Формы взаимодействия педагога с родителями по развитию активности и инициативности дошкольников.
методическая разработка (подготовительная группа)

Мамонова Любовь Викторовна

Формы взаимодействия педагога с родителями по развитию активности

и инициативности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc259 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Методическая разработка

Формы взаимодействия педагога с родителями по развитию активности

и инициативности дошкольников.

                                                                                      Мамонова Любовь Викторовна,

                                                                  воспитатель высшей квалификационной категории

                                                                                                            ГБДОУ детский сад № 113

                                                                                            Невского района Санкт-Петербурга

Фундаментальные изменения, происходящие в современном образовательно-культурном пространстве, новая социокультурная ситуация, общественные запросы и потребности предусматривают утверждение приоритета дошкольного образования, формирование в обществе понимания ранних этапов жизни человека как ответственного периода становления личности.

Проблема развития активности и инициативности сегодня поднимается на различных уровнях. Все чаще словосочетание «развитие активности и инициативы» стало встречаться в документах, отражающих магистральные направления развития отечественной системы образования.

Так, в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования обнаруживаются неоднократные обращения к этому качеству: «поддержка детской инициативы», «развитие инициативы и творческих способностей», «формирование... инициативности, самостоятельности и ответственности» детей [2]. Все это говорит о том, что развитие инициативности у детей становится актуальной и одной из приоритетных задач для дошкольной педагогики.

Опора на вышеизложенное позволила обозначить направление исследования, ориентированного на развитие активности и инициативности у детей старшего дошкольного возраста через формы взаимодействия педагога с родителями.

Таким образом, учитывая актуальность проблемы и ее недостаточную разработанность в отечественной педагогике, избрана тема исследования «Формы взаимодействия педагога с родителями по развитию активности и инициативности дошкольников».

В исследованиях ученых (Л. Артемова, Г. Беленькая, А. Богуш, Л. Варяница, Н. Гавриш, Ю. Приходько, С. Савченко, С. Сайко) акцентируется на необходимости усиления внимания к формированию активности и инициативности дошкольников, что способствует активизации личностного потенциала ребенка.

Объект исследования: развитие активности и инициативности дошкольников.

Предмет исследования: формы взаимодействия педагога с родителями по развитию активности и инициативности дошкольников.

Цель исследования: изучить особенности взаимодействия педагогов с родителями по развитию активности и инициативности детей старшего дошкольного возраста и разработать формы взаимодействия педагога с родителями, направленные на поддержку активности и инициативности детей старшего дошкольного возраста в семье.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование методов взаимодействия педагога с родителями по развитию активности и инициативности дошкольников будет эффективно при следующих условиях:

- если они будут способствовать развитию интереса родителей к поддержке активности и инициативности.

- если будут использоваться вариативные формы взаимодействия педагога с родителями, опирающиеся на их потребности и интересы.

- если они будут способствовать развитию умений родителей поддерживать детскую активность и инициативность в семье.

Исходя из цели и гипотезы исследования, нами были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Выявить особенности проявления активности и инициативности у детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье.

3. Определить особенности взаимодействия педагога с детьми и родителями при воспитании активности и инициативности у дошкольников.

4. Разработать формы взаимодействия педагога с родителями, направленные на поддержку активности и инициативности детей старшего дошкольного возраста в семье.

1.1. Проблемы развития активности и инициативности детей старшего дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогических источников показал, что интерес к проблематике формирования и развития активности и инициативности сегодня вполне закономерен. Прежде всего, это связано с социально-педагогической сферой, в которой все чаще поднимаются вопросы успешности индивида, проявляющего инициативу в социально значимых событиях, в труде, что, собственно, и является задачей государства, общества (Т. С. Борисова, М. С. Говоров, Т. Ф. Игнатенко, С. А. Петухов, И. Э. Плотник и др.). Также к вопросам развития активности и инициативности обращаются психологи, педагоги, изучая возможности среды, соответствующего сопровождения ребенка, подростка со стороны взрослого (воспитателя, учителя, родителя).

 Инициатива- почин, первый шаг в каком- либо деле; руководящая роль в каких-либо действиях, внутреннее побуждение к новым формам деятельности.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования одним из важнейших принципов развития активности и инициативности, выделяется поддержка детей в разных видах деятельности, при этом поддержка инициативности выступает одним из необходимых условий для создания благоприятной ситуации развития детей.

Также стандартом определены целевые ориентиры, в соответствии с которыми ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен иметь следующие характеристики: проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок способен к волевым усилиям; пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способен к принятию собственных решений.

Педагогические исследования показывают, что развитие инициативности и активности начинается в дошкольном детстве и проходит длинный путь.

Рассмотрим подробнее понятие инициативность.

Инициативность можно рассматривать на межпредметном уровне, так как к этому явлению и понятию обращаются ученые из различных научных областей – философии, социологии, психологии, педагогики и др.

Так, философ-материалист Д. Локк еще XVII в. главный мотив инициативы видел в личной заинтересованности человека. Разработка философских основ понятия «инициатива» в современных исследованиях осуществлялась чаще в работах авторов, изучавших сущность и закономерности познавательной деятельности, ее диалектику (О. Я. Андрос, Д. Б. Богоявленская, М. С. Каган, Ю. Н. Кулюткин, Н. В. Кухарев, Я. А. Пономарев).

В психологии к инициативности обращались Б. М. Кедров, К. Левин, К. К. Платонов, И. Э. Плотник, С. Л. Рубинштейн, А. И. Щербакова и др., рассматривая инициативу как волевое качество личности, как мотивацию к деятельности, как выход за пределы заданных условий, как стремление искать новые пути для более успешного решения стоящих задач.

 В исследованиях отечественных ученых указывается, что инициативность необходимо рассматривать как качество личности, постоянно развивающееся и зависящее от внутренних условий и внешних обстоятельств усвоения человеком жизненного опыта. В исследованиях Б. М. Теплова инициативность связывается с умением быстро находить нестандартные решения поставленных задач. В работах Д. Б. Богоявленской и И. А. Петуховой инициатива рассматривалась как продолжение мыслительной деятельности за пределами требуемого и т.д.

Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования дает возможность для выделения основных характеристик понятия «инициативность»: устойчивость, помогающая противостоять негативным влияниям; направленность на конкретные достижения в разнообразных видах деятельности; самостоятельность и даже в познавательной деятельности.

 Таким образом, инициативность можно рассматривать как интегративное качество личности, характеризующееся мотивационной готовностью к выполнению той или иной деятельности, определенными знаниями (представлениями) о ходе выполнения ее, соответствующими как репродуктивными, так и продуктивными умениями, а также осознанным отношением к цели и результату деятельности.

Одним из составляющих инициативности, является активность, которая проявляется в мотивах и волевых качествах.

Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя, свою инициативу и активность, развивать себя как личность это:

игра; познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная деятельность; коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность и активность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении, экспериментировании.

