Методическая разработка цикла из двух семинаров-тренингов для педагогов на тему «Профилактика эмоционального и профессионального выгорания»
методическая разработка на тему

Жильцова Ирина Викторовна

Актуальность проблемы

Учитель – одна из главных профессий  «группы риска» по эмоциональному и профессиональному выгоранию. Режим повторения «из года в год» приводит к накоплению психоэмоционального дискомфорта. Не всегда учитель способен видеть новизну в череде узнаваемых этапов своей работы. Особенно сложным временем года в этом плане является осень – конец 1 четверти, когда усталость от интенсивной нагрузки после отпуска даёт о себе знать. Семинары, уже не раз проведённые мною для педагогов, призваны помочь осознать педагогам тот эмоциональный глоток позитива, который есть у каждого – как внутренний ресурс  «выживания» организма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminary-treningi.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка цикла из двух семинаров-тренингов для педагогов на тему «Профилактика эмоционального и профессионального выгорания»

Целевая группа: педагоги.

Актуальность проблемы

Учитель – одна из главных профессий  «группы риска» по эмоциональному и профессиональному выгоранию. Режим повторения «из года в год» приводит к накоплению психоэмоционального дискомфорта. Не всегда учитель способен видеть новизну в череде узнаваемых этапов своей работы. Особенно сложным временем года в этом плане является осень – конец 1 четверти, когда усталость от интенсивной нагрузки после отпуска даёт о себе знать. Семинары, уже не раз проведённые мною для педагогов, призваны помочь осознать педагогам тот эмоциональный глоток позитива, который есть у каждого – как внутренний ресурс  «выживания» организма.

1 семинар-тренинг для педагогов

Мои эмоциональные потребности

 Цели:

- актуализация значения эмоциональных потребностей в личной жизни и профессии;

-  поиск эффективных форм удовлетворения эмоциональных потребностей.

Задачи:

  • Показать эффективные приёмы самоанализа.
  • Дать возможность непосредственной поддержки во время тренинга.
  • Закрепить положительные эмоции по отношению к своей личности, деятельности, поведения.

Форма: психологический круг общения в кабинете с мультимедийной доской – для возможности демонстрации информативных слайдов.

  1. Вступление. Ведущий семинара сообщает тему занятия

                              (1-2 слайд презентации «Эмоции»).

Предлагает совместно принять ПРАВИЛА психологического общения в группе:

  • Уважай говорящего!
  • Оказывай поддержку!
  • Смех – для веселья, но не с целью оскорбить!
  • Будь искренним, честным!
  • Нет зрителей – все участники!

2.Разминка: «Мои эмоциональные потребности».

Ведущий семинара передаёт клубочек по кругу:

- Перечислите, в проявлении каких эмоций, чувств со стороны своих близких, друзей, коллег, учеников вы нуждаетесь? Для чего вам переживать эти эмоции? (Чтобы мне улыбались, делали комплименты, благодарили за интересный урок, обнимали, смеялись вместе со мной, разговаривали по душам, выслушивали, ласково прикасались, целовали  и др.) 

   Ведущий обращает внимание к 3 слайду презентации:

Ψ СПРАВКА: Эмоции - процессы внутренней регуляции деятельности человека, отражающие смысл (значение для процесса жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т. п., играющие роль ориентирующих субъективных сигналов. В узком значении слова эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства.

? Как вы думаете, это основные потребности человека?

  Наряду с другими важными потребностями насколько они актуальны?

(4 слайд)    Физиологические (голод, холод, сон, отдых и т. д.)

        Материальные (дом, вещи, деньги: мебель, одежда, обувь и т. д.)

        Социальные /психологические/ (уважение, общение, признание и т.д.)

ВЫВОДЫ об актуальных потребностях – как  каждого, так и общих.

3.Эмпатия: обсуждение понятия

(5 слайд презентации + памятки: ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Ведущий раздаёт памятки, предлагает ознакомиться с их содержанием.

- Следующее понятие, близкое теме нашего семинара, это эмпатия.

Ψ СПРАВКА: Эмпатия – способность человека понимать других, сопереживать им.

? В каких ситуациях необходимо проявлять это свойство? 

  Что происходит, если человек не способен сопереживать?

ПРАВИЛА  АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ 

(6-7 слайды презентации + памятки).

