Блок I. Психологические рекомендации для педагогов.
методическая разработка по психологии
Представленный на сайте материал содержит авторские разработки, включающие в себя блок практико-ориентированных технологий развития личности воспитанников ДОУ. Целевой адресной группой использования данных материалов выступают психологи, педагоги, работающие в области дошкольного образования и специализирующиеся в сфере вопросов социализации, коммуницирования, эмоционально-волевого развития воспитанников. Кроме того, данный материал может быть интересен родителям для расширения представлений о специфике детского развития и в рамках совместной работы с педагогами и психологом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Ласточка»
города Балашова Саратовской области»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Тема №1: «Условия успешной адаптации воспитанников в ДОУ»
Педагог - психолог, Филатова В.А.
Балашов, 2023 г.
Поступление ребенка в детский сад является важной вехой в жизни ребенка и родителей. Это первый системный акт социализации взрослеющей личности. Важным моментом в этот период является готовность родителей к активному и открытому взаимодействию с педагогами и психологом ДОУ.
Ребенок, поступая в группу детского сада, проходит этапы адаптации.
Легкая адаптация (нормативная) предполагает быструю включенность и ориентированность ребенка на групповые процессы, центрировать внимания на конструкт взаимодействия с воспитателями и сверстниками. Индикатором легкой степени адаптации, также является отсутствие активации симптомов возможных хронических заболеваний и, в целом, заболеваемости ОРЗ и ОРВИ, так как иммунная поддержка ребенка функционирует в нормативном режиме.
Средняя адаптация предполагает фрагментарное проживание ребенком негативных состояний в ситуации знакомства с новым коллективом, сепарации от родителей на некоторый временной период. Как правило, это представлено в формате кратковременного плача при расставании с родителем в момент прихода в группу. Могут присутствовать также проявления временной заторможенности, не активности в процессе взаимодействия со сверстниками, ребенок не проявляет свои индивидуальные особенности, стремится быть как все. Маркером психологического сопротивления могут, в этом случае, выступать: общая подавленность настроения ребенка в группе, сниженный аппетит, низкая активность в игровых и образовательных процессах. В связи с тем, что ребенок затрачивает большое количество энергии на принятие новых условий, возможны активации простудных и хронических заболеваний.
Тяжелая адаптация (дезадаптация) предполагает системное проживание ребенком негативных состояний, которые могут активироваться любым новым обстоятельством (знакомство с группой детей, воспитателями, сам факт утреннего сбора в детский сад и др.). Ребенок транслирует общее сопротивление выхода из зоны домашнего комфорта, так как не готов к проживанию адаптационных процедур. Его ресурсы не являются достаточными для вариатизации условий своего проживания, активируется общая тревожность, снижаются защитные свойства организма. Как следствие, возникает стойкое нежелание посещать/находиться в группе детского сада, сопровождаемое плачем, криком. Ребенок, в данном случае, не включается в режимные моменты групповых процессов, не склонен контактировать со сверстниками и воспитателями. Частотными проявлениями тяжелой адаптации ребенка в ДОУ выступают простудные заболевания, возможна активизация проявления симптомов хронических заболеваний.
Психолого-педагогические рекомендации педагогам:
- Ориентируйте родителей на активное взаимодействие со сверстниками (дворовые площадки, встречи с родственниками/знакомыми, которые имеют детей сходного возраста).
- Ориентируйте родителей на максимальное приближение распорядка дня к групповым процессам.
- Ориентируйте родителей на позитивизацию образа детского сада, значимость его посещения, общения с детьми и воспитателями.
- Стимулируйте детей группы, которые обладают активно-позитивным влиянием на сверстников плотно взаимодействовать с ребенком – адаптантом.
- Своевременно переключайте ребенка (в ситуации возможного проявления негативных эмоций) на игровую деятельность (индивидуального и группового формата).
- Чаще используете в работе с ребенком арт-терапевтические приемы (рисование), перманентно поддерживаете в нем эмоциональную и вербальную связь, чтобы он ощущал себя в включенным в коллектив.
