МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация (средняя группа)

Образцова Елена Владимировна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx105.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО, ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ № 344 Г. ЧЕЛЯБИНСКА"

МАДОУ "ДС № 344 г. Челябинска"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Разработала:

Воспитатель средней группы

Образцова Елена Владимировна

Челябинск

2023


Рекомендации для воспитателей и родителей на преодоление агрессии у дошкольников

1. Не акцентируйте внимание ребенка на проявлениях агрессии. Не пытайтесь кричать на него или наказывать малыша за проявление гнева. Помните, что запрет и повышение голоса — самые неэффективные способы преодоления детской агрессивности.

2. Попробуйте отвлечь малыша во время вспышки его гнева, предложите ему заняться чем-то интересным, покажите новую книжку, интересную игрушку, позовите гулять. Возможно, ваш неожиданный шаг отвлечет ребенка, и центр его внимания сместится с объекта агрессии на новый предмет.

3. Если вы чувствуете, что ребенок вот-вот «взорвется», разрешите поколотить подушку или предложите нарисовать и разорвать портрет его «врага». Такое вымещение гнева способствует снижению агрессивности ребенка при общении с другими детьми.

4. Показывайте малышу личный пример уравновешенного, неагрессивного поведения. Не обижайте ребенка, не допускайте вспышек собственного гнева, не высказывайте в его присутствии свое недовольство окружающими людьми и тем более не обсуждайте план «мести» своим недругам.

5. Постарайтесь, чтобы ребенок по возможности был спокоен и уравновешен. Используйте расслабляющие упражнения не только во время занятий с малышом, но и в обычном общении с ним, например, перед тем как уложить ребенка спать или когда чувствуете, что он сильно устал. Такие упражнения помогают успокоить малыша, снимают психоэмоциональное напряжение, формируют ощущение покоя и расслабленности.

6. Уделяйте больше внимания своему ребенку, дайте ему понять, что, несмотря ни на что, вы любите, цените и принимаете его, он для вас самый лучший и любимый малыш. Не бойтесь лишний раз пожалеть и приласкать его. Пусть ребенок видит, насколько он нужен и важен для вас.

7. Учите ребенка выражать свои отрицательные эмоции словами, а не при помощи кулаков, укусов и сломанных игрушек. Учите ребенка разговаривать.

8. Всегда отмечайте хорошее поведение малыша в течение дня, его успехи и достижения на занятиях, в играх с детьми.

9. Помогите ребенку в игровой деятельности создавать сюжеты и взять на себя те роли, в которых он может пережить и выплеснуть  свои эмоции. Пусть ребенок берет на себя роль положительного, доброго и сильного героя, который спасет всех остальных. Тогда даже в глазах других детей он станет добрым.

10. Для снятия агрессии  можно, например, потопать ногами или разорвать бумагу – но этот метод хорош лишь при единичных случаях агрессии, т.к. это метод способствует еще большему выражению агрессии, а не ее снятию и выявлению причины.

11.Для успокоения можно умыться прохладной водой и спокойно поговорить о создавшейся ситуации, лучше при этом держаться за руки, конечно, Ваши глаза должны быть на уровне глаз ребенка.

12. Попробуйте взять пластилин и с усилием втирайте его вместе в картон или бумагу.

13. Пробуждая ребенка после сна не делайте это резко или за 10 минут до выхода. Потратьте на подъем 15 минут. Не кричите ласково из соседней комнаты: «Вставай!». Это не Ваш случай. Подойдите, погладьте по голове, поцелуйте. Ребенок начнет просыпаться, продолжайте поглаживать ручки, ножки, спинку. Малыш просыпается и Вы говорите: «Ты отлично выспался, с добрым утром!» говорите утвердительно, как бы давая установку на позитивное настроение; даже если ребенок плохо спал – он поверит вашим словам. И уровень агрессии в этот день будет ниже, чем обычно. Утро начнется с ласки.

У агрессивных детей наблюдается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области шеи, лица, рук, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации, упражнения лучше проводить под спокойную музыку.

