Выступление на районном методическом объединении на тему: «Ранняя профориентация в старше – подготовительной группе на примере сюжетно-ролевых игр»
занимательные факты по психологии (подготовительная группа)

Калашникова Дарья Викторовна

   В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.

   В современный век политического, экономического, социального и культурного подъема общества возникают разного рода интересные и увлекательные профессии. В системе общего образования создаются новые учреждения – лицеи, гимназии, разнопрофильные школы, задачей которых является профессиональная ориентация подрастающего поколения.

А где же, собственно, происходит формирование у детей первоначальных представлений о профессиях?

 

Профориентация дошкольников – это то система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ д/с №5 «Ёлочка» г. Инза Ульяновской области

Выступление на районном методическом объединении на тему:

«Ранняя профориентация в старше – подготовительной группе на примере сюжетно-ролевых игр»

Докладчик: воспитатель,

Калашникова Дарья Викторовна.

Инза 2023г.

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.»

Н.К.Крупская.

Ранняя профориентация в детском саду.

   В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.

   В современный век политического, экономического, социального и культурного подъема общества возникают разного рода интересные и увлекательные профессии. В системе общего образования создаются новые учреждения – лицеи, гимназии, разнопрофильные школы, задачей которых является профессиональная ориентация подрастающего поколения.

А где же, собственно, происходит формирование у детей первоначальных представлений о профессиях?

Профориентация дошкольников – это то система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

 Ранняя профориентация ребенка происходит в стенах дошкольного учреждения. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия, дети любознательны, при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Именно в образовательных программах дошкольных образовательных учреждений прописана задача об ознакомлении детей с трудом взрослых, в рамках которого и происходит знакомство детей с профессиями. «Социально-коммуникативное развитие» направлено на формирование у воспитанников дошкольной образовательной организации формирование позитивных установок к различным видам труда, положительного отношения к труду через решение следующих задач:

-развитие трудовой деятельности;

- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Реализация вышеперечисленных задач – актуальное и значимое направление работы педагогических работников дошкольных образовательных организаций. Наша задача, это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий.

 Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении.

Сейчас трудно спрогнозировать, в каких кадрах будет нуждаться экономика через 10-20 лет, когда профессии будут рождаться и умирать очень быстро. Но абсолютно точно, что для человека будущего, который сегодня является воспитанником детского сада, ключевым моментом в профессиональном успехе и самореализации будет гибкое сознание и мобильное отношение к смене профессиональной деятельности, чтобы иметь возможность проявить свои способности в различных видах деятельности.

Для всестороннего развития детской личности детей дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Вступление ребенка в социальный мир невозможно без усвоения им первичных представлений о социальном мире, в том числе и знакомства с профессиями. Знания человека закладывается с детства, в том числе и профессиональная направленность.

Сюжетно - ролевая игра как форма ранней профориентации.

 Одной, наиболее доступной, формой в ознакомлении детей с миром профессий, является сюжетно - ролевая игра, где ребенок берет на себя роль, в которой может использовать полученные на подготовительном этапе развития ролевой игры новые знания о профессии.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.

•      следует планомерно обогащать опыт ребенка, на основании которого у него возникает замысел игры и постоянно обогащается ее содержание;

•      необходимо использовать специально обучающие игры;

•      нужно своевременно изменять игровую среду, прежде всего за счет внесения игрушек-заместителей;

•        во время игры необходимо общение со взрослым, который предлагает детям новое для них и более сложное содержание игры.

Педагогу необходимо научить ребенка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также выбор персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, межличностных профессиональных отношений.

В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком присваиваются. Подтверждение этому будут положительные изменения количественных и качественных показателей в уровнях сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых и ранней профориентации.

На каждом возрастном этапе ознакомление с профессиями, трудом взрослых, через сюжетно-ролевую игру, проводим с постепенным усложнением ее содержания и характера.

Особенности сюжетной игры в старше подготовительной группе.

В старше- подготовительной группе совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, актёр, врач, водитель, лётчик). В игре воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, появляются игры в профессии родителей.

В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей:

- вводить в игру новые атрибуты: технику, инструменты;

- вводить в игру новые роли-специальности (пилот, стюардесса; капитан, штурман, матрос);

- расширять набор сюжетов для игр («Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека»).

Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

 

Дети воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. Охотно играют в более сложные игры, проявляют инициативу, комбинируют реальное и фантастическое в игре.

 Игры более разнообразные, усложняется сюжет игр. Дети придумывают новые варианты игр, действуют творчески. Детей интересуют такие вопросы: «Какую пользу приносят люди данной профессии?», «Для чего все люди работают?».

Вначале мы как партнеры, вносим в игру игровые идеи, пытаемся организовать общение в игре. Далее, выступаем как координаторы игровых замыслов и общения детей, оказываем помощь в развертывании сюжета игры. Когда опыт осуществления игры освоен, мы становимся наблюдателями за играми детей, оказываем помощь при трудностях в общении, проблемных ситуациях, изменений в предметной среде.

