Синдром эмоционального выгорания у педагогов
статья по психологии

Подосичная Анна Валерьевна

Что такое эмоцинальное выгорание? Факторы влияющие на появление данного синдрома, способы предотвращения его появления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sindrom_emotsionalnogo_vygoraniya_u_pedagogov.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Синдром эмоционального выгорания у педагогов

Выгоранием считается эмоциональное, физическое и умственное истощение. Это защитный психологический механизм, срабатывающий в ответ на внутренние или внешние раздражители. Выгорание становится продолжительным стрессом. Часто его называют синдромом профессионального или психического истощения.

Причиной проведения исследований стали многочисленные обращения руководителей организаций в Американскую службу психологической поддержки с жалобами на ухудшение продуктивности подчиненных.

В ходе проведения исследований психиатр Х. Дж. Фрейденберг и его коллеги вывели особую форму «стресса общения». Она получила название «выгорание» (по-английски burnout). Ранее это слово применялось в разговорном языке и указывало на наркозависимость человека.

Исследования показали, что больше других синдрому психического истощения подвержены педагоги в дошкольных учреждениях и школах. Советский психолог Н. А. Аминов установил, что выгоранием страдает большая часть учителей с опытом работы по специальности 15–20 лет. Специалисты с педагогическим стажем 35–40 лет подвержены патологии в 95% случаев.

Хандра и выгорание могут иметь похожие симптомы. И в первом, и во втором случае человек становится апатичным, находится в угнетенном состоянии.

Однако хандра считается сезонным явлением, ее связывают со сменой биологических ритмов. Хандра возникает быстро и длится недолго. В большинстве случаев человек не нуждается в помощи психологов или психиатров.

Пассивность при эмоциональном опустошении чаще затрагивает только профессиональную сферу. При этом педагог продолжает получать удовлетворение от других видов активности. Апатичным в личной жизни учитель становится только на поздних стадиях патологии. Выгорание не исчезает самостоятельно.

В группе риска присутствуют:

 - Интроверты. Для замкнутого человека необходимость контактировать с аудиторией всегда становится стрессом.

- Сотрудники женского пола.Такие работники вынуждены совмещать трудовую деятельность с ведением домашнего хозяйства. Женщины медленнее продвигаются по карьерной лестнице, что снижает стимул расти профессионально.

- Специалисты, работающие с детьми мигрантов. Педагог вынужден подстраиваться под культурные и религиозные особенности учеников. Наличие языкового барьера также затрудняет коммуникацию.

- Педагоги, находящиеся в продолжительном конфликте с коллегами и руководством. Педагогу важно чувствовать поддержку сотрудников. Необходимость работать в атмосфере враждебности вызывает стресс.

Современный педагог должен оставаться «примером» для воспитанников даже во внерабочее время. Отказ от своих увлечений ради поддержания имиджа становится одной из причин развития синдрома психического истощения.

Личностные

К личностным факторам относятся:

  • трудоголизм;
  • заниженная самооценка;
  • склонность к перфекционизму;
  • низкий или слишком высокий уровень эмпатии;
  • проявление авторитарности по отношению к окружающим.

К выгоранию склонны трудоголики-перфекционисты. Полная погруженность в профессию и желание идеально выполнять свою работу быстро приводят к усталости.

Статусно-ролевые

Среди факторов этой группы:

  • отверженность;
  • завышенные ожидания;
  • поведенческие установки;
  • низкое социальное положение;
  • отрицательные гендерные установки;
  • неудовлетворенность профессиональным развитием.

Опустошение испытывают не только учителя с 20-летним опытом работы. Начиная трудовую деятельность, молодые педагоги ощущают разочарование из-за несбывшихся надежд, необходимости придерживаться плана, неудовлетворительного поведения школьников и т. д.

Корпоративные

Корпоративные факторы:

  • загруженность;
  • монотонность деятельности;
  • отсутствие морального поощрения;
  • конфликты с коллегами и руководством.

Как проявляется синдром – главные признаки

На эмоциональное перенапряжение указывают такие симптомы, как:

  • усталость;
  • бессонница;
  • снижение самооценки;
  • появление чувства вины;
  • нежелание идти на работу;
  • возрастающая агрессивность;
  • булимия или ухудшение аппетита;
  • негативные установки по отношению к ученикам.

Возможно появление мигрени и болей в сердце, обострение хронических заболеваний. Люди, не склонные к агрессивности, могут стать пассивными, равнодушными.

При эмоциональном выгорании снижается интерес не только к профессиональной деятельности, но и к увлечениям. Педагог перестает обращать внимание на свой внешний вид, проявляет равнодушие к окружающему миру, жизни своих близких. Нередко снижается либидо.

Этапы выгорания у педагогов

Американские исследователи К. Маслач и С. Джексон выделяют 3 стадии эмоционального опустошения. На первом этапе педагог начинает ощущать усталость и беспомощность.

Во время занятий он перестает придерживаться плана, может неожиданно изменить тему урока, часто ошибается. Возникают сомнения относительно правильности выбора профессии.

На второй стадии синдрома наблюдается деперсонализация. Изменяются отношения с окружающими. Педагог становится нетерпеливым. Может возникнуть зависимость от другого человека.

Третий этап развития патологии отличает утрата интереса не только к профессии, но и к жизни. Педагог может полностью потерять аппетит. Он проявляет агрессию по отношению к воспитанникам, их родителям, коллегам и своим родственникам. Возможны нервные срывы.