В соответствии с компонентами деятельности нами выделены мотивационная, когнитивная, поведенческая, рефлексивная составляющие инициативности. В ряде педагогических исследований даны характеристики этих составляющих (Т. Г. Борисова, И. С. Попова, Н. А. Короткова и П. Г. Нежнов) и подчеркивается, что в дошкольном возрасте уже возможно простейшее моделирование процесса деятельности, которым управляет взрослый, объективно оценивает и дает необходимые советы по улучшению результатов. При этом в детских видах трудовой деятельности ребенку предоставляется возможность принять посильное участие в общем деле, свободы выбора действий, творческой реализации и самостоятельности и т.д.

Рассмотрим эти составляющие инициативности у детей старшего дошкольного возраста.

Мотивационная составляющая. Мотивация к деятельности у дошкольников может быть разной: желание самоутвердиться, получить положительную оценку взрослых, вступить в общение со взрослыми (личные мотивы), принести пользу другим, сделать что-то вместе с другими (общественные мотивы). Направленность деятельности ребенка приобретает некоторый постоянный характер при осознании ее цели. В поведении ребенка появляются такие качества, как настойчивость в достижении поставленных целей, целеустремленность, ответственность за начатое дело и др. В то же время потребность в признании остается актуальной в дошкольном возрасте и выражается в стремлении утвердиться в своих качествах [2].

Здесь главная задача педагога состоит в том, чтобы у ребенка сложилось ясное представление о цели действия с орудием труда. В данном случае взрослый для ребенка является носителем образцов предметных действий. На этом этапе у ребенка появляется личный мотив к началу деятельности – освоить способ действия, чтобы получить желаемое. Осознание цели предстоящей деятельности постепенно приучает ребенка планировать ее этапы. Интенсивность мотивации и потребность в деятельности во многом зависит от направленности мотивов и от того, какие средства воздействия (методы, приемы) на ребенка использует взрослый, от того, как спланирована предстоящая деятельность, зависит устойчивость мотивации на всех ее этапах.

Когнитивная составляющая. О связи инициативности с когнитивными процессами рассматривали в своих исследованиях Б. М. Теплов, М. С. Говоров, О. И. Ложечка, Л. М. Попов и др. Ребенку в старшем дошкольном возрасте часто приходится решать проблемные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями и действиями. Логика построения любой деятельности предполагает использование приемов анализа, синтеза, сравнения, классификации как во внешней деятельности (организация рабочего места, построение наглядных моделей, конструирование), также во внутреннем плане (анализ образца изделия, планирование деятельности, оценка действий).

На этом этапе взрослый еще находится рядом, но действие уже не включено в действие взрослого, его образцы фиксируются в виде «узловых точек» – ориентиров действия. В данном случае успешность выполнения действия зависит от той ориентировки, которую дал другой человек, особенно важно создание положительного настроя на деятельность, что позволяет занять ребенку активную позицию в освоении знаний, способов действия, правил.

Поведенческая составляющая. Среди качеств инициативной личности, как правило, отмечают ее самостоятельное начало. Незнание того, как сделать, и не уметь что-то делать для ребенка становятся препятствием к самостоятельной деятельности, а только та деятельность, которая требует полной самостоятельности, свободы в проявлениях инициативы, т. е. предварительной организации, составления плана действий, сознательного и самостоятельного подбора средств и предметов деятельности и проверки всего этого на практике, позволяет ребенку самому решить поставленную (в том числе и трудовую) задачу.

Взрослый начинает действие, а ребенок может его самостоятельно закончить. Дошкольник уже осознал цель предметного действия и знает, что произойдет в результате выполнения этого действия. Выслушав инструкцию взрослого, он уже может попытаться самостоятельно выполнить само действие в одних и тех же условиях. При этом ребенок уже должен уметь закончить начатое дело, приступать к следующим этапам, не отвлекаясь от поставленной цели; при необходимости обратиться к взрослому за советом, объяснять свои действия и вовремя корректировать их.

В целом, в старшем дошкольном возрасте в совместной деятельности или в привычной обстановке ребенок может самостоятельно выбирать способы поведения, отстаивать свое мнение, брать ответственность за свою позицию, сопротивляться провоцирующим действиям сверстников, но это пока только формирующаяся линия поведения ребенка.

Рефлексивная составляющая. Неоценимо велика роль рефлексии в трудовой деятельности детей, она состоит в целеполагании, установлении и регулировании адекватных требований к совершаемым действиям, планировании, самооценке и др. Освоение предметного мира выдвигает перед ребенком целый ряд проблем: что это такое, что с ним можно сделать и как, кого привлечь к работе и можно ли его сделать одному, что получилось в результате этих действий и др. Индивидуальная самостоятельная деятельность, способствующая, в свою очередь, первым проявлением инициативности, выражается эмоционально во фразе: «Я сам», с этого момента ребенок выступает как преобразователь деятельности.

Уже начинает формироваться обобщение действий: ребенок может сопоставить результаты деятельности и обозначенную цель; выйти за рамки изученного, принимать нестандартные решения; самостоятельно выполнить целостное действие в разных условиях и учить другого; объективно оценивать роль каждого в общем деле; проявлять инициативность на разных этапах труда.

На правильное выполнение действий в предстоящей деятельности, с которыми ребенок уже знаком, оказывает влияние рефлексия образа действия. Это своего рода анализ, который и представляет собой рефлексию (в чистом виде), «когда непосредственно после какого-либо поступка рефлексирующий анализирует схему действия, собственные ощущения, результаты и делает выводы о совершенстве и недостатках», т. е. осуществляет самоконтроль своих действий. Применительно к старшему дошкольному возрасту самоконтроль выступает как осознание и спонтанная оценка ребенком собственных действий [6].

Очевидно, что степень выраженности составляющих детской инициативности очень разнообразна, поскольку зависит от окружающей обстановки, индивидуальных особенностей самого ребенка, рода выполняемой деятельности, позиции взрослого, организующего и сопровождающего эту деятельность.

Попробуем трансформировать составляющие детской интенсивности в критерии данного качества.

Мотивационная составляющая может быть представлена в следующих характеристиках: интенсивность мотивации (высокая (или не очень); потребность в деятельности или отсутствие таковой); направленность мотивов и их осознание (осознанное (или не осознанное) соотнесение действий с предполагаемым результатом); устойчивость мотивации (длительность, кратковременность, сопротивление деструктивным влияниям).

Когнитивная составляющая может рассматриваться следующим образом: наличие (или отсутствие) определенных представлений у детей по отношению к предложенной трудовой деятельности; способность описать последовательность (логичную или фрагментарную) своих действий в предполагаемой трудовой деятельности; знание (или отсутствие такового) свойств предметов и веществ, используемых в трудовой деятельности и т.д.

Поведенческая составляющая может быть охарактеризована через: положительное (нейтральное, отрицательное) и осознанное отношение к делу; предварительная подготовка к выполнению деятельности, самостоятельность и творческая активность ребенка в процессе выполнения трудовой задачи; готовность к преодолению трудностей в процессе решения трудовой задачи; ответственность за принятую на себя роль; завершенность начатого дела.

