Программа подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по формированию психологических предпосылок учебной деятельности детей 6-7 лет.
материал по психологии

Аброськина Екатерина Вадимовна

Данная программа разработана на основе программы М. Р. Григорьевой «Лаборатория профессора Ума» и Л.И. Сорокиной Интеллектуальное развитие детей 6-7 лет.

Программа носит коррекционно-развивающий характер и ориентирована на детей 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа39.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 37 «Одуванчик»

                        г. Южно-Сахалинска                        

ИНН 6501099922 КПП 650101001 Отделение Южно-Сахалинск (Департамент финансов администрации города Южно-Сахалинска, МБДОУ № 37 «Одуванчик» г. Южно-Сахалинска л/с 20907600360, 21907600360) счет № 40701810364013000001 693007, г. Южно-Сахалинск, ул. Тихоокеанская, дом 30.

Тел. (4242) 22-05-35.  e-mail: yusgo.mbdouds.37@sakhalin.gov.ru

                                                                                   УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                                 Заведующий МБДОУ № 37

                                                                                                «Одуванчик» г. Южно-Сахалинска

                                                                                                 ______________

                                                                                                 Приказ от                №              ОД        

Программа подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по формированию психологических   предпосылок учебной деятельности детей 6-7 лет.

        Составитель:

Педагог-психолог

Аброськина Е.В.

        

                                             

                       

                                               г. Южно-Сахалинск

                                                            2022г

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе программы М. Р. Григорьевой «Лаборатория профессора Ума» и Л.И. Сорокиной Интеллектуальное развитие детей 6-7 лет.

Программа носит коррекционно-развивающий характер и ориентирована на детей 6-7 лет.

                                 

Цели и задачи реализации Программы

Цель: оказание старшим дошкольникам помощи в развитии школьно-значимых навыков и умений,  волевой регуляции деятельности.

Задачи:

  • развивать психические процессы – восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь;
  • развивать умения подчинять свою работу (деятельность) на различных занятиях массе обязательных для всех правил;
  • развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, графические навыки;
  • формировать позитивной мотивации к обучению в школе;
  • формировать у детей коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения.

Срок реализации Программы:

С сентября 2022 года по апрель 2023 года.

Планируемые результаты проделанной работы:

  • позитивное отношение ребёнка к занятиям;
  • умение подчинять свою работу (деятельность) обязательным для всех правилам;
  •  положительная динамика в развитии психических процессов;
  • усвоение социальных правил взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • повышенный уровень знаний детей о мире школьников, школьной атрибутике, позитивной мотивации к школьному обучению;
  •    развитая мелкая моторика, зрительно-моторная координация, графомоторные навыки.

Содержание Программы:

Программа содержит  23 занятия. Основной формой работы с детьми являются подгрупповой занятия. Занятия проводятся 1 раза в неделю, продолжительностью 30 минут.

Материалы и оборудование: ксерокопии бланков приложений, тетрадь в клеточку, классная доска, мел, цветные, простые карандаши, белые листы бумаги А4, клей; ножницы, мяч, колокольчик, магнитофон, аудиотека, разрезные картинки, кубики Никитина.

        

Список использованной литературы

  1. Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками / авт.-сост. М.Р. Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 136 с.
  2. Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 6-7 лет. Конспекты практических занятий +CD диск с демонстрационным и раздаточным материалом. – М.: Издательство ВЛАДОСС, 2019.- 199 с.
  3. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет / авт.-сост. Е.А. Чевычелова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 123 с.
  4. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет/Т.В. Калинина. – Волгоград: Учитель. -151 с.

Тематическое планирование

подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности

по формированию предпосылок учебной деятельности

Подготовительная группа

Месяц

Неделя

Тема

Задачи

Задания

                                          Сентябрь

3 неделя

1. Знакомство

Создание благоприятного психологического климата в группе, знакомство с правилами поведения на занятии. Развитие внимания, логического мышления, зрительно-моторной координации.

