Выступление на районном методическом объединении на тему: «Ранняя профориентация в старше – подготовительной группе на примере сюжетно-ролевых игр»
занимательные факты по психологии (подготовительная группа)
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.
В современный век политического, экономического, социального и культурного подъема общества возникают разного рода интересные и увлекательные профессии. В системе общего образования создаются новые учреждения – лицеи, гимназии, разнопрофильные школы, задачей которых является профессиональная ориентация подрастающего поколения.
А где же, собственно, происходит формирование у детей первоначальных представлений о профессиях?
Профориентация дошкольников – это то система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ д/с №5 «Ёлочка» г. Инза Ульяновской области
Выступление на районном методическом объединении на тему:
«Ранняя профориентация в старше – подготовительной группе на примере сюжетно-ролевых игр»
Докладчик: воспитатель,
Калашникова Дарья Викторовна.
Инза 2023г.
«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.»
Н.К.Крупская.
Ранняя профориентация в детском саду.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.
В современный век политического, экономического, социального и культурного подъема общества возникают разного рода интересные и увлекательные профессии. В системе общего образования создаются новые учреждения – лицеи, гимназии, разнопрофильные школы, задачей которых является профессиональная ориентация подрастающего поколения.
А где же, собственно, происходит формирование у детей первоначальных представлений о профессиях?
Профориентация дошкольников – это то система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Ранняя профориентация ребенка происходит в стенах дошкольного учреждения. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия, дети любознательны, при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Именно в образовательных программах дошкольных образовательных учреждений прописана задача об ознакомлении детей с трудом взрослых, в рамках которого и происходит знакомство детей с профессиями. «Социально-коммуникативное развитие» направлено на формирование у воспитанников дошкольной образовательной организации формирование позитивных установок к различным видам труда, положительного отношения к труду через решение следующих задач:
-развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Реализация вышеперечисленных задач – актуальное и значимое направление работы педагогических работников дошкольных образовательных организаций. Наша задача, это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий.
Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении.
Сейчас трудно спрогнозировать, в каких кадрах будет нуждаться экономика через 10-20 лет, когда профессии будут рождаться и умирать очень быстро. Но абсолютно точно, что для человека будущего, который сегодня является воспитанником детского сада, ключевым моментом в профессиональном успехе и самореализации будет гибкое сознание и мобильное отношение к смене профессиональной деятельности, чтобы иметь возможность проявить свои способности в различных видах деятельности.
Для всестороннего развития детской личности детей дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Вступление ребенка в социальный мир невозможно без усвоения им первичных представлений о социальном мире, в том числе и знакомства с профессиями. Знания человека закладывается с детства, в том числе и профессиональная направленность.
Сюжетно - ролевая игра как форма ранней профориентации.
Одной, наиболее доступной, формой в ознакомлении детей с миром профессий, является сюжетно - ролевая игра, где ребенок берет на себя роль, в которой может использовать полученные на подготовительном этапе развития ролевой игры новые знания о профессии.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.
• следует планомерно обогащать опыт ребенка, на основании которого у него возникает замысел игры и постоянно обогащается ее содержание;
• необходимо использовать специально обучающие игры;
• нужно своевременно изменять игровую среду, прежде всего за счет внесения игрушек-заместителей;
• во время игры необходимо общение со взрослым, который предлагает детям новое для них и более сложное содержание игры.
Педагогу необходимо научить ребенка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также выбор персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, межличностных профессиональных отношений.
В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком присваиваются. Подтверждение этому будут положительные изменения количественных и качественных показателей в уровнях сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых и ранней профориентации.
На каждом возрастном этапе ознакомление с профессиями, трудом взрослых, через сюжетно-ролевую игру, проводим с постепенным усложнением ее содержания и характера.
Особенности сюжетной игры в старше подготовительной группе.
В старше- подготовительной группе совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, актёр, врач, водитель, лётчик). В игре воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, появляются игры в профессии родителей.
В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей:
- вводить в игру новые атрибуты: технику, инструменты;
- вводить в игру новые роли-специальности (пилот, стюардесса; капитан, штурман, матрос);
- расширять набор сюжетов для игр («Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека»).
Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.
Дети воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. Охотно играют в более сложные игры, проявляют инициативу, комбинируют реальное и фантастическое в игре.
Игры более разнообразные, усложняется сюжет игр. Дети придумывают новые варианты игр, действуют творчески. Детей интересуют такие вопросы: «Какую пользу приносят люди данной профессии?», «Для чего все люди работают?».
Вначале мы как партнеры, вносим в игру игровые идеи, пытаемся организовать общение в игре. Далее, выступаем как координаторы игровых замыслов и общения детей, оказываем помощь в развертывании сюжета игры. Когда опыт осуществления игры освоен, мы становимся наблюдателями за играми детей, оказываем помощь при трудностях в общении, проблемных ситуациях, изменений в предметной среде.
Для развития сюжетно-ролевой игры проводим экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры, проигрыванием игровые ситуации.
Наша задача в работе с детьми 5-го года жизни - переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, учить менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.
На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр.
