Детские желания: когда дети ничего не просят…
методическая разработка по психологии
Предварительный просмотр:
Детские желания: когда дети ничего не просят… |
Каждый родитель неоднократно сталкивался с тем, что ребенок бесконечно просит купить ему что-нибудь. И наиболее частая реакция родителей – это либо раздражение, либо недовольство, либо гнев и злость. Уже кажется, что у него дома и так целый универмаг Lego, но все мало. Иногда родители соглашаются на покупку, иногда говорят и объясняют, что такой возможности сейчас нет.
Но случаются и противоположные ситуации, когда дети наоборот ничего не просят. И вот здесь у родителей совершенно другие чувства: радость, гордость, одобрение. Ребенка хвалят за то, что не просит, начинают сравнивать с другими «непослушными» (читай «плохими») детьми. В этом месте ребенок попадает в ловушку, желая вновь и вновь услышать похвалу в свой адрес. А как же ее можно заслужить? Только тем, чтобы ничего не просить. Какие тут последствия? Такие Маленькие девочки и мальчики вырастают в Больших девочек и мальчиков, которые не умеют хотеть, потому что разучились еще в детстве. Потом они не могут выбрать ничего в магазине, потому что бесконечно сомневаются в том, надо ли им это. Голос «Внутреннего ребенка» нашептывает: «Хорошие девочки и мальчики ничего не хотят, ничего не просят, не покупают». А они ведь Хорошие, правда?
Давайте вернемся к родителям. Как же им поступать со всеми детскими «хотелками» и как правильно обходиться с детскими желаниями?
Первое, что надо сделать, это, конечно, порадоваться за вашего ребенка, что он умеет выражать свои желания. Радуйтесь тому, что ваш ребенок – нормальный здоровый обычный ребенок. Естественный ребенок, как правило, искренний, творческий, любознательный, находится в контакте со своими эмоциям, телом, желаниями. Он уверен в том, что его любят и что его желания имеют ценность. И что родитель, если возникнет какая-либо потребность, позаботиться об ее удовлетворении. Такой ребенок открыт, находится в гармонии со своими чувствами, и не прячет их от взрослых
Второе. Необходимо разговаривать с ребенком, подключать его к обсуждению и планированию покупок. Зачем? Для того, чтобы он понимал, что его мнение важно и ценно. И часто даже на уровне обсуждений, еще до покупки, возникает определенный уровень удовлетворения. Ребенок радуется, что его услышали, обсудили с ним что-то важное для него. Например, перед походом в магазин, вы обсуждаете конкретный список того, зачем идете в магазин. Это может быть стандартный список продуктов, в который не входит упаковка шоколадок или торт. Т.е. до похода в магазин, озвучьте ребенку, что именно вы планируете там купить и какой у вас бюджет. И тогда не будет истерик, нытья, лишнего выклянчивания машинки, случайно увиденной на полке или фломастеров. Тогда, согласно вашего списка, ребенок с большим удовольствием и увлеченно будет искать нужные отделы в магазине: овощной, мясной, молочный и т.д.
Третий момент. Очень важно, по возможности, иногда выполнять просьбы ребенка, даже если на ваш взгляд они какие-то глупые и не заслуживающие внимания. Например, если ребенок просит купить куклу или пожарную машину в ближайшем киоске за «5 копеек». Взрослый на это говорит обычно: «Это плохая, некачественная кукла, она у тебя через 5 минут сломается. Я куплю тебе на день рождения хорошую, красивую большую куклу!». Но дети живут всегда в «здесь и сейчас» и живут чувствами. День рождения через полгода, а значит, не известно когда, т.е. никогда. И ребенок расстраивается и обижается.
Но вспомните себя, как вы иногда радуетесь покупке глянцевого журнала (прочитав который вы отправите его в стопку с макулатурой), красивому блокнотику или ручке. Это все недорогие и приятные мелочи, которые мы себе позволяем. Почему же мы лишаем ребенка этих мелких и спонтанных подарков, приносящих пусть и сиюминутную, но радость? Ребенок должен прожить этот опыт обладания подобными вещами. Пусть это будет воз воздушный шарик или мыльные пузыри. Для вас безделушка, а для ребенка радость.