И наконец, оценку рефлексивной составляющей инициативности можно дать с учетом следующих характеристик: умение сформулировать цель деятельности; выйти за рамки изученного, принять нестандартные решения; самостоятельно выполнить целостное действие в разных условиях и желание научить ему другого; проявлять инициативу на разных этапах труда и ответственность за принятую на себя роль; объективно оценивать роль каждого в общем деле [10].

В период детства ребенок вовлекается в разные виды деятельности – игровую, учебную, трудовую. Наибольший интерес у ребенка вызывает участие в совместном со взрослыми труде. Ребенок стремится помочь родителям в бытовом труде, хозяйственном труде, уходе за растениями и животными и т.п. Нередко такие виды труда выполняются спонтанно, вне педагогической организации и не дают детям необходимых знаний и умений для самостоятельной организации типичных видов труда. В связи с этим в Концепции дошкольного образования обозначена необходимость в преодолении узко бытовой ориентации в организации предметно-практической деятельности детей и в корне изменить методы вовлечения детей в эту деятельность и формы ознакомления их с трудом взрослых. Для этого следует расширить спектр практических дел путем включения ребенка в сферу не искусственно созданной, а реальной деятельности. Развивать естественную потребность детей подражать действиям взрослых; стимулировать самостоятельные формы проявления активности детей. Позиция педагога должна исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества и полноправного партнера в условиях сотрудничества [1].

Таким образом, развитие инициативности ребенка от неосознанного повторения операций до активного включения в собственно процесс деятельности может осуществляться на различных этапах деятельности: ориентировочном (начало деятельности, выделение ее ориентиров); организационном (формирование образа предстоящей деятельности); исполнительском (организация собственного труда и самостоятельность в процессе решения задачи, завершенность действий); контрольно-оценочном (осознание сделанного, готовность к продолжению деятельности). Налицо взаимосвязь деятельности и развития инициативности субъекта деятельности, даже если этим субъектом является ребенок-дошкольник.

1.2.        Современные формы взаимодействия педагога с родителями по развитию активности и инициативности дошкольников.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие активности и инициативности в детском саду и семье рассматривается и в наше время. По проведенным исследованиям выяснилось, что роль родителей «наблюдателей» за процессом развития детей, они не охотно идут на контакт с ДОУ, мотивируя нехватки времени.

Л.М. Кларина разработала комплекс по развитию активности и инициативности взаимодействия детского сада с семьей.

Группой авторов были разработаны методические рекомендации для педагогов в организации и проведении работы путем сотрудничества и взаимодействия с семьёй.

В работах Т.А. Марковой взаимодействие рассматривалось как воспитание с целью решения задач в семье и строилось на основе понимания. При взаимодействии педагогов и родителей лежит сотрудничество, которое предполагает равенство позиции партнеров, восприятия с учётом индивидуальных способностей и уважительного отношения к друг другу.

Особо важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что: родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы. В рамках закрытого детского сада перейти же к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно. Вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения называется «открытость детского сада внутрь». Сотрудничество ДОУ с социальными институтами, его открытость влияниям микросоциума, т.е. «открытость детского сада наружу», также является сегодня одним из направлений деятельности дошкольного учреждения.

 К новым принципам взаимодействия относится и вариативность содержания, форм и методов образования родителей.

Современный родитель нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании.

Поэтому педагогам необходимо строить работу с родителями, используя разнообразные формы просвещения, формируя родителей как педагогов.

При взаимодействии педагога с родителями существуют традиционные и нетрадиционные формы работы. К традиционным формам относятся родительские собрания, беседы, консультации, конференции, день открытых дверей, посещение семьи ребёнка, семинары-практикумы, наглядная педагогическая пропаганда и др. К нетрадиционным формам относятся семейные клубы, «Родительская почта» и «Телефон доверия», деловая игра, интерактивные игры, вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом, тематические акции и др.[6].        

Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между педагогами и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания [3].

Существуют несколько требований к формам взаимодействия с родителями: оригинальность, востребованность, интерактивность.

Большинство родителей предпочитают пользоваться такими информационно-аналитическими формами, которые направлены на выявление интересов, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми; запросов родителей. С помощью анкетирования педагоги узнают предпочтение детей, их особенности, как называют их дома [4].

Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. К ним относятся: записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки. В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности: натурная, изобразительная, словесно-образная, информационная.

Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.

Наиболее эффективными формами при взаимодействии педагога с родителями по развитию активности и инициативности являются:

Семейные клубы.

Цель семейного клуба: Установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться удачам и успехам каждого.

В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей.

«Родительская почта» и «Телефон доверия».

Цель: Обеспечение обратной связи между детским садом и родителями для полноценного пребывания ребёнка в детском саду.

Любой член семьи имеет возможность в короткой записке обратиться за помощью к конкретному специалисту по развитию активности и инициативности ребёнка. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Деловая игра.

Цель: выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации.

Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения.

Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.

В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.

Вечер вопросов и ответов.

Цель: уточнить педагогические знания родителей в развитие активности и инициативности детей, умение применять их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени методисты, воспитатели должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

Встречи за круглым столом.

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальность проблемы в развитие активности и инициативности дошкольников.

Расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.

Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог.

Тематические акции.

Цель: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, разработка технологии реализации этого взаимодействия по разным направлениям.

Это одна из интерактивных форм взаимодействия с родителями. Тематические акции направлены на сотрудничество семьи и ДОУ в решении проблем развития активности и инициативности дошкольников, по различным образовательным областям.

 В заключении хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что без взаимодействия детского сада с родителями процесс по развитию активности и инициативности дошкольников был бы не реализован.

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме, мы пришли к выводу, что существуют различные определения понятия «инициативность». В нашей квалификационной работе мы использовали следующее определение:

Инициатива- почин, первый шаг в каком- либо деле; руководящая роль в каких-либо действиях, внутреннее побуждение к новым формам деятельности.

Глава 2. Особенности взаимодействия педагога с семьёй в развитие активности и инициативности дошкольников.

Цель - выявить особенности проявления активности и инициативности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Выявить особенности развития активности и инициативности дошкольников, условия развития активности и инициативности в группе детского сада.

2. Изучить особенности взаимодействия педагогов с родителями в развитии активности и инициативности дошкольников.

3. Определить формы взаимодействия педагога с родителями, способствующие развитию детской активности и инициативности в семье.

В соответствии с поставленными задачами констатирующий эксперимент строился по 3-м этапам.

 Первый этап был направлен на выявление уровня развития активности и инициативности дошкольников в разных видах детской деятельности. Для реализации поставленной цели нами был использован метод наблюдения.

Цель наблюдения - изучение особенностей проявления активности и инициативности детей в разных видах детской деятельности. Наблюдение за свободной деятельностью детей проводилось в естественных условиях. Параметры наблюдения, на которые в ходе организации наблюдения мы обращали внимание, представлены (Приложение 1).