- Ориентируйтесь на индивидуальные особенности/способности ребенка, стимулируя его личные проявления самостоятельности.
- В процессе приема пищи, возможны включения речевых мотиваторов (частушки, присказки и др.).
- В процессе привыкания к дневному сну в группе, осуществляйте контроль за эмоциональным состоянием ребенка, его привычным потребностям (например, рассказыванию родителями сказки), включите этот момент в общий формат подготовки ко сну всех детей.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Ласточка»
города Балашова Саратовской области»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Тема №2: «Специфика взаимодействия с ребенком в ситуации кризиса трех лет»
Педагог - психолог, Филатова В.А.
Балашов, 2023 г.
Кризис 3-х лет является одним из самых тяжелых по своему протеканию для взрослеющей личности. Это кризис отделения собственного Я от матери, окружающего мира, это кризис проявления личности ребенка. Следует отметить, что симптомы кризиса сигнализируют именно о показателях развития личности, нормативном течении линии становления характера, определении вектора способностей, моделей взаимодействия с миром.
Основные симптомы кризиса 3-х лет:
Негативизм. Это отрицательная реакция ребенка по отношению к другому человеку. Ребенок к 3-м года становится избирательным в своих эмоциональных предпочтениях. Его ранжирование круга близких людей маркируется повиновением, то есть ребенок прислушиваться к требованиям тех людей, которых воспринимает как сильную, значимую для него личность. Следует отметить, что негативизм может проявляться как отказ выполнять какие-либо требования.
Упрямство. Это реакция на собственное решение. Ребенок определяет для себя поле значимости, выдвигает свое решение и настаивает на нем, даже если оно в последствии становится иррациональным. Например, ребенок одевается в теплые вещи для прогулки, он быстро согревается. На требование мамы надеть варежки, так как снег холодный, он негодует, отказывается. Через несколько минут на самой прогулке, он ощущает, что ладошки замерзли, однако, он продолжает отказываться надеть варежки.
Строптивость. Этот симптом кризиса по своему проявлению близок к негативизму, но имеет более генерированную реакцию. Ребенок протестует против всей системы воспитания в целом. Например, если раньше мальчика мама целовала после того, как приводила в группу детского сада, то к 3-м годам малыш может отвергать этот акт публичной близости, показывая тем самым свою самостоятельность. Иными словами, ребенок не отказывается (в этом случае) от самой близости с матерью, он отказывается от публичного ее проявления.
Своеволие. Это стремление к обособленной самостоятельности. В этом возрасте проявляется своеволие в плане намерения ребенка.
Обесценивание (взрослых, игрушек). Ребенок сталкивается с более широким форматом взаимодействий, видит и осознает вариации отношений, признаков успешности. В жизнь ребенка входят другие люди: воспитатели, сверстники и др. Он начинает привязываться к ним. Он не теряет любви к родителям, он расширяет свои эмоциональные включения в жизнь.
Протест-бунт. Проявляется данный симптом в частых ссорах, конфликтах с окружающими.
Стремление к деспотизму. Ребенок проявляет крайнею степень власти по отношению к окружающим. Часто подобный симптом выраженно представлен в семьях, где воспитывается один ребенок. У него еще не сложился общий сценарий конструктивного восприятия себя и мира, и поэтому он склонен воспринимать себя центром значимости, самым главным.
Психологические рекомендации педагогам:
- Придерживаться устойчивой твердой позиции в процессе взаимодействия с ребенком.
- В случае негативных санкций, необходимо терпеливо и аргументированно разъяснять ребенку причинно-следственные связи запретов.
- Ориентироваться на анализ конкретной ситуации и конкретного ребенка для построения маршрута воспитательных действий.
- Ориентироваться на сотруднический стиль взаимодействия при курировании бытийной ситуации, полный отказ от авторитарного, попустительского стиля и гиперопеки.
