Конспект по развитию коммуникативных навыков
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)

Оксана Анатольевна Соколова

конспект составлен с элементами различных игр для развития коммуникативных навыков у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект занятия педагога-психолога с элементами игры

в подготовительной группе ДОУ на тему: «Друг познается в беде»

(развитие коммуникативных навыков)

Цели и задачи урока: Развивать у детей способность к сотрудничеству, умение договариваться, воспитывать доброжелательное отношение друг другу, закрепить понятие «дружба», «друг»,  правила дружбы.

  • Создать ситуации, которые побудят детей согласовывать действия с партнерами по общению, достигать совместного результата, развивать навыки общения, умение учитывать мнение сверстников.
  • Создать условия для развития внимания, воображения.
  • Создать психологически комфортную атмосферу.
  • Формировать положительное отношение друг к другу.

Участники: дети возраста 6-7 лет  педагог-психолог.

Оборудование и оснащение урока: экран, проектор, цветные мелки, бумага голубого цвета 1,5/2 м, лента длинная, камушки в мешочке по количеству детей, сундучок, полотно ткани или большой плед, ленточки (веревочки) длинной 40 см/10шт.

Музыка для релаксации: звуки природы и композиция «Спокойное море», а так же песня «Чунга-Чанга»,  саундтрек к фильму «Пираты Карибского моря».

Ход урока:

Подготовительный этап урока. Расставить в группе до начала мероприятия стулья в полукруг. Сделать «препятствие» для игры. Подготовить стимульный материал - слайды - презентация, музыка, сундук с камушками, плед и т.д.

Приветствие.

Дети входят в класс и встают полукругом.

Педагог-психолог: Добрый день, ребята! Рада вас всех видеть! Сегодня наш урок посвящен теме «Друг познается в беде». И сначала я вам предлагаю послушать ваши ответы на вопрос -  Кто такой друг? Кого вы можете назвать своим другом?

Дети отвечают

Отлично! Тогда  я предлагаю вам совершить небольшое морское путешествие всем вместе. Для начала давайте поприветствуем друг друга улыбкой, ведь улыбка рождает улыбку, а значит дарит нам хорошее настроение…..

Дети встают в круг и берутся за руки.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Педагог-психолог: Теперь мы команда путешественников. В команде есть свои правила общения. У нас будут такие: говорить по одному и, когда один говорит, остальные внимательно слушают.

Предлагаю вам отправиться в путешествие на остров.

Такое приветствие поможет создать положительный эмоциональный настрой и сплотить группу.

Основная часть урока.

Игра «Я нарисую…»

игра поможет развить коммуникативные навыки

Педагог-психолог: Как вы думаете на чем нам будет удобнее добраться до острова?

Дети: Удобнее всего на корабле!

Педагог-психолог: Тогда я вам предлагаю нарисовать наш корабль на бумаге цветными мелками. Но для начала нам нужно договориться - кто что будет рисовать.

Дети по очереди называют ту часть, которую будут рисовать. Рисуют под музыкальное сопровождение – «Спокойное море».

Педагог-психолог: Наш корабль готов, осталось придумать название. Как можно назвать наш замечательный корабль?

Дети: говорят варианты названий…. «Дружба»

Педагог-психолог: Отличное название! Скажите, а что такое дружба? Что значит дружить?

Дети: Дружба – это взаимопомощь. Друзья всегда помогают друг другу, понимают друг друга, поддерживают в сложных ситуациях.  С другом модно разделить и радость и неудачу. С другом всегда весело и интересно.

Педагог-психолог:  А какие правила дружбы вы знаете?

Дети: быть вежливым, уступать, помогать друг другу, не ссориться, уметь просить прощения.

Педагог–психолог: Молодцы, ребята! Ну что, все готовы к отплытию!?!

Наш корабль быстроходный

По морским волнам плывет,

Много новых приключений

Всех ребят сегодня ждёт!

Игра «Будь внимателен»

игра поможет развивать внимание, память, речь

Педагог-психолог: Ребята, посмотрите вперед! Мы плывем в открытом море. Посмотрите, что мы можем встретить на своем морском пути….

На экране меняются слайды во время речи педагога

Посмотрите, какие облака на небе, на что они похожи? Что это за птицы летают над морем?  А сейчас мы заглянем в морские глубины. Кого вы видите? Внимательно посмотрите и постарайтесь запомнить!

После показа слайдов задаются вопросы:

Что вы видели на небе? (Облака, птиц)

Как называются птицы, летающие над морем? (чайки)

Каких животных и рыб вы видели в морских глубинах? (кит, дельфин, морской конек, акула, осьминог, морская черепаха, скат, медуза, краб,  морская звезда)

Сколько лучей у морской звезды? (пять)

В какую сторону плыл кит? (вправо) А акула? (влево)

Сколько всего мы видели животных? (десять)

Давайте проверим, правильно ли вы все сказали (показ слайдов еще раз).

Педагог-психолог: Ребята, смотрите,  мы приплыли к острову! Но этот остров нам незнаком, и лучше нам держаться всем вместе.

Звучит саундтрек к кинофильму «Пираты Карибского моря»

и на экране слайд с изображением пиратов

Игра «Спрячемся все вместе»

игра поможет сплотить коллектив класса

Слышите, ребята? Кажется это пираты идут сюда! Давайте присядем ближе друг к другу и спрячемся все вместе, что бы пираты никого не заметили.

Дети вместе приседают и накрываются тканью (пледом).

Педагог-психолог: Молодцы, все дружно спрятались. Пираты нас не заметили и ушли, можно выходить!

Рефлексия

Педагог-психолог: Мы немного устали и предлагаю отдохнуть. Давайте присядем, раскинем наши руки и ноги в стороны….закрываем глаза…вокруг тихо и спокойно…..(звучит спокойная музыка – шум моря). Вам хорошо и приятно, прислушайтесь к своему дыханию…..дышим ровно и спокойно…..

А теперь все отдыхаем, отдыхаем и мечтаем.

О волшебных берегах, о невидимых краях.

Медленно вдохните и выдохните (повторить три раза). Медленно, спокойно потянитесь…..и медленно вставайте на ноги…

Рефлексия необходима чтобы чередовать спокойную и активную деятельность и подготовить детей к следующему заданию

Игра «Не упади»

игра помогает развить у детей способность к сотрудничеству

Педагог-психолог: Продолжаем наше путешествие по острову. Посмотрите,  вам необходимо преодолеть препятствие – пройти под натянутой лентой не задев её. Разделитесь на пары и договоритесь поддерживать друг друга, чтобы пройти препятствие.

Дети выполняют задание

Отлично справились с препятствием. Но это еще не всё!

Игра «Сиамские близнецы»

игра помогает развить эмоциональное  сближение и сотрудничество

Педагог-психолог: Посмотрите, нам необходимо выполнить еще одно задание – пройти вокруг острова, но чтобы нам не потерять друг друга вам нужно встать плечом к плечу, обнять  друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Чтобы третья нога была «дружной», можно две ноги скрепить веревочкой. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки.

Дети идут «вокруг острова» – по кругу классной комнаты

приседая и вставая тем самым «преодолевая препятствия»

Молодцы, дружно помогая  друг другу, вы справились с задачей. Пока вы преодолевали препятствие, я нашла вот такой пиратский сундук.

Дети: можно посмотреть, что в нем!?!

Игра «Скажи доброе словечко»

игра помогает развить коммуникативные навыки, активизировать словарный запас.

Педагог-психолог: Давайте присядем, но так чтобы все видели друг друга  (садятся в круг). Посмотрите какие красивые камушки в нем, они принадлежат пиратам.

Пираты очень сердитые, но мы с вами можем сделать их немножечко добрее. Для этого необходимо взять камушек в ладошки и сказать ему вежливое, доброе слово. Когда пираты найдут их в своем сундуке, они подобреют. Говорить будем по очереди.

(дети выполняют задание)

Молодцы! А теперь давайте сложим эти камушки в сундук и поставим его на место.

Ну, что же, нам пора возвращаться домой. Вам понравилось на острове?

Дети: Да!

Педагог-психолог: Нам пора возвращаться домой. Только вот наш корабль сел на мель и чтобы снова отправиться в путь вам нужно всем вместе взяться за руки и произнести клятву «Дружбы»:

Ссориться не будем, будем мы дружить!

Помогать друг другу и мир знаний для себя открыть!

Заключительная часть урока.

Педагог-психолог: Вот и закончилось наше путешествие.

Вопросы для обсуждения

Вам понравилось наше путешествие?

Где мы сегодня побывали?

Какие правила мы соблюдали во время путешествия?

Всем ли удалось их выполнить?

Какие испытания нам пришлось преодолеть?

Что нам помогло преодолеть препятствия? (дружба, умение договариваться)

Какое у вас сейчас настроение?

«Пирамида дружбы»

Педагог-психолог: Вы очень дружные ребята! И в знак этого предлагаю построить высокую пирамиду дружбы.

Дети строят из кулачков башенку, ставят их один на другой со словами:

«Всем – всем – всем – до свидания!» - башенка рассыпается.

Комментарии:

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. На этапе завершения дошкольного образования:

• ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.

• ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

• ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством и т.д.

• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика.

 • ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может следовать социальным нормам.

Возраст дошкольников (6-7 лет) поэтому урок проходит в игровой форме, в которой они могут проявить свои знания, умения и навыки, полученные ранее в дошкольном образовательном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием игр на развитие коммуникативных навыков в средней группе №11 « Кукла Настя идёт на праздник Осени»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36»     Конспект НОД по познавательному развитиюс использованием игр на развитие коммуникативн...

Коммуникативные ситуации для развития коммуникативных навыков у дошкольников 4-7 лет

Игры и коммуникативные ситуации на развитие эмоциональности речи....

конспект по развитие коммуникативных навыков детей средней группы. «Доброта нужна всем людям»

План- конспект по развитие коммуникативных навыков детей средней группы.«Доброта нужна всем людям»Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое разв...

Конспект открытого мероприятия совместной деятельности воспитателя и логопеда с детьми по развитию речи и развитию коммуникативных навыков. старшая логопедическая группа Тема: «Путешествие в осенний лес» (игра – путешествие)

Конспект открытого мероприятия совместной деятельности  воспитателя и логопеда с детьми  по развитию речи и развитию коммуникативных навыков.  старшая логопедическая группа Тема: «...

Консультация для родителей "Коммуникативные игры в ДОУ в совместной работе педагога-психолога, учителя-дефектолога и музыкального руководителя как средство развития коммуникативных навыков"

Коммуникативные игры направлены на развитие коммуникативных навыков, т.е. навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умения слушать и слышать другого человека, развитие эмоци...