Регулярное выполнение упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а так же позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние. Примером может служить упражнение «Апельсин». Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что их правой руке подкатывается апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука сжата и очень сильно напряжена 8-10 сек). Разожмите кулачок, откатите апельсин, ручка теплая мягкая отдыхает. И так же с левой рукой. Сделать 2 раза, если это комплекс упражнений, то один раз.

Помните! Для того чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчив, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка. Чтобы ваши усилия были не напрасны необходим системный подход. Попробуйте несколько методов, выбирая наиболее приемлемый и тогда результат не заставит себя ждать.

Я предлагаю еще несколько методов преодоления агрессивного поведения при помощи психогимнастики и ситуативных бесед. Выражая эмоции ребенок раскрепощается и выходит из состояния агрессии (замкнутости, отчуждения), он начинает переживать всю гамму чувств. Воплощая себя ребенок самовыражается возникает положительный настрой – ребенок выходит из состояния агрессии.

“Брыкание” (Автор М. И. Чистякова)

Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Он начинает медленно брыкаться, касаясь, пола всей ногой. Малыш поочередно брыкается левой и правой ногой, высоко поднимая их. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкания. При каждом ударе ребенок громко произносит: «Нет!», увеличивая интенсивность ударов. Это упражнение помогает снять эмоциональное напряжение и способствует расслаблению мышц ног и корпуса.

«Медвежата»  (Авторы Н. В. Клюева, И. В. Устеленцева)

Ребенок превратился в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз. Он сжался в маленький клубочек — греется. Ему стадо жарко, медвежонок развернулся и зарычал.

Взрослый рассказывает ребенку историю про медвежонка, а тот повторяет его движения. Упражнение направлено на мышечное расслабление.

“Кукла Бобо”

Вы наверняка замечали, что агрессия у ребенка накапливается постепенно, и, когда ему удается выплеснуть ее на окружающих, малыш снова становится спокойным и уравновешенным. Значит, если дать ребенку возможность выместить свои негативные эмоции на какой-то внешний предмет, часть проблем, связанных с его агрессивным поведением, может быть решена. Для этой цели можно использовать специальную куклу — Бобо. Эта кукла не продается, но вы можете легко сделать ее сами из подушки или просто поролона. Пришейте к старой подушке руки и ноги, сделанные из ваты и ткани, вышейте ей «лицо» — и кукла Бобо готова. Можно сделать ее и более плотной. Для этого сшейте чехол из плотной ткани, набейте его ватой, поролоном или песком, прикрепите к основе руки и ноги. Такую куклу ребенок может бить, пинать, вымещая накопленные за день негативные чувства Безболезненно выместив свою агрессию, ребенок становится более спокойным в общении с другими детьми и окружающими взрослыми.

Иногда и взрослому хочется ударить такую куклу, выместив на ней накопленную обиду. Не стесняйтесь, сделайте это, и вы сами увидите, насколько быстро и эффективно проходят негативные ощущения.

“Высвобождение гнева” (Автор К. Рудестам)

Ребенок встает лицом к объекту, на котором будет вымещать агрессию (кровать, мягкий стул или куча подушек). Он наносит удары по этому объекту. Удары должны быть сильными, но наноситься расслабленной рукой. Можно использовать пластиковую выбивалку, ракетку для игры в бадминтон. В нанесение удара включается все тело, при этом можно выкрикивать любую слова, выражающие чувства гнева.

“Будущие чемпионы”

Многие дети хотят стать великими спортсменами, чемпионами мира и Олимпийских игр. Для этого надо много тренироваться. Например, маленькие боксеры должны иметь хороший удар. Предложите детям «отработать» его. Для этого вам понадобится что-то большое и мягкое: подушка, диванный пуфик, перина и т.п. Будущий боксер изо всех сил бьет по этой подушке, стараясь, чтобы удар был как можно сильнее и точнее. Эта игра позволяет ребенку выместить в игровой форме на неодушевленном предмете свои агрессивные тенденции, свою «энергию кулака».