- Стимулируйте самостоятельность ребенка. Это позволит ему самореализовываться в рамках приемлемого, безопасного, не директивного контроля воспитателя.
- Всегда хвалите за достижения, даже самые малые. Главное, чтобы они были реальные. Если ребенок выполнил задание неуспешно, но аккуратно, похвалите его за аккуратность;
- В ситуации активирования негативных эмоциональных состояний (крик, плач и др.) старайтесь переключать ребенка на спокойные виды деятельности, говорите с ним на отвлеченные темы, проявляете эмпатию.
- Плотно взаимодействуете с родителями и психологом для удерживания объективной картины состояния ребенка и консолидации усилий по поддерживающему сопровождению воспитанника в этот период.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Ласточка»
города Балашова Саратовской области»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Тема №3: «Технология гармонизации экспрессивной эмоциональности у дошкольников»
Педагог - психолог, Филатова В.А.
Балашов, 2023 г.
Психологическая программа, ориентированная на гармонизацию экспрессивной эмоциональности у дошкольников.
Цель программы: гармонизация экспрессивной эмоциональности у дошкольников.
Задачи программы:
- Актуализировать в сознании детей понятия «эмоция», «эмоциональное состояние», «экспрессивная эмоциональность».
- Создать условия для самораскрытия дошкольников.
- Развивать навыки распознавания эмоционального состояния своего и окружающих людей.
- Развивать навыки саморегуляции, контроля за эмоциональными появлениями.
- Закрепить в сознании участников нового опыта.
Структурный план психологической программы для старших дошкольников.
Занятие №1. «Приветствую вас».
Цели и задачи занятия:
- Создание комфортной обстановки для самораскрытия участников.
- Активизация рефлексии актуального эмоционального состояния у дошкольников.
- Развивать навыки распознавания эмоционального состояния других людей.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Упражнения: «Здравствуйте, меня зовут»; «Называем ласково по имени»; «Зайчики и лиса»; проективная техника: «Автопортрет».
Релаксация: «Ромашковое поле в летнее утро».
Занятие №2. «Улыбка солнышка».
Цели и задачи занятия:
- Создать зону комфорта для самораскрытия участников.
- Развивать навыки эмоциональной саморегуляции.
- Развивать навыки самоконтроля у старших дошкольников.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Упражнения: «Когда я улыбаюсь другим людям, то…»; «Мои эмоции каждый день»; «Какое настрое обычно у твоего любимого героя сказки?».
Релаксация: «Вдыхая аромат летних цветов».
Занятие №3. «Понять другого».
Цели и задачи занятия:
- Ознакомить с проявлениями «+» и «-» эмоциональных состояний.
- Рефлексия актуального состояния детей.
- Развивать навыки позитивного мышления.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Упражнения: «Смелые и трусливые зайчики»; «Какое настроение у друга?»; «Обнимашки грустного зайчика»; проективная техника: «Нарисуй радость».
Релаксация: «Радуга после дождя».
Занятие №4. «Мы понимаем, нас понимают».
Цели и задачи занятия:
- Создать условия для самораскрытия участников.
- Ознакомить участников с навыками распознавания эмоционального состояния другого человека.
- Развивать навыки контроля за эмоциями.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Мини-лекция: По каким признакам ты узнаешь, что чувствует другой человек?
Упражнения: «Угадай эмоции по картинке»; «Бабочки махают крылышками»; «Какое настрое любимого героя сказки тебе наиболее близко?».
Релаксация: «Поймай капельки летнего дождика».
Занятие №5. «Я умею видеть больше, чем мне говорит другой».
Цели и задачи занятия:
- Ознакомить участников с понятием «эмпатия».
- Развивать навыки саморегуляции.
- Развивать навыки распознавания эмоционального состояния других людей.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Упражнения: «Подарок другу»; «Я поделюсь теплом»; «Когда трудно, я делаю…».
Релаксация: «Босиком по теплому морскому песочку».
Занятие №6. «Радоваться вместе веселее».
