ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
консультация по психологии

Гололобова Людмила Арменаковна

Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей.

Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе.

Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент-залог надежности и качества будущей постройки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_doshkolnika_na_poroge_shkoly.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол для родителей «Семья дошкольника на пороге школы»

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

Готовность к школе не определяется умениями читать, писать и считать – этому будут учить в школе в любом случае. Важно заботиться о том, чтобы 6-7 годам у ребенка сформировались соответствующие механизмы умственной деятельности, которые будут способствовать усвоению нового материала в школе.

Основные составляющие готовности к школьному обучению:

  1. Физиологическая готовность-определяется уровнем развития основных функциональных систем организма.
  2. Социально-личностная готовность-определяется уровнем развития эмоционально-волевой сферы ребенка.
  3. Психологическая готовность –определяется уровнем развития мотивации к обучению в школе.
  4. Интеллектуальная готовность-определяется уровнем развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речи и воображения.

Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей.

Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе.

Интерес к указаной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент-залог надежности и качества будущей постройки.

Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Авторы изучающие эту проблему: Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, Е.Е.Кравцова и др.

Компоненты психологической готовности:

  • Мотивационная готовность
  • Волевая готовность
  • Интеллектуальная готовность
  • Социальная готовность

К пяти-шести годам в развитии ребенка происходит скачок роста, который заключается в существенном удлинении рук и ног. Вместе с развитием скелета «взрослеет» нервная система, а также меняются когнитивные способности. В некоторых случаях умение писать и читать не всегда подтверждает реальную физиологическую и социально-психологическую готовность ребенка к школе.

Что такое «филиппинский тест»?

Специальный «филиппинский тест» определяет готовность ребенка к школе. Он отражает степень развития скелета, уровень созревания нервной системы, а также способность головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Свое название такая методика получила из-за того, что впервые тест был применен антропологами при обследовании большой группы детей на Филиппинах.

«Филиппинский тест» нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости». По словам экспертов, после того, как полуростовой скачок завершен, у ребенка появляются реальные функциональные возможности к относительно усидчивой работе. Если ребенок начинает посещать школу еще до завершения этого этапа, это может иметь негативные последствия для здоровья, в том числе психического.

Мотивация является ключевым фактором обучения, и она особенно важна для маленьких детей, готовящихся к поступлению в школу. Мотивационная готовность означает желание и готовность ребенка учиться, и она играет решающую роль в его академических успехах.

Во-первых, дошкольники, мотивированные к обучению, как правило, любопытны и любознательны. Им нравится исследовать окружающую среду и задавать вопросы, и они стремятся узнать что-то новое. У них есть естественное желание понять окружающий мир, и это любопытство стимулирует их мотивацию к обучению.

Во-вторых, дошкольники, мотивированные к обучению, часто учатся самостоятельно. У них есть чувство самостоятельности, и им нравится делать выбор в отношении того, что и как они изучают. Они часто более увлечены и заинтересованы в обучении, когда у них есть право голоса в этом процессе. Предоставление детям выбора и возможности принимать решения может способствовать повышению их мотивации и чувства ответственности за свое обучение.

В-третьих, дошкольники, мотивированные к обучению, обычно имеют позитивное отношение к учебе. Они воспринимают обучение как приятное и значимое занятие, а не как рутину или обязанность. Они подходят к новым задачам с установкой на рост, веря, что могут совершенствоваться, прилагая усилия и практикуясь. Такой позитивный настрой помогает им обрести уверенность и устойчивость как ученикам.

В-четвертых, дошкольники, мотивированные на обучение, часто обладают сильными социальными навыками. Им нравится работать с другими, и они умеют эффективно сотрудничать и общаться. Они также способны регулировать свои эмоции и поведение, что помогает им оставаться сосредоточенными и вовлеченными в учебную деятельность.

В-пятых, у дошкольников, мотивированных к обучению, часто есть поддерживающие их семьи и учителя, которые создают благоприятную среду для обучения. Они получают положительную обратную связь и поощрение, что помогает усилить их мотивацию к обучению. Учителя и родители также могут предоставить детям возможности для развития их интересов и талантов, что может еще больше усилить их мотивацию.

Для развития мотивационной готовности у дошкольников учителя и родители могут предпринять несколько шагов. К ним относятся:

Поощрение любопытства и исследования: Предоставление детям возможности исследовать окружающую среду и задавать вопросы может способствовать развитию их любознательности и мотивации к обучению.

Предоставление выбора и возможностей для принятия решений: Предоставление детям права голоса в том, чему и как они учатся, может способствовать развитию у них чувства сопричастности и мотивации.

Использование положительного подкрепления: Предоставление детям положительной обратной связи и поощрения может способствовать усилению их мотивации к обучению.

Формирование социальных навыков: Предоставление детям возможности работать с другими людьми и развивать свои социальные навыки может способствовать повышению их мотивации.