Для развития сюжетно-ролевой игры проводим экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры, проигрыванием игровые ситуации.

Наша задача в работе с детьми 5-го года жизни - переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, учить менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.

 На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр.

 Работая с детьми старше – подготовительной группы, сюжетно-ролевую игру необязательно начинать с придумывания новой сюжетной линии. Педагог может использовать приём «расшатывания» давно известных детям сценариев. Совместно с детьми он преобразует знакомую ситуацию. Например, в семью не просто пришли гости, а отмечается новоселье: соответственно, хозяевам нужно дарить подарки, а они, в свою очередь, придумывают праздничную программу (песни, загадки, различные игры). Другой вариант — знакомую с раннего возраста ребятам игру «Магазин» можно представить не только как взаимодействие продавца и покупателей, а смоделировать ситуацию приезда рекламного агента, который уговаривает продавцов закупать продукцию именно его фирмы. Дети седьмого года жизни уже понимают, что такое скидки, акции, поэтому, играя в магазин, можно проигрывать и эти темы. С Дошкольниками седьмого года жизни продолжаем изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, их профессии. Расширяем и углубляем представления о разных специальностях: например, на пароходе есть не только капитан, но и штурман, матрос, кок и т. д., развиваем способность детей самим намечать тему.

Сюжетно- ролевые игры в старше подготовительной группе на базе МКДОУ д/с №5 «Ёлочка»

   В практике нашего детского сада было проведено множество разнообразных сюжетно-ролевых игр. Они проводятся как в режимных моментах, в непосредственно образовательной деятельности и проектах.


Мы проигрывали разнообразные ситуации из жизни начиная от самых популярных, таких как: поликлиника, магазин, больница и т. д. продолжая самыми разнообразными профессиями.


Были моменты, когда наши бравые пожарные спасали зайцев из пожара, и учили их правилам пожарной безопасности как настоящие ответственные взрослые. Смелые и находчивые фуристы доставляли продукты, на склад магазина, преодолевая все преграды на своем пути, а игроки-продавцы были ответственны за приём товаров и последующие расстановку на полках магазина. Вводили сюжет семейной игры, где каждый игрок-родитель имеет свою профессию и совместно после работы посещали торговый центр, или первоначально заходили в отделение банка для снятия наличных средств, чтобы оплатить покупки.

В проектной деятельности: «Моя малая родина», была использована сюжетно-ролевая игра: «Один день из жизни нашего городка. Сюжет: «Учебный день в школе». Дети делились на учителей, учеников, работников кафе, магазинов, постовой на перекрестке. По окончанию рабочего и учебного дня каждый проходил свой путь до дома: кто то, сразу домой, готовить ужин. Кому то необходимо пройтись по магазинам или встретиться в кафе со своими друзьями. Ученики же выполняли домашнее задание под присмотром своих родителей.

    Атрибуты для сюжетно-ролевых игр постоянно пополняются. Приобретаем и создаём костюмы для ряжения, муляжи атрибутов различных профессий. В группе оборудованы уголки: ряжения, парикмахерская, музыкальный уголок, гараж, кухня, больница, лаборатория, библиотека. Уголки мобильные, дети могут менять пространство и подстраивать его под желаемую игру или по желаемое развитие сюжета игры.

   Мы как педагоги знакомим наших воспитанников с профессиями разнообразными способами, но настоящий опыт они получают именно в игре. При организации сюжетно ролевой игры мы учитываем интерес ребенка к той или иной профессии, подсказываем в каком направлении можно развить сюжет игры. Порой сюжет игры может появиться с одного вопроса от воспитанника. Я считаю очень замечательно, что наши дети активно интересуются окружающим миром и миром профессии, подмечают детали и не стесняются спрашивать взрослых о тех или иных непонятных для них ситуациях из «мира взрослого».

Заключение

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей дошкольного возраста в профессию взрослых. Данный вид игры способствует практическому переживанию окружающей действительности. В её процессе дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое. О том, что эти знания достаточно сформированы говорит поведение детей в игре: они охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Сюжетно-ролевая игра дает ребёнку радостное осознание того, что он стал взрослым, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.

Профориентация дошкольников — это важнейшая ступенька к будущему правильному выбору профессии, а игры по профориентации – это первые шаги к тому, что, возможно, когда-нибудь станет смыслом жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста (выступление на районном методическом объединении)

Мониторинг интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста (выступление на районном методическом объединении)...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

«Использование сюжетно-ролевых игр национального характера в социально-коммуникативном развитии дошкольников» (выступление на районном методическом объединении)

В своевременном действительности ФГОС и УМК взаимодействуют друг с другом. И поэтому возникла необходимость внедрить материалы УМК в проектную деятельность как составную часть ФГОС. Моей задачей стала...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей ДОУ старших возрастных групп по теме: «Использование технологии социализации с детьми дошкольного возраста»

Технологии социализации дошкольника, позволяют эффективно сформировать и развить у ребенка саморегуляции поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность; качества необходимые не только д...