Мастер класс для педагогов "Поиграем в сказку"
методическая разработка по психологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_poigraem_v_skazku.docx | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка- «Слободо –Туринский детский сад «Солнечный»
Мастер – класс по развитию эмоциональной сферы дошкольников «Поиграем в сказку» для педагогов ДОУ.
Составитель:
Клишина Евгения Александровна,
педагог-психолог,
высшая квалификационная категория
с. Туринская Слобода, 2024 г.
1 ЭТАП: Презентация педагогического опыта
Цель: знакомство с приемами развития эмоциональной сферы, снятия психоэмоционального напряжения при использовании сказкотерапии. Задачи: 1. Образовательные – знакомство педагогов с технологией сказкотерапия для детей дошкольного возраста
2. Развивающие – поддержка и развитие творческого воображения, познавательного интереса, самовыражения, мышления, внимания; развитие коммуникативных качеств.
3. Воспитательные – вовлечение педагогов в групповое взаимодействие, развитие групповой сплочённости, создание атмосферы взаимной поддержки и установление позитивного настроения.
Методы: 1. Сказкотерапия. 2. Игры и упражнения направленные на контакт с педагогами. 3. Эмпатия. 4. Компьютерные технологии (медиапроектор) 5. Арттерапия (работа с рисунком) 6. Игровая терапия (игры и упражнения, психогимнастика, ролевые игры)
Материалы и оборудование: медиапроектор, массажные мячики, наждачная бумага, материалы для продуктивной деятельности, земля в контейнере, зерна, лейка, смайлики с веселой и грустной мимикой, изображение совы.
Ход
Добрый день, уважаемые коллеги! Звучит волшебная музыка
Приглашаю вас отправиться со мной в сказку.
В своей работе использую технологию сказкотерапия
Актуальность: Метод сказкотерапии имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно. Ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Исследования ученных показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. «Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты» – так перефразировали известную пословицу психоаналитики.
В моей работе с детьми одно из центральных мест занимает метод «Сказкотерапии», поскольку данный метод обеспечивает комплексное воздействие на социально-личностную сферу ребёнка. Важной специфической особенностью воспитания методами сказкотерапии является возможность использования эмоционального воздействия произведений искусства (каковыми, по сути, являются сказки) и творческой деятельности на личность ребенка для усиления воспитательного эффекта. Эта эффективность усиливается при организации комплесного подхода к восприятию: чтение художественного произведения в музыкальном сопровождении, просмотр иллюстраций, чтение сказок о природе в живописном месте и др.
Формирование нравственных качеств личности под влиянием сказки усиливается воздействием на различные органы чувств - слух, зрение, что обеспечивает достижение детьми высокоэмоционального состояния, что способствует реализации воспитательных задач и переходу к самовоспитанию. Совместное слушание сказок, сопереживание помогает наладить нравственный климат в детском коллективе. Ребята, делясь своими эмоциями, становятся более внимательными друг к другу, более доброжелательными, открытыми, сопереживающими. Начинают помогать друг другу.
Используя метод «Сказкотерапии» в системе деятельности преследую такие цели: психологическая подготовка ребенка к коррекционной работе; снизить уровень тревожности и агрессивности; развить умение преодолевать трудности и страхи; развить способности к естественной коммуникации; развитие речи детей.
Работа с детьми по сказкам строится по следующему алгоритму: сначала дети слушают сказку, затем рассказывают сказку, вместе мы «проживаем» сказку и далее дети сочиняют свою сказку.
Во время слушания сказки, тексты читаются детям дважды, в медленном темпе. Далее, осуществляется разбор содержания сказки в вопросно-ответной форме. Каждая организованная образовательная деятельность сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, находить адекватное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Только после «проживания сказки» мы переходим к самостоятельному сочинению сказок, что приближает ребенка к такому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.
Для этого использую различные формы работы со сказкой:
1. Анализ сказок. Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведение героев.
Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: «Как вы думаете, о чем эта сказка?», «Кто из героев больше всего понравился и почему?», «Почему герой совершил те или иные поступки?», «Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?».
2. Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как Сказку о колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги».
3. Передумывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и так далее. Передумывая сказку, дописывая свой конец, или вставляя, необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения — в этом заключается психокоррекционный смысл передумывания сказки.
4. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведение куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которых обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявлять.
5. Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели.
При использовании данной технологии стремлюсь достичь следующих результатов: социализация детей, инициатива и самостоятельность в разных видах деятельности, положительное отношение к миру; активное взаимодействие со сверстниками; развитое мышление, воображение, речь, память; профилактика асоциального поведения детей.
В ходе мастер – класса предлагаю придерживаться следующих правил «Правила мастер- класса»
Доброжелательность Уважение Искренность Активность Высказывания по кругу Добровольное участие.
2 ЭТАП: Представление собственной системы .