Создание воспитывающей учебной среды: Обеспечение безопасной и благоприятной среды обучения может способствовать повышению мотивации и уверенности детей.

Памятка для родителей

Моя семья — мое богатство!

Пять советов в помощь родителям и другим членам семьи:

1. Больше уделяйте внимания своему ребенку, больше общайтесь с ним.

2. В воспитании будьте тверды и последовательны.

3. Проявляйте в общении с ребенком доверие, доброжелательность, милосердие.

4. Если ребенок задает вопросы, отвечайте, не откладывая.

5. Воспитывайте своего ребенка без физических наказаний.

6. Хвалите ребенка при каждом случае, если он того заслужил.

А. С Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда вы разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

Семья — это самое главное!

Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители — первые воспитатели и учителя ребенка. Ведь ребенок в повседневном общении с ними учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

Родительская любовь – одна из самых больших человеческих ценностей. Правильная, разумная любовь матери и отца помогают ребенку раскрыть свои способности, найти свое место в обществе, стать личностью.

Семья — это еще и школа чувств. Наблюдая за отношениями и эмоциями взрослых, ощущая на себе многообразие их проявлений, ребенок на всю жизнь приобретает нравственно-эмоциональный опыт. Первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. 

Идеальная семья — оазис любви

Родителям важно помнить, что:

— в ребенке надо видеть личность, а не объектвоспитания

— лучший воспитатель не нотации и назидания, а личный пример

— для ребенка важно, как построены взаимоотношения между членамисемьи

— дети как зеркало: если они получают любовь, то они ее и возвращают

Важно привлекать к воспитанию ребенка старшее поколение, ведь у них больше терпения и мудрости, они многое вкладывают в душу ребенка. Хорошо когда старшее поколение сохраняет всемье традиции, какие-то семейные реликвии, вместе с ребенком время от времени достают эти реликвии, рассматривают их, разговаривают об этом. Все это положительно влияет на ребенка — такое общение способствует умственному и нравственному развитию.

НЕЛЬЗЯ ждать от ребенка:

— благодарности за то, что вы его родили и растите.

— что он будет самым лучшим и способным. Он такой, какой он есть, но он особенный, потому что ваш.

Тест для родителей "Готовность ребенка к школе"

Каждый положительный ответ на вопрос оценивается в 1 балл:

  1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

  1. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

  1. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор?

  1. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

  1. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?

6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7. Умеет ли он изменять существительные по числам?

8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации?

14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом "овощи" помидоры, морковь, лук?

17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т. д. ?

18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

 Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста.

Если оно составляет:

15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легкопреодолимы;

10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Если ваш ребенок идет в школу, чтобы узнать много нового, осознает, что уроки нужно делать и выполнять правила поведения школьников, значит у него сформирована учебная мотивация.

Но если он идет в школу ради нового портфеля, новой формы, а интересуют его в школе сверстники и перемены, значит вам надо ему еще многое рассказать о школе.

Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы - ученики в школе жизниРебенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом - со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать и немного писать, считать - если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.

ТРЕВОЖЕН ЛИ ВАШ РЕБЕНОК?

(тест для родителей первоклассников)        

Проблема детской тревожности встает остро на момент поступления ребенка в школу. Порой страх преследуют малыша и дальше при обучении. Если Вы хотите узнать, как может проявляться тревожность и насколько она сильна у Вашего ребенка, ответьте на вопросы анкеты.

Суммировав все утвердительные ответы, Вы получите общий балл тревожности.

  1. Ваш ребенок ест всегда с аппетитом?
  2. Он страдает от чрезмерной застенчивости?
  3. Страшные сны не редкость для Вашего ребенка?
  4. Обычно ему трудно сдержаться, чтобы не заплакать?
  5. Вашего ребенка нельзя назвать уверенным в собственных силах?
  6. Он боится браться за какое-либо новое задание?
  7. Ему трудно заснуть?
  8. Ваш малыш часто волнуется?
  9. Вы заметили, что у него проблемы со стулом?
  10. Вас беспокоит его чрезмерная напряженность и скованность?
  11. Сильное волнение Вашего малыша, как правило, сопровождается рвотой, потливостью рук, ознобом или жаром?
  12. Любое ожидание вызывает в нем сильное беспокойство?
  13. Не слишком продолжительная работа утомляет Вашего ребенка?
  14. Ваш ребенок часто жалуется на всевозможные неприятности во взаимоотношениях со сверстниками?
  15. Ему трудно дружить?
  16. Любые трудности пугают его?
  17. Ребенок часто невнимателен и рассеян?
  18. Он не может оставаться один дома?

         19.Ваш малыш боится темноты?

         20. Его рисунки отличаются мрачными тонами и страшными сюжетами?

