Коррекционно-развивающий тренинг "Дружная 7-я"
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)
Семья является главным институтом социализации ребенка, где в отношениях со взрослями происходит формирование личности. Для ребенка семья - это целый мир, в котором он живет, действует, учится любить, прощать, радоваться, сочувствовать. Предложенный вариант тренинга направлен на сближение двух миров - столь близких, взаимосвязанных, но не всегда мирно сосуществующих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kor.zan_._druzhnaya_7ya.docx | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14 «Солнышко»
Коррекционно – развивающий тренинг по формированию
духовно-нравственных представлений у дошкольников
старшего возраста «Дружная 7 я».
Подготовила: педагог-психолог
МБДОУ №14 «Солнышко»
Сайкина Н.В.
г. Ковдор
2023 г.
Детско-родительские отношения
Семья является главным институтом социализации ребенка, где в отношениях со взрослыми происходит формирование личности. Для ребенка семья - это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать. К сожалению, родители не всегда понимают, что проблемы их ребенка напрямую связаны с ситуацией в семье, им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Предложенный вариант тренинга для родителей и детей, направлен на поиск совместных решений, сближения двух миров – столь близких, взаимозависимых, но не всегда мирно сосуществующих.
Совместное времяпрепровождение родителей с детьми дают возможность достигнуть понимания на разных уровнях взаимодействия: в игровых ситуациях, при совместном рисовании, игре, при обсуждении выполнения заданий.
Целью данного тренинга является сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений.
При работе с детско-родительской парой в данном направлении реализуются следующие задачи:
1. Обучение и развитие навыкам эффективного общения между родителем и ребенком, формирование толерантности. А также сотрудничества и партнерства родителей и детей в игре и совместной деятельности.
2. Обучение детей умению общаться с родителями, в коллективе сверстников и с незнакомыми взрослыми.
3. Повышение самооценки детей и родительской компетентности.
4. Обучение родителей навыкам конструктивного общения с детьми.
5. Создание благоприятной, эмоционально положительной среды для участников занятия.
6. Развитие рефлексии.
Участники: дети старшего дошкольного возраста и их родители. Обязательное условие – участие одного из родителей.
Коррекционно-развивающий тренинг будет проходить по 4 станциям:
1 станция – «Знакомство»
2 станция – «Мы – одно целое!»
3 станция – «Арт – терапия»
4 станция – «Завершающая»
Условия реализации и подготовки коррекционно-развивающего тренинга:
1. Станции участники проходят все вместе.
2. По окончании работы на 1 и 2 станции психолог выдает часть пазла детям и родителям, так как общее задание состоит в том, что в конце участники должны сложить общую картину.
3. Необходимо для работы пригласить 5 семейных пар, то есть в общей сложности 10 участников (ребенок и родитель).
4. Раздать семейной команде приглашение. В котором указаны: фамилия, дата, время, место проведения и название занятия, а также прописаны обязательные условия участия: (обязательное участие родителя с ребенком). Домашняя подготовка - задание семейной команде - визитная карточка семьи (представление своей семьи) 1-2 минуты; взять с собой хорошее настроение.
5. По завершении выдать каждой семейной команде диплом об активном участии в коррекционно-развивающем тренинге «Дружная 7я».
6. Завершающий ритуал игры – прощание.
Материалы и оборудование
Цветные карандаши, фломастеры; запись релаксационной музыки, заготовки пазла, заготовки цветов, предметы для упражнения «близнецы».
Планируемый результат
Участвуя в совместной работе, родители и дети учатся конструктивному взаимодействию, актуализируют эмоциональную связь. Родители имеют возможность поднять самооценку своему ребенку; сказать то, что в повседневной жизни не всегда удается; посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации. У родителей есть возможность увидеть модели взаимодействия в других семьях.
Ход коррекционно-развивающего тренинга:
Место проведения: музыкальный зал.
Вступительное слово психолога.
Перед началом работы имеет смысл познакомить участников с целью коррекционно-развивающего тренинга, его задачами, прояснить организационные моменты, обсудить правила работы.
Приветствие.
Психолог: «Здравствуйте. Я рада видеть вас в этом зале. Сегодня я хочу Вам предложить совершить небольшое путешествие. Но для начала нам нужно познакомиться. Меня зовут Надежда Викторовна, я педагог-психолог в нашем детском саду. А теперь прошу вас представить свои семейные команды.
1 СТАНЦИЯ – «Знакомство»
Цель: Знакомство участников друг с другом, повышение групповой сплоченности. Сотрудничество родителя и ребенка.
1. Упражнение «История нашей семьи»
Инструкция: Родители и дети должны рассказать все, что посчитают нужным, о своей семье (визитная карточка- 1-2 минуты).
2. Упражнение «Потеряшки»
Психолог: Представляете, злой волшебник решил разлучить детей и их мам и завязал им глаза. Как теперь детям найти своих мам? (ответы детей). Правильно! По голосу. Инструкция: участники делятся на две команды: дети и родители. Встают на против друг друга. Родители отворачиваются, а дети нет. Задача детей, после того как подойдет психолог и дотронется до плеч ребенка, сказать мама (папа). Задача родителей по голосу узнать своего ребенка и повернуться. Семейные пары воссоединяются. После того как все нашли друг друга, задание тоже самое, только теперь дети отворачиваются и узнают своих родителей.
3. Упражнение «Молекулы»
Представим себе, что все мы атомы. Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый.
После игры дети и родители занимают свои места. Вручение пазлов.
2 СТАНЦИЯ – «Мы – одно целое!»
Упражнение «Близнецы»
Цель: умение действовать сообща, развитие общей координации движений и согласованности действий.
Инструкция: Перед вами на столе лежат: рубашка с расстегнутыми пуговицами; бутылка с завинчивающейся крышкой; лента, свернутая в рулон; ножницы и цветной картон для изготовления открытки, коробка, различные предметы. Вам нужно объединиться в пары (ребенок и родитель). Пара «близнецов» берется за руки (можно связать ленточкой) так, чтобы у каждого была свободной только одна рука: у одного - левая, у другого - правая. Пары подходят к столу с предметами и по моей команде своими свободными руками выполняют следующие команды: - застегнуть рубашку; - закрутить на бутылке крышку; - вырезать открытку; - составить предметы в коробку.
Обсуждение результатов.
3 СТАНЦИЯ – «Арт – терапия»
Психолог: Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и красиво улыбнемся друг другу. У вас у всех хорошее настроение? (ответы детей и родителей хором). Здорово!
1. Упражнение «Мой внутренний мир - цветок»
А сейчас мы отправимся в путешествие в страну своего «Я». Представьте, что все люди стали цветами – мамы у нас прекрасные розы, а дети веселые ромашки (если есть папы, то они строгие георгины). Возьмите себе по своему цветку (раздаются заготовки цветов). Видите, они у нас не цветные и скучные. Давайте в них вдохнем жизнь и раскрасим в те цвета, какие вам нравятся! (разукрашивают фломастерами и карандашами 5-7 мин). Но ведь у нас - цветов еще и есть свой богатый внутренний мир, у каждого свой характер и свои качества. Кто - то хочет рассказать о себе и своем цветке? (дети и родители рассказывают по желанию).
А сейчас давайте посадим цветы на поляну. Молодцы! Красивая получилась полянка? (ответ) Посмотрите, какие мы все разные, но у всех у нас много общего: мы добрые, мы смелые, мы красивые…и т. д. По одному – мы просто цветы, а вместе – мы целый волшебный букет! Так и в семье – если в ней присутствует доверие, взаимопомощь и взаимовыручка – семья становиться единым целым, как букет цветов!
2. Упражнение «Обнимашки»
Милые родители и дети обнимите друг друга и запомните это приятное ощущение! Молодцы! Я хочу, чтобы эта частичка любви была в ваших сердцах всегда! Большое вам спасибо, отправляемся на следующую станцию!
4 СТАНЦИЯ – «Завершающая»
Общая командная работа «Собери картинку – пазл».
Инструкция: все участники должны объединиться и собрать из частей пазла общую картинку.
Подведение итогов. Вручение дипломов участникам коррекционно-развивающего тренинга «Дружная 7я» направленного на формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего возраста.
Ритуал прощания, рефлексия – упражнение «СВЕЧА»
Инструкция: участники садятся в круг и передают друг другу свечу и говорят «спасибо».
Список литературы.
1. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Изд. «Речь» Санкт-Петербург 2000г.
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком как?
3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?
4. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.
5. Эйдемиллер Э. Г. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.
6. Павлов И. В. Общение с ребёнком: тренинг взаимодействия. СПб. : Речь, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме: «Использование техники пластилинографии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Данный материал будет интересен педагогам коррекционно-образовательных дошкольных учреждений....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Коррекционно-развивающее занятие для детей с особыми возможностями здоровья (индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ). Тема: "Один-много. Шар.Куб"
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательной деятельности с ребёнком с особыми возможностями здоровья....
Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению.
Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению....
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с дошкольниками в МБДОУ ДС №7 "Жар-птица" с использованием дистанционных технологий обучения. Коррекционно-развивающий мультимедиакурс "Развиваемся, играя"
Понятие коррекции предполагает целенаправленное психологическое воздействие с целью изменения психического состояния человека в соответствии с «нормой психического развития». Как правило, ...
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...
Коррекционно-развивающий проект «Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ 4-5 лет»
Коррекционно-развивающий проект«Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работес детьми с ОВЗ 4-5 лет» Тема...