Коррекционно-развивающее занятие для старшей группы "Дружба народов".
план-конспект занятия по психологии (старшая группа)

Цель: формировать у детей понятие дружбы между людьми разных национальностей.

Задачи:

- продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими планету;

- познакомить с культурой этих народов;

- показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;

- вызвать интерес и любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;

- воспитывать доброжелательное отношение ко всем народам Земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_teme_druzhba_narodov.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 14 «Солнышко»

Коррекционно – развивающее занятие для старшей группы .

Тема: «Дружба народов»

Подготовила: педагог-психолог

МБДОУ №14 «Солнышко»

Сайкина Н.В.

г. Ковдор

2021г.

Цель: Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей. Развивать речь детей.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими планету;

- познакомить с культурой этих народов;

- показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;

- вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;

- воспитывать доброжелательное отношение ко всем народам Земли;

Воспитательные:

воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяющих нашу планету;

Развивающие: 

- продолжать работу по расширению кругозора детей; а также представления о мире;

- развивать умения участвовать в совместной игре с другими детьми, развивать умение игрового общения;

- учить описывать внешний вид людей, 

- обогащать словарь, закрепляя новые слова; учить подбирать родственные однокоренные слова,  упражнять в подборе синонимов, в составлении  сложных прилагательных, состоящих из простых прилагательных и существительных;

- развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса, совершенствовать артикуляционный аппарат, развивать речевое дыхание.

Ход занятия:

Ребята, послушайте загадку и скажите, что же это?

На столе передо мной
Закрутился: шар земной:
Аргентину, Эквадор, —
Уместил всю землю он? (
Глобус)

- Правильно, ребята – это Глобус. А как вы думаете, что такое глобус?

- Глобус - макет нашей планеты Земля.

-Ребята, а вы знаете, в какой стране мы с вами живем? (Россия). Широка и необъятна наша Родина Россия! Она самая красивая, самая родная и самая любимая.

- Скажите мне, пожалуйста, на глобусе изображена только Россия? (Нет)

-Правильно, ребята. На свете много стран больших и маленьких. В каждой стране живут люди разных национальностей.

Включается  экран:

Слайд 1 Дети монголоидной расы.         

—        Ребята, смотрите — «проснулся» волшебный экран! (На экране         появляется иллюстрация с изображением японской девочки.)        

Как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка?          (Из Японии.)

Как вы догадались? (Разрез глаз, национальная прическа и одежда.)

Ребята, как  сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы . (Узкоглазый, темноволосый). У японцев светлая кожа, но есть люди и с жёлтой кожей. Как  сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).

Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца — Японии. 

 Одежду, которую носят японцы, называется кимоно (как мужская, так и женская). 

 - Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена страна Япония

- Люди этой страны выращивают чай, рис, употребляют в пищу морепродукты (креветки, кальмары, разную рыбу), любят заниматься  изготовлением кукол из дерева, из бумаги, плетение корзин и вееров.

- В Японии необычные многоэтажные (многоярусные) храмы, с необычной формой крыши (показ иллюстрации - буддийский храм) и высокие красивые горы (показ иллюстрации Фудзияма).

Японские дети многое могли бы рассказать нам         о своей стране, только как же мы их поймем? (Выслушиваются варианты  ответов  детей.)        

Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук (жестов).        

Давайте пошлем им наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует детям, а те повторяют.)        

А как бы нам подружиться с этими детьми?        

Что любят делать все дети на большой планете? (Играть.)        

В Японии очень любят различные головоломки. Теперь нам отправляемся дальше. Включается  экран: Дети негроидной расы.

Слайд 2

Посмотрите, от наших слов экран снова проснулся. И теперь он показывает нам девочку с черным цветом кожи. Как её назвать одним словом? (Чернокожая)

Кто из вас знает, где живёт девочка с черным цветом кожи?  

Дети:- Девочка  с чёрным цветом кожи живёт в  Африке. 

- Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена Африка. 

- Ребята, как  сказать одним словом, что у девочки большие глаза, карие глаза

- А теперь расскажите, как   выглядит девочка. темные волосы, кудрявые волосы.. . (Кареглазая, большеглазый,  темноволосый)

Какая одежда у неё?

Дети: В Африке очень жарко, поэтому и одежда у девочки  лёгкая.

- Они неравнодушны к бусам и браслетам (как мужчины, так и женщины), жители разных племён Африки предпочитают одежду красного, оранжевого, коричневого и зеленого цветов.

- А вот как выглядит жилище коренных жителей Африки. Жилище — однокамерное круглое, квадратное или прямоугольное в плане, с конусообразной крышей. Строительным материалом служат глина, камень, кустарник, трава, дерево, ветки, солома,  пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых;

Они занимаются земледелием: выращивают некоторые  виды пшеницы и кофе, бобовые; скотоводством (верблюды), крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы. Основная пища — каши, лепёшки, кислое молоко,  мясо, жаренное на вертеле, рыба, чай, кофе.

Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздороваемся без слов. Некоторые племена в Африке здороваются носами, вот так. Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом, по-африкански.

Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети? Дети: Африканские дети больше всего любят танцевать.

- Тогда, как вам кажется, как легче всего будет с ними подружиться? (Это потанцевать по- африканки – танец «Чунга –Чанга»

Слайд 3

Включается волшебный экран: Эскимосы (монголоидная раса).

Посмотрите на экран!