Анализ результатов наблюдения за детьми осуществляется нами по следующим критериям:

Положительно «+»

Отрицательно «-»

От 14 и выше положительных результатов- высокий уровень.

От 8 до 14 положительных результатов- средний уровень.

От 0 до 8 положительных результатов- низкий уровень.

По результатам наблюдения мы вывели, что дети активны и инициативны в познавательной деятельности.

На 1 этапе, для анализа уровня развития активности и инициативности дошкольников в познавательной деятельности мы использовали диагностическое задание «О ком я говорю», «Перепутанное послание» с помощью беседы, наблюдения.

Остановимся подробнее на описании каждой методики.

Диагностическое задание «Перепутанное послание» выявление инициативности и активности в познавательной деятельности. Цель: выявить умение рассуждать, делать умозаключения, выводы.

Материалы: листы с «перепутанным посланием» (два-три предложения

и подпись) и шифром к нему (Приложение 2).

Ход задания. За пять минут до конца занятия экспериментатор объявляет, что в группу пришло зашифрованное послание от кого оно - неизвестно. Он демонстрирует послание и обращает внимание детей, что внизу на этом листочке приложен шифр. После чего экспериментатор раздаёт каждому ребенку листок с «зашифрованным посланием» и шифром, а также помогает детям расшифровать первое слово, которое отмечается детьми на листочке.

Далее объявляется перерыв на десять минут, во время которого экспериментатор предлагает детям, желающим узнать, от кого пришло письмо, дети, не желающие продолжать работу, могут оставить листок на столе и идти гулять. После окончания времени, отведённого на перерыв, дети сдают подписанные листочки.

Результаты проведения диагностического задания фиксировались в протоколе, в котором учитывалось: инициативность, позитивное отношение к познавательной деятельности, самостоятельность и частота обращения к данному заданию (Приложение 3).

Диагностическое задание «О ком я говорю?».

Цель: выявить умение детей целенаправленно задавать разнообразные познавательные вопросы и проявление настойчивости в овладении объектом познания.

Материалы: пять-шесть карточек с изображёнными на них животными (птицы и зверя), названия которых детям не известны (ирбис, сайгак, орикс, ибис, гуменник, стерх).

Ход задания. Экспериментатор говорит ребёнку, что у него есть картинка, с изображением животного, которого зовут интересным именем (сообщается имя), и просит ребёнка отгадать, что это за животное (птица или зверь).

 Далее экспериментатор сообщает, что для того, чтобы отгадать вид животного ребёнку необходимо задавать любые вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», а также нельзя спрашивать зверь это или птица.

После того как ребёнок отгадал, экспериментатор показывает ему картинку с изображением животного и предлагает задать интересующие его вопросы.

Результаты проведения диагностического задания фиксировались в протоколе: умение детей задавать познавательные вопросы (их количество) и проявление настойчивости в овладении объектом познания, активность и инициативность при выполнении задания (Приложение 4).

 Второй этап был направлен на развитие активности и инициативности детей в семье. Мы использовали метод анкетирования родителей.

Цель анкетирования: оценка активности и инициативности детей в условиях семьи. Анкета включает 6 вопросов закрытого характера и 1 вопрос открытого характера. В результате анкетирования выделяли несколько уровней использования методах, способах и средствах развития активности и инициативности детей.

Анализ результатов анкетирования родителей осуществляется нами по следующим критериям:

Положительно «+»

Отрицательно «-»

От 14 и выше положительных результатов- высокий уровень.

От 8 до 14 положительных результатов- средний уровень.

От 0 до 8 положительных результатов- низкий уровень.

Более подробно анкета представлена в (Приложении 5).

 Третий этап направлен на выявление существующей системы взаимодействия педагогов с родителями по развитию активности и инициативности детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации данного этапа мы проводили анкетирование педагогов по проблеме развития активности и инициативности у детей старшего дошкольного возраста; анализ учебно-воспитательных планов.

Нами была составлена и предложена анкета всем педагогам, работающим в исследуемой группе (Приложение 6).

Анкета для педагогов была направлена на изучение особенностей развития воспитателями активности и инициативности дошкольников в условиях ДОУ.

Данная анкета включала в себя восемь вопросов закрытого характера.

Анализ учебно-воспитательных планов педагогов проводится с целью выявить степень представленности проблемы в учебно-воспитательных планах педагогов.

Более подробно учебно-воспитательные планы представлены в (Приложение 7).

Глава 3. Проект на тему: «Формы взаимодействия педагога с родителями по развитию активности и инициативности дошкольников».

Цель проекта - разработать формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей старших дошкольников по развитию познавательной активности и инициативности детей в семье.

Задачи проекта:

Развивать интерес родителей к формированию активности и инициативности старших дошкольников в познавательной деятельности.

Познакомить родителей с разными вариантами форм развития активности и инициативности старших дошкольников в познавательной деятельности.

Развивать умение родителей поддерживать детскую активность и инициативность в познавательной деятельности.

Создать условия для развития активности и инициативности детей старшего дошкольного возраста в семье.

В целях решения поставленных задач были разработаны принципы построения общения родителей с детьми:

Активные и инициативные дети растут у активных и инициативных   родителей.

Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.

Говорите с ребёнком – рассуждайте вслух и обосновывайте свои

суждения.

Задавайте ребёнку как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?».

Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда

не смейтесь над ними.

По возможности путешествуйте с ребёнком.

Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не

отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».

Ходите с ребёнком в музеи.

Проводите совместные игры.

Поощряйте его инициативу и самостоятельность.

Создавайте условия для реализации его замыслов.

Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.

Для реализации взаимодействия педагога с родителями был разработано планирование форм по развитию активности и инициативности дошкольников.

Планирования форм по взаимодействию с родителями для развития активности и инициативности старших дошкольников.

                   Тематика

   Сроки

         Цель

                                    Педагогический мониторинг

1.

Анкетирование родителей на темы: «Какой вы воспитатель?»  

«Понимаем ли мы своих детей»

«В чём активен и инициативен ваш ребёнок»

Октябрь

Январь

Март

Июнь

Оценка активности и инициативности детей в условиях семьи.

2.

Родительское сочинение «Портрет моего ребенка»

ноябрь

Выявить проблему развития активности и инициативности дошкольника.

3.

Экспресс-опросы:

«Насколько вы готовы развивать своего ребенка»

Сентябрь  

Март

Получение отдельных сведений, особо

интересующих исследователя в данный момент по проблеме.

                                        Педагогическая поддержка

1.

Выпуск информационного бюллетеня «Для Вас, родители!» по вопросам воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста

ежемесячно

Решение задач по данной проблеме.

2.

Детско-родительский тренинг «Дай мне сделать самому»

Настроить участников тренинга на совместную деятельность.

3.

Совместные игры- занятия: «Умники и умницы»

«Самый смышленый»

Октябрь

Привлечь внимание родителей к значимости проблемы.

4.

Семинар-практикум «Познаём играя»

Январь

5.