“Подушечный бой”

Эта игра обычно очень нравится детям, вызывает целую бурю  положительных эмоций. Подушечные бои, кроме того, помогают ребенку выплеснуть свою агрессию вовне без нанесения физического вреда окружающим возможны самые разные варианты проведения подушечных боев. Мы предлагаем провести подушечный бой на гимнастической скамейке, перевернутой узкой частью вверх. В бое принимают участие двое детей. Цель игроков - с помощью подушки сбить своего противника со скамейки.

“Кулачок”

Попросите малыша закрыть глаза и дайте ему в руку какую-нибудь мелкую игрушку, например из шоколадного яйца «Киндер-сюрприз» или конфету. Попросите его, не открывая глаз, крепко-крепко сжать кулачок. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда разожмет его и откроет глаза, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка. Можно также предложить малышу раскрыть крепко сжатый кулачок перед другими детьми, особенно когда между ними назревает ссора. Когда ребенок увидит игрушку, он вряд ли захочет драться, получив маленький, но очень приятный подарок. Упражнение помогает осознать и сформировать у ребенка эффективные формы поведения в конфликтных ситуациях, способствует расслаблению мышц рук и смещению агрессии.

Одной из причин проявления агрессии является необходимость вымещения скопившейся энергии. Ребенок не может постоянно сидеть на месте, спокойно занимаясь книжками и игрушками. Ему необходимо двигаться, и именно в движении он может удовлетворит свою потребность в активности и высвобождении эмоций. Для достижения этой цели наиболее подходят различные подвижны игры, одну из которых мы и хотим вам предложить.

“Прорви круг”

Это игра предназначена для группы детей. Участники стоят в кругу, взявшись за руки. Водящий должен с разбегу разорвать круг и оказаться внутри него. Игра способствует двигательному раскрепощению участников и включению детей в группу.

“Связующая нить”

Участники игры сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы у тех, кто уже держал клубок, в руках осталась нитка. Передавая клубок, дети рассказывают о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Игру начинает взрослый, показывая детям пример того, как можно рассказать об этом. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают общую нить и закрь1вают глаза, представляя, по просьбе ведущего, что все они составляют единое целое и что каждый из них важная и значимая часть этого целого. Упражнение помогает ребенку почувствовать единение с другими детьми, понять друг друга, способствует осознанию собственной ценности и ценности других людей ценности и ценности других людей.

«Ругаемся овощами»

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а овощами: «Ты - огурец», «А, ты – редиска…морковка…тыква» и т.д.

«Ты мой (моя)…»

Придумайте со своим ребенком несколько ласковых слов, они будут кодовыми, запомните их количество, главное, чтобы они были необычными (персик, долька и т.д.). Вы почувствовали что ребенок входит в состояние агрессии начинайте разговор: «Ты моя долька…кто же еще?» Ребенок должен в ответ перечислить все кодовые слова не забыв ни одного.

«По кочкам»

Подушки раскладываются  на полу  на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие – «лягушки», живущие на болоте. Вместе на одной «кочке» капризным «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают : «Ква-ква-ква, подвинься!» Если двум «лягушкам» тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та тащит себе новую «кочку».

«Час тишины и час можно»

Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать почти все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация "Коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

    Предлагаю Вашему вниманию психологический мастер-класс для педагогов ДОУ "Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Данны...

Методическая разработка. Коррекция агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста.

Вашему вниманию предложена методотическая разработка для воспитателей и родителей, которая поможет справиться с агрессией у детей среднего дошкольного возраста.Предложенные Вашему вниманию разработанн...

Консультация для родителей. Коррекция агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста.

Консультация для родителей. Понятие "агрессивность". Рассмотрены виды агрессии....

Игра как средство коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведёт к драматическим последст...

Глинотерапия как метод коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Глинотерапия как метод коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.Аннотация: В представленной статье рассматривается метод глинотерапии и применение его для коррекции агрес...