Цели и задачи занятия:
- Актуализировать в сознании участников представления о позитивном взаимодействии как средства достижения желаемых целей.
- Развивать навыки саморегуляции участников.
- Развивать навыки выбора эффективных стратегий взаимодействия.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Упражнения: «Лучшие друзья из любимой сказки – это…»; «Если меня не понимают, то я чувствую…»; «Царевна Несмеяна»; «Изобрази эмоцию, чтобы другие угадали».
Релаксация: «На качелях летним днем».
Занятие №7. «Тепло ладошки друга».
Цели и задачи занятия:
- Ознакомить участников с навыками гармоничного взаимодействия.
- Развивать навыки эмоциональной саморегуляции участников.
- Развивать навыки сотруднического взаимодействия.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Упражнения: «Путаница»; «Поделись настроением с другом»;
«Большая гусеничка» (бег цепочкой); «Паровозики».
Релаксация: «Вдыхаем запахи рассвета».
Занятие №8. «Я на позитиве».
Цели и задачи занятия:
- Ознакомить участников с понятием «ресурсы человека».
- Развивать навыки понимания себя и окружающих людей.
- Актуализация применения нового опыта в бытийных ситуациях.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Упражнения: «Если тебе радостно, то я чувствую…»; «Маленькие зверята на прогулке»; «Цветик - семицветик»; «Пожелание на память», «Волшебная палочка».
Релаксация: «Отпускаем шарики в небо».
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Ласточка»
города Балашова Саратовской области»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Тема №4: «Технология снижения уровня тревожности у старших дошкольников»
Педагог - психолог, Филатова В.А.
Балашов, 2023 г.
Психологическая программа, ориентированная на снижение уровня тревожности у старших дошкольников.
Цель программы: снижение уровня тревожности у старших дошкольников, нивелирование негативных эффектов проживания стресса.
Задачи программы:
- Создать условия для осознания ресурсных сторон своей личности.
- Обучить навыкам позитивного мышления.
- Развивать навыки саморегуляции эмоциональных состояний.
- Развивать навыки самоконтроля.
- Развивать навыки конструктивных выборов в процессе взаимодействия.
Структурный план психологической программы для старших дошкольников.
Занятие №1. «Знакомимся ближе».
Цели и задачи занятия:
- Создать условия для самораскрытия участников программы.
- Актуализация основных терминов программы в сознании дошкольников.
- Развивать навыки распознавания эмоционального состояния других людей.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Упражнения: «Здравствуй, это Я»; «Смысл - имя»; «Я – хороший, ты – хороший»; «Ты мне нужен, потому что…».
Релаксация: «Сад моей мечты».
Занятие №2. «Настроение – утро».
Цели и задачи занятия:
- Создать зону комфорта для самораскрытия участников.
- Активизация ресурсов личности на преодоление зажимов или блоков.
- Развивать навыки самоконтроля у старших дошкольников.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Вводная обучающая информация (формат – беседа): Какое настроение у тебя обычно утром? Какие эмоции ты ощущаешь? Как ты думаешь почему?
Упражнения: «Утром я чувствую, что…»; «Мои эмоции каждый день»; «Любимый герой из сказки»; «Грустный маленький медвежонок».
Релаксация: «Полет по бескрайнему небу».
Занятие №3. «Цвет тревоги».
Цели и задачи занятия:
- Ознакомить участников с феноменом «тревожность».
- Рефлексия эмоционального состояния тревоги.
- Развивать навыки позитивного мышления.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Упражнения: «Зайчик убегает от лисы»; «Самый смелый герой сказки»; «Помогать - значит оберегать»; «В тебе есть сила – это…».
Релаксация: «Прогулка над пропастью».
Занятие №4. «Мир без страха».
Цели и задачи занятия:
- Ознакомиить участников с понятием «страх» и его проявлениями.
- Развивать навыки саморегуляции.
- Развивать навыки распознавания своего эмоционального состояния и эмоций другого человека.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Упражнения: «Зайка в темной комнате»; «Где-то далеко страшно»; «Мой самый страшный сон»; «Когда я с другом, я чувствую…».