  • Контакт глазами (смотрите в лицо, ищите глаза)
  • Проявляйте невербально своё понимание (кивайте головой, отражайте мимикой)
  • Поставьте себя на место другого, чтобы понять его чувства
  • Не прерывайте, не давайте советы (выслушивайте!)

Ведущий предлагает обсудить важность, значимости каждого правила (свободные высказывания).

Упражнение в парах: «Выслушивание»:

Ведущий предлагает рассмотреть, как работают правила активного слушания (три карточки с вопросами для рассмотрения в парах):

  • Как Вы любите проводить своё свободное время?
  • Какое самое яркое впечатление Вашего отпуска?
  • Чем Вы кормите свою семью по выходным?

Участники тренинга включаются обсуждение после каждого упражнения, делают свои ВЫВОДЫ о важности умения слушать и слЫшать партнёра в диалоге.

4. Темперамент .

Ведущий семинара предлагает перейти к рассмотрению одного из главных критериев эмоциональной составляющей человека – его темпераменту (8-10 слайды презентации).

Ψ СПРАВКА: Темпера́мент –  устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, динамических особенностей его психической деятельности (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний). Основные компоненты: общая активность индивида, его моторика (двигательные проявления) и эмоциональность. 

        ? Знаете ли вы свой тип темперамента?

                Какие эмоциональные черты (из схемы) вы у себя находите?

                Есть ли желание пройти тест на определение типа темперамента?

5. Игра:  «Зубы дарёного коня».

Ведущий предлагает сделать воображаемые смысловые подарки «соседу справа/слева»  - по предполагаемым потребностям, исходя из «чувствования» этого человека:

- Я дарю тебе… (путёвку в Грецию на выходные, сертификат на посещение салона, хрустальную туфельку и т.п.)

 ВЫВОД о ценности подарка и обощущениях осознания  личных потребностей.

6.  Заключение-рефлексия (11 слайд презентации).

Ψ СПРАВКА: Рефлексия это подача обратной связи говорящему, чтобы помочь сформулировать свои мысли, а также проверить правильность понимания сказанного им.

 

Ведущий предлагает использовать этот метод и в своей профессиональной деятельности – для большего взаимопонимания в отношениях с учащимися, и в личных отношениях с близкими. В заключение предлагает провести рефлексию тренинга:

?  Какова была ЦЕЛЬ занятия? Задачи? (Педагоги формулируют цель и задачи

                                                 сами, затем ведущий называет свои цели и задачи).

   Удалось ли нам в ходе семинара достичь поставленных целей?

   Пригодятся ли памятки?

2 семинар-тренинг для педагогов

    (в рамках темы  «Профилактика эмоционального выгорания»)

Релаксационные приёмы

для решения проблемы эмоционального выгорания

 Цели:

- формирование способности педагогов к психогигиене в рамках профессиональной деятельности; 

- актуализация  ресурсов своего организма к разным формам релаксации.

Задачи:

  • Показать эффективность релаксации для снятия усталости, общего напряжения (мышечного и эмоционального), для достижения покоя и уверенности.
  • Рассмотреть некоторые релаксационные приёмы для экстренного применения в случае необходимости эмоциональной стимуляции.

Форма: психологический круг общения в кабинете с мультимедийной доской – для возможности демонстрации информативных слайдов.

         

     1.Приветствие. Сообщение ведущим темы, целей и задач семинара.

        Высказывания в рамках приветствия о важности темы: «Как я отдыхаю?» 

       (Ведущий семинара передаёт клубочек по кругу).

    Рефлексия:   Что дало это перечисление приёмов?

Ψ СПРАВКА (1 слайд + памятки презентации «Релаксационные приёмы»).

Релаксация – система мер, направленная на восстановление и активизацию жизненных функций организма (в том числе техники и упражнения на снятие усталости, общей тревоги, расслабления мышц, достижения покоя и уверенности).

   2. Психологическая разминка (упражнения на осознание своих способностей к самовнушению):

 Упражнение «Представьте, что…»

  • …вам на колени забрался котёнок – маленький, пушистенький…
  • …вы наклоняетесь к младенцу и целуете его в щёчку – тёплую, мягкую…
  • …вы разломили очищенный мандарин и кладёте в рот по дольке…
  • …в комнату занесли ель, и её аромат наполняет вас – хвойный, морозный…

 Высказывания на тему: «От чего я получаю удовольствие»

             (Любимая музыка, еда,  аромат,  цвета и т. п.)