Газеты для родителей:

«Как научить ребенка запоминать» «Развиваем внимание дошкольника»

Ноябрь

Март

6.

Дискуссии на темы: «Если у ребенка нет друзей…», «Каким я вижу своего ребенка в будущем», «Проблемы активного ребенка» «Как организовать детский праздник», «Как развивать инициативность ребенка».

Октябрь Январь

Обсуждение задач по данной проблеме.

                          Педагогическое образование родителей

1.

Родительская встреча: в форме дискуссии «Какие методы можно использовать в развитие активности и инициативности дошкольников»

сентябрь

Обсуждение задач по данной проблеме.

2.

Родительская встреча: в форме творческой мастерской «Учимся развивать ребенка в познавательной деятельности»

декабрь

Обмен опытом по проблеме

3.

Творческая мастерская «Как повысить активность и инициативность ребенка»

февраль

Обмен опытом по проблеме

4.

Родительская встреча: в форме круглого стола «В доме первоклассник»

март

Расширить кругозор не только родителей, но и самих педагогов.

5.

Консультации по образовательным областям «Спрашивайте – отвечаем» и т.д.

Сентябрь- август

Усвоение родителями знаний по развитию активности и инициативности детей.

6.

Родительские клубы по интересам: «Родители будущих школьников» «Коллекционеры»

 «Клуб любителей чтения»

1 раз в квартал

Установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду.

                    Совместная деятельность педагогов и родителей

1.

Создание группового фотоальбома "Наши успехи и достижения "

Май

Создание благоприятных психологических условий

2.

Досуги:

«Мы играем всей семьей»

Ноябрь Февраль Июнь

Способствовать развитию познавательного интереса детей к празднику

3.

Фестиваль семейного творчества, в познавательной совместной детско- родительской деятельности.

1 раз в квартал

Обмен опытом по проблеме.

                       

                                                Библиография.

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] (дата обращения 4.01.2017).
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] http://base.consultant.ru/ (дата обращения 22.01. 2017).
  3. Актуальные проблемы дошкольного образования: становление, развитие, перспективы // Материалы X Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: становление, развитие, перспективы». - Челябинск: РЕКПОЛ.- 2012. – 416 с.
  4. Амосова Ю. В. Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 57-60.
  5. Асмолов А. Г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – Стандарт развития: Выступление на Всероссийском съезде работников дошкольного образования, 22 декабря 2012 г. [Электронный ресурс] URL: http // http://yandex.ru/clck/ (дата обращения 12.08.2015).
  6. Будникова Т. Л. Психолого-педагогические технологии развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 12. – С. 10–14.
  7. Васянова Е. А. Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ [Текст] / Е. А. Васянова // Инновационные тенденции развития системы образования : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 125–128.
  8. Вахрушева Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста / Л.Н. Вахрушева. – М.: Форум, 2014.
  9. Голубева Г.Ф. Проектная деятельность как средство формирования исследовательских способностей и когнитивного развития дошкольников // Вестник Калужского университета. - 2016. - № 2 (31).- С. 29-36.
  10. Жуйкова Т.П. Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования / Т.П. Жуйкова, К.А. Шустрова // Молодой ученый. – 2015. – №8. – С. 921–924.
  11. Зайцева О.Ю. Социокультурный компонент образования как ресурс формирования субъектной позиции дошкольника / О.Ю, Зайцева, В.В. Карих // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. – 2014. – №3 (15). – С. 64–69.
  12. Интерактивная педагогика в детском саду: Методическое пособие / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
  13. Коротаева Е.В., Святцева А.В. Подходы к развитию инициативности детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2.;
  14. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез. - 2012. - 80 с.
  15. Лашкова Л.Л. Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования // Концепт. – 2013. – № S6. – С. 21–25.
  16. Меерович, М.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие [Текст] / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. - М.: ACT,2013. -123с.
  17. Микерова Галина Жоршовна Взаимодействие семьи и образовательных учреждений в организаторской деятельности педагога // Концепт. 2013. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-semi-i-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy-v-organizatorskoy-deyatelnosti-pedagoga (дата обращения: 22.03.2017).
  18. Новикова И.Ю. К проблеме развития познавательной самостоятельности специалиста в контексте современной парадигмы профессионального образования [Текст] / И.Ю. Новикова // Педагогическое образование: актуальные проблемы и перспективы непрерывного педагогического образования: Материалы международного конгресса. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. – С. 136–139.
  19. Новикова И.Ю. Формирование познавательной самостоятельности в контексте компетентностного подхода [Текст] / И.Ю. Новикова // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2012. – №3. – С. 64–68.
  20. Панеш Б. Х. Развитие познавательной активности дошкольников посредством организации экспериментирования с природными объектами // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S25. – С. 31–35.
  21. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников / З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2012.
  22. Сапронова Н. В. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников [Текст] / Н. В. Сапронова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 17 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (8). — С. 38–40.
  23. Синицина И. А. Организация образовательного процесса для детей 5–7 лет в условиях перехода на новые стандарты / И. А. Синицина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2013. – Т. 31, № 3. – С. 120–122.
  24. Синицина И.А. Творческая активность детей старшего дошкольного возраста: диагностика и развитие // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24205 (дата обращения: 22.03.2017).
  25. Тигранова, Л.И. Развитие логического мышления и познавательной активности детей с нарушением слуха / Л.И. Тигранова // Дефектология : научно-методический журнал : издается с 1969 года / Ред. Н.Н. Малофеев, И.А. Коробейников. – 2012. – №2 2012. – с.22-26
  26. Тонкова Ю. М., Веретенникова Н. Н. Активные формы взаимодействия детского сада и семьи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1901–1905.
  27. Хавандеева Е. Ю. Организация детского экспериментирования в самостоятельной деятельности [Текст] / Е. Ю. Хавандеева // Научное сообщество студентов : материалы XIII Междунар. студенч. науч.–практ. конф. / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 24–27.
  28. Шпет В. В. Методические аспекты формирования познавательной активности учащихся на уроках физической культуры в школе [Текст] / В. В. Шпет // Инновационные тенденции развития системы образования : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 29–31.

                                                                                                           Приложение 1

                                       Наблюдение за детьми.

Цель: изучение особенностей проявления активности и инициативности детей в разных видах детской деятельности.

Процедура организации и проведения.

Наблюдение проводится в естественных условиях за свободной деятельностью детей.

Параметры наблюдения.

1. Частота обращений ребенка к деятельности:

- часто;

- редко;

- не обращается.

2. Характер обращений к данной деятельности:

- самостоятельно;

- по инициативе воспитателя или специалиста;

- по инициативе сверстников.

3. Преобладающие виды деятельности:

- игра;

- познание;

- общение;

- труд;

- продуктивная;

- художественная и т.д.

4. Использование необходимых атрибутов, материалов, предметов, содержащихся в предметной среде:

- использует разнообразные атрибуты, материалы, предметы;

- самостоятельно;

- по инициативе взрослого;

- по инициативе сверстника;

- репродуктивно;

- творчески;

- использует однообразные атрибуты, материалы, предметы;

- редко пользуется атрибутами, материалами, предметами для решения задач деятельности.