Релаксация: «Грибной дождь летним утром».
Занятие №5. «Мои ресурсы».
Цели и задачи занятия:
- Ознакомить участников с понятием ресурсности личности.
- Развивать навыки распознавания эмоционального состояния других людей.
- Закрепление опыта позитивного мышления.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Упражнения: «Магазин ресурсов»; «Подарить силу»; «Когда трудно, я делаю…».
Релаксация: «Мое солнце совсем рядом».
Занятие №6. «Гармония с миром».
Цели и задачи занятия:
- Акцентировать в сознании детей ресурсы гармоничного взаимодействия с окружающими людьми.
- Развивать навыки саморегуляции участников.
- Развивать навыки конструктивного выбора стратегий взаимодействия с окружающими людьми.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Упражнения: «Самый успешный герой из любимой сказки»; «В конфликте я обычно…»; «Я снимаю стресс»; «Другие правила».
Релаксация: «Горный перевал».
Занятие №7. «Минута отдыха».
Цели и задачи занятия:
- Развивать навыки саморегуляции участников.
- Акцентировать в сознании участников ресурсов отдыха.
- Развивать навыки сотруднического взаимодействия.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Упражнения: «Маленькие зверята на прогулке»; «Передай пригоршню воды другу»; «Горячее молоко»; «Как звучит тишина?».
Релаксация: «Раскрытие бутона в летнем саду у теплой речки».
Занятие №8. «Уверенность моя».
Цели и задачи занятия:
- Ознакомить участников с понятием «уверенность», «сила духа».
- Развивать навыки понимания себя и окружающих людей.
- Актуализировать применение нового опыта в бытийных ситуациях.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Упражнения: «Я помогу тебе тем, что…»; «Я уверен в том, что…»; «Когда я уверен в себе, я чувствую…»; «Чудесное дерево с желаниями», «Волшебная палочка».
Релаксация: «Шарики в небе».
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Ласточка»
города Балашова Саратовской области»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Тема №5: «Технология гармонизации эмоционального состояния и самооценки у дошкольников»
Педагог - психолог, Филатова В.А.
Балашов, 2023 г.
Психологическая программа, ориентированная на гармонизацию эмоционального состояния и самооценки у дошкольников.
Психологическая программа состоит из структурных блоков:
1 блок. Актуализация ключевых смыслов коррекционного пласта работы; создание условий для комфортного включения дошкольников в информационное и деятельное поле коэволюционных контактов.
2 блок. Развитие навыков гармоничного восприятия собственного Я, индивидуальных ресурсов и потенциала других людей; развитие навыков конструктивного взаимодействия; проработка возможных когнитивных искажений картины бытийной реальности, вызывающие негативные эмоциональные реакции; стимуляция позитивного мышления.
3 блок. Закрепление нового опыта; рефлексия возможных психологических блоков при реализации нового формата понимания себя и окружающих людей, актуализация выбора эффективных стратегий взаимодействия.
Цель программы: гармонизация эмоционального состояния и самооценки у дошкольников.
Задачи программы:
- Создать комфортные условия для самораскрытия детей.
- Рефлексия самопонимания, позитивного мышлени.
- Развивать навыки гармоничного восприятия собственного Я, индивидуальных ресурсов и потенциала окружающих людей.
- Развивать навыки выбора эффективных стратегий взаимодействия.
- Закрепить в сознании детей новый опыт.
Структурный план психологической программы для старших дошкольников.
Занятие №1. «Приветствуем друг друга».
Цели и задачи занятия:
- Создать зону комфорта для самораскрытия детей.
- Активизация межличностных контактов в группе, вариативности эмоционального проявления в общении.
- Нивелирование психологических блоков при взаимодействии.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Упражнения: «Именной клубок», «Имя - качество»; «Цвет огня», «Мой любимый герой сказки».
Релаксация: «Разные цветы в букете».
