Методическая разработка. Коррекция агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа) по теме

Савельева Наталья Сергеевна
Вашему вниманию предложена методотическая разработка для воспитателей и родителей, которая поможет справиться с агрессией у детей среднего дошкольного возраста.Предложенные Вашему вниманию разработанные приемы основаны на личном опыте, ина практике показали устойчивые положительные результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ №52 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА

Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.

 «АГРЕССИЯ.

КАК СПРАВИТЬСЯ С АГРЕССИЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ВОСПИТАТЕЛЬ

САВЕЛЬЕВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА

2017 ГОД

               Грусть в глазах мамы, тяжелый      вздох       папы и даже слезы бабушек…

 И робкая просьба: «Помогите…»

Агрессивный ребенок не такой как все – большое родительское огорчение, и даже опасность для детского коллектива. Порой, мы даже не задумываемся, что такой ребенок несчастное существо, которое никто не хочет пожалеть, приласкать.

Детская агрессия – признак внутреннего конфликта, эмоционального дискомфорта, целый мир детских негативных переживаний, это один из неординарных способов самоутверждения.

Поведение таких детей носит часто носит провокационный характер (толкнуть, ущипнуть, ударить) хорош любой способ, лишь бы получить в ответ агрессивное поведение, они готовы разозлить маму, папу, детей в группе, детей на площадке, воспитателя.

Любой ребенок находящейся в группе сверстников, старается стать в этой среде популярным. Речь в этом возрасте недостаточно развита, поэтому он пытается занять лидирующие позиции с помощью агрессивных методов поведения.

Малыш очень легко вовлекает в свои конфликты и взрослых. Ведь даже младенец выражает свои отрицательные эмоции громким плачем.

Так что же такое агрессия?

Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Виды агрессии:

1. физическая агрессия (нападение) — косвенная (нанесение материального ущерба: сломать игрушку или постройку и т.д.; прямая причинение боли и т. д.

2.  вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик), так и через содержание вербальных реакций (угроза)

  1. косвенная агрессия- действия, направленные на другое лицо (смех при неудачах другого), и действия, характеризующиеся не направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами битье кулаками по столу или другим предметам).
  2. инструментальная агрессия-  является средством 4.   4.инструментальная агрессия  -  является средством достижения какой-либо цели.

    5. враждебная агрессия - выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.

Далее  мы рассмотрим самые легкие и эффективные методы коррекции агрессивного поведения.  

Не будем использовать сложную терминологию рассказывая об этом (для Вас родители). Несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность сопереживать, видеть и понимать другого.

 Психологическая особенность агрессивного ребенка - это внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим людям и невозможность видеть мир другого ребенка.

ПРОФИЛАКТИКА.

Первое правило профилактики агрессивного поведения – это исключение соревновательного характера в играх и занятиях.  

Почему?

Соревновательный характер — это движение к победе, т.е. зацикленность на собственной личности (победа любым способом, победить – противопоставить себя другим).

В конечном итоге, независимо от выиграл ребенок или проиграл это ведет к разобщенности и отчужденности детей.

Перед началом работы необходимо понять с какими детьми, уважаемые родители и педагоги, вы будете работать.    Профилактика должна быть направлена не на эмоциональный разряд, т.е. безопасный выход агрессии, а на способность видеть и понимать других, на раскрепощение от внутренней замкнутости, появление эмпатии, к нормам общества.

Эта задача требует отключения от некоторых привычных форм работы. Поэтому убеждение и объяснение, личные примеры, просьбы и призывы не обижать других оказываются малоэффективными.

Ведь все люди, даже самые маленькие растущие в социуме знают, «что такое хорошо… и что такое плохо» (случай из практики, не одиночный, мой воспитанник, с которым проводились беседы и воздействия такого характера неоднократно, не отойдя и 10 шагов от воспитателя, тут же толкал девочку и отбирал игрушки у другого мальчика, хотя в ходе беседы прекрасно понимал и осознавал агрессивность своего поведения и неприемлемость его в обществе, даже более того, рассказывал, «что такое хорошо и что такое плохо). Беседуя с коллегами о похожих случаях в их практике мы много раз убедились о непродолжительности и малой эффективности такого метода.

Главной задачей родителей и воспитателей должно стать формирование согласия с другими детьми, возможность видеть и понимать своих сверстников.

 Необходимо помочь ребенку увидеть в своем сверстнике или другом человеке, на которого направлена агрессия, друга, единомышленника по обществу и игре, а не противника.