Профилактика зрительного переутомления.

  1. Знакомство

2. «Расскажи о себе и о друге»

3. Правила поведения на занятиях

4. Упражнение «Найди одинаковые предметы»

5. Упражнение «Продолжи узор»

6. Зрительная гимнастика «Сова»

4 неделя

2. Лаборатория профессора Ума

Развитие когнитивной сферы, внимания, логического мышления, зрительно-моторной координации, произвольности поведения.

Профилактика зрительного переутомления.

  1. Разминка.
  2. Пальчиковая гимнастика «Птицы»
  3. Упражнение «Раскрась круги»

4.  Зрительная гимнастика «Зайчик и тучка»

5. Упражнение «Дорисуй узоры по образцу»

6. Игра «Зеваки»

7.Упражнение «Найди одинаковые предметы»

                                                                 Октябрь

     

1 неделя

3. Будь внимателен!

Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, логического мышления и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. Обучение детей работать «по цепочке» не перебивая друг друга.

  1. Разминка
  2. Упражнение «Сложи картинку»
  3. Упражнение «Заплатки»
  4. Упражнение «Замок»
  5. Упражнение «Раздели на группы»
  6. Зрительная гимнастика
  7.  «Заполни пустые ячейки»
  8. Игра «Да и нет не говори»

2 неделя

4. Будь внимателен!

Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, логического мышления и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. Обучение детей работать «по цепочке» не перебивая друг друга.

  1. Разминка
  2. Упражнение «Сложи картинку»
  3. Упражнение «Сыщик»
  4. Упражнение «Замок»
  5. Упражнение «Раздели на группы»
  6. Зрительная гимнастика
  7.  «Найди в кабинете…»
  8. Игра «Да и нет не говори»

3 неделя

4 неделя

5. Наш первый эксперимент

Развитие словесно-логического мышления, самоконтроля, умения действовать по правилу, формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам.

Профилактика зрительного переутомления.

  1. Разминка.
  2. Пальчиковая гимнастика «Птицы»
  3. Упражнение «Повтори рисунок»
  4. Аналогии
  5. Упражнение «Слушай задание»
  6. Игра с обручами
  7.  Графический диктант

8. Зрительная гимнастика «Зайчик и тучка»

6. Продолжаем эксперимент

Развитие словесно-логического мышления, произвольности поведения, слухового внимания, зрительно-моторной координации.

Профилактика зрительного переутомления.

  1. Разминка
  2. Упражнение «Повтори рисунок»
  3. Игра» «Пожалуйста»
  4. Упражнение «Найди лишнюю картинку»
  5. Игра с обручами
  6. Графический диктант

7. Зрительная гимнастика «Зайчик тучка»

Ноябрь

1 неделя

7. Второй эксперимент

Развитие словесно-логического мышления, произвольности поведения, концентрации и устойчивости внимания.

Профилактика зрительного переутомления.

  1. Разминка
  2. Упражнение  «Узнай по контуру»
  3. Упражнение  «Нарисуй фигуры»
  4. Зрительная гимнастика «Платье»
  5. Пальчиковая гимнастика «Тапки для Потапки»
  6. Упражнение «Расставь посты»
  7. «Аналогии»
  8. Графический диктант

2 неделя

8. Ассоциации

Развитие когнитивной сферы, восприятия, произвольности поведения, концентрации и устойчивости внимания, мелкой моторики, абстрактного и логического мышления.

Профилактика зрительного переутомления.

  1. Разминка.
  2. Конкретизация абстрактного
  3. Игра «Кричалки – шепталки – молчалки»
  4.  Двигательная  гимнастика «Новые сапоги»
  5. Упражнение «Живая лаборатория»
  6. Упражнение  «Установи последовательность»
  7. Зрительная гимнастика «Платье»
  8. Графический диктант

                                                         

3 неделя

9. День работы

с клетками

Развитие умения ориентироваться в пространстве, творческих способностей, воображения, выразительности движений, мелкой моторики.