Занятие №2. «Мы умеем многое».
Цели и задачи занятия:
- Создать условия для сплочения коллектива детей.
- Развивать навыки конструктивного принятия собственного Я, индивидуальных ресурсов и потенциала других людей.
- Развивать навыки свободной коммуникации.
- Стимуляция доверительных взаимодействий в группе.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Упражнения: «Нас объединяет», «Мы партнеры».
Релаксация: «Я хочу, чтобы…».
Занятие №3. «Нормы и правила».
Цели и задачи занятия:
- Ознакомить детей с нормативным поведением в группе.
- Развивать навыки конструктивного принятия собственного Я, индивидуальных ресурсов и потенциала других людей.
- Ознакомить с правилами этикета в общении.
- Актуализация позитивного мышления.
- Нивелирование возможных психологических блоков при взаимодействии.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Упражнения: «Я подарю тебе», «Мое самое сильное качество».
Рисуночная техника: «Мое настроение».
Релаксация: «Мы вместе, значит…».
Занятие №4. «Мир велик и еще не познан нами».
Цели и задачи занятия:
- Создать комфортную зону для самораскрытия детей.
- Развивать навыки конструктивного принятия собственного Я, индивидуальных ресурсов и потенциала других людей.
- Нивелирование возможных психологических блоков при взаимодействии.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Упражнения: «Близко-далеко»; «Топь», «Тот, кто рядом», «Мои эмоции», «Ладошки».
Релаксация: «Полет к звездам».
Занятие №5. «Настроение «Солнце/Луна»».
Цели и задачи занятия:
- Ознакомить детей с проявлением позитивных и негативных эмоциональных состояний.
- Развивать навыки саморегуляции в ситуации функционирования кризисного сознания через мимику, пантомимику, интонацию.
- Формировать навыки конструктивного реагирования в ситуации кризиса и в ситуации неопределенности.
- Развивать навыки позитивного мышления.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Упражнения: «Поход за впечатлениями»; «Ягоды радости», «Я и мой любимый персонаж сказки», «Я на позитиве», «Грусть – это…».
Релаксация: «Шарик».
Занятие №6. «Моя уникальность».
Цели и задачи занятия:
- Закрепить новый опыт, информацию о эмоциональных проявлениях человека.
- Развивать навыки понимания себя и окружающих людей.
- Актуализация применения нового опыта в бытийных ситуациях.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Упражнения: «Спокойная минутка», «Когда я спокоен, то…», «У меня все получится»; «Нарисуй свое настроение».
Релаксация: «Сад моих заветных желаний».
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Ласточка»
города Балашова Саратовской области»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Тема №6: «Технология развития наглядно-образного мышления в игровой деятельности у старших дошкольников»
Педагог - психолог, Филатова В.А.
Балашов, 2023 г.
Психологическая программа, ориентированная на развитие наглядно-образного мышления в игровой деятельности у старших дошкольников.
Цель программы: стимуляция развития наглядно-образного мышления в игровой деятельности у старших дошкольников.
Задачи психологической программы:
- Ознакомить участников с основными смыслами и терминами программы.
- Актуализация самораскрытия участников.
- Развивать навыки целостного восприятия ситуаций, предметов и явления объективной реальности.
- Развивать навыки понимания смысла ситуации, стимуляция использования прошлого опыта, актуальных представлений.
- Развивать навыки понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными рядами.
- Развивать позитивное мышление.
- Закрепить новый опыт в сознании участников.
Структурный план психологической программы для старших дошкольников.
Занятие №1. «Здравствуйте, вот и я».
Цели и задачи занятия:
- Создать комфортныеусловия для самораскрытия участников программы.
- Актуализация основных ключевых смыслов и терминов реализуемой программы в сознании дошкольников.
- Активизация свободной коммуникации участников группы.
- Снижение возможного сопротивления, снятия психологический блоков в самораскрытии у детей.