                                             Ключ к тесту

15-20 баллов

Это показатель высокой тревожности. Вам следует обратиться за помощью к детскому психологу, чтобы избежать серьезных проблем в школе и возникновения новых страхов.

4-7 баллов

Говорит о среднем уровне детской тревожности. Не следует игнорировать ее. Постарайтесь помочь Вашему ребенку приобрести уверенность в себе. Не скупитесь на заслуженную похвалу.

1-6 баллов

Свидетельствуют о низком уровне тревожности. Ваш ребенок достаточно устойчив к стрессам, что поможет ему физически и психологически здоровым.

ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ !

 Игры для дошкольников 5-6 лет в домашних условиях

Буквы для зверят

Пора изучать алфавит! Вы уже были в зоопарке? Сколько там животных! С каких букв начинаются их названия? Приготовьте карточки с этими буквами и соответствующие картинки и не забудьте взять их в дорогу. Теперь запомнить буквы будет очень просто. Вы называете букву, а ребенок вспоминает, название какого животного начинается на эту букву. Можно изменить условия — назовите животное, а малыш найдет карточку с нужной буквой. А если вы сами станете «малышом», позвольте себе один-два раза ошибиться — ребенок с удовольствием вас поправит. Очень хорошо! Значит, он очень внимательный.

 Игра расширяет кругозор, знакомит с алфавитом.

Имена

Это прекрасная дорожная игра. Правила такие же, как в игре «Города». Загадывается буква. Первый участник называет любое имя на заданную букву, а второй участник вспоминает имя на эту же букву или (что сложнее) имя, начинающееся с последней буквы названного имени.

 Игра расширяет словарный запас, знакомит с алфавитом.

Что из чего?

Предложите малышу найти в квартире предметы, сделанные из дерева, металла, стекла, меха и т. д., — для начала достаточно четырех-пяти слов.

 Игра развивает логику, речь и воображение.

Найди отличия

Скажите малышу: «Сейчас ты закроешь глаза, а потом по команде их откроешь и скажешь, что изменилось». Изменения можно вносить в интерьер купе поезда или салона машины (переставить какой-нибудь предмет на другое место), в собственной внешности (например, зачесать челку на другую сторону) и т. д. Проверьте, насколько внимателен ваш ребенок. А потом предложите ему проверить, насколько внимательны вы.

 Игра развивает внимание и память.

Четвертое - лишнее

У этой игры множество вариантов. Время от времени устраивайте малышу подобные тренировки внимания. Вот перед ним лежат кукла, мишка, тарелка, кубик. Что лишнее и почему? Правильно, из тарелки едят, а остальные предметы — игрушки. А теперь предложите малышу устроить вам подобный экзамен.

 Игра развивает внимание, память и логику.

«Я - поэт. Зовусь я цветик!..»

Помните, как Незнайка подбирал рифмы? «Пакля — рвакля». Научите малыша рифмовать простые слова. Первые рифмы могут быть неточными, главное — не сочинять несуществующие слова: поле — море, мама — панама, кошка — дорожка и т. д. А ваша задача — сочинить на получившуюся рифму маленькое стихотворение.

 Игра расширяет словарный запас, развивает речь и воображение.

«Нет» или «да»?

Как известно, в Болгарии люди кивают головой вверх-вниз, возражая собеседнику, и покачивают из сторону в сторону, соглашаясь с ним. Попробуйте пообщаться «по-болгарски». Кто первым собьется?

 Игра развивает внимание.

Зазеркалье

Ребенок сидит напротив вас и повторяет ваши движения. Сначала гладит себя правой рукой по голове, а левой рукой — по животу (сверху вниз). Затем он выполняет круговые движения, далее — похлопывания.

И наконец, самое трудное: одной рукой поглаживать себя по голове (или похлопывать), а другой — поглаживать живот круговыми движениями.

 Игра развивает координацию движений и внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа диагностики готовности к школьному обучению. Компонент психологической подготовки к школе - эмоционально-волевая готовность

Учиться в школе успешно ребенок будет если сможет управлять своим поведением, подчинять свои желания требованиям школы, и адекватно общаться со сверстниками и взрослыми. В связи с этим в процессе набл...

Интеллектуальная готовность к школе как один из компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Конспект и презентация для  родительского собрания в подготовительной группе....

Определение понятия «готовность к школьному обучению», критерии и виды психологической готовности к школьному обучению

Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.Основные виды готовности к школьному обучению....

Консультация "Специфика готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению"

В консультации рассматривается незрелость функционального состояния центральной нервной системы детей с задержкой психического развития. Определяется подбор мероприятий для коррекции различных типов о...

Изучение готовности детей 6 -7 – летнего возраста к школьному обучению

Готовность ребенка к школе, необходимо рассматривать не только как возможность обучаться в 1-ом клас­се, но и более широко – как возможность обучаться и развиваться в рамках современной школ...