Мастер класс "Путешествие в сказочный лес"
материал по психологии

Ажогина Ольга Леонидовна

Мастер класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_puteshestvie_v_skazochnyy_les.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

 № 42  «СКАЗКА»

Сказкотерапия

«Путешествие в сказочный лес»

(Мастер класс)

Подготовила

педагог-психолог

О.Л.Ажогина

Цель: 

Обучение педагогов, родителей способу познания себя и внутренних особенностей своих детей через сказкотерапию.

Задачи:

  1. Организовать знакомство участников мероприятия с одним из методов сказкотерапии.
  2. Создать благоприятную атмосферу для работы с помощью МАК карт.
  3. Способствовать развитию рефлексии и навыков самопознания.

Форма работы: групповая. Работу необходимо организовать в малых группах 7 – 10 человек, это способствует формированию навыков эффективного взаимодействия.

Оборудование: бумага формата А4, ручки, или карандаши, сказочная колода МАК.

Вступление

Сегодня никого не надо убеждать в том, что сказкотерапия имеет серьезную перспективу. Используя метафорические ресурсы сказки, она позволяет развивать самосознание человека и строить особые уровни социального взаимодействия, то есть преследует вполне гуманистические цели, притом воздействует очень мягко и результативно.

Сказкотерапия все больше развивается и завоевывает признание специалистов, и получает все более широкое распространение на практике. В настоящее время ее используют не только психологи, но также и другие специалисты, что говорит о просторе возможностей метода.

   В своей работе  я использую сказкотерапию.

 И сейчас я хочу рассказать, что одна из функций сказки заключается в том, что она помогает взрослому человеку, ребенку вернуться к прежней радостной непосредственности. Она вызывает изумление и удивление, открывая доступ в мир фантазий, образного мышления, непосредственного и не осуждаемого вхождения в роль, которую предлагает им содержание. Общение со  сказкой способствует пробуждению творческих сил.

       Уважаемые коллеги!  Хотелось бы сегодня предложить Вам необычный способ познания себя и своей личности через творческий подход и умение фантазировать. Это Вам поможет позитивно подумать и отдохнуть. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас вынес с сегодняшнего мастер класса что – то интересное и полезное для себя. Сегодня каждый участник нашего мастер класса будет работать только на себя.  Мастер класс называется «Путешествие в сказочный лес».

Ход мероприятия

1 этап – подготовительный  

Упражнение «Знакомство»

Цель: организовать позитивный настрой группы на мастер класс.

 Уважаемые коллеги! И сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом. Вам нужно из колоды выбрать карту. Представиться. И ответить, чем вы похожи на героя, изображенного на этой карте.

2 этап - основной

Сказка-путешествие

«Сказка ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок».
А.С. Пушкин

Однажды в необычный летний день, проснувшись утром ранним, Вы решили пойти в парк  и просто помечтать, посидеть на лавочке,  покормить голубей. Настроение  приподнятое, все вокруг цветет, щебечет и поет. Выходя из дома, вы поймали себя на мысли о том, что неплохо бы было с этого момента что-то изменить в своей жизни. Вот только что? Вы зашли в парк и обнаружили, что привычная тропинка, по которой вы любили прогуливаться, уводила куда-то дальше в лес и где-то там сужалась. Вы пошли по тропе и вдруг, на удивление себе,  увидели в кустах сундук…

        У вас есть листы бумаги ручки, запишите

Задание  ведущего:

Подумайте, что это за сундук? Из какого материала он сделан? Большой или маленький? С замком или без замка? Подумайте, что в нем может находиться?
Чем больше участники описывают, тем больше информации будет у них для познания себя и своих скрытых «конфликтов». Необходимо писать, то, что первое всплыло в сознании, это самая достоверная и правильная информация.

Текст сказки:

«…Заглянули в сундук, успокоили свое любопытство и пошли дальше. Долго ли коротко ли,  вдруг вы заметили зверька за деревом…»

Задание ведущего:

Как вы думаете, что это за зверь, злой или добрый? Вы к нему подойдете и погладите или убежите от него?
Участники описывают в своих листах все, что считают нужным рассказать об этом звере и своих действиях по отношению к нему.

Текст сказки:

«Солнышко пригревало. Вышли вы на сказочно красивую поляну, на которой стоит одинокий дуб, а под дубом лежит человек, возле него лежала какая-то книга.

Задание ведущего:

Как вы думаете, человек – это женщина или мужчина? Старый или молодой? Какая книга лежала под дубом?
Участники также все описывают, можно давать время подумать, отвечать на вопросы, если что-то не понятно.

Текст сказки:

«Поглядев по сторонам вы заметили, что на поляне есть еще много интересного и пошли дальше. Вдалеке от того места, где Вы стояли, вы увидели верблюда, который спокойно что-то жевал»

Задание ведущего: 
Опишите свое ощущение в данный момент. Что вы сделаете, подойдете к верблюду или нет? Если да, то почему? Если нет, то почему?

Текст сказки:

«Поляна была такая большая, что вы пошли дальше. Вдруг вы услышали какой - то шум. Это было стадо лошадей, которое стремительно бежало в вашу сторону. Вы поняли, что необходимо, что-то делать, иначе Вас растопчет стадо лошадей.»

Задание ведущего: 
Опишите ваше состояние, чувства, мысли и свои действия. Что вы будете делать? Какие меры принимать? Куда бежать?

Текст сказки:

«Оказалось, что от свежего воздуха у вас закружилась голова, и стадо лошадей вам померещилось. Это был мираж. Вы пошли туда, где, на Ваш взгляд, должна была закончится поляна, но вдруг вы вышли к какому-то забору.»

Задание ведущего 
Какой это забор, какой высоты, старый или новый, из какого материала он сделан? Как вы его будете преодолевать?

Текст сказки:

Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Преодолев забор, Вы вышли на теплый, чистый, солнечный пляж. Что происходит вокруг Вас? Оглянитесь, что Вы видите, слышите, чувствуете? Среди пляжа растет огромный куст роз…»

Задание ведущего: 
Сколько роз и какого цвета вы себе нарвете? Если не нарвете, то почему?

Текст сказки:

«После того, как Вы надышались ароматом роз, погрелись на солнышке, Вам захотелось искупаться в речке, которая находится неподалеку…»

Задание ведущего
Каким образом вы войдете в воду?  (быстро, медленно, плавно, или вообще не пойдете. Если нет, то почему? Опишите свои действия

Вот и сказки конец, а кто слушал и работал с нами молодец!

3 этап - завершающий

Интерпретация к тесту сказки

Сундук – символизирует душу человека (большой, маленький, закрытый, открытый).
Содержимое сундука – ценности, интересы, мотивы, скрытые потребности, обиды. То состояние, которое на данный момент времени, то, что для человека является главным составляющим его души (потребности, страхи, мудрость, переживания).
Пример: Золото – алчность, книги – мудрость, знания (интерпретируется самостоятельно).
Замок – открытость или замкнутость человека (общительность, тревожность, страхи, коммуникативные барьеры) 
Зверек за деревом– ваши друзья, возможно ваше отношение к друзьям.
Человек – психологический возраст души (мужчина, женщина, молодой старый).
Мужчина молодой – энергетика, сила физическая выносливость.
Мужчина старый – богатый жизненный опыт, выносливость, терпимость.
Женщина молодая – активность, работоспособность.
Женщина пожилая – мудрость.
Книга – возможно ваши интересы, или то что вас тревожит и волнует в настоящий момент.

 Верблюд – отношения с родственниками, братьями, сестрами, родителями.

Стадо лошадей – взаимоотношение с противоположным полом (способы действия ваши)
Забор – ваша целеустремленность, цели, которые вы ставите перед собой. Способы достижения целей будут прописаны в способах преодоления забора.
Пример: Забор обойдете, перелезете, найдете калитку, найдете дырку в заборе, пойдете вдоль забора.
Пляж – что вы видите, слышите или чувствуете? – это ваш вид восприятия, который преобладает у вас. Видите – визуальное, Слышите – слуховое. Чувствуете – тактильное восприятие. Что первое пришло, тот вид восприятия окружающего мира и преобладает.
Вода  – как вы решаете проблемы, способы разрешения каких-либо ситуаций.
Куст роз – сколько штук, и какого цвета вы себе нарвете? – цвет символизирует состояние человека в данный момент, (темный - негативное , светлый – позитивное, яркий – активное, творческое), а количество – это то количество романов  или влюбленностей, которое с вами случалось в жизни или еще случится.

Заключение:

Возвращаясь из сказки, предлагаю Вам вспомнить, что все мы мамы, жены, и конечно чьи-то дети. В современном мире мы чаще общаемся в социальных сетях, мессенджерах. А помните, как было в нашем советском детстве? Мы играли до ночи во дворах, писали друг другу письма, а на Новый год и другие праздники посылали по почте открытки. И сегодня мы на время перенесемся в те далекие времена и выберем настоящую новогоднюю открытку для себя.

Дорогие коллеги, пусть эти открытки с добрыми пожеланиями греют ваши души, наполняя их добром и светом! (Достают из сундука)

Игра «Волшебные снежинки».

В заключение нашего мастер-класса, я хочу подарить всем вам снежинки, на которых каждый из вас фломастером нарисует ту эмоцию, которую вы получили от нашего мастер класса.

Улыбка на лице как много это значит,

Когда смеются все, когда никто не плачет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На сказочной улице народных мастеров.

Конспект для родителей дошкольников в старшей группе...

мастер - класс "Сказочный мир театра"

Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба п...

Мастер - класс " Изготовление сказочного персонажа в технике оригами"

Мастер-класс  «Изготовление сказочного персонажа в технике оригами». Цель: Расширить знания педагогов в вопросах использования техники оригами в творческой деятельности детей.Задачи:1. Позна...

Мастер-класс для педагогов «Путешествие по сказочным областям технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Цель: - повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательном процессе ДОУ.- знакомство с игровой развивающей технологией ...

Мастер- класс «Новогодняя сказочная поляна» ( бросовый материал)

Данный мастер-класс адресован для дошкольников от  4 лет, педагогам ДОУ, расчитан на совместную работу детей и взрослых для украшения интерьера....

Мастер - класса для педагогов "Коврограф Ларчик и сказочная поляна в фиолетовом лесу" по реализации программы наставничества "Сказочные лабиринты игры"

Конспект практического мероприятия с педагогами "Коврограф Ларчик и сказочная поляна в фиолетовом лесу" в рамках реализации  Наставничества в ДОО "Сказочные лабиринты игр...