Презентация "Психологические и физиологические особенности развития детей раннего возраста"
презентация к уроку по психологии (младшая группа)
Презентация "Психологические и физиологические особенности детей раннего возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_psih_i_fiz_osoben_razvit_rebenka_r.v.pptx | 938.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рождение ребенка. Ожидание и реальность Что делать и как ухаживать за ребенком? Новые отношения в семье и новые роли
Разворачивание программы развития Мозг новорожденного ребенка составляет лишь четверть размера мозга взрослого человека. При рождении мозг не окончателен! В нем есть только нейроны. На первых 6 месяцах жизни каждую минуту происходит 20 000 делений глиальных клеток в минуту. Именно глиальные клетки предопределяют психологические качества человека. Глиальные клетки (ГК) являются наиболее распространенным типом клеток в центральной нервной системе. Интерес к ним значительно увеличился за последние десятилетия по мере осознания того, что глия является не только «опорными» клетками для нейронов, но также регулирует важные аспекты развития и функционирования нервной системы.
Что же делать? Создавать детям условия жизни и развития, адекватные их генетическому потенциалу, состоянию здоровья и психическим особенностям
ВАЖНО! качественно новые физические, психические и социальные изменения определяют сознание ребенка, его отношение к окружающему и весь ход его дальнейшего развития.
Новообразования раннего возраста Освоение предметных действий (ребенок учится действовать с предметом таким способом, как принято в обществе) ; Наглядно-действенное мышление переходит в формирование первичных форм наглядно-образного ; Формируется активная речь ; Закладывается первичная самооценка ; Появляется интерес к сверстникам .
Развитие ребенка можно разделить на 3 возрастных периода : 1 период . От 1 года до 1,5 лет. Ребенок начинает ходить и говорить, приобретает самостоятельность и становится исследователем. 2 период . От 1,5 до 2 лет. Ребенок совершенствует приобретенные навыки, определяется со своим местом в окружающем пространстве и проявляет свой характер. 3 период . С 2 до 3 лет - завершающий характер для всего раннего детства. Кризис 3 лет.
Физиологические новообразования 1 – 1,6 г Ребенок самостоятельно, неустойчиво ходит, приседает и наклоняется. Попытки самостоятельно одеваться и раздеваться, самостоятельно управляться с ложкой. Начинает проситься на горшок. 2 - 2,6 г Намечаются необходимые изгибы позвоночника (шейный, грудной, поясничный), уверенно ходит, бегает, лазает, бросает мяч из-за головы, поднимается по лестнице. Окончательно прорезываются молочные зубы (всего 20). 2 -3 г Окостенение конечностей, но кисти рук еще сохраняют хрящевое строение. Замедляется частота пульса, увеличивается объем легких. Повышается работоспособность нервной системы, может бодрствовать до 6 часов без перерыва.
Важно! Несмотря на то, что физическая активность исключительно важна для нормального развития костей, в это время следует разумно подходить к физическим нагрузкам, так как легко причинить костной системе ребенка вред.
Ребенок осваивает множество “ инструментальных ” движений — удержание и использование ложки, вилки и ножниц. Характерно выполнение движений, связанных с самообслуживанием — одевание, застегивание, мытье рук, расчесывание волос п т.д.
Особую сложность для освоения представляют графические движения . Первоначально (в 1—1,5 года) ребенок сжимает карандаш в кулаке, его движения отрывисты, рисуемое изображение прерывисто. В 1,5—2,5 года карандаш уже удерживается ладонью, но движения спонтанные и нестабильные. Особенность этого периода развития заключается в том, что на процесс выполнения движений ребенка начинает влиять речевая инструкция. На протяжении раннего возраста продолжаются процессы латерализации ( распределение функций между полушариями головного мозга).
Ребенок-предмет-взрослый Взрослый показывает пример действия с предметом, а ребенок пытается выполнить те же действия самостоятельно, поэтому ведущую деятельность этого возраста называют предметной. Мотив деятельности заключается в способе употребления самого предмета . Общение приняло форму предметной деятельности. Мотивы ребенка переместились с личности взрослого на предмет.