5. Особенности содержания задач деятельности ребенка:

- соответствуют программному содержанию (предлагаются взрослым);

- компилирует опыт приобретенных представлений и жизненный опыт (формулирует задачи совместно со взрослым);

- формулирует их из реально возникших проблем (в большей степени самостоятельно) и с опорой на жизненный опыт;

- активно применяет культурные практики, самостоятельно экспериментирует, обобщает полученный опыт (видит задачи и варианты их решения в деятельности самостоятельно).

                                                                                                           Приложение 2

                           Задание «Перепутанное послание».

Материалы: листы с «перепутанным посланием» (два-три предложения

и подпись) и шифром к нему (А–1; Б–2; В–3; Г–4; Д–5; Е–6; Ё–7; Ж–8; З–9; И–10; Й–11; К–12; Л–13; М–14; Н–15; О–16; П–17; Р–18; С–19; Т–20; У–21; Ф–22; Х–23; Ц–24; Ч–25; Ш–26; Щ–27; Ь–28; Ы–29; Ъ–30; Э–31; Ю–32; Я– 33.), по количеству детей, карандаши.                                                                                                                                                                                                                    

     

                                                                                                          Приложение 3

    Протокол проведения диагностического задания «Перепутанное

                                                     послание».        

И.Ф. ребенка

Аргумен-

тация

Инициатив-ность

Отношение к деятельности

Самостоя-тельность

 Уровень

     

       

         

       

     

       

         

       

     

       

         

       

     

       

         

       

     

       

         

       

       

       

         

       

       

         

         

         

       

         

         

         

       

         

         

         

       

         

         

         

                                                                                                           Приложение 4

                                                                                                                                 Протокол проведения диагностического задания «О ком я говорю?».

И.Ф. ребенка

Кол-во познаватель-ных вопросов

настойчивость

Самостоятель-ность

  Уровень

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

           

         

         

           

         

           

           

           

           

           

           

         

           

           

           

           

           

           

           

                                                                                                                   

                                                                                                          Приложение 5      

                                Анкета для родителей.

Цель: оценки активности и инициативности детей за пределами ДОУ.

Инструкция: «Уважаемые родители! Просим Вас ответить на следующие вопросы анкеты и оценить активность и инициативность своего ребенка в разных видах деятельности. Просим Вас помнить о том, что самым желательным для нас будет правдивый ответ. Мы очень надеемся на Вашу помощь!»

Содержание анкеты для родителей старших дошкольников.

1. Можете ли вы назвать своего ребенка активным и инициативным?

- часто;

- редко;

- всегда.

2. В каком виде деятельности он проявляет активность и инициативность?

-  игровая;

-  коммуникативная;

-  познавательно-исследовательская;

-  восприятие художественной литературы и фольклора;

-  самообслуживание и элементарный бытовой труд;

-  конструирование из разного материала;

-   изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

-  музыкальная;

-  двигательная.

3. Считаете ли вы, что активность и инициативность имеют негативные стороны (в чём они?):

- да

- нет

- частично

4. Считаете ли вы важным, чтобы ребенок был активен и инициативен?

-да

-нет

-частично

5. Нуждаетесь ли вы в помощи специалистов развития активности и инициативности вашего ребенка дома?

- да

- нет

6. Какие формы взаимодействия с педагогом вам интересны?

- анкетирование;

- беседа с педагогами;

- родительские собрания;

- консультации;

- оформление родительских уголков;

- конференции;

- издание журнала;

- вечера досуга;

- родительские клубы;

          - дискуссии;

- круглые столы.

7. Ваши пожелания.

                                                                                                 

                                                                                                         

                                                                                                      Приложение 6

                             Беседа с педагогом.

Цель: составить представление о работе педагогов в активности и инициативности дошкольников в условиях ДОУ.

          1. Как вы думаете, сегодня развитие активности и инициативности дошкольников это (выберите свой вариант ответа):

- задача не самая важная для современного ДОУ;

- одна из важнейших задач при подготовке ребенка к обучению в школе;

- задача, значимая в соответствии со стандартом дошкольного образования;

- задача, которую должны решать родители дошкольников.

2.        В чем вы видите свои достижения в развитие активности и инициативности детей вашей группы? (выберите свой вариант ответа):

- произвольность поведения;

- самостоятельность;

- развитая эмоционально волевая сфера;

- инициатива в различных видах деятельности;

- стремление к самореализации;

- общительность;

- творческий подход к деятельности;

- высокий уровень умственных способностей;

- познавательная активность и инициативность.

3.        Какие трудности вы испытываете в развитие активности инициативности детей своей группы?

- плохо развита предметно-развивающая среда;

- не достаточно знаний в этом вопросе;

- нет поддержки со стороны родителей.

4.        Планируете ли Вы работу по данному направлению с детьми группы, с которой работаете?

-да

-нет

-частично

5. Какие методы, на Ваш взгляд, целесообразно использовать для развития активности и инициативности детей? (выберите свой вариант ответа):

- поручения;

- поддержка похвала активности;

- предоставление детям вариантов выбора решений;

- подробное объяснение заданий;

- индивидуальное общение с ребенком;

- сюрпризные моменты и элементы новизны;

- отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

- формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия.

6. Какие формы взаимодействия с семьёй по развитию активности и инициативности дошкольников вы используете в своей работе? (выберите свой вариант ответа):

- анкетирование родителей;

- анализ календарных планов;

- беседа с педагогами;

- родительские собрания;

- консультации;

- оформление родительских уголков;

- конференции;

- издание журнала;

- вечера досуга;

- родительские клубы;

- дискуссии;

- круглые столы.

7. Готовы ли вы повысить свой профессиональный уровень по развитию активности и инициативности, если да, то с помощью чего? (выберите свой вариант ответа):

- самостоятельно;

- с помощью курсов;

- стажировки;

- тематические семинары;

- мастер-классы;

- тематические лекции;

- встречи с ведущими специалистами;

- чтение специализированных книг;

- чтение специализированных газет и журналов;

- посещение профессиональных Интернет-сайтов;

- обмен полезной информацией с коллегами.

8. Как Вы считаете, правильно ли организована в вашей группе предметно-развивающая среда для развития активности и инициативности детей?

- да

- нет

- частично

                                                                                                                                                                               Приложение 7                                

                                                            Комплексно-тематическое планирование по ФГОС          

                                                                         в старше-подготовительной группе.

                                                                         Тема недели «Все работы хороши».

                                                                                         Понедельник.

Непосредственно-образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды для самост. деятельности детей

Взаимодействие с родителями (вовлечение в НОД)

1.Познавательно-исследовательская деятельность

(Ознакомление с окружающим)

Тема: "Все работы хороши "

Интеграция образовательных областей:

"Социально-коммуникативное развитие",

"Познавательное развитие"

Задачи:

1. Расширять представления о профессиях.