 Как называется народ, живущий на Севере? (Ненцы, эскимосы, якуты, чукчи.)                                                                                         

Где живут эскимосы? (На севере нашей страны, там где холодно.) Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре живут эскимосы.

-Как вы думаете, почему эти дети так тепло одеты? (ответы детей). Эскимосы  шьют одежду и обувь из шкур убитых на охоте животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных тюленьих шкур без шерсти.

А теперь расскажите, как   выглядят дети?

Ребята, как  сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы (Узкоглазый, темноволосый). Как  сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).

—Какое у детей настроение?

— Вы сказали, что дети веселые. Как еще можно сказать, какие они? Подберите к слову веселые слова, близкие по смыслу (радостные, бодрые, довольные, оживленные).

Вы знаете, ребята, у эскимосов очень необычные дома. Их жилище называется юрта иглу. Это зимнее жилище из снега, изнутри покрыто шкурами

Так как это северный народ, то даже жилище свое они строят из больших обточенных кусков льда. В нем раскладывают меховые шкуры, разводят огонь. Суровый мороз снаружи не даст растаять толстым слоям снега, и пурга не страшна.

А еще эскимосы занимаются оленеводством, любят охотиться и ловить рыбу.

Ребята, давайте подберём родственные слова к слову «рыба». Ответы детей: рыбка, рыбак, рыболов, рыбёшка, рыбацкий, рыбный, рыбачить.

А теперь подберём родственные слова к слову «охота» ». Ответы детей: охотник, охотиться, охотничье, охотничий.

Молодцы, ребята.

А здороваются эскимосы, помахивая руками. (Дети показывают.)

Вы хотите с ними подружиться? Тогда давайте поиграем в любимую игру эскимосских детишек «Белые медведи».

Подвижная игра  «Белые медведи». Проводится под музыку «Песенка о медведях»

Ход игры.

Дети разбиваются на две дружные команды. У каждого игрока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.

—        Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой не легкой борьбе со льдинами, и про вас действительно можно сказать, что у вас, как в пословице:   «Крепкую дружбу и топором не разрубишь».

- Ребята,  а какие вы знаете пословицы о  дружбе?

Старый друг, лучше новых двух.

Друга ищи, а нашел, береги.

Друзья познаются в беде.

Слайд 4

Включается волшебный экран: Дети европеоидной расы       

— Включился наш волшебный экран. (Фотографии детей из детского сада.)

— А это дети нашего детского сада. Они очень дружные, любят играть, танцевать, умеют читать и считать.

— Действительно, мы такие разные — взрослые и дети Земли: чем же мы отличаемся друг от друга?

• мы разговариваем на разных языках;

• по-разному одеваемся;

• выглядим по-разному;

 • у нас разные жилища (дома);        

• мы живем в разных уголках земного шара. 

   — Вы пока еще дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет  зависеть мир и счастье на нашей планете, оттого, научились ли вы дружить с детства!

— Глядя на вас, я убедилась, что вы все очень дружные, добрые, внимательные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу.

5. «Дружат дети всей земли»

—Ребята, давайте в знак большой дружбы детей всей Земли возьмем хоровод

и соединим его  вокруг земного шара. 

— Как красиво у вас получилось.

Итог занятия.

-Что вам ребята понравилось на занятии?

-Что нового узнали? Спасибо вам, ребята,  за вашу активную и заинтересованную работу. Сегодня мы с вами познакомились  с народами разных стран,  самое главное это дружить  с людьми независимо от цвета кожи, глаз, волос.

Список литературы:

1. Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова. Азбука общения «Детство – Пресс, Санкт-Петербург, 2004г.

2. В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» - Волгоград, 2012г.

3. Е.Черенкова «Уроки этикета и вежливости для детей» М.: ООО Издательство «Дом XXI век», 2006г.

4. В.И.Петрова «Нравственное воспитание в детском саду».

5. Е.И.Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду», Москва, 2005г.

6. И.Ф.Мулько. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – ТЦ Сфера, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее фронтальное занятие в старшей группе для детей с ОНР. Лексическая тема: « МЕБЕЛЬ» с использованием ИТК

Коррекционно-развивающее фронтальное занятие в старшей группе для детей с ОНР.   Лексическая тема: « МЕБЕЛЬ» с использованием ИТК...

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие в специализированной группе для детей с нарушением зрения (старший дошкольный возраст). Тема: «Здравствуй, весна!».

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие в специализированной группе для детей с нарушением зрения (старший дошкольный возраст). Тема: «Здравствуй, весна!».   ...

Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия по сказке "Зимовье зверей" для детей с ЗПР старше-подготовительной группы

В конспекте представлен полный конспект открытого занятия, проведенного совместно  с педагогами группы (воспитателем и учителем-дефектологом)....

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в старшей группе по теме "Овощи".

Конспект коррекционно-развивающего занятия. Для детей старшего дошкольного возраста....

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в старшей группе по теме "Игрушки".

Предлагается конспект группового занятия для детей с общим недоразвитием речи, в котором представлены лексико-грамматические задания направленные на развитие и обогащение словарного запаса таких детей...

План-конспект проведения коррекционно развивающей деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. "Путешествие в сказку Гуси лебеди, с использованием ТРИЗ технологий" (открытое занятие)

Использование технологии ТРИЗ, как одного из методов коррекционной работы с детьми с нарушениями речи способствует развитию речи с одной стороны; с другой - таких качеств мышления ,как гибкость, подви...