Профилактика должна снимать агрессивное поведение, а не ограничивать проявление нарушений. Конечно, главный помощник в коррекции агрессивного поведения является игровая деятельность (что сейчас как никогда актуально. ФГОС). Она позволяет родителям увидеть проблему ребенка, дает хороший ценный материал педагогам.

Профилактическая работа может строится по типу организац Профилактическая работа может строиться по типу организации совместных игр, проигрывания сюжетов известных сказок (не надо иметь много оборудования, возьмите шнурок и расскажите «Колобок», «Репку» … используя ниткографию, даже в дороге это просто), при этом агрессивному ребенку следует предлагать роли слабых, нуждающихся в защите персонажей, чтобы ребенок мог почувствовать себя их месте, т. е. развивать эмпатию.

Если же ребенку достается роль агрессивного персонажа, необходимо акцентировать внимание на таких качествах персонажа, как сдержанность, выдержка, умение владеть собой, защищать слабых. Работа с агрессивным ребенком будет эффективной только тогда, когда к ней привлечены не только воспитатели, но и самое главное - родители.

Уважаемые педагоги!

Работа с семьями детей, склонных к агрессивному поведению, должна строиться на понимании родителями сути проблемы. Если родители самостоятельно не смогли рассмотреть причину агрессии, то необходимо помочь им в этом, рассказать о психологических особенностях детей (самооценка), так и в организации нового опыта взаимодействия с такими (обращать внимание на ребенка тогда, когда он ведет себя хорошо; предоставлять выбор в способах поведения; оценивать не личность, а отдельные поступки). Взрослые (педагоги, родители…) должны понимать, что исправление агрессивного поведения ребенка – кропотливая работа, требующая понимания проблем таких детей и терпения.

В одних случаях, следует поощрять ребенка, а в других ограждать от агрессивности. Иными словами, понимать, являются ли действия ребенка самозащитными или враждебными и не переносит ли он свою ярость с виновного на невинного.

Педагогам необходимо составить и реализовать план работы с родителями агрессивных детей это могут быть:

  • индивидуальные беседы
  • письменные консультации
  • круглые столы
  • форумы на сайте группы

Этот момент является очень важным потому что детям младшего дошкольного возраста свойственно испытывать потребность обращения ко взрослым за положительной оценкой своей деятельности. Очень важно поддержать ребенка в это момент.

Агрессия детей является одной из наиболее острых проблем не только для воспитателей и родителей, но и для социума в целом.

В дошкольном возрасте очень важно обратить внимание на эту проблему, изучить ее, пока она, что называется, находиться в стадии становления и тогда мы взрослые, можем ее скорректировать, предпринять своевременные превентивные меры профилактики.

       Помните! Методы социальной профилактики детской агрессии должны быть направлены на раскрепощение, формирование эмпатии, способности видеть и понимать другого, умении выражать гнев и радость приемлемыми способами.

Большое влияние на формирование агрессивного поведения оказывают социальные факторы, особенно, в наше время.

Помните!

 Агрессивное поведение не является неизбежным, его можно и нужно избежать. Только мы, взрослые, можем помочь нашим детям в этой проблеме.

Уделяйте больше внимания своим детям. Вы устали, расстроены…Вам необязательно что-то придумывать, можно просто «посидеть в тишине», обнять с любовью или просто сказать что-то хорошее, ласковое, посмотрите с любовью  в детские глаза, загляните в сердце  своего ребенка.

Дети такие какими, Вы их себе представляете.

Уважаемые педагоги!

Вы уже смогли отметить, что программа дошкольного образования «От рождения до школы» (соответствующая ФГОС) выделяет содержание психолого-педагогической работы. Необходимо закреплять навыки организованного  поведения в детском саду, дома и на улице. Продолжать формировать элементарные представления  о том, что хорошо и что плохо. Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброго отношения к окружающим. Формировать доброе отношение  друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Учить жить дружно, вместе пользоваться играми, книгами, помогать друг другу. Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь).

Очень часто родители, столкнувшиеся с проблемой агрессивного поведения ребенка обращаются  к воспитателям за консультацией.

Агрессивность – это чаще всего симптом эмоционального неблагополучия ребенка. Это и средство психологической защиты от страхов (как известно, лучшая защита – нападение), и протест чрезмерной материнской опеке (ребенок пытается отстоять свою независимость), и  подавленные  чувства  обиды, ревности (к младшему братику или сестренке, например), и авторитарный стиль воспитания родителей (агрессия как протест на чрезмерные требования родителей), и агрессивный стиль общения в семье (родители выясняют отношения криком, с рукоприкладством, применяют физическое наказание ребенка), влияние ТВ, компьютерных игр. Агрессивность  может быть и просто как возрастная особенность (пик детской агрессивности 3-4 года).   Предлагаю несколько методических рекомендаций, которые окажутся полезными родителям и воспитателям, столкнувшимся с данной проблемой.