Предлагаю Вашему вниманию варианты использования технологии сказкотерапия с детьми дошкольного возраста.
Дидактическая игра «Кто лишний?» Из предложенных героев сказки педагоги называют лишнего героя. (слайды)
Бабка, дед, Курочка ряба, собака Жучка;
Иван Царевич, три медведя;
Три поросенка , лиса;
Петух, лиса, волк, заяц;
Гуси-лебеди, Иванушка, Аленушка, Кощей;
Буратино, Мальвина, Пьеро, Золушка.
Работа творческих групп. «Дорисуй сказку» Педагогам предлагается разделиться на две творческие группы и дорисовать сказку «Зашифруй сказку» (на наждачной бумаге) Педагогам предлагается на наждачной бумаге с помощью мелков зашифровать сказку. Каждая из творческих групп шифрует сказку и отгадывает зашифрованную сказку другой группы «Преврати геометрическую фигуру в сказочного героя» Педагогам предлагается составить из геометрических фигур сказочного героя Превратите, пожалуйста, фигуру в сказочного героя. По окончании работы педагоги рассказывают, кого изобразили
«Шарики» Набрать и удержать как можно больше шариков.
Двигательная гимнастика «Гусеница» (с массажными мячиками) Предлагаю отдохнуть и поиграть! Превратимся в большую сказочную гусеницу. Ваша задача - пройти, не уронив мячики, удерживая их грудью и спиной. Первый участник держит мячик на вытянутых руках. Дотрагиваться руками до мячиков нельзя! Педагоги двигаются по кругу под музыку
Релаксация «Сказочный дворец» .
А теперь закройте, пожалуйста, глаза. Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми. И вот однажды вы ехали через поле. Вокруг летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы — они собирали мед. Пели птицы — они радовались, что вы едете через их поле. Пахло цветами и свежей земляникой. И вот на холме вы увидели Прекрасный Дворец. Что-то внутри подсказало, что для вас очень важно поехать именно туда. И вы направились по дороге, ведущей ко Дворцу. Когда вы вошли во Дворец, вы были поражены его красотой. Все здесь было удобно и красиво. Как будто кто-то строил этот Дворец специально для вас. И вы поняли, что в этом Дворце вы найдете что- то очень важное для себя. Вы пошли по Дворцу своей легкой и уверенной походкой. Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите. Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас вы делаете глубокий вдох. и выдох. Возьмите с собой все то хорошее,что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.
Этюд «Посей добро». Звучит музыка
Предлагаю вам посеять семена добра в волшебной стране, которая называется ДЕТСТВО. (педагоги подходят к контейнеру с землей и сеют семена). Представьте, что семена – это дети, а вы – волшебники. Польем семена «живой водой». Надеюсь, что они дадут хорошие всходы. В ваших силах превратить жизнь детей в сказку, ведь они в нее еще так верят!
Рефлексия Уважаемые коллеги! Наша встреча подходит к концу. Прикрепите, пожалуйста, смайлики на символ мудрости и знаний- Сову, учитывая ваше настроение от проделанной работы. Педагоги прикрепляют смайлики на изображение Совы.
«Ваши впечатления». Предлагаю ответить на вопросы:
1. С каким настроением вы уходите с нашей встречи?
2. Что было для вас непривычным?
3. Удовлетворены ли вы своей работой?
4. Что вам не понравилось?
5. Что было интересным? Нужным? Полезным?
6. Каковы ваши ощущения от работы?
В доброй сказке, как всегда,
Что ни пожелается,
Все всегда произойдет,
Все всегда сбывается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс на тему: «Использование сказки в речевом развитии дошкольников».
Для формирования раскрытия творческого потенциала личности ребенка дошкольника....
Мастер - класс для воспитателей «Математическая сказка»
Конспект обучающего занятия для воспитателей по обучению работы на интерактивной доске....
Мастер - класс. Развивающее панно: "Зимняя сказка"
Мастер - класс "Зимняя сказка" - для развития у детей фантазии, речи и мелкой моторики....
Мастер- класс для родителей «Зимняя сказка» ( нетрадиционные техники рисования)
Конспект мастер-класса для родителей...
Мастер-класс для родителей «Создадим сказку» (тестопластика)
Лепка из солёного теста – это одно из самых популярных художественных занятий. Мука и соль – природные, экологически безопасные продукты, при соединении которых получается чудесный материа...
МАСТЕР-КЛАСС «По следам любимой сказки»
МАСТЕР-КЛАСС«По следам любимой сказки» О.В. Павлова,воспитатель 1 квалификационной категориизаместитель по методической работе Аскарова А.Ю.слайд№2 слова президента «Язык, история, культура...
Мастер-класс для педагогов "Осторожные сказки"
Мастер-класс для педагогов "Осторожные сказки". Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок....