конспект занятия "Радужные камни"
план-конспект занятия по психологии
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
по познавательному развитию
в подготовительной группе
«Радужные камни»
Программные задачи:
Образовательные:
- Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими (речные имеют разную форму, иногда острые углы; морские камни всегда округлой формы, гладкие), что многие камни очень твёрдые и прочные, поэтому их используют в строительстве зданий, мостов, дорог.
- Продолжать учить детей видеть мир в комплексе противоречий.
- Познакомить с ценными камнями: гранит, мрамор и другие.
- Познакомить детей способами использования камня – человеком.
- Показать изделия из драгоценных камней.
Развивающие:
- Развивать интересы к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твёрдый, неровный, гладкий, тяжёлый, блестящий, красивый).
- Активизировать мыслительную деятельность детей.
- Развивать слуховое восприятие, речь, умение отвечать на вопросы.
- Расширять представления о профессиях людей работающих с камнем.
Воспитательные:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание общаться, трудолюбие и доброту.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Интеграция:
Коммуникативное формирование
- Познавательный процесс
- Художественно-эстетический кругозор
- Физическое развитие
- Музыкальное воспитание
Методические приёмы:
- метод фокальных объектов (ТРИЗ);
- моделирование маленькими человечками;
- метод эмпатии – игра «Гора и камешки»;
- художественное слово, инструкция, пояснения, объяснения в сочетании с показом.
- мозговой штурм.
Оборудование: наборы речных и морских камней, сосуды с водой, кусочек дерева, керамзит, кремень, набор картинок к игре «Опиши камень», письмо в конверте, коробка красного цвета.
Предварительная работа
- Чтение сказок о камнях: «Хозяйка медной горы», «Серебряное копытце», «Волшебник Изумрудного города», «Три поросёнка»;
- Рассматривание учебных наборов (из чего состоит гранит, мрамор, известняк);
- Проведение опытов с камнями;
- Обсуждение проблемных ситуаций (мозговой штурм).
Ход НОД
- Организационная часть:
Дети приветствуют друг друга.
Психогимнастика.
Цель: Установление доброжелательного контакта между детьми.
Чтобы было веселей,
Чтобы было всем светлей,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу мы улыбнемся
Воспитатель:
Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю.
«Здравствуйте, дорогие дети!
Я отправляю вам посылку. Она квадратной формы красного цвета, перевязанная голубой лентой. Надеюсь, что посылка уже у вас в группе. Надо её найти.
До встречи в моём царстве!
Хозяйка медной горы»
Воспитатель. Посылку надо найти. Вы запомнили, какая она?
Дети. Да, запомнили.
Воспитатель. Тогда пошлите искать её. Вот она! Смотрите, здесь записка. Давайте её прочтём.
«Открыть меня вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку.
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годиться на тысячу лет.
Он может быть мелким – в ладошке лежать.
Тяжёлый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?»
Дети. Это камень.
Воспитатель. Это разные камни. Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку.
Дети, смотрите, в посылке камни, значит, мы с вами правильно отгадали загадку. А хотите, мы с вами поговорим о камнях?
Игра «Опиши камень».
Но сначала поиграем в игру «Опиши камень». Для этого нужно отобрать две картинки помощницы. Кто мне поможет? (Два человека).
– И так у меня в руках две картинки: Дед Мороз и грецкий орех. Каким бывает Дед Мороз? (Воспитатель записывает ответы детей).
– А грецкий орех, какой?
– Я записала ваши определения. А сейчас мы их перенесём на слово камень. И так может быть камень твёрдым?
– Да, мы с вами в этом убедились когда забивали гвоздь в дерево и камень-гвоздь гнулся, а не вбивался в камень, сжимали пластилин и камень. Камень добрый? (Даёт добро: камни лечат, помогают в строительстве зданий, мостов, памятников).
– А теперь может ли камень быть сказочным? (В сказках «Хозяйка медной горы», «Волшебник Изумрудного города»).
– Камень красивый? (Драгоценные камни: алмаз, рубин, жемчуг, янтарь, бриллиант).
– Молодцы, вы замечательно описали камень! Но чтобы ещё больше узнать о камнях, я приглашаю вас пройти в нашу лабораторию. (Дети садятся за столы). А вы знаете что делают в лаборатории?
Ответы детей: (опыты, изучают предметы и их свойства).
2. Основная часть.
– Сейчас я включу музыку. Вы закроете глаза, будете внимательно её слушать и представите картинку, которую вам подскажет музыка. (Дети слушаю музыку).
– Слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга? Кто из вас был на море? Что вы там видели? (Ответы детей).
– Да, на берегу моря много камушков, море красивое.
– Найдите на подносе морские камни и положите их перед собой. Скажите, какие они? Какой формы, цвета, какая поверхность?
– Правильно, камни гладкие, разной формы, твёрдые. А почему морские камни гладкие? (Ответы детей).
– Теперь найдите речные камни и положите их рядом с морскими. Что можете сказать, какие они? (Шершавые, неровные, разной формы).