         Методические рекомендации по коррекции агрессивного поведения.

  1. Работать над решением проблемы можно лишь поняв  ее причину, только тогда Ваши усилия будут эффективны.
  2. Родители не должны отвечать на агрессию ребенка собственной агрессией. Не пытайтесь кричать на него или наказывать малыша за проявление гнева. Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивного поведения. Научитесь понимать и замечать чувства ребенка.
  3. Агрессию нельзя подавлять нужно научить ребенка выражать свои эмоции приемлемым способом.
  4. Нельзя отрицать чувства ребенка. Объясните их ему (ребенок не всегда понимает, почему он так себя ведет). И, конечно же, отрицать чувства ребенка. Например,   если ребенок ударился и т.д. он зовет маму и говорит: «Мне больно». И «правильный родитель» ответит: «Ерунда, подумаешь, не реви…» Т.е. ребенок в этом случае начнет сомневаться в своих чувствах, решит, что говорить о боли нельзя, т.к. тебя не пожалеют или еще хуже пристыдят.
  5. Один  из вариантов отвлечь ребенка во время вспышки гнева, можно предложить ему новую книжку, игрушку, прогулку. Этот пункт перекликается с п.3. Это своего рода подавление вспышек агрессии. Таким образом мы понимаем, что это временный эффект. А, следовательно, будут и другие вспышки агрессии.
  6. Включайте агрессивного ребенка в совместную продуктивную деятельность чаще, чем остальных, чтобы  ребенок понял, свою значимость,  а не чувствовал себя отверженным, как обычно бывает в случаях с агрессивными детьми.
  7. Воспитатели! Не жалейте родителей ребенка. Помогите существенно, станьте другом малыша и его помощником; проконсультируйте родителей по этому вопросу используя знания и опыт.
  8. Учите ребенка выражать свои отрицательные эмоции словами, а не при помощи кулаков, укусов и сломанных  игрушек. Учите ребенка разговаривать.
  9. Всегда отмечайте хорошее поведение малыша в течение дня, его успехи и достижения на занятиях, в играх с детьми.
  10. Родители, ребенок в каждый момент своей жизни должен  чувствовать и понимать, что вы его любите, принимаете, цените. Он должен видеть,  что нужен и важен для Вас. (погладьте по голове, поцелуйте, но не перестарайтесь,  помните,  что чрезмерная опека тоже сигнал к агрессивному поведению).
  11. Помогите ребенку в игровой деятельности создавать сюжеты и взять на себя те роли, в которых он может пережить и выплеснуть  свои эмоции. Пусть  ребенок берет на себя роль положительного, доброго и сильного героя, который спасет всех остальных. Тогда даже в глазах других детей он станет добрым.
  12. Необходимо во время вспышек гнева тесный тактильный контакт мамы и ребенка.
  13. Необходим во время вспышек гнева тесный тактильный контакт мамы и ребенка. Во время вспышек гнева , направленных на Вас, крепко прижмите к себе малыша. Зафиксируйте руки и ноги, чтобы малыш вас не ударил  и проговаривайте слова утешения и любви…мой хороший, я люблю тебя, мы сейчас успокоимся и все будет хорошо. И так несколько раз. Также можно посадить ребенка к себе спиной прижив  его к совей груди и проговаривать те же слова утешения и любви. Оказавшись  в любимых руках и слыша слова любви малыш успокаивается и приходит  в себя. Используя этот метод – оцените свои возможности. Хватит ли у Вас  терпения пройти через это. Сомневаетесь? Не начинайте. Иначе ситуация может усугубиться.
  14. Пробуждая ребенка после сна не делайте это резко или за 10 минут до выхода. Потратьте на подъем 15 минут. Не кричите ласково из соседней комнаты: «Вставай!». Это не Ваш случай. Подойдите, погладьте по голове, поцелуйте. Ребенок начнет просыпаться, продолжайте поглаживать ручки, ножки, спинку. Малыш просыпается и Вы говорите: «Ты отлично выспался, с добрым утром!» говорите утвердительно, как бы давая установку на позитивное настроение; даже если ребенок плохо спал – он поверит вашим словам. И уровень агрессии в этот день будет ниже, чем обычно. Утро начнется с ласки.
  15. Используйте релаксацию для снятия нарастающего напряжения. Уделите 10 минут и ребенок успокоится. Придумайте название для упражнения сами, например, «Колобок», сказки любят все дети (или  это просто будет любимая фраза ребенка).