- Развивать навыки целостного восприятия ситуаций, предметов и явления объективной реальности.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Упражнения: «Поздороваемся по-разному»; «Имя – сравнение»; «Если бы ты был цветком, то каким?».
Релаксация: «Раскрываем подарок».
Занятие №2. «Учимся сравнивать».
Цели и задачи занятия:
- Создать зону комфорта для самораскрытия участников.
- Активизация трансляции индивидуальных, свободных ассоциаций у старших дошкольников.
- Развивать навыки эмоционального отреагирования.
- Развивать навыки понимания смысла ситуации.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Упражнения: «Одинаковые зайчики»; «С чем можно сравнить твое обычное утро/ день/вечер»; «На какого героя сказки ты больше всего похож по характеру?».
Релаксация: «Полет на воздушном шаре».
Занятие №3. «Выдумляндия».
Цели и задачи занятия:
- Ознакомлить участников с понятиями «фантазия», «ложь», «шутка».
- Рефлексия актуального состояния детей.
- Развивать навыки саморегуляции.
- Развивать навыки позитивного мышления.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Упражнения: «Строим дом, кто будет какой его частью?»; «Если бы я сейчас был на море, я…»; «Для чего или кого мишка собирает ягоды?».
Релаксация: «Ловим ладошками снежинки».
Занятие №4. «Я в прошлом/настоящем/будущем».
Цели и задачи занятия:
- Ознакомить участников с понятиями «причина» и «следствие».
- Создать зону комфорта для самораскрытия участников программы.
- Развивать навыки саморегуляции.
- Стимуляция использования прошлого опыта, актуальных представлений.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Упражнения: «Каким цветком я был бы раньше, сейчас и в будущем?»; «Бабочки – капустницы в полете искусницы!»; «Анализ сказочного сюжета».
Релаксация: «Дождь летним утром».
Занятие №5. «Я познаю мир».
Цели и задачи занятия:
- Ознакомить участников с понятием «познавательное любопытство».
- Развивать навыки творческого восприятия.
- Развивать навыки самостоятельного принятия решения.
- Закрепить опыт позитивного мышления.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Упражнения: «Мне интересно в тебе…»; «Самый любопытный герой сказки»; «Когда мне интересно что-то я…».
Релаксация: «Прогулка по набережной летним вечером».
Занятие №6. «Я - творец».
Цели и задачи занятия:
- Актуализировать в сознании участников представления о важности творческого отношения к действительности.
- Развивать навыки саморегуляции участников.
- Развивать навыки выбора эффективных стратегий взаимодействия с окружающими людьми.
- Развивать навыки позитивного мышления.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Упражнения: «Я вижу новое в себе»; «Придумай другую концовку сказки»; «Если бы колобок был тигренком…»; «Комплимент».
Релаксация: «Принимаю благодарность».
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Ласточка»
города Балашова Саратовской области»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Тема №7: «Технология развития способности распознавания эмоционального состояния другого у старших дошкольников»
Педагог - психолог, Филатова В.А.
Балашов, 2023 г.
Психологическая программа ориентированную на развитие способности распознавания эмоционального состояния другого у старших дошкольников
Цель программы: развитие способности распознавать эмоциональные состояния другого человека у старших дошкольников.
Задачи программы:
- Актуализировать у старших дошкольников представления об эмоциональной сфере, проявлении позитивных, негативных и нейтральных реакций человека.
- Актуализировать значимость конструкта детско-родительских взаимодействий.
- Стимулировать развитие навыков эмоциональной саморегуляции, контроля за эмоциональной сферой.
- Развивать навыки позитивного мышления.
- Закрепить в сознании полученный опыт, стимулировать его использование в бытийных ситуациях.
Структурный план психологической программы для старших дошкольников.
Занятие №1. «Мои замечательные качества».
Цели и задачи занятия:
- Развивать навыки позитивного мышления.
- Развивать навыки позитивного самоотношения.
- Акцентуация ресурсных сторон личности ребенка.