– Чем отличаются морские камни от речных? (Ответы детей).
– Мы с вами знаем, что камень твёрже дерева. А как камень и дерево будут вести себя в воде? Давайте осторожно опустим камень в воду. Что произошло с ним? (Тонет, он тяжелее воды). Попробуем опустить дерево в воду. (Оно плавает). Потому что оно легче воды. Дети, но есть один камешек, который умеет плавать. Это керамзит. (В нём много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет).
– И так какими бывают камни? (Твёрдые, тяжёлые, отличаются по цвету, форме).
Игра «Моделирование маленькими человечками».
– А давайте и мы с вами превратимся в маленьких человечков и покажем человечков: камня, воды, ветра.
- Человечки воды, какие они? Они не совсем дружные.
- Превращаемся в человечков воды. (Дети вращаются вокруг себя).
– Какие человечки камни? Очень дружные. Превратимся в них! (Дети крепко держатся за руки).
– Человечки ветра, а они какие? Совсем не дружные. (Дети бегут по кругу).
Ребята, мы с вами убедились, что камень очень твердый, прочный. Как вы думаете, как люди используют в своей жизни это свойство камня? (строят здания, крепости, дороги). Например, Москва раньше была построена из камня (Москва Белокаменная). Еще люди делают скульптуру из камня. Скульптура изображает иногда человека, иногда животных (показ иллюст-й).
- Для чего люди создают скульптуру? Скульптура, как и другие древние каменные строения помогают нам совершить путешествие во времени, позволяют заглянуть в прошлое. Они настолько прочные, что сохраняются веками, благодаря чему мы видим и знаем, как жили люди много столетий назад: в каких зданиях они жили, как выглядели, какая у них была одежда, прически.
- С камнем работают люди разных профессий, давайте назовем их вместе – геологи, скульпторы, ландшафтные дизайнеры, строители, ювелиры, камнерезы, гранильщики. Существуют даже такие врачи – натуропаты – они тоже работают с камнем.
Используя драгоценные камни разных цветов они лечат многие заболевания.
- Давайте вспомним где в современном мире человек использует камни, а помогут нам в этом картинки.
Игра «О чем рассказывает картинка».
(Картинки с изображением «Где использует человек камень»)
Дети рассказывают по картинкам, где использует человек камень.
Дети вы славно потрудились, пора и отдохнуть.
Динамическая пауза «Гора и камушки».
Цель: Сохранить умственную активность и работоспособность детей во время занятий.
Дети встают вкруг и идут по кругу.
«Жила-была большая, большая гора. Гора считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее.
Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (шум дождя) и точила камень. Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с поверхности горы (шум ветра).
Вот покатился один камешек (дети отходят), потом другой, третий… Начала гора уменьшаться и в конце концов стала совсем незаметной. Так ветер и вода победили большую гору»
- Заключительная часть.
Воспитатель.
- Молодцы, вы хорошо поиграли!
Дети вот сколько интересного мы узнали про камни. Одни помогают в строительстве зданий, мостов, другие используют при изготовлении памятников, для украшения станций метро.
А ещё есть драгоценные камни, это камни которые обладают красивым внешним видом. В природе встречаются редко и поэтому очень дорогие. Драгоценные камни собирают в коллекциях и из них делают украшения. Давайте посмотри выставку женских украшений. Определим камни, из которых они изготовлены.
Полюбуемся чудом природы – камнем.
На память о нашей встрече я хочу подарить каждому из вас, камешек, который может быть станет началом вашей коллекции.
Я благодарю вас за хорошую работу и хочу узнать, а что вам больше всего понравилось в нашей встрече, что вы запомнили (ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности.Тема: "Камни и свойство камней".
Дать элементарные представления о камнях и их свойствах при помощи исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности....
Рисование на камнях с детьми подготовительной группы на тему: «Живые камни».
Задачи: создание художественных образов на основе природных форм – камней; познакомить с приёмами рисования на камнях разной формы;развивать творческое воображение; воспитывать ...
Конспект НОД в подготовительной группе в рамках реализации музейного проекта «Музей камней Крыма» на тему: «УДИВИТЕЛЬНЫЕ КАМНИ КРЫМА» с использованием опытно-исследовательской технологии
Целью данного занятия выступает ознакомление детей с разнообразием мира камней со всего Крыма и их свойствами....
Конспект занятия "Камни"
Цель занятия: создание условий для развития познавательных и творческих способностей дошкольников, вовлечение их в исследовательскую деятельность...
Конспект НОД "Камни"
Цель: ознакомление детей с многообразным миром камней, создать условия для развития познавательных, художественно-эстетических и исследовательских способностей.Задачи: - актуализировать зна...
Конспект непосредственно образовательной деятельности экс-периментальной деятельности с камнем в группе раннего возрасте №2 Тема: «Волшебные камни»
развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования...
Конспект занятия «Камни и их свойства» в старшей группе
Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами. Формировать умение обследовать природный материал, развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к природе, любознательно...