Инновационная деятельность в ДОУ. Тераплей-игры, как фактор развития и формирования отношений между воспитанниками.
материал по психологии

Типалова Елена Владимировна

Тераплей - игровой метод. Основная часть терапии – это интерактивные, подвижные игры. Именно через игру взрослый транслируют ребенку новый стиль отношений. Он применим для детей, которые еще не освоили речь в силу возраста (с первых месяцев жизни), а также которые по тем или иным причинам не разговаривают.

Тераплей – мультисенсорный метод. В тераплей используются все органы чувств. Используется тактильный и зрительный контакт, движение, вестибулярная стимуляция. Так что тераплей может быть использован как дополнительная терапия при нарушениях сенсорной интеграции.

Вместо того, чтобы навязывать свое собственное мнение о потребностях, Тераплэй помогает взрослому отвечать на потребности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл terapley_igry.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность в ДОУ. Тераплей-игры, как фактор развития и формирования отношений между воспитанниками.

Тераплей - игровой метод. Основная часть терапии – это интерактивные, подвижные игры. Именно через игру взрослый транслируют ребенку новый стиль отношений. Он применим для детей, которые еще не освоили речь в силу возраста (с первых месяцев жизни), а также которые по тем или иным причинам не разговаривают.

Тераплей – мультисенсорный метод. В тераплей используются все органы чувств. Используется тактильный и зрительный контакт, движение, вестибулярная стимуляция. Так что тераплей может быть использован как дополнительная терапия при нарушениях сенсорной интеграции.

Вместо того, чтобы навязывать свое собственное мнение о потребностях, Тераплэй помогает взрослому отвечать на потребности ребенка.

 Тераплей был разработан в 60-е годы американским психологом Энн Дженберг на основе теории привязанности Джона Боулби и игровой терапии для детей аутистов Остина ДеЛорье.

         Актуальность применения метода тераплей

·        дефицит регуляторных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста;

·        длительный и сложный период адаптации при поступлении  в детский сад и школу, при переходе на новый уровень обучения;

·        неумение работать в команде;

·        нарушение отношений «ребенок-взрослый» (детско-родительских отношений и отношений ребенка с учителем/воспитателем);

·        важность создания ситуации успеха для каждого ребенка

            В каких ситуациях применять тераплей-игры

·        важно повысить сплоченность в коллективе;

·         у участников взаимодействия есть сложности в коммуникации;

·         у участников взаимодействия есть регуляторные проблемы

 

  Согласно тераплей взрослый/родитель   должен обеспечить безопасную предсказуемую среду для развития ребенка. В воспитании должны присутствовать порядок, режим и ограничения, на языке тераплей это называется «структура».

Таковы идеальные отношения родителей (причем обоих полов) к младенцу. А что же дальше? Как должно меняться отношение родителя по мере взросления ребенка. Тераплей считает, что должны меняться формы в которых выражается вышеописанное отношение, но суть должна оставаться неизменной. Т.е. и в отношениях к ребенку раннего возраста, и к дошкольнику, и младшему школьнику, и даже в какой-то мере к подростку должны сохраняться все те же 4 элемента характерные для здоровых отношений родителя к младенцу, а именно: вовлеченность, структура, забота и вызов. Рассмотрим подробнее, что в тераплей понимают под этими терминами:

 Вовлеченность. Цель состоит в том, чтобы ребенок почувствовал, что его «видят» и «чувствуют». Игры на вовлечённость создают условия для приятного, синхронного взаимодействия, предлагают по-новому взглянуть на жизнь, помогая родителю и ребенку испытать общую радость близкого общения.

Примером игр на вовлеченность могут служить: игры с мыльными пузырями, «Бип-хрю». «Поймай игрушку», «Сдуй ватку».

Играем:  сдуй шарик; путаница.

   Структура. В играх на структуру мы обеспечиваем последовательность и регуляцию. 
Это особенно важно для детей гиперактивных, рассеянных, склонных к перевозбуждению или имеющих сильную потребность контролировать происходящее. 
Этот навык особенно полезно освоить взрослым, которые испытывают трудности в установлении ограничений и/или неуверенно себя чувствуют в роли лидера.

Примером игр на структуру могут быть игры «зеркало», «силуэты», «зеленый свет, красный свет» Т.е. это игры похожие на те, которые предлагают Лютова и Монина для гиперактивных детей.

Играем:  катаем мяч на шарфике; вставай, я смотрю на тебя.

