

3) определение пространственных взаимоотношений объектов: слева от окна стоит шкаф, справа от доски – стенд, между карандашами – лист бумаги и т.д.;

4) определение схемы тела стоящего напротив – 2 способа:

двум детям, стоящим друг напротив друга даётся задание поднять правую руку, анализируется ситуация;

детей, сидящих за столиками, просят поднять правую руку и не опускать, затем один ребёнок с поднятой рукой выходит со своего места вперёд, поворачивается лицом к детям и анализируется ситуация.

5) определение последовательности предметного ряда – на примере игрушек или детей стоящих в ряд; использование предлогов за, после, перед, между; наречий впереди, сзади, справа, слева, порядковых числительных: первый второй, третий и т.д.

6) определение последовательности числового ряда: цифра/число 5 стоит после цифры/числа 4, но перед цифрой/числом 6; или цифра/число 5 стоит между цифрами /числами 4 и 6;

7) графическое обозначение направлений с использованием ориентировок на себе, на листе бумаги. Одной из важнейших задач формирования пространственных представлений является  ориентировка на листе бумаги. При этом  важно осуществить переход от вертикальной поверхности к горизонтальной. Сначала отрабатывается верх-низ, потом право - лево. Затем отрабатываются углы. В подготовительной группе ведётся работа с  таблицами, осуществляется сканирование пространства сверху вниз и слева направо. Работа в клетке – только в подготовительной группе. Широко используются различные игры на плоскости листа («Муха», «Засели дом» и др.).

8) упражнения в количественном и порядковом счёте;

9) упражнения, включающие воспроизведение нескольких последовательных движений;

10) упражнения на развитие конструктивного праксиса (моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв и т.д.)

Уточнение и развитие временных представлений предусматривает у детей последовательное формирования понятий:

1) сутки;

2) неделя;

3) времена года;

4) месяцы;

5) возраст и роли в семье;

6) определение временной последовательности каких-либо событий и действий.

Работе по развитию и совершенствованию речи у детей уделяется достаточно много внимания в дошкольной педагогике и логопедии, обозначим лишь отдельные аспекты этого направления.

В связи с тем, что в последнее время логопедами отмечается увеличение количества детей с нарушениями звукопроизношения, особое значение приобретает такая работа как:

1) формирование и развитие полноценного речевого дыхания и артикуляционной базы, включающей:

А. систему упражнений, направленных на формирование и развитие речевого дыхания;

Во время физминуток использовать упражнения на релаксацию и постановку диафрагмального дыхания (все упражнения выполняются по 3 – 5 раз).

«Задуй свечу».* Дуть на полоску бумаги, имитирующей свечу, стремится, чтобы выдох был как можно дольше, и бумага отклонилась как можно дальше от исходного положения. Возможен отсчёт времени педагогом, дети запоминают свой рекорд.

«Лопнула шина».* Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг – «шину»; на выдохе тянут звук «ш», скрещивая руки: правая ложится на левое плечо и наоборот; грудная клетка во время выдоха легко сжимается; занимая исходное положение, дети делают непроизвольный вдох.

«Накачать шину».* Детям предлагают накачать «лопнувшую шину»; они сжимают перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку насоса. Медленный наклон вперёд сопровождается выдохом на звук «с-с-с»; при выпрямлении вдох происходит непроизвольно.

«Воздушный шар».* Выполняется аналогично упражнению «лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».

«Жук жужжит».* Исходное положение: руки подняты в стороны и немного отведены назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят звук «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети непроизвольно делают вдох.

«Ворона».* Исходное положение: руки подняты через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно «к-а-а-а-р». Педагог хвалит тех «ворон», которые медленно спускались с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети непроизвольно делают вдох.

«Топор». Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены, пальцы сплетены в «замок». Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперёд, медленно опуская «тяжёлый топор», произнести на длительном выдохе - «ух»!

«Ветер». На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю, так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.

«Шарик». Повышение эффективности выполнения дыхательных упражнений достигается благодаря использованию образного представления, подключения воображения. Например, возможен образ жёлтого или оранжевого тёплого шарика, расположенного в животе (соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания). Ребёнку также предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки (а, о, у, ш, х) и их сочетания.

Важным условием всей коррекционной работы является комплексное построение занятий, при котором одно и то же содержание находит выражение в нескольких планах с использованием различных приемов обучения. Ранняя первичная профилактика в дошкольном возрасте значительно повышает шансы на успех обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыт работы по формированию начальных основ экологической культуры у старших дошкольников через экспериментальную деятельность».

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и  проблемы,  которые являются актуальными на сегодняшний день и с...

Воспитание основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе знакомства с животным миром Белгородчины.

Маленькие дети любознательны, им все интересно, они все впитывают как губки, и мы воспитатели должны прививать своим подопечным сознательное отношение к родному краю с детства, прививать через изучени...

Консультация «Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников»

Консультация  «Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников»Понятие экологической культуры старших дошкольников.Экологическая культура – это одно из нов...

"Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"

quot;Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"...

"Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"

В данной статье говорится о формировании основ экологической  культуры у старших дошкольников в процессе  природоохранной деятельности. Статья будет интересна для педагогов детских учре...