2. Показать важность каждой профессии.

3. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Утро

- Утренняя гимнастика.

- Беседа «Что такое профессии?» Закрепить представление детей о труде людей разных

профессий.

- Чтение произведения Д.Родари "Чем пахнут ремесла?"

- Д/и «Профессии». Уточнить представления детей о труде взрослых. Расширять знания о предметах, облегчающих труд человека.

Внесение иллюстраций с изображением людей разных профессий.

Рекомендовать родителям по теме НОД:

- рассказать детям о том, какие трудовые действия выполняют они на своих рабочих местах, какие орудия труда используют.

2.Продуктивная деятельность (Рисование)

Тема: "Почтальон "

Интеграция образовательных областей:

"Художественно-эстетическое развитие",

"Познавательное развитие"

Задачи:

1. Упражнять в изображении человека.

2. Закреплять умение рисовать простым карандашом с последующим закрашиванием цветными карандашами.

3. Отрабатывать навык аккуратного закрашивания.

Прогулка 1

- Наблюдение за первыми заморозками. Продолжать знакомить с многообразием природных явлений: изморозь, заморозки. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

- Инд. работа: Развитие движений. Закреплять навыки мягкого приземления на полусогнутые ноги в прыжках в высоту с разбега.

- Игры с выносным материалом.

- П/игра "Воробушки» Упражнять в беге врассыпную, развивать ловкость, быстроту.

Вечер

- Корригирующая гимнастика в постели.

- Беседа на тему "«Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» Развивать речь детей.

- Творческое рисование на тему "Моя будущая профессия". Развивать воображение, фантазию.

Выносной материал: скакалки, мячи.

Попросить родителей принести свои фотографии на рабочем месте.

3. Двигательная деятельность (ФИЗО)

(по плану инструктора по физической культуре)

Прогулка 2

- Наблюдение за изменениями в погоде.

- Инд. работа: закрепить навык ходьбы по узкой дорожке.

- Игры с выносным материалом.

- Подвижная игра "Кот и мыши"

Выносной материал: скакалки, мячи.

                                                                         

                                                                                       Вторник.

Непосредственно-       образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды для самост. деятельности детей

Взаимодействие с родителями (вовлечение в НОД)

1.Коммуникативная деятельность

(Развитие речи)

Тема: Составление сюжетного рассказа по картине "Строим дом"

Интеграция образовательных областей:

"Социально-коммуникативное развитие",

"Познавательное развитие"

Задачи:

1. Учить составлять сюжетный рассказ по картине, придумывать продолжение сюжета, название картины.

2. Воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей.

4. Учить подбирать определения к слову.

Утро

- Утренняя гимнастика.

- Беседа "Как трудятся наши родители". Закреплять умение составлять последовательный рассказ из личного опыта.

- Д/и «Скажи наоборот» учить подбирать слова антонимы, развивать мышление

- Инд. работа: закрепить название дней недели, частей суток.

- Воспитание навыков культуры поведения во время еды.

Прогулка 1

- Наблюдение за туманом. Расширять и уточнять знания об осенних явлениях в природе, учить устанавливать

отличия осенних явлений от летних.

- Инд. работа: прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

- Игры с выносным материалом.

- П/игра " Мы веселые ребята". Развивать ловкость и быстроту бега.

Внесение фотографий родителей с изображением их на своих рабочих местах.

Выносной материал: скакалки, мячи.

Консультация по работе с книгами (методика рассматривания иллюстраций, пересказа, заучивания наизусть).

Предложить родителям принести книги, открытки про различные профессии для мини – библиотеки.

2.Продуктивная деятельность (Лепка)

Тема: "Пирожное"

Интеграция образовательных областей:

"Художественно-эстетическое развитие",

"Познавательное развитие"

Задачи:

1. Учить детей лепить пирожное, защипывать края полученной формы.

2. Закреплять умение украшать изделие узором.

3. Развивать творческую активность.

Вечер

- Корригирующая гимнастика в постели.

- Чтение С. Маршак "Почта". Обобщить представление о труде работников почты, закрепить знание домашнего адреса и правил составления письма.

- Д/игра «Исправь ошибку". Учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий, н-р: Повар лечит, а врач готовит.

- Сюжетно-ролевая игра «Кондитерская». Обратить внимание на взаимоотношения детей во время игры.

Подборка открыток с инструментами, одеждой, различными предметами различных профессий.

Ролевые атрибуты к сюжетным играм.

3. Физическая культура (Организация плавания)

(по плану инструктора)

Прогулка 2

- Наблюдение за погодой вечером. Развивать память, внимание наблюдательность, речь.

- Инд. работа: игровое упражнение «Прыгни дальше». Учить прыгать в длину с разбега.

- П/ игра "Цветные автомобили". Учить соблюдать правила игры.

Выносной материал: мячи, скакалки.

                                                                         

                                                                                          Среда.

Непосредственно-образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды для самост. деятельности детей

Взаимодействие с родителями (вовлечение в НОД)

1.Коммуникативная деятельность (Грамота)

Тема: "Буква Я"

Интеграция образовательных областей:

"Социально-коммуникативное развитие",

"Познавательное развитие"

Задачи:

1.Познакомить с гласной буквой Я и ее условным обозначением - красный квадрат.

2.Учить писать букву Я.

3.Учить читать слоги МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, НА-НЯ, РА-РЯ.

4.Познакомить с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением - зеленый квадрат.

5.Учить читать слова и предложения.

6. Учить записывать предложение схематически, определять порядок следования слов в предложении.

Утро

- Утренняя гимнастика.

- Рассматривание иллюстраций, картинок, фото с изображением сельскохозяйственной техники.

- Чтение стихотворения «Каравай». Беседа о людях,

выращивающих хлеб.

- Просмотр презентации «Откуда хлеб пришел».

- Инд. работа: игровое упражнение "Расскажи, какой хлеб?"

- Д/игра "Найди, кто спрятался". Развивать умение концентрировать внимание, включать части в целое.

- Закреплять навыки культурной еды.

Прогулка 1

- Рассматривание одежды людей. Развивать умение самостоятельно выявлять признаки глубокой осени.

- Инд. работа: "Самый быстрый", - упражнять в беге, выполняя задания на совершенствование умения ориентироваться в пространстве.

- Труд: сбор опавших листьев. Воспитывать трудолюбие.

- Игры с выносным материалом.

- П/игра "Птички и дождик",- развивать внимание, координацию движения.

Вечер

- Корригирующая гимнастика в постели.

- Дидактическая игра «Назови профессию и действия»

(пахарь-землю пашет, комбайнер, агроном, тракторист…)

-Заучивание скороговорки «Петр-пекарь пек пироги в печи»

- Д/ игра «Угадай на вкус» (хлеб, сушки, пряник, пирог..)

Прогулка 2

- Наблюдение за состоянием погоды вечером. Развивать наблюдательность.

- Инд. работа: игровое упражнение "Подбрось-поймай"

- П/игра "Птички и кошка". Учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.