     Забота. Благодаря успокаивающим, нежным играм на заботу ребенок начинает ощущать мир безопасным, теплым и надежным, и убеждается в том, что взрослый сможет обеспечить ему комфорт и безопасность. В процессе игр у ребенка создается внутреннее представление, что его любят и ценят.

Примером ритуалов заботы могут служить: веселый массаж типа «рельсы, рельсы….», кормление из рук, расчесывание волос, колыбельная, забота о ранках.

Играем:  помазать ранку, прогноз погоды.

     Вызов. Игры на Вызов помогают ребенку пойти на умеренный риск согласно его возрасту, и он чувствует свою компетентность и уверенность.

Для создания вызова могут использоваться следующие игры: «гонки на четвереньках», «гора из подушек», теннис с воздушным шаром, «Толкай подушку» и др.  

Эти игры особенно полезны детям тревожным, замкнутым, робким и склонным к избыточному самоконтролю; они также используются в терапии при работе на стадии сопротивления. 
Они также полезны взрослым, которые имеют завышенные ожидания от ребенка, не соответствующие его возрасту, или склонны конкурировать.

Играем: смешное пианино; теннис воздушным шариком.

В процессе диагностики выявляется какие из 4-х элементов идеальных отношений недостает взаимодействию взрослого и ребенка и планирует так, чтобы восполнить недостающие элементы. Для этого включаются коммуникативные игры и игровые ритуалы, направленные на создание в отношениях с ребенком недостающих элементов.

Тераплей базируется на следующих принципах:

1.     интерактивный метод, фокусирующийся а отношениях. В центре внимания отношения родителя и ребенка, терапевт и родители сотрудничают, чтобы вовлечь ребенка в более здоровые отношения. 

2.     обеспечивает опыт прямого взаимодействия здесь и сейчас. Вместо того, чтобы обсуждать события, которые имели место в прошлом (как во многих других направлениях психотерапии), терапевт создает новые формы взаимодействия с ребенком, которые удовлетворяют его здесь и сейчас. Также терапевт реагирует на проблемные реакции ребенка теми способами, которые ведут к более здоровому общению. Затем к терапевтическому взаимодействию подключаются родители.

     Риски использования тераплей:
неприятие, сопротивление
РЕШЕНИЕ:
изменение задания, принятие условий ребенка

   Использование тераплей в ДОУ 

„   В детском саду у детей закладываются умения общаться и взаимодействовать с окружающими, понимать других и себя, доверять и дружить.

„  Общаясь с ребёнком в игре, можно легко найти общий язык, понять потребности, попасть на одну волну. И главное - выстроить крепкие отношения, передать СЧАСТЬЕ ПО НАСЛЕДСТВУ.

  Открывая каждый день новую игру Тераплэй и напитываясь ресурсом, вы получите:

·        Ребёнок захочет сам учиться. Разовьётся фантазия, мыслительная деятельность

·        Ребёнок будет сам играть и исследовать мир

·        У вас освободится время. Укрепится внутренняя связь между взрослым и ребёнком

·        Потратив 10 минут, вы получаете результат на всю жизнь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: "Роль педагога в формировании отношений между детьми в процессе сюжетно-ролевой игры"

Целью данной консультации является психологическое просвещение педагогических работников...

Методическое обеспечение. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие": перспективный план по толерантному воспитанию и гармонизации межнациональных отношений между воспитанниками "Дружные национальности Российской Федерации"

Задачи: расширить представления о родной стране, государстве и народных праздниках; знакомить с народными традициями и обычаями. Формировать интерес к своей малой Родине, рассказывать детям о достопри...

Отчет по инновационной деятельности на тему "Моделирование как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста"

В отчете по инновационной деятельности представлены цели, задачи, объект исследования, предмет исследования. Гипотеза: использование моделей в воспитательно-образовательном процессе МДОУ и обучение де...

Система работы по организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста как фактор развития их познавательной активности

Проблемы модернизации образовательного процесса в ДОУ и школе.Педагогический форум Самарского региона 2019 года...

Технологическая карта НОД. Развитие речи. Формирование коммуникативной компетенции воспитанников 5-6 лет.

Панченко Анна Павловна 04.01.2021Речевое развитие  5-6 лет, старшая группа «А»«Ознакомление с предложением»Формирование коммуникативной компетенции воспитанников 5-6 лет&l...

« Инновационная деятельность как ресурс профессионального роста педагогов и развития ДОУ»

Инновационные процессы являются закономерностью развития современного дошкольного образования и затрагивают, в первую очередь, систему дошкольного образования  как начальную ступень раскрытия пот...