Тренинг для педагогов ДОУ по профилактике ПЭВ
план-конспект занятия по психологии

Галашева Алина Олеговна

Конспект тренингового занятия для педагогов и администрации ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_pedagogov_pev.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов  «Профилактика профессионального выгорания»

Цель: профилактика психологического здоровья, ознакомление с приемами саморегуляции.

Задачи:

-снять эмоциональное напряжение, посредством группового взаимодействия;

-познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;

-создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;

- повысить уровень психологических знаний, сформировать желание использовать их в работе над своими проблемами;

-совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию;

- сформировать потребность в саморазвитии.

Материалы и оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, ручки, портативная колонка, релаксационная музыка, краски, мелки, открытки, видео «1 минута», карты, картинки с изображением времени, человека, рукопожатия, галочки, смайлика и красок.

Организация тренинга: группа педагогов до 20 человек.

Продолжительность тренинга: 40 – 60 минут.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по залу.

Ход тренинга

Упражнение «Рассказ о себе».

Психолог: - Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на тренинге! Давайте поприветствуем друг друга, представимся и расскажем немного о себе с помощью карт с изображениями. Я попрошу вас выбрать наиболее понравившеюся вам карту, которая отражала бы ваше внутреннее состояние на данный момент (участники выбирают карту и по очереди рассказывают о себе).

«Правила тренинга». 3 мин.

Я предлагаю проговорить правила работы в группе на протяжении тренинга:

  • Правило одного микрофона;
  • Правило 3 В – взаимоуважение, взаимопонимание, взаимопомощь;
  • Правило «Здесь и сейчас»;
  • Правило Филиппа Киркорова – «Хочешь идти – иди, хочешь забыть - забудь»;
  • Правило Ивана Дорна – «Не надо стесняться!».

Видеоролик «1 минута». (на экране запускается таймер на 1 минуту)

Психолог: Поделитесь пожалуйста вашими ощущениями, мыслями, догадками, что мы сейчас делали? (ответы участников).

Психолог: Прямо сейчас мы наблюдали за тем, как проходит наше время. Давайте подумаем и поделимся друг с другом, ЧТО можно успеть сделать за 1 минуту? (ответы участников).

Психолог: Каждый день в нашем распоряжении 1440 минут. И только мы решаем, как и на что мы их потратим. Вы не можете потерять время и вернуть его обратно. Время нельзя потратить и заработать его снова. Время нельзя купить, взять взаймы или добыть любыми другими способами.

Самый ценный ресурс, которым вы обладаете – это время. Всегда помните об этом и правильно им распоряжайтесь.

Психолог крепит на доску картинку с изображением времени.

Упражнение «Список заботы».

Психолог: Сейчас я порошу вас написать на листке список состоящий из 10 людей о которых вы заботитесь. Делиться информацией мы не будем. (участники пишут список)

Психолог: Поднимите пожалуйста руку, кто включил в этот список себя? (ответы участников). Давайте вспомним, чему учат нас стюарды и стюардессы на борту самолёта проводя инструктаж? (одеваем кислородную маску сначала на себя, а затем на ребёнка). Самый важный человек в вашей жизни – вы сами! Если вы не будете, в первую, очередь заботиться о себе, вам будет сложно заботиться о других.

Психолог крепит на доску картинку с изображением человека.

Упражнение «Моё хобби»

Психолог: Теперь я попрошу вас на обратной стороне листа написать ваше хобби, ваши любимые занятия или попросту «в чем вы особенно хороши» и в течении 10 минут в свободной форме поделится с каждым из присутствующих – чему вы могли бы научить его и чему могли бы научиться сами у вашего напарника.

Психолог: Одним из важных факторов поддержки, развития, самопознания, самоподтверждения является взаимодействие с другими людьми. Взаимодействуя с другими, человек больше и лучше узнает себя. Общение помогает чувствовать себя полноценной личностью. Способствует обмену эмоциями, координации событий и достижению согласия в совместной деятельности. Передачи и принятию актуальной информации.

Психолог крепит на доску картинку с изображением рукопожатия.

Упражнение «Дадим отпор…»

Психолог: Сейчас мы все встанем в круг. Я буду называть различные страхи и опасности. Если кто-то из вас боится того, что было озвучено, то вы становитесь в круг. Все остальные, оставшиеся за кругом, в течение 5 секунд возьмутся за руки (как бы защищая тех, кто вошёл в круг) и громко, дружно скажут: «Дадим отпор...». Основные критерии этого упражнения – быстрота, громкость и дружность защиты! (Фразы психолога начинаются со следующего выражения: «На нас напали...» Ответ участниц начинается с фразы: «Дадим отпор...»)

