игры и упражнения для снижения психоэмоционального напряжения у старших дошкольников
картотека по психологии (старшая группа)
игры и упражнения для снятия мышечных зажимов и снижения психоэмоционального напряжения у старших дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ МЫШЕЧНЫХ ЗАЖИМОВ И СНИЖЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ
Задачи:
снятие мышечных зажимов;
снижение психоэмоционального напряжения и тревожности;
развитие чувства собственного тела;
развитие воображения и чувственного восприятия.
Зайчики
Содержание. Психолог предлагает детям представить, что они превратились в веселых цирковых зайчиков, которые играют на барабанах. Он описывает характер действий - силу, темп, резкость - и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.
Например, психолог говорит: «Как сильно зайчики стучат по барабанам! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в ручках, в кулачках, даже в плечиках!?
А на лице улыбка. Лицо расслабленное.
И животик расслаблен. Дышит спокойно.
А кулачки напряженно стучат!..
А что еще расслаблено?
Давайте опять попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения».
Ловим комаров
Содержание. Дети садятся на стульчики, образуя большой круг.
Психолог говорит: «Давайте представим, что наступило лето. Окно открыто, и к нам в группу налетело много комаров. По команде «Начали!» - вы привстанете и будете ловить комаров. Вот так!»
Психолог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки, то поочередно, то одновременно.
Психолог продолжает: «Каждый из вас будет «ловить комаров», не задевая тех, кто сидит рядом. По команде «Стоп!» - вы сядете на стульчики. Готовы? Начали!.. Стоп! Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные руки вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдохнут. А теперь снова за работу!»
Можно сопровождать упражнение записью комариного писка.
Огонь и лед
Содержание. Дети образуют большой круг.
По команде психолога «Огонь!» - они начинают выполнять интенсивные движения всем телом.
Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно.
По команде «Лед!» - дети застывают в позе, в которой их настигла команда, напрягая до предела все тело.
После напряжения наступает фаза естественного расслабления. Психолог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.
Шалтай-болтай
Содержание. Дети встают в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга и поворачивают корпус вправо и влево. Руки при этом свободно болтаются вдоль тела.
Психолог произносит: «Шалтай-болтай сидел на стене, Шалтай-болтай свалился во сне».
Дети приседают или падают на ковер.
Воздушный шарик
Содержание. Дети встают в круг.
Психолог говорит: «Представьте, что сейчас мы будем надувать шарики. Вдохните воздух, надуйте щеки. Поднесите воображаемый шарик к губам и медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как на нем увеличиваются, растут узоры. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите свои шарики друг другу».
Упражнение повторяется три раза.
Подвески
Содержание. Дети образуют большой круг.
Психолог говорит: «Сейчас вы превратитесь в кукол-марионеток. Спектакль в кукольном театре закончился. Кукол после выступления вешают на гвоздики в шкафу. Представьте, что вас подвесили за руку. Ваше тело зафиксировано в одной точке, все остальное - расслаблено, болтается.
Теперь представьте, что вы подвешены за палец... за правое плечо...».
Упражнение выполняется в произвольном темпе, лучше с закрытыми глазами. Психолог следит за степенью расслабленности тела у детей, акцентируя внимание на напряженных местах.
Росток
Содержание. Психолог говорит: «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.
Однажды в теплое летнее утро, когда яркое солнце нежно обогревало землю, с дерева упало маленькое семечко. Земля мягко и нежно обняла его. Семечко чувствовало, как погружается в землю, которая окутала его своей заботой и теплом. И ему стало так спокойно и комфортно, что оно расслабилось и позволило земле заботиться о себе. Земля, как родная мать, убаюкала семечко, и оно заснуло.
А тем временем выпал снег и накрыл всю землю мягким пушистым белоснежным одеялом. Нашему семечку стало уютно, и оно сладко потянулось во сне.
Вскоре снег растаял. Солнышко стало припекать, птицы запели звонкие песни, и наше семечко проснулось. И тут оно услышало голоса птиц, животных, почувствовало вокруг движение насекомых. Ой! Как стало интересно нашему семечку. Что же происходит наверху? Не опасно ли там? Но земля только мягко подтолкнула семечко к поверхности, и ему вновь стало спокойно. Семечко уцепилось за землю своими корешками и потянулось вверх, к солнышку.