- Развивать навыки гармоничного взаимодействия.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Упражнения: «Комплимент другу»; «Как называет мама».
Проективная техника: «Моя семья».
Релаксация: «Раскрываем подарок».
Занятие №2. «Дарить позитив».
Цели и задачи занятия:
- Развивать навыки невербального взаимодействия.
- Развивать навыки антиципации проявления собственных эмоций, действий.
- Обучить рефлексии индивидуальных эмоциональных состояний и эмоций другого человека.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Упражнения: «Путаница»; «Вагончики в пути»; «Угадай эмоцию».
Проективная техника: «Дерево» (К. Коха).
Релаксация: «Лимон».
Занятие №3. «Мир добрых и злых настроений».
Цели и задачи занятия:
- Развивать способности к распознаванию эмоциональных состояний другого человека.
- Рефлексия собственного эмоционального состояния.
- Актуализация в сознании детей паттернов добра и зла.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Упражнения: «Радость и гнев без слов»; «Хорошо-плохо».
Проективная техника: «Мой любимый персонаж сказки».
Релаксация: «Воздушный шарик».
Занятие №4. «Я и моя семья».
Цели и задачи занятия:
- Актуализация в сознании детей значимости детско-родительских отношений.
- Развивать навыки эмпатийного взаимодействия.
- Развивать способности к распознаванию эмоциональных состояний другого человека.
- Развивать навыки эмоциональной саморегуляции.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Упражнения: «Последний лепесток»; «Подарок просто так»; «Я знаю, что мама хочет, чтобы я…».
Проективная техника: «Мама радуется».
Релаксация: «Поглаживание ладошек».
Занятие №5. «Я понимаю тебя».
Цели и задачи занятия:
- Актуализация в сознании детей эмпатии и проявления заботы о близких.
- Развивать способности к распознаванию эмоциональных состояний другого человека.
- Развивать навыки эмоциональной саморегуляции.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Упражнения: «Передай настроение другому»; «Ладошка поддержки»; «Когда мне грустно/радостно я делаю так…».
Проективная техника: «Мое настроение».
Релаксация: «Летний сад».
Занятие №6. «Каким я стану совсем скоро».
Цели и задачи занятия:
- Закрепление полученного опыта.
- Стимуляция применения, полученного опыта в бытийных ситуациях.
- Закрепление ресурсного состояния.
- Актуализация значимости позитивного мышления и эмоциональной саморегуляции.
Содержательные аспекты программы, методы и технологии.
Упражнения: «Сравни себя с героем сказки»; «Если ты музыка, то какая?»; «Позитивное настроение помогает мне и моим родным…».
Проективная техника: «Автопортрет».
Релаксация: «Моя энергия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование психологической готовности детей к школе у детей 6-7 лет. Рекомендации для педагогов.
Педагогам предлагаются конкретные формы и методы работы с детьми по фомированию у них психологической готовности к обучению в школе....
Рекомендации для педагогов по использованию учебно-игрового пособия Логические блоки Дьенеша
консультация для педагогов с практическим применением....
Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами.
Игровая методика З. Дьенеша направлена на то, чтобы помочь детям дошкольного и младшего школьного возраста в занимательной форме освоить разнообразные математические понятия, сформировать и развить ва...
Психологические рекомендации для педагогов ДОУ в период пандемии
В материале представлены рекомендации для педагогов в период пандемии, в сложившихся в связи с этим новых условиях работы....
Рекомендации для педагогов и родителей по использованию учебно- игрового пособия "Логические блоки Дьенеша"
Рекомендации для педагоговпо использованиюучебно-игрового пособия"Логические блоки Дьенеша"...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ (блоки Дьенеша)
В рекомендациях для педагогов даны приёмы повышения познавательной активности дошкольников, учёт индивидуальных особенностей воспитанников....
Блок II. Психологические рекомендации для родителей (законных представителей) воспитанников.
Психологические рекомендации для родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ содержат научно-отрефлексированный материал с практико-ориентированными элементами авторских разработок. Целевой ...