Работая с детьми старше – подготовительной группы, сюжетно-ролевую игру необязательно начинать с придумывания новой сюжетной линии. Педагог может использовать приём «расшатывания» давно известных детям сценариев. Совместно с детьми он преобразует знакомую ситуацию. Например, в семью не просто пришли гости, а отмечается новоселье: соответственно, хозяевам нужно дарить подарки, а они, в свою очередь, придумывают праздничную программу (песни, загадки, различные игры). Другой вариант — знакомую с раннего возраста ребятам игру «Магазин» можно представить не только как взаимодействие продавца и покупателей, а смоделировать ситуацию приезда рекламного агента, который уговаривает продавцов закупать продукцию именно его фирмы. Дети седьмого года жизни уже понимают, что такое скидки, акции, поэтому, играя в магазин, можно проигрывать и эти темы. С Дошкольниками седьмого года жизни продолжаем изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, их профессии. Расширяем и углубляем представления о разных специальностях: например, на пароходе есть не только капитан, но и штурман, матрос, кок и т. д., развиваем способность детей самим намечать тему.
Сюжетно- ролевые игры в старше подготовительной группе на базе МКДОУ д/с №5 «Ёлочка»
В практике нашего детского сада было проведено множество разнообразных сюжетно-ролевых игр. Они проводятся как в режимных моментах, в непосредственно образовательной деятельности и проектах.
Мы проигрывали разнообразные ситуации из жизни начиная от самых популярных, таких как: поликлиника, магазин, больница и т. д. продолжая самыми разнообразными профессиями.
Были моменты, когда наши бравые пожарные спасали зайцев из пожара, и учили их правилам пожарной безопасности как настоящие ответственные взрослые. Смелые и находчивые фуристы доставляли продукты, на склад магазина, преодолевая все преграды на своем пути, а игроки-продавцы были ответственны за приём товаров и последующие расстановку на полках магазина. Вводили сюжет семейной игры, где каждый игрок-родитель имеет свою профессию и совместно после работы посещали торговый центр, или первоначально заходили в отделение банка для снятия наличных средств, чтобы оплатить покупки.
В проектной деятельности: «Моя малая родина», была использована сюжетно-ролевая игра: «Один день из жизни нашего городка. Сюжет: «Учебный день в школе». Дети делились на учителей, учеников, работников кафе, магазинов, постовой на перекрестке. По окончанию рабочего и учебного дня каждый проходил свой путь до дома: кто то, сразу домой, готовить ужин. Кому то необходимо пройтись по магазинам или встретиться в кафе со своими друзьями. Ученики же выполняли домашнее задание под присмотром своих родителей.
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр постоянно пополняются. Приобретаем и создаём костюмы для ряжения, муляжи атрибутов различных профессий. В группе оборудованы уголки: ряжения, парикмахерская, музыкальный уголок, гараж, кухня, больница, лаборатория, библиотека. Уголки мобильные, дети могут менять пространство и подстраивать его под желаемую игру или по желаемое развитие сюжета игры.
Мы как педагоги знакомим наших воспитанников с профессиями разнообразными способами, но настоящий опыт они получают именно в игре. При организации сюжетно ролевой игры мы учитываем интерес ребенка к той или иной профессии, подсказываем в каком направлении можно развить сюжет игры. Порой сюжет игры может появиться с одного вопроса от воспитанника. Я считаю очень замечательно, что наши дети активно интересуются окружающим миром и миром профессии, подмечают детали и не стесняются спрашивать взрослых о тех или иных непонятных для них ситуациях из «мира взрослого».
Заключение
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей дошкольного возраста в профессию взрослых. Данный вид игры способствует практическому переживанию окружающей действительности. В её процессе дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое. О том, что эти знания достаточно сформированы говорит поведение детей в игре: они охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.
Сюжетно-ролевая игра дает ребёнку радостное осознание того, что он стал взрослым, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.
Профориентация дошкольников — это важнейшая ступенька к будущему правильному выбору профессии, а игры по профориентации – это первые шаги к тому, что, возможно, когда-нибудь станет смыслом жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/11/picture-252092-1457674033.jpg)
Мониторинг интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста (выступление на районном методическом объединении)
Мониторинг интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста (выступление на районном методическом объединении)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/31/picture-510660-1414703354.jpg)
Выступление на районном методическом объединении воспитателей старших групп. Тема: Коммуникация и общение.
Предлагаю коротко ознакомиться с понятиями Коммуниукация и общение...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/08/picture-752150-1454950404.jpg)
Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»
Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/03/picture-921893-1493818061.jpg)
«Использование сюжетно-ролевых игр национального характера в социально-коммуникативном развитии дошкольников» (выступление на районном методическом объединении)
В своевременном действительности ФГОС и УМК взаимодействуют друг с другом. И поэтому возникла необходимость внедрить материалы УМК в проектную деятельность как составную часть ФГОС. Моей задачей стала...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/14/picture-1081911-1542183959.jpg)
Выступление на районном методическом объединении для старших воспитателей «Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Сенсорная комната в детском саду»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/25/picture-1379946-1643091189.jpg)
Выступление на районном методическом объединении воспитателей ДОУ старших возрастных групп по теме: «Использование технологии социализации с детьми дошкольного возраста»
Технологии социализации дошкольника, позволяют эффективно сформировать и развить у ребенка саморегуляции поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность; качества необходимые не только д...
Выступление на районном методическом объединение «Ранняя профориентация»
quot;Все профессии нужны, все профессии важны!"...