Внесение репродукции картины Г.Мясоедова "Жатва",

иллюстраций сельскохозяйственных машин, оборудования,

картинок, иллюстраций по теме «Хлеб»,

 

Выносной материал: трудовой инвентарь.

Внесение д/игры "Назови профессию и действия".

- Рекомендовать родителям по теме НОД:

- Закрепить умение читать слоги.

-Предложить воспользоваться сетью интернет для расширения знаний детей о многообразии сельскохозяйственной техники.

2.Музыкально-художественная деятельность (Музыка)

(по плану музыкального руководителя)

Посоветовать родителям прочитать рассказы Г.Юрминой «Комбайнер», Л.Вороновой «На дальнем поле», побеседовать по их содержанию.

3.Продуктивная деятельность (Конструирование из полосок бумаги)

Тема: "Плетеные поделки"

Интеграция образовательных областей:

"Художественно-эстетическое развитие",

"Познавательное развитие"

Задачи:

1.Познакомить детей с техникой плетения для создания на основе этого способа разных поделок.

2.Развивать мелкую моторику и чувство цвета при выборе бумаги.

                                     

                                                                                 

                                                                                        Четверг.

Непосредственно-образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды для самост. деятельности детей

Взаимодействие с родителями (вовлечение в НОД)

1.Двигательная деятельность (ФИЗО)

(по плану инструктора по физической культуре)

Утро

- Утренняя гимнастика.

- Беседа "Кто это знает и умеет?" Расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.

- Д/игра «Я начну, а вы закончите». Закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий, н-р: Если бы не было учителей, то …

- Инд. работа: закреплять умение работать ножницами.

- Продолжать совершенствовать навыки вежливого обращения детей к взрослым и сверстникам.

Прогулка 1

- Наблюдение за поведением птиц. Уточнить

представления детей об изменении образа жизни птиц

осенью; установить связь между погодой, изменениями

состояния растений и образом жизни птиц.

- Инд. работа: отрабатывать прыжки на одной ноге. Учить энергично отталкиваться и правильно приземляться.

- П/игра "Мы - осенние листочки",- развивать координацию движений, внимание.

Вечер

- Корригирующая гимнастика в постели.

- Вечер загадок. Закреплять умение детей отгадывать загадки. Создать хорошее настроение.

- Дидактическая игра "Живое - неживое". Развивать мыслительные процессы.

Прогулка 2

- Наблюдение за изменениями погоды вечером Сравнить вечернюю погоду с дневной. Что изменилось? Развивать наблюдательность.

- Инд. работа: "Достань до предмета" (прыжки на месте на двух ногах)

- П/игра "Чье звено быстрее соберется?"

Улучшать технику бега.

Внесение трафаретов для вырезывания.

Выносной материал: флажки, скакалки,

султанчики.

Внесение д/игры "Живое-неживое"

Выносной материал: флажки, скакалки, султанчики.

Рекомендовать родителям по теме НОД:

- Закрепить умение писать цифры от 1 до 7.

Рекомендовать родителям

Побеседовать с детьми о семейных традициях, профессиях, династиях (вклад взрослых в развитие промышленности и сельского хозяйства города и села)

2. Познавательно-исследовательская деятельность (ФЭМП)

Тема: "Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7; состав числа 7 из двух меньших.

Интеграция образовательных областей:

"Социально-коммуникативное развитие ",

"Познавательное развитие"

Задачи:

1. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

2. Продолжать знакомить с цифрой 7, составом числа из двух меньших чисел.

3. Закреплять умение писать цифры от до 7.

2 часть - Логика

Цель: придумать первый ход гусеницы.

3.Чтение (восприятие) художественнойлитературы

Тема: Чтение стихотворения С.Михалкова "А что у вас?"

Интеграция образовательных областей:

"Познавательное развитие"

"Социально - коммуникативное развитие"

"Художественно.- эстетическое развитие"

Задачи:

1. Формировать эмоциональное восприятие произведения.

2. Обогащать словарь определениями.

3. Активизировать использование в речи глаголов, синонимов,

антонимов.

                                     

                                                                                        Пятница.

Непосредственно-образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды для самост. деятельности детей

Взаимодействие с родителями (вовлечение в НОД)

1. Продуктивная деятельность (Рисование)

Тема:" Веселый клоун"

Интеграция образовательных областей:

"Художественно-эстетическое развитие",

"Познавательное развитие"

Задачи:

1. Учить рисовать клоуна с передачей настроения и движения.

2. Вызвать интерес к самостоятельному поиску характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным.

3. Развивать эстетическое восприятие.

Утро

- Утренняя гимнастика.

- Беседа "Все профессии важны, все профессии нужны". Закрепить представление о профессиях людей, уточнять и расширять словарный запас по данной теме.

- Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть».

- Инд. работа: закрепить знание геометрических фигур.

- Продолжать учить правильно пользоваться столовыми приборами.

Прогулка 1

- Наблюдение за рябиной. Продолжать наблюдение за рябиной осенью; учить находить сходство и различия красной и черной рябины.

- Инд. работа: игровое упражнение "Пройди осторожно". Закреплять умение ходить змейкой между предметами.

- П/игра "Совушка".

- Труд: сбор опавших листьев на участке. Воспитывать трудолюбие.

Вечер

- Корригирующая гимнастика в постели.

-Создание фотоколлажа «Мир профессий»

- Дидактическая игра "Скажи какой". Учить называть признаки предмета, используя несколько определений.

Прогулка 2

- Наблюдение за погодой. Учить самостоятельно определять состояние погоды.

- Инд. работа: закрепить навык ходьбы по

узкой дорожке.

- П/игра " Разноцветные автомобили", развивать двигательную активность.

Иллюстрации с изображением профессий.

Рекомендовать родителям по теме НОД:

- Закрепить дома

навыки пользования

акварелью.

Предложить родителям просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы».

2. Музыкально-художественная деятельность (Музыка)

(по плану музыкального руководителя)

Выносной материал: мячи, скакалки; трудовой инвентарь.

Внесение дидактической игры "Скажи какой"

Выносной материал: мячи, скакалки.

3. Физическая культура (Организация плавания)

(по плану инструктора)

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Активные формы взаимодействия педагога с родителями»

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педа...

«Формы взаимодействия педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста». Консультация

Одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе — своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Как пок...

Самообразование, тема: "Внедрение активных форм взаимодействия педагогов и родителей в интересах ребенка."

    В последнее время много нового появляется во взаимодействии и поиске контакта семьи с дошкольным учреждением.  Но основной идеей является то, что в воспитании детей основная ...

Проект «Внедрение активных форм взаимодействия педагога и родителей в интересах ребенка»

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, б...

Творческий отчет по теме самообразования " Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в условиях ДОУ"

laquo; Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в условиях ДОУ»...

Педагогический опыт работы воспитателя «Активные формы взаимодействие педагога с родителями»

В данном материале собраны актуальные формы и методы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимые для повышения активности родителей как участников образовательного процесса....