Четвертое. Взрослый должен помочь ребенку вербализовать (т.е. выразить через речь, облечь в слова) его желания и пережить их. Да, у ребенка, как правило, много желаний. Не стоит беспокоиться о том, что вам придется их все подряд реализовывать и что вам понадобится ограбить банк для этого. Прием заключается в следующем. Попросите ребенка озвучить все, что он хочет. А сами записывайте или лучше зарисовывайте желания в специальный «Альбом Желаний». Купите для этого красивую тетрадь, скетчбук или альбом. Если ребенок хочет пожарную машину и паровоз, то рисуйте паровоз и машину, и так далее, пока ребенок не исчерпает все желания. Уверяю, что этот процесс не будет длиться бесконечно, как кажется на первый взгляд. На самом деле желания и их количество окажется ограниченным.
Что это дает вам и ребенку?
Вы можете увидеть, что иногда ребенок мечтает о простых и не дорогих вещах: заколка, лизун, раскраска, новые карандаши, мелки, мячик, наклейки и т.д. А вы вообще об этом не знали, например. Так вы сможете расставить приоритеты и отделить простые желания (недорогие, доступные), которые готовы выполнить сразу от тех, которые сможете реализовать позже. Часто какой-то желаемый объект уже есть в доме, но его можно доработать или трансформировать. Например, попросить папу или дедушку сделать небольшой деревянный меч или кинжал, вырезать самолетик из пенопласта, сделать каких-топерсонажей из бумаги или оригами, отдать дочке старые бусы или найти на чердаке заброшенного медведя.
Наблюдая за ребенком, вы сможете заметить, что будут желания, которые не очень важны для него, а есть те, к которым ребенок будет в альбоме часто возвращаться, что-то дорисовывать, допридумывать. Например, это может быть железная дорога или домик для Барби, неважно. Рисуя и проговаривая, ребенок сможет увидеть свои желания, включая все свое воображение и уже наполовину насытившись этим желанием, получая то, что хочет. Когда мы даем этому место и пространство в нашей жизни, а не отмахиваемся, обесценивая, мы полнее узнаем себя и свои потребности. И именно этому обучаем ребенка: лучше узнавать свои потребности и свой внутренний мир.
Что еще можно делать с альбомом?
Можно отмечать, какие желания исполнились. Это могут быть специальные наклейки, звездочки или снежинки. Можно дальше продолжать играть с ним, рисовать, разрисовывать осуществившееся или сделать коллаж в конце года. Детям нужна сама возможность говорить о своих желаниях, они хотят быть услышанными, им нужна любовь и принятие.
Я желаю родителям терпения и мудрости!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детские желания.
Разумеется, дети хотят от нас подарков. Разумеется, причин этому несколько: быть как все (особенно если ребенок находится в коллективе детей успешных в финансовом отношении родителей), проверить грани...
"Игрушки - океан детских желаний" день семейного общения
праздник с родителями....
Культура детских желаний
Кудьтура человеческих желаний -это столбовая дорога семейного воспитания. Потребительское счастье не радует, не готовит к жизни, ибо, добытое без усилий, оно не обретает никакой нравственной ценности,...
Воспитание детских желаний "хочу" и "нельзя".
Воспитание желаний...
Отчет о проделанной работе по детскому проекту: «Осень, в гости просим» во второй младшей группе
Краткий анализ и отчет о проведенном проекте...
осенний утренник в детском саду для детей средней группы "Осень,Осень, в гости просим"
Осенний утренник для детей средней группы "Осень, Осень, в гости просим"...
Конспект интегрированной НОД «Новогодний Шар желаний» (декоративное рисование по мотивам авторской сказки «Новогодний Шар желаний») для детей подготовительной группы
Конспект интегрированной НОД «Новогодний Шар желаний» (декоративное рисование по мотивам авторской сказки «Новогодний Шар желаний») для детей подготовительной группы...