Профилактика зрительного переутомления.

  1. Разминка
  2. Упражнение «Заполни пробел»
  3. Упражнение «Зоопарк»
  4. Пальчиковая гимнастика «Чаепитие»
  5. Зрительная гимнастика «Мебель»
  6. Упражнение «Сделай копию»
  7. Аналогии
  8. Графический диктант

4 неделя

10. Второй день работы с клетками

Развитие умения ориентироваться в пространстве, творческих способностей, воображения, выразительности движений, мелкой моторики.

Профилактика зрительного переутомления.

  1. Разминка
  2. Упражнение «Заполни пробел»
  3. Упражнение «Зоопарк»
  4. Пальчиковая гимнастика «Чаепитие»
  5. Зрительная гимнастика «Мебель»
  6. Упражнение «Продолжи ряд»
  7. Аналогии
  8. Графический диктант

           Декабрь

                 

     

1 неделя

11. Тренируем память

Развитие когнитивной сферы, слуховой кратковременной памяти, словесно-логического мышления, связной речи, закрепить название цифр.

Профилактика зрительного переутомления.

  1. Разминка
  2. Упражнение «Запоминание слов»
  3. Упражнение «Мы такие разные!»
  4. Пальчиковая гимнастика
  5. Зрительная гимнастика «Зима»
  6. Упражнение «Раскрась по цифрам»
  7. Упражнение «Составь рассказ»
  8. Графический диктант

2 неделя

12. Что на что похоже?

Развитие образного мышления, внимания, умения ориентироваться в пространстве, мелкой моторики.

Профилактика зрительного переутомления.

1. Разминка

2.Упражнение «Что на что похоже?»

3. Упражнение «Повтори рисунок»

4. Игра «Ой-ой-ой»

5. «Установи последовательность»

6. Зрительная гимнастика «Зима»

7. Пальчиковая гимнастика

8. Графический диктант

                                      Январь

3 неделя

13. В лаборатории Ума

Развитие когнитивной сферы, памяти, коммуникативных навыков, умения работать по инструкции.

Профилактика зрительного переутомления.

  1. Разминка
  2. Упражнение «Найди закономерность»
  3. Упражнение «Запомни и повтори»
  4. Упражнение «Дорисуй картинку»
  5. Игра «Место рядом со мной свободно…»
  6. Пальчиковая гимнастика «Птицы»
  7. Зрительная гимнастика «Зима»
  8. Графический диктант

4 неделя

14. Царство геометрических фигур

Развитие когнитивной сферы, навыков комбинирования, коммуникативных навыков, мелкой моторики, логического мышления.

Профилактика зрительного переутомления.

  1. Разминка
  2. Упражнение «Разложи по ящичкам»
  3. Упражнение «Установи последовательность»
  4. Зрительная гимнастика «Танец снеговиков»
  5. Физкультминутка «Посчитаем»
  6. Упражнение «Раскрась фигуры»
  7. Упражнение «Найди закономерность и заверши чертёж»

Февраль

1 неделя

15. Учимся думать

Развитие когнитивной сферы, памяти, коммуникативных навыков, умения работать по инструкции.

Профилактика зрительного переутомления.

  1. Разминка
  2. Упражнение «Назови одним словом»
  3. Упражнение «Решение логических задач»
  4. Игра «Войди в круг – выйди из круга»
  5. Зрительная гимнастика «Зимние забавы»
  6. Графический диктант

2 неделя

16. Учимся думать

Развитие когнитивной сферы, памяти, коммуникативных навыков, умения работать по инструкции.

Профилактика зрительного переутомления.

1.Разминка

2. Упражнение «Назови одним словом»

3. Упражнение «Решение логических задач»

4. Игра «Войди в круг – выйди из круга»

5. Зрительная гимнастика «Нелегкая работа»

6. Упражнение «Раскрась по цифрам»

7. Пальчиковая гимнастика «Птицы»

8. Графический диктант

3 неделя

17. Волшебный лес

Развитие когнитивной сферы, внимания, мелкой моторики.