Тарантулы;

Неуверенность;

Тревога;

Страх;

Внутреннее напряжение;

Отчаяние;

Беспокойство;

Боязнь не соответствовать ожиданиям окружающих.

Упражнение «Мыслить позитивно».

Психолог: Когда нас одолевает чувство страха или тревоги, наши мысли зачастую становятся негативными. Приём «переформулировки» - это смена точки зрения, отношения к чему либо, без изменения самой ситуации. Правило очень простое: когда происходит что- то неприятное, негативное – ищите позитив, выигрыш, который можно извлечь из данной неприятной ситуации.   Я предлагаю вам разделиться на две команды. Сейчас я предложу вам ситуации, а вас попрошу извлечь из них пользу!

  1. Что может быть хорошего в том, что вы опоздали на автобус?
  2. Что может быть положительного в том, что у вас нет денег на отпуск?
  3. Какой плюс можно обнаружить в том, что вы простудились?
  4. Какую позитивную сторону можно увидеть в отключении света во всём доме?

Психолог: Что бы ни происходило, во всём постарайтесь находить положительные моменты.

Психолог крепит на доску картинку с изображением смайлика.

Притча «Опусти стакан».

Психолог: Профессор начал занятие с того, что взял в руки стакан с водой и спросил сидящих в аудитории студентов:

– Кто знает, каков вес этого стакана?

Студенты зашептались.

– Около двухсот грамм! Триста! Четыреста! – слышались выкрики.

– Честно, я и сам не знаю точного ответа, – сказал профессор. – Но это сейчас не главное. У меня такой вопрос: что будет, если я буду держать этот стакан в вытянутой руке 2 минуты?

– Ничего, – удивленно ответили студенты.

– Действительно ничего, – продолжал профессор. – А если 2 часа?

– У вас заболит рука, – выкрикнул студент.

– А если я буду держать его в вытянутой руке целый день?

– Скорее всего, рука онемеет. И высока вероятность мышечного расстройства.

– А как вы думаете, изменится ли вес этого стакана от того, что я его целый день буду держать?

– Нет, не изменится, – удивленно переглянулись студенты.

– И что же сделать, чтобы исправить эту ситуацию?

– Просто поставить стакан на стол, – предположил один из студентов.

– Вот именно! – воскликнул профессор. – Запомните: точно так же нужно поступать с жизненными трудностями. Задумайся о проблеме на 2 минуты – и она окажется рядом с тобой. Думай над ней 2 часа – и она станет засасывать тебя. Думай о ней целый день – и она парализует тебя. От долгих размышлений «вес» проблемы не уменьшается, а наоборот увеличивается. Только действие позволяет справиться с ними. Очень часто даже самое простое, но своевременное действие лучше бесконечных размышлений. Решите проблему или отложите в сторону, иначе она поглотит вас целиком.

Психолог крепит на доску картинку с изображением галочки.

Психолог: В самом начале нашего тренинга вы выбрали изображение, которое так или иначе характеризует вас. Сейчас я предлагаю вам нарисовать новую картину. Проанализируйте ваше эмоциональное состояние, ваши ощущения, выводы, которые вам удалось сделать за проведенное на тренинге время. Выберите наиболее комфортный для вас инструмент и создайте новое произведение. Добавьте в вашу жизнь ярких красок!

Психолог крепит на доску картинку с изображением красок.

Под релаксационную музыку участники тренинга рисуют свои картины. После выполнения упражнения, участники делятся своими картинами друг с другом.

Психолог:

- Введите разумный баланс в вашу жизнь: семья, работа, отдых, любимые дела.

- В событиях, явлениях, человеке ищите что-то положительное.

- Каждый свой рабочий день мыслите позитивно. Держите себя в оптимистических рамках.

- Успевайте жить! Не ждите светлого будущего, а наслаждайтесь имеющимся настоящим. Живите здесь и сейчас. Непременно планируйте на каждую неделю какое-то дело, которое принесёт вам радость!

- Прислушивайтесь к себе, к вашему «внутреннему голосу».

И сейчас я предлагаю сделать именно это! Выберете открытку, прочитайте её про себя и прислушайтесь к вашему «внутреннему голосу».

Психолог: Я благодарю вас за то, что сегодня вы поделились со мной самым ценным – вашим временем! Надеюсь, что вы провели его с пользой, получили положительные эмоции, новые впечатления. До новых встреч!

Уважаемые коллеги!

Ваше мнение о прошедшем тренинге очень важно для нас. Ваши отзывы помогут сделать нашу совместную работу еще более эффективной.

Пожалуйста, оцените тренинг, отвечая на предложенные Вам вопросы, по 5 бальной шкале, где 1 – соответствует минимальной оценке, а 5 – максимальной. Будем рады получить ваши комментарии к вопросам.

 Общая оценка тренинга:                                 1          2          3          4          5

Насколько материал тренинга обладает для вас практической ценностью:                                                       1          2          3          4          5

Насколько комфортно вы чувствовали себя на тренинге:                                                          1          2          3          4          5

Общая оценка профессионализма тренера:  1          2          3          4          5

Ваши пожелания: _____________________________________________________________________________

Уважаемые коллеги!

Ваше мнение о прошедшем тренинге очень важно для нас. Ваши отзывы помогут сделать нашу совместную работу еще более эффективной.

Пожалуйста, оцените тренинг, отвечая на предложенные Вам вопросы, по 5 бальной шкале, где 1 – соответствует минимальной оценке, а 5 – максимальной. Будем рады получить ваши комментарии к вопросам.

 Общая оценка тренинга:                                 1          2          3          4          5

Насколько материал тренинга обладает для вас практической ценностью:                                                       1          2          3          4          5

Насколько комфортно вы чувствовали себя на тренинге:                                                          1          2          3          4          5

Общая оценка профессионализма тренера:  1          2          3          4          5

Ваши пожелания: _____________________________________________________________________________

Притча

Профессор начал занятие с того, что взял в руки стакан с водой и спросил сидящих в аудитории студентов:

– Кто знает, каков вес этого стакана?

Студенты зашептались.

– Около двухсот грамм! Триста! Четыреста! – слышались выкрики.

– Честно, я и сам не знаю точного ответа, – сказал профессор. – Но это сейчас не главное. У меня такой вопрос: что будет, если я буду держать этот стакан в вытянутой руке 2 минуты?

– Ничего, – удивленно ответили студенты.

– Действительно ничего, – продолжал профессор. – А если 2 часа?

– У вас заболит рука, – выкрикнул студент.

– А если я буду держать его в вытянутой руке целый день?

– Скорее всего, рука онемеет. И высока вероятность мышечного расстройства.

– А как вы думаете, изменится ли вес этого стакана от того, что я его целый день буду держать?

– Нет, не изменится, – удивленно переглянулись студенты.

– И что же сделать, чтобы исправить эту ситуацию?

– Просто поставить стакан на стол, – предположил один из студентов.

– Вот именно! – воскликнул профессор. – Запомните: точно так же нужно поступать с жизненными трудностями. Задумайся о проблеме на 2 минуты – и она окажется рядом с тобой. Думай над ней 2 часа – и она станет засасывать тебя. Думай о ней целый день – и она парализует тебя. От долгих размышлений «вес» проблемы не уменьшается, а наоборот увеличивается. Только действие позволяет справиться с ними. Очень часто даже самое простое, но своевременное действие лучше бесконечных размышлений. Решите проблему или отложите в сторону, иначе она поглотит вас целиком.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка цикла из двух семинаров-тренингов для педагогов на тему «Профилактика эмоционального и профессионального выгорания»

Актуальность проблемыУчитель – одна из главных профессий  «группы риска» по эмоциональному и профессиональному выгоранию. Режим повторения «из года в год» приводит к накоплению психоэмоциональног...

Тренинг для педагогов из цикла "Профилактика профессионального выгорания"

Тренинговые упражнения для педагогов по профилактики  профессионального выгорания....

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Данный тренинг проводится с целью ознакомления (закрепления) с понятиями «профессиональное выгорание», «особенности проявления признаков выгорания»; развития групповой сплоченн...

Тренинг для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания

quot;Синдром эмоционального выгорания" -– патологический процесс, который характеризуется эмоциональным, психическим и физическим истощением организма, возникающим в трудовой сфере....

Тренинг для педагогов "Познай себя" профилактика эмоционального выгорания

laquo;Нет ничего увлекательнее, чем  разгадывать загадки, заданные человеку его собственной природой».«Самое первое и самое главное в жизни — это стараться владеть са...

Мастер - класс: Тренинг для педагогов «Воздушный шарик». Профилактика профессионального выгорания.

Тренинг, направленный на снятие эмоционального напряжения, укрепление психологического здоровья педагога....

Тренинг для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания «Я ль на свете всех милее…»

Тренинг для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания «Я ль на свете всех милее…»...