Рефлексия:   Что вы чувствуете после этого упражнения?          

?? ВСЕМ (на осознание важности темы):

                       - От чего получают удовольствие дети?

                       - Когда они нуждаются в снятии эмоционального напряжения?

                       - При каких обстоятельствах это нужно вам самим?

  1. Аутотренинг. 

Упражнение «Приятное воспоминание» (3-12 слайд презентации).

Приятные мысли – один из простейших приёмов АТ (аутогенной тренировки). Можно использовать его 2-3 раза в день по 5-10 мин. в удобной, расслабленной позе в сочетании с конкретными зрительными образами, вызывающими у вас необходимый эмоциональный эффект. При этом можно  произносить про себя формулы самовнушения, соотнося их с дыханием:

                                - я приготовилась к отдыху;

                                - я отвлекаюсь от всего;

                                - посторонние звуки не мешают мне;

                                - уходят все заботы, волнения, тревоги;

                                - мысли текут плавно, замедленно;

                                - я отдыхаю;

                                - я совершенно спокойна.

Несколько подготовленных мною роликов для релаксации размешены на  сайте. Там же есть и памятки, и другие средства для расслабления и отдыха.

3. Ψ СПРАВКА: «Релаксационные приёмы как психологический метод  

                  эмоциональной  и физической разгрузки и восстановления организма»

Способы (11 слайд презентации + памятки: ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

  • улыбка (контакт глаз);
  • прикосновение, поглаживание, объятия;
  • беседа «по душам»;
  • спокойная музыка, мультфильмы, фильмы о природе;
  • юмор;
  • душ, ванна, баня и т.п.…

Участники тренинга включаются обсуждение способов, делают свои ВЫВОДЫ о важности умения расслабляться.

Упражнения:

  • «Надувная кукла»: представьте, что вас надувают воздухом, как куклу (вдыхайте воздух через нос, маленькими порциями). Постарайтесь «вобрать» в себя как можно больше воздуха,  до состояния напряжения. Задержитесь несколько секунд в этом состоянии, затем медленно выдохните. Повторите.
  • «Мышечное напряжение»: напрягите все мышцы своего организма, словно «соберите» себя «в пучок». Задержите это состояние несколько секунд, почувствуйте группы мышц, затем медленно расслабьте мышцы. Повторите.
  • «Облако»: закройте глаза, расслабьте все мышцы. Представьте, что ваша телесная оболочка исчезает, вы плавно отрываетесь от сидения и начинаете парить над полом, раздвигать границы пространства, ваша сущность в виде облака устремляется ввысь, в небо. Почувствуйте свободу парения над землёй, ощутите состояния и зафиксируйте желания.

Рефлексия:   Что вы чувствуете после выполнения этих упражнений?

                       Какую релаксирующую функцию они несут?

4.Методы психогигиены (14-16 слайд презентации + памятки: ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

  • Ритуалы (начало работы – конец работы)
  • Отстранение себя от проблемы – дистанцирование (взгляд со стороны, отсрочка)
  • Навык рефлексии

Ведущий предлагает участникам высказаться о своих навыках психогигиены, поделиться опытом.

Затем обращает внимание к памяткам – о распределении ВРЕМЕНИ (12 слайд). Просит выбрать для себя наиболее актуальные и прокомментировать.

Рефлексия:  Как вы чувствуете себя после обмена опытом по способам психогигиены?

5. Выводы:   (делают сами педагоги) о своих возможностях.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

П А М Я Т К И   ДЛЯ   ПЕДАГОГОВ

Эмпатия – способность человека понимать других, сопереживать им.

Рефлексия – это подача обратной связи говорящему, чтобы помочь сформулировать

                       свои мысли, а также проверить правильность понимания сказанного им.

ПРАВИЛА  АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

  • Контакт глазами (смотрите в лицо, ищите глаза)

  • Проявляйте невербально своё понимание (кивайте головой, отражайте мимикой)

  • Поставьте себя на место другого, чтобы понять его чувства (не говорите в это время о своих чувствах и проблемах)

  • Не прерывайте, не давайте советы (выслушивайте!)

ПРИЁМЫ  АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

УТОЧНЕНИЕ –  это просьба дать дополнительные, более точные разъяснения:

                        - Вы не могли бы повторить…

                        - Вы только что сказали…

ПЕРЕСКАЗ – это повторение мысли говорящего своими словами:

                         - Как я Вас понял…

                         - Если я Вас правильно понял…

ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ – это высказывания о чувствах, переживаемых собеседником

                                             по поводу сказанного:

                           - Мне кажется, что Вы чувствуете себя…

                           - Вы, видно, переживаете…

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ – резюмирование основных идей и чувств говорящего:

                          - Таким образом, основные Ваши идеи сводятся к …

                          - Если подвести итог сказанного Вами …

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

П А М Я Т К И   ДЛЯ   ПЕДАГОГОВ

РЕЛАКСАЦИЯ – система мер, направленная на восстановление и активизацию жизненных функций организма (в том числе техники и упражнения на снятие усталости, общей тревоги, расслабления мышц, достижения покоя и уверенности).

Способы: 

  • улыбка (контакт глаз);
  • прикосновение, поглаживание, объятия;
  • беседа «по душам»;
  • спокойная музыка, мультфильмы, фильмы о природе;
  • юмор;
  • душ, ванна, баня и т.п.

Упражнения:

  • «Надувная кукла»
  • «Мышечное напряжение»
  • «Облако»

Формулы самовнушения: 

     - я приготовилась к отдыху;

     - я успокаиваюсь;

     - я отвлекаюсь от всего;

     - посторонние звуки не мешают мне;

      - уходят все заботы, волнения, тревоги;

     - мысли текут плавно, замедленно;

     - я отдыхаю;

     - я совершенно спокойна.

Методы психогигиены:

Ритуалы (начало работы – конец работы)

Отстранение себя от проблемы – дистанцирование (взгляд со стороны, отсрочка)

Навык рефлексии

  • Находите время для работы – это УСЛОВИЕ УСПЕХА!
  • Находите время для  размышлений – это ИСТОЧНИК СИЛЫ!
  • Находите время для игры – это СЕКРЕТ МОЛОДОСТИ!
  • Находите время для чтения – это ОСНОВА ЗНАНИЙ!
  • Находите время для дружбы – это УСЛОВИЕ СЧАСТЬЯ!
  • Находите время для мечты – это  ПУТЬ К ЗВЁЗДАМ!
  • Находите время для любви – это РАДОСТЬ ЖИЗНИ!
  • Находите время для веселья – это МУЗЫКА ДУШИ!

Литература:

  1. Бэндлер Р., Гриндер Д. Из лягушек – в принцы./Под редакцией С. Андреаса. – Пер. с англ. – Новосибирск: Изд-во Новосибисркого университета; 1992г.

  1. К. Рудестам. Групповая психотерапия. М., изд. Группа «Прогресс» «УНИВЕРС», 1993.

  1. Н. Пезешкиан. Позитивная психотерапия. Материалы очного семинара под руководством Х. Пезешкиана и А. Ремерза при НГПИ – 1992-93гг. (Сертификаты о прохождении семинаров –  120 часов)

  1. Основы конструктивного общения. Новосибирск: издательство Новосибирского университета, 1999.

  1. Учитель и ученик. Возможность диалога и понимания. М., «Бонфи», 2002.
  2. Э. Берн. Трансактный анализ и психотерапия. С.П., «Братство», 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов"

Семинар-практикум  на тему: "Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости  педагогов" был разработан с целью  расширения у педагогов круга методов и приемов в...

Занятие практикум для педагогов детского сада на тему: «Психологическая профилактика эмоционального и профессионального выгорания»

Пояснительная записка          Редкая профессия сравнится с работой педагога по  тем эмоциональным нагрузкам, которые ежедневно, ежесекундно испытывае...

Психологическая профилактика эмоционального и профессионального выгорания

Теория и тренинговое занятие для педагогов "Давайте чаще улыбаться!"...

Методическая разработка серии лэпбуков для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Развитие эмоционального интеллекта»

В разработке представлена современная технология организации учебно - воспитательного процесса - Лэпбук, которая помогает отлично систематизировать процесс обучения и собрать в одном месте всё самое н...