Профилактика зрительного переутомления.

1. Разминка

2. Упражнение «Логические задачи»

3. Зрительная гимнастика «Мебель»

4.Физкультминутка «Прогулка»

5. Упражнение «Повтори рисунок»

6. «Найди лишний предмет»

7.Игра «Передай мяч»

4 неделя

18. Умники и умницы

Развитие когнитивной сферы, внимания.

Профилактика зрительного переутомления.

  1. Разминка
  2. Упражнение «Реши примеры»
  3. Упражнение «Запомни и повтори»
  4. Упражнение «Четвёртый лишний»
  5. Игра «Как было раньше?»

6. Зрительная гимнастика «Возвращение певцов»

7. Упражнение «Дорисуй»

Март

1 неделя

19. Будь внимателен!

Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, словесно-логического мышления и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. Обучение детей работать «по цепочке» не перебивая друг друга.

  1. Пальчиковая гимнастика «Птицы»
  2. Упражнение «Выложи кубики по образцу»
  3. Упражнение «Скопируй рисунок»
  4. Упражнение «Замкнутая линия»
  5. Зрительная гимнастика «Возвращение певцов»
  6. «Аналогии»
  7. «Корректурная проба»
  8. «Разноцветные цепочки»

2 неделя

20. Школьные принадлежности

Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, словесно-логического мышления и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. Обучение детей работать «по цепочке» не перебивая друг друга.

  1. Разминка
  2. «Скопируй рисунок»
  3. «Одинаковые рисунки»
  4. Подбери логические пары»
  5. «Хлопни в ладоши»
  6. «Цапля»
  7. «Лабиринт
  8. «Закончи предложение»

        Апрель

1 неделя

21.Школьные принадлежности

Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, словесно-логического мышления и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. Обучение детей работать «по цепочке» не перебивая друг друга.

  1. Разминка
  2. «Корректурная проба»
  3. Пальчиковая игра «Утята»
  4. «Заполни пустые ячейки
  5. «Что лишнее?»
  6. «Путь кружочка»
  7. «Замри»
  8. «Хлопни в ладоши»

2 неделя

22. Соберем портфель

Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, словесно-логического мышления и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. Обучение детей работать «по цепочке» не перебивая друг друга.

  1. Разминка
  2. Игра «Соберем Чебурашку в школу»
  3. «Скопируй рисунок»
  4. «Аналогии»
  5. «Путь кружочка»
  6. «Кулачки»
  7. «Запомни ассоциации»
  8. «Заполни таблицу»

3 неделя

23. Соберем портфель

Развитие зрительного восприятия, зрительно- пространственной ориентации , мелкой моторики, словесно-логического мышления и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. Обучение детей работать «по цепочке» не перебивая друг друга.

  1. Разминка
  2. «Лабиринт»
  3. Игра «Школьные принадлежности»
  4. «Заполни пустые ячейки»
  5. «Кулачки»
  6. «Слушай бубен»
  7. «Дорожки»
  8. «Часть-целое»

4 неделя

24. Заключительное

Прощание с профессором Умом, выдача дипломов, тетрадей, подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с бумагой как один из способов формирования универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста».

Необходимость создания данной работы  была продиктована тем, что в В настоящее время основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегич...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...

Семинар-практикум для педагогов "Работа с бумагой - как один из способов формирования универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего возраста"

Данный семинар-практикум имеет основную цель - повышение компетентности педагогов при работе с детьми по данному направлению....

Обобщение материала коррекционно-развивающей работы по формированию предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников.

В этой презентации представлены методы и техники формиования учебных навыков у старших дошкольников. Развитие речи происходит с помощью моделирование русских народных сказок, развитие внимания и воспр...

Программа подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с тревожными детьми; ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7 лет) «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.)

Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими. Ребенок, который мало о...