Диагностику проводят психолог и психиатр. Оценить состояние пациента можно при помощи опросника MBI-GS (Maslach Burnout Inventory-General Survey). А также применяются методы В. В. Бойко, Е. П. Ильина, Г. Айзека, Дж. Тейлора и некоторых других исследователей.

Техники снижения эмоционального напряжения и профилактика выгорания

Способы снижения эмоционального напряжения следует использовать в профилактических целях. Эти методы помогут на ранних стадиях выгорания.

Саморегуляция

Техниками саморегуляции необходимо владеть каждому педагогу.Снизить напряжение вам помогут:

- Чувство юмора, самоирония. Это черты характера педагога, которые ценят дети. Самоирония поможет снизить важность проблемы, иначе посмотреть на нее.

- Техника расслабления мышц. Если педагог испытывает напряжение, он должен сесть на стул и попытаться ощутить слабость во всем теле. Выполнять эту технику незаметно для окружающих можно даже во время урока. На перерыве следует выпить теплый напиток, который поможет расслабиться.

- Умение переключать внимание. Почувствовав стресс, нужно сосредоточиться на каком-то предмете, например, на картине, дереве перед окном и т. д.

- Аффирмации.Повторять позитивные установки учителю можно мысленно, если он находится в людном месте. Однако лучше проговаривать аффирмации вслух, оставшись наедине с собой.

Педагогу следует внимательно наблюдать за своими эмоциями, замечать, какие события и действия окружающих вызывают ту или иную реакцию. Такое поведение снижает вероятность потери контроля над собой.

- Поделитесь проблемой с коллегой.Обратитесь за советом к более опытному коллеге. Через эмоциональное выгорание прошли многие педагоги. Если коллега сталкивался с аналогичной проблемой, он даст рекомендации. Получить совет можно на одном из учительских форумов. Коммуникация в интернете поможет сохранить анонимность и раскрепоститься.

- Настройте баланс между работой и личной жизнью.Работа не должна быть поводом отказаться от общения с членами семьи. Близким людям необходимо посвящать не менее 1 дня в неделю. Например, в воскресенье можно пойти на прогулку в парк или в кинотеатр. Общаясь со знакомыми и близкими, старайтесь не говорить о работе.

Добавьте креатива. Креатив следует внести не только в преподавательскую деятельность, но и в личную жизнь. Можно предложить детям вместе сшить игрушки из старой одежды или подготовить квартиру к новогодним праздникам. Творческая активность помогает отвлечься от повседневной рутины.

Не отдавайтесь работе целиком. Не делайте профессиональные задачи смыслом жизни. Круг общения не должен ограничиваться только педагогическим коллективом по месту работы. За пределами школы старайтесь больше контактировать с представителями других специальностей.

Желательно найти хобби, не связанное с профессиональной деятельностью. Например, учителю английского языка стоит записаться на курсы кройки и шитья.

Профессиональные тренинги и семинары.Синдром психического истощения нередко возникает из-за отсутствия профессионального роста. Посещение тренингов и семинаров по повышению квалификации открывает для педагога новые перспективы, возможность перейти на лучшее место работы или получить повышение.

Другие полезные советы и практики

Для преодоления эмоционального выгорания педагогу рекомендуется:

- Снизить нагрузку. Стоит временно отказаться от дополнительных рабочих часов.

- Найти себе хобби. Рекомендуется посещать кружки по интересам и больше общаться с единомышленниками. Если у педагога уже есть хобби, отказываться от него не следует.

- Путешествовать. Поездки в другие города и страны расширяют кругозор, помогают сменить обстановку.

- Заняться спортом.Физическая нагрузка помогает поддерживать тело в хорошей форме и снимает мышечное напряжение. Кроме этого, стоит посещать бассейн и кабинет массажиста.

Снизить планку требований к себе. Перфекционист никогда не чувствует удовлетворения. Результатом постоянного недовольства и завышенных требований становится снижение самооценки.

Можно обратиться к духовным практикам. Для этого необязательно переходить из одного вероисповедания в другое. Например, утренняя или вечерняя медитация не противоречит христианскому учению.

Лечение эмоционального выгорания

Справиться с проблемой самостоятельно можно не всегда. При первых признаках эмоционального перенапряжения педагогу нужно обратиться за специализированной помощью.

Помощь психолога

На ранних стадиях расстройства можно записаться на прием к психологу. Цель сеансов – выявление причин выгорания для дальнейшего их устранения.

Психолог помогает педагогу изменить отношение к профессии, учит правильно распределять энергоресурсы и находить мотивацию для продолжения трудовой деятельности.

Медикаментозная терапия

На третьем этапе выгорания учитель может быть направлен к психиатру. Специалист разрабатывает индивидуальную схему лечения с учетом симптоматики болезни. В большинстве случаев пациенту назначают стимуляторы, транквилизаторы и антидепрессанты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синдром эмоционального выгорания у педагогов

Синдром эмоционального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, - всех, чья деятельность невозмо...

Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»

Синдром эмоционального выгорания" - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состояни...

Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»

Консультативный материал для работы с педагогическим коллективом...

Консультация для педагогов: "Синдром эмоционального выгорания у педагогов"

Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»             Знакомо ли вам состояние, когда неожиданно...

Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»

Под синдромом эмоционального выгорания понимают эмоциональное истощение и опустошение, причиненное собственной работой. Он разворачивается на фоне хронического стресса, приводя к истощению...

Консультация для педагогов Синдром эмоционального выгорания у педагогов

Консультация для педагогов Синдром эмоционального выгорания у педагогов...