У агрессивных детей наблюдается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области шеи, лица, рук, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации, упражнения лучше проводить под спокойную музыку.

Регулярное  выполнение упражнений  делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а так же позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние. Примером может служить упражнение «Апельсин» (или ваше название).

Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что их правой руке подкатывается апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнут  выжимать из него сок (рука сжата и очень сильно напряжена 8-10 сек).

Разожмите кулачок, откатите апельсин…ручка теплая…мягкая…отдыхает. И так же с левой рукой. Сделать  2 раза, если это комплекс упражнений, то один раз.

     15.Для снятия агрессии  можно, например, потопать ногами или    

          разорвать бумагу – но этот метод хорош лишь при единичных случаях    

          агрессии,  т.к.   это   метод   способствует   еще  большему  выражению      

         агрессии, а не ее снятию и выявлению причины.

  16.Для  успокоения       можно     умыться     прохладной  водой    и    спокойно        

      поговорить о создавшейся ситуации, лучше при этом держаться за руки,

     конечно, Ваши глаза должны быть на уровне глаз ребенка.

17.Попробуйте   взять  пластилин   и   с   усилием  втирайте  его   вместе   в    

     картон или бумагу.

    Помните!

 Для того чтобы результат работы с агрессивными детьми           был устойчив, необходима проработка каждой характерологической         особенности данного ребенка. Чтобы ваши усилия были не напрасны необходим   системный подход. Попробуйте несколько методов, выбирая наиболее приемлемый и тогда результат  не заставит себя ждать. Ваш малыш будет радовать Вас  каждый день, даря ответную любовь.

   

    Предлагаю еще несколько  методов  преодоления агрессивного поведения при помощи психогимнастики  и ситуативных бесед.  Выражая эмоции ребенок раскрепощается и выходит из состояния агрессии (замкнутости, отчуждения), он начинает переживать всю гамму чувств.

Воплощая себя ребенок самовыражается возникает положительный настрой – ребенок выходит из состояния агрессии.

«ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС МОЖНО»     

Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть,  в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать почти все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т. д.

ПРИМЕЧАНИЕ: «Часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

«РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ»

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а …овощами: «Ты - огурец», «А, ты – редиска…морковка…тыква» и т.д.

ПРИМЕЧАНИЕ: Прежде, чем поругать ребенка плохим словом вспомните это упражнение.

«ПО КОЧКАМ»

Подушки раскладываются  на полу  на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие – «лягушки», живущие на болоте. Вместе на одной «кочке» капризным «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают : «Ква-ква-ква, подвинься!» Если двум «лягушкам» тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та тащит себе новую «кочку».

«ТЫ МОЙ(МОЯ)…»

Придумайте со своим ребенком несколько  ласковых слов, они будут кодовыми, запомните их количество, главное, чтобы они были необычными (персик, долька и т.д.). Вы почувствовали что ребенок входит в сосотояние агрессии…начинайте разговор: «Ты моя долька…кто же еще?» Ребенок должен в ответ перечислить все кодовые слова не забыв ни одного.

ПРИМЕЧАНИЕ: Этот прием очень эффективен, как ни  странно, его придумал мой сын. Когда мы устали или злимся…Я всегда говорю: «Ты мой…».

И уже на душе тепло и приятно усталость  и агрессия уходят.

Иногда, выход находится  у нас перед глазами, но мы его не видим… не чувствуем.

Вокруг море проблем…нет им и края…но спасательный круг это наши дети.

Они помогают нам плыть и не сдаваться, побеждать и радоваться.

Никто, кроме нас не даст нашим детям еще большей любви, чем мы сами.

Не упустите свой шанс на любовь и понимание, посейте в детских душах тепло, заботу, любовь и добро.

 И мы вместе изменим целый мир.

 Помните, дети не только наше будущее. ОНИ НАШЕ НАСТОЯЩЕЕ.

                                          

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему : "Преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

Рекомендации для воспитателей и родителей на преодоление агрессивности у дошкольников...

Консультация для педагогов ДОУ. Тема: «Система коррекционно - развивающих занятий по профилактике и преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста».

В документе предоставлена система занятий по теме "Коррекционно - развивающие занятия по профилактики и преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Даны темы занятий, их...

Консультация "Коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация "Коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"...

Причины возникновения агрессивного поведения у детей младшего дошкольного возраста

Причины возникновения агрессивного поведения у детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей. Коррекция агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста.

Консультация для родителей. Понятие "агрессивность". Рассмотрены виды агрессии....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...