Развитие психики и познавательной деятельности На развитие психики влияют: овладение прямой походкой развитие предметных действий В процессе действий с предметами : развиваются познавательные процессы ; формируются способы восприятия, сенсорные эталоны ; развиваются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
РАЗВИТИЕ (высших психических функций) восприятие внимание память мышление воображение речь
ПАМЯТЬ Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная. Появляется новый процесс памяти – воспроизведение, узнавание . Память непроизвольна!!! В начале 2-го года - узнает знакомых людей, хорошо вспоминает события недельной давности, хорошо ориентируется в расположении комнат в квартире и предметов в них. Выходя на улицу, сам подходит к месту, где недавно играл. К концу 2-го года. Узнавание более совершенно. З-й год. Может вспомнить события, происходившие с ним 6 месяцев назад
ВОСПРИЯТИЕ В 1 год не способен последовательно рассматривать предмет. Выделяет только один признак, который бросается в глаза. До 2 лет происходит резкое повышение цветоощущения. В 2,5 года ребенок осуществляет выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету. К концу 3-го года различает круг, овал, квадрат, треугольник ; основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный.
ВАЖНО! Важная характеристика восприятия в этом возрасте – его аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы «притягивают» ребенка, вызывая яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает, и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.
ВНИМАНИЕ Непроизвольно !!! (отсутствует сознательный контроль за выполнением действия). В 1 год может удерживать внимание на одной игрушке 10 минут. В 3 года – около 20-30 минут при сильной заинтересованности, иногда и больше. Трудно привлечь внимание к предмету, который малыша не интересует. Очень важно побуждать ребенка чем-то заняться, вызывать его интерес, но не принуждать.
ВАЖНО! Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво , наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем. Под влиянием речи у ребенка складываются предпосылки для развития произвольного внимания (чтение сказок). Расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредоточивается ребенок.
МЫШЛЕНИЕ Основная форма - наглядно-действенное мышление (т.е. проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами). В возрасте 1-2 лет ребенок, добиваясь результата, активно экспериментирует методом проб и ошибок, применяя разные способы действия с предметами. Зарождаются обобщения. К концу 3 года жизни появляются зачатки наглядно-образного мышления (ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия, действия с материальными предметами заменяются действиями с образами). Ребенок постепенно начинает осваивать операцию замещения: один предмет может быть использован как заместитель другого.
РЕЧЬ До 1,5 лет развивается относительно медленно (ребенок усваивает от 30-40 до 100 слов), редко использует речь. После 1,5 лет – резкий перелом: малыш начинает требовать называть предметы, произносит слова, которые эти предметы обозначают. 2 и 3 го ды жизни ребенка – сенситивный период ( период наибольших возможностей) в усвоении речи. Совершенствуется понимание речи взрослых и складывается собственная активная речь. До 1,5 лет ребенок усваивает от 30 до 100 слов, но употребляет их редко. К 2 годам он знает 300 слов К 3 годам – 1200–1500 слов.
ВООБРАЖЕНИЕ В раннем возрасте наблюдаются элементарные формы воображения , такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ После 1 года, ближе к 1,5 годам ребенок делает свои первые рисунки: каракули. Причем малыш их как-то называет. К 3-м годам ребенок рисует человека в виде « головонога » (голова, шея, 2 ноги).
ИГРА В 1 г. 3 месяца малыш в игре выполняет не только показанные взрослым действия, но и те, которые наблюдал ранее сам: прижимает куклу, целует ее, укладывает спать; начинает «есть» из пустой чашки, «читает», пишет палочкой на столе. Приблизительно в 1 год и 5 месяцев происходит скачок: ребенок начинает делать из предметов заместители. Например, хочет умыть куклу, а мыла нет, малыш делает мылом кубик. В игре развивается воображение. Оно функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними (на палке «скачет» как на лошади).
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ На 2 году жизни ребенок называет своё имя, говоря о себе. Понимает эмоциональные состояния другого человека. Утешает расстроенного человека: обнимает, целует, дает ему игрушку и т.д. Знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету. Возбуждение преобладает над торможением. В 1,5−2 года появляется слово «нет». Заметно меняется характер. В 2-3 года наступает «возраст систематического отказа». Малыш начинает отнекиваться, отказываясь даже от любимых блюд или желанной игрушки. Развивается самостоятельность . Возникает кризис 3 лет. Формируется настойчивость, целеустремленность. Поведение сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Начинает складываться произвольность поведения. Появляются чувства гордости, стыда. Появляются первые контакты с ровесниками. Зарождается партнерское общение.
ЛИЧНОСТНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ Социализация означает вхождение ребенка в социум, подчинение нормам морали и этики, предложенными обществом, нахождение своей ниши в социуме, установление социальных отношений с окружающими его людьми. Социализируясь, ребенок осваивает элементы культуры, которые ему предлагает общество в виде культурного наследия, и, перерабатывая их, определяет свой индивидуальный жизненный маршрут. Наблюдая за взрослыми, ребенок старается подражать им: делать так, как делают они, вести себя так, как они ведут себя в тех или иных ситуациях. Процесс подражания идет через общение и взаимодействие взрослого и ребенка.
СТАНОВЛЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. К 2 годам ребенок начинает узнавать себя в зеркале . Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя - сначала по имени, в третьем лице. К 3 годам, появляется местоимение "я".
Формирование самооценки У ребенка появляется первичная самооценка - осознание не только своего "я", но того, что "я хороший", "я очень хороший", "я хороший и больше никакой". ВАЖНО! Зарождение самооценки зависит от оценивания ребенка взрослыми!
РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У детей начинает развиваться эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека.
ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА У ребенка появляется потребность в достижении успеха . Эта потребность формируется поэтапно : - сначала ребенок начинает осознавать свои успехи и неудачи ; - затем может объяснить успехи и неудачи других людей ; - потом он приобретает способность различать задания по степени трудности и оценивать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения данного задания ; - наконец, может оценивать свои способности и прилагаемые усилия.
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Фраза «Я сам» . Ребенок уже не всегда хочет, чтобы ему помогали. Овладев ходьбой, он находит себе преграды, препятствия и старается их преодолеть. Все это доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него начинают складываться такие качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность.
!!! ВАЖНО ПОМНИТЬ !!! В период от 1 года до 3 лет развитие мозга и психики ребенка не просто быстрое, а стремительное . В этот период закладываются наиболее важные человеческие способности. При непременном участии взрослого, ребенок достигает больших успехов во всех сферах деятельности .
Что делать от 1 года до 2 лет? Учите ходить по ступенькам, перешагивать через препятствия, пятиться, лазать по шведской стенке, висеть на руках взрослого, ходить по кругу, подпрыгивать и выполнять простые танцевальные движения под музыку, меняя темп в зависимости от характера музыки. Учите играм с мячом, бросать в цель мяч или другую игрушку. Рисуйте вместе с ребенком карандашами, фломастерами и красками. Показывайте разные линии: вертикальные, горизонтальные, волны и круги. Старайтесь всегда совмещать рисунок с игрой («Вот дорожка, по ней зайчик прыгает прыг-скок, вот шарик полетел – шшшуууу ! и т.д.) Учите лепить из песка, мягкой глины или мягкой пасты для лепки. Все занятия обязательно должны проходить под вашим контролем. Учите рвать бумагу, мять тесто, делить его на части, катать шарик, делать из него лепешку, катать колбаску, сворачивать ее в баранку. Учите разворачивать крышки или играйте с игрушками, имеющими резьбу. Играйте с мелкими предметами: раскладывайте бусинки или пуговицы, перекладывайте из одной чашки в другую помытую сухую гречку. Развязывайте любые завязки. В дальнейшем усложняйте действия: учите собирать предметы в банку, строить и ломать башенку из кубиков, снимать и надевать колечки на палочку, собирать пирамидку. Начните формировать условия для развития игровой деятельности: «ходите» куклой, приговаривая ТОП-ТОП, сажайте кукол кушать, укачивайте, напевая песенку; Учите использовать в игре предметы-заменители: крышечки вместо кукольных чашек, палочку вместо ложки, коробку вместо стола и т.д.
Учите откликаться на имя. Учите различать настроение взрослого по интонации. Учите реагировать на бытовые шумы, подражать им, узнавать их (телефон- алло, входной звонок- динь, дверной хлопок- оп, шум машины- ш-ш, би-би ). Слушайте с ребенком аудиозаписи детских песен, классическую музыку, старайтесь подпевать, стимулируйте ребенка к этому. Давайте для прослушивания в записи те стихи и рассказы, которые вы читали малышу, наблюдайте за его реакциями (узнал - не узнал), подкрепляйте эмоционально узнавание («да, да эта сказка, молодец!»). Стимулируйте длительное разглядывание предметов, сосредоточение на мелких деталях. Обследуйте окружающее пространство: находите окно, дверь, шкаф, кран, коляску - называйте все предметы коротким словом, связывайте предмет с действием (коляска - кач-кач , пойдем гулять- топ-топ, дверь - тук-тук, кто там? стаканы - динь, откроем коробочку - ап ). Учите ребенка по слову находить картинку в книге или карточку с предметом. Играйте в игры типа «Почтовый ящик» - куб с прорезями, вкладыши. Показывайте ребенку разницу в формах, называйте простые формы: круг, квадрат, шар, кубик. Показывайте разные по размеру предметы, говорите «большой – маленький». Показывайте предметы разных цветов, называйте основные цвета: белый черный, красный, синий, зеленый, желтый. Учите ребенка собирать пирамидку, укладывать формочки друг в друга по величине.
Что делать от 2 до 3 лет? Учим ребенка ходить медленно и быстро, бегать, прыгать на двух ногах, перешагивать через препятствия, пролезать под перекладиной, стоять несколько секунд на одной ножке, ходить на цыпочках и на пятках, совершать танцевальные движения (приставной шаг, раскачивания, кружение), играть с мячом, кататься на самокате и трехколесном велосипеде. Все движения формируем сначала «рука в руку», обхватываем своей рукой, показываем, как правильно; затем внимательно ежедневно контролируем выполнение. Во время еды пользуемся ложкой и вилкой. Формируем дифференцированный захват в зависимости от формы и величины предмета (ладонный, щипковый, пинцетный). Для этого можно использовать игрушки, с которыми по-другому играть не получится, карандаши и ручки типа Stabillo . Рвем, мнем тесто, делим его на части, лепим с мамой пирожки. Лепим из пластилина или глины шар, лепешку, цилиндр, веревочку, самые разные фигурки. Учим выполнять штриховку раскрасок (горизонтально, вертикально, по диагонали, стараясь не заходить за край). Нанизываем бусины на шнурок. Играем в мозаику по образцу. Собираем предметы в коробку, укладываем ровно, собираем листочки в стопку, карандаши в стакан. Конструируем из Лего и деревянного конструктора по образцу и самостоятельно.
Слушаем музыку, узнаем песенки, подпеваем, слушаем стихи и сказки, запоминаем, повторяем, отвечаем на вопросы. Стимулируем длительное разглядывание предметов, сосредоточение зрительного внимания на мелких деталях (подключаем руку для концентрации внимания, обводим пальчиками разные формы – очень помогут игры-вкладыши). Привлекаем внимание к разным предметам и явлениям, называем их во время прогулок и дома (погода, времена года, дни недели, изменения вокруг и т.д.). Узнаем цвета, называем (весь спектр). Рассматриваем с мамой или папой картинки в книге, рассказываем, что там нарисовано. Собирайте в группы (множества) предметы по одному признаку, например, все синие, все большие, все круглые и т.д. Пользуясь приемами наложения или приложения, помогите ребенку установить наличие или отсутствие соответствия между элементами групп предметов (множеств). Собирайте группы равные по количеству (чашек столько же, сколько блюдец; кубиков столько же, сколько шариков и т.д.). Собирайте разные группы по количеству (Чего больше? - «Чашек больше, чем блюдец», шариков больше, чем кубиков»). Большое внимание уделяйте упражнениям в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, объему. Учите различать и называть круг, квадрат, треугольник, узнавать модели этих фигур, несмотря на различия в их окраске или размерах. Работайте с понятиями «большой» - «маленький», «много» - «мало», «длинный» - «короткий». Например, просите показать большую матрешку и маленькую, где много шариков, а где мало.
Приучайте последовательно выделять и сравнивать однородные свойства вещей. («Что это? Какого цвета? Какого размера?») Сравнение проводится на основе практических способов сопоставления: наложения или приложения. Учите ребенка ориентироваться в пространственных направлениях (впереди, сзади, слева, справа). Во время умывания или одевания называйте части тела и лица: «Вымой нос, уши, подбородок, потри лоб», «Надень на голову шапку», «Повяжи на шею шарф». Одновременно учите различать парные взаимно-обратные направления: вверху — внизу, спереди — сзади, слева — справа (левая — правая). Ребенок должен назвать, в какой руке он держит ложку, а в какой — хлеб, в какой руке у него карандаш, кисточка. Используются игры «В прятки», «Куда бросили мяч?». Познакомьте ребенка с понятиями утро, день, вечер и ночь. Точный распорядок дня, строго установленное время подъема, завтрака, занятий и т. д. создают реальные условия для формирования представления о частях суток. Говорите: «Сейчас утро. Мы умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» И т. п. С ребенком рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Иллюстрации