Вначале на поверхности показался его стебелек. Он был еще очень робкий, крохотный, слабенький, но день ото дня набирал силу, питаясь соками матери-земли и теплом отца-неба. И вскоре на стебельке появились листья.
А сам стебелек продолжал тянуться вверх, к небу. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но наш стебелек вырос и превратился в большое сильное дерево, которое укрывает путников от знойного солнца или спасает от дождя под кроной своих листьев.
На нем нашли пристанище птицы. Они свили на его ветках гнезда и обзавелись птенцами. К нему приходят и животные, чтобы насытиться его плодами.
Вот так и человек растет. Медленно... Но пройдет некоторое время, и вы станете взрослыми, прекрасными юношами и девушками. А пока вы еще дети. Надо радоваться детству, этой прекрасной поре.
Поиграем в росточек. Сядьте на корточки, опустите голову и руки вниз. Теперь постепенно, очень медленно выпрямляйтесь, будто стебелек тянется вверх. Я буду считать до 10:
1 - ощутите свои ноги, медленно поднимаясь и выпрямляя их;
2 - выпрямляйте колени;
3-4 - медленно распрямляйте спину, голова и руки расслаблены, по-прежнему опущены вниз;
5-6 - спина становится прямее;
7-8 - руки поднимаются вверх, будто листья на нашем стебельке;
9 - голова поднимается вверх;
10 - потянитесь всем телом вверх и улыбнитесь солнышку.
Вот вы и выросли!»
После этого упражнения полезно сразу перейти к упражнению «Потянулись-сломались».
Психологу рекомендуется:
1) показать разницу между выполнением команд «опустить руки» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае);
2) когда дети лежат на полу, подойти к каждому из них и проверить, насколько расслаблено тело ребенка, указать места зажимов.
Потянулись-сломались
Содержание. Дети образуют большой круг.
Психолог говорит: «Поднимите руки вверх, не отрывая пятки от пола, тянитесь выше и выше...»
Дети выполняют задание.
Психолог продолжает: «А теперь кисти рук как будто сломались и безвольно повисли.
Теперь руки сломались в локтях, в плечах, опустились плечи, повисла голова.
Мы «сломались» в талии, подогнулись колени, и мы упали на пол.
Лежим расслабленно, удобно...
Прислушайтесь к себе. Все ли части тела расслаблены?
Наступило полное расслабление».
Водопад
Содержание. Психолог говорит: «Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Небо светло-голубое. Воздух свеж. Вода чистая и прохладная.
Она мягко струится по спине, стекает с ног и продолжает свой бег дальше.
Постойте немного под водопадом, позволяя воде омывать вас и уноситься прочь».
Упражнение выполняется стоя.
Тихое озеро
Содержание. Психолог говорит: «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны ваше дыхание и плеск воды.
Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.
Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете...
А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».
Упражнение рекомендуется проводить под спокойную, расслабляющую музыку.
Порхание бабочки
Содержание. Психолог говорит: «Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно.
Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок.
Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он — бабочка, что у него красивые и большие крылья.
Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе.
А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка.
Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза.
Расскажите о своих ощущениях».
Дети поочередно рассказывают о своих ощущениях.
Упражнение рекомендуется проводить под спокойную, расслабляющую музыку.
Полет высоко в небе
Содержание. Психолог говорит: «Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко.
Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо.
Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите парящую птицу. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.
Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он - птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.
А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.
Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».
Упражнение рекомендуется проводить под спокойную, расслабляющую музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения» ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности или напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребёнок вдруг становит...
Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей младшего дошкольного возраста
Статья содержит примеры и описание игровых упражнений для снятия психоэмоционального напряжения у детей младшего дошкольного возраста...
Мастер-класс "Использование кинезиологических упражнений для снижения психоэмоционального напряжения дошкольников"
Мастер-класс "Я учусь владеть собой"...
Игры и упражнения для снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников.
Негативные эмоции и чувства: страх, тревога, беспокойство, обида, раздражение, паника, агрессия – всегда вызывает мышечное напряжение. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использоват...
Игры и упражнения для снятие психоэмоционального напряжения с детьми
Картотека игр для педагогов по работе с детьми ОВЗ...
Презентация. Игры, способствующие снижению психоэмоционального напряжения у младших дошкольников
Игры,, направленные на снижение эмоционального напряжения у младших дошкольников...
Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей, на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций, на осознание эффективных форм поведения.
Способствуют эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения....