Неделя нескучного здоровья "Нейрогимнастика для всех"
методическая разработка по психологии
Нейрогимнастика - это комплекс телесно - ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры, с помощью физических упражнений, объединения движений и мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyrogimnastika.docx | 223.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14 «Солнышко»
Неделя нескучного здоровья
"Нейрогимнастика для всех!"
Подготовила: педагог-психолог
МБДОУ №14 «Солнышко»
Сайкина Н.В.
г. Ковдор
2022г.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии. Все это требует хорошей работы головного мозга. А как же его тренировать?
Ни у кого не вызывает сомнения, что регулярное выполнение утренней гимнастики очень полезно и со временем укрепляет тело. Это же можно сказать и про комплекс упражнений для мозга – они постепенно заставляют обе «половинки» функционировать в тесной взаимосвязи, что помогает лучше воспринимать информацию. Развитие мозга – это не только занятия по прокачке креативности, критического и ассоциативного мышления, это еще и упражнения на синхронизацию работы полушарий мозга. Статистика показывает, что только 10% населения планеты способны наравне задействовать правое (творческое) и левое (логическое) полушарие мозга.
И сегодня я хочу вас познакомить с нейрогимнастикой.
Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры, с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли.
Нейрогимнастика была разработана более 40 лет назад американским психологом Полом Деннисоном. Сейчас она стала очень популярной.
Благодаря нейрогимнастике:
- оптимизируются интеллектуальные процессы, улучшается мыслительная деятельность
- повышается работоспособность,
- улучшается память, внимание, мышление,
- синхронизируется работа полушарий головного мозга,
- снижается утомляемость, повышается иммунная система
- восстанавливается речевая функция,
- снижается тревога, раздражительность.
Нейропсихологические упражнения – это практически волшебная палочка.
Они очень похожи на игру, при их выполнении вы почувствуете не только улучшение качества мыслительных процессов, а ещё - повышение тонуса и настроения.
Достаточно потратить 10-15 минут в день, чтобы выполнить простые упражнения, и мозг будет работать намного эффективнее.
Как подготовить свой мозг к тренировкам?
Каждый спортсмен знает, насколько важно подготовить свое тело к интенсивным тренировкам. Если этого не сделать, то велика вероятность получения травмы из-за того, что мышцы будут не разогреты.
В случае с мозгом логика примерно такая же. Его нужно правильным образом подготовить, чтобы он стал более «пластичным» и готовым к усвоению нового материала.
Какие основные условия позволят подготовить мозг?
* Повышенная физическая активность. Если у вас сидячая работа и отдых вы проводите неактивно, то велика вероятность развития гиподинамии. По причине этого жирные кислоты, которые находятся в организме, не расщепляются. В мозг поступает недостаточное количество кислорода, в связи с чем значительно ухудшается его работа.
* Употребление углеводов и фосфатов. В рацион питания должны быть включены продукты, содержащие фосфор (соевые бобы, тыква, фасоль, орехи) и полезные углеводы (рис, макароны твердых сортов, рыба, кефир, морепродукты).
* Достаточное потребление жидкости. Ежедневное потребление достаточного количества воды позволяет очистить организм от токсинов, а также поддерживает нейронные связи, обеспечивая развитие когнитивного мышления.
Классификация упражнений
Система, разработанная Полом Деннисоном, направлена на активизацию работы обоих мозговых полушарий. Его комплекс упражнений включает в себя следующие разновидности:
* Движения, пересекающие среднюю линию тела. Упражнения этой группы направлены на единовременную деятельность рук, ног и глаз, т.е. всех парных органов. Такие движения способствуют активизации работы левого и правого полушария мозга. В результате оказывается благоприятное воздействие на координацию, равновесие, улучшается пространственное ориентирование.
* Энергетические упражнения. Они направлены на ускорение некоторых нервных процессов. Улучшают саморегуляцию, активизируют мышление, улучшают внимание, а также повышают скорость осознанного чтения.
* Растягивающие движения. Направлены на развитие навыков к длительному удержанию внимания, расслабления сухожилий, а также избавления от мышечного напряжения.
* Упражнения, направленные на углубление позитивного мышления. Направлены на самоконтроль и стабилизацию нервных процессов. Способствуют активизации внимания и памяти, помогают сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.
1.Упражнение «Перекрестные шаги».
Шагаем на месте, касаясь правым предплечьем левого бедра и наоборот. Нужно стараться нести плечо к бедру, а не локоть к коленке. Во время выполнения упражнения необходимо, чтобы губы были расслаблены. На первых порах необходимо выполнять упражнение медленно, чтобы прочувствовать свое тело.
2.«УХО-НОС» ИЛИ «ВЕСЕЛЫЕ ОБЕЗЬЯНКИ».
Левой рукой беремся за кончик носа, а правой в этот же момент за противоположное ухо. Одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью «до наоборот».
3. «ПАУЧОК»
Руки держим перед собой, а пальцы направлены кверху. Соединяем большой палец левой руки с указательным пальцем правой руки. Не отнимая пальцы друг от друга, пытаемся соединить большой палец правой руки с указательным пальцем левой руки. Перемещайте пальцы, быстро двигая своеобразную восьмерку сначала перешагивая пальцами сверху вниз, а затем снизу вверх. Ускоряйте темп. Упражнение выполняют 1 минуту.
4.ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА
Слегка постучите левой ладошкой по макушке, с целью легкими шлепками «разбудить» свой мозг, повысить умственные способности. Обратите внимание на то, чтобы рука двигалась над головой прямо сверху вниз. Затем начните поглаживать живот правой рукой. Далее приступаем к комбинации обоих движений. При этом обратите внимание на то, чтобы по ошибке не перепутать движения: левой постукивайте по макушке сверху вниз, а правой рукой поглаживайте живот справа налево. После того как вы привыкнете к этим движениям, поменяйте руки местами. Такие упражнения развивают общую координацию.
5.КУЛАК - КОЛЕЧКО
Это упражнение способствует улучшению мыслительной деятельности, запоминанию; помогает синхронизировать работу полушарий головного мозга, облегчить процесс письма, устранение дислексии, повысить устойчивость внимания.
Большим и указательным пальцами правой руки делаем «колечко», а одновременно левой рукой делаем «кулак», затем попеременно меняем позиции рук. Чем быстрее это делаем, тем эффективнее.
6. ТРЕНАЖЕР СТРУПА
Посмотрите на картинку и назовите цвет, которым написано каждое слово (см.приложение 1).
Подведение итогов.
Психолог: Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется "Дружеская ладошка".
Участникам раздаются листки бумаги.
Психолог: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека.
Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.
Уважаемые коллеги! Я очень надеюсь, что время, проведенное в этом зале, подарило Вам ощущение здоровья и желание заботиться о своем здоровье. Я желаю Вам успехов и всего самого доброго! Пусть вас всегда сопровождает добро и радость общения. Спасибо за внимание!
Список литературы
1.Лоренс Кац Фитнес для мозга 65 упражнений нейробики/Л. Кац. - Минск: Поппури 2017.
2.Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно – метод. пособие/А.В. Семенович, Я.О. Вологдина, Т.Н. Ланина; под ред. А.В. Семенович. – М.: Дрофа 2019. – 240 с
3.Семенович А.В. В лабиринтах развивающегося мозга. Шифры и коды нейропсихологии/ А.В. Семенович. - М.: Генезис 2017. — 432 с
4.Nsportal.ru Нейропсихологические методы коррекции в работе с детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс] Электронные данные.
Приложение1
Тренажер СТРУПА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект "Неделя нескучного здоровья"
План-конспект по проведению мероприятия для детей старшей группы "Неделя нескучного здоровья"...
Неделя нескучного здоровья
Для оздоровления детей в условиях дошкольной группы и формирования основ здорового образа жизни в рамках проведения организованной образовательной деятельности по теме «Я – человек» мы предлагаем пров...
Сценарий спортивного развлечения "Неделя нескучного здоровья"
В каникулярное время наш детский сад радует своих ребят "Неделями нескучного здоровья". И в этот раз неделя прошла живо, весело и красиво. Итоговым мероприятием явился праздник "М...
План проведения Недели нескучного здоровья
В методической разработке побробно описан план проведения недели нескучного здоровья , которая проводится в детском саду во всех возрастных группах. В проведекнии недели Нескучного здоровья принимают ...
Проектная работа "Неделя нескучного здоровья"
Проекная работа для подготовительной группе "Неделя нескучного здоровья"...
Проектная работа "Неделя нескучного здоровья"
Проектная работа для подготовительной группе "Неделя нескучного здоровья"...
Планирование на неделю по теме: "Неделя нескучного здоровья" 2 младшая группа
Тема: «Неделя нескучного здоровья».Цель: Расширять представления о здоровье и ЗОЖ. Воспитывать стремление вести ЗОЖ. Формировать положительную самооценку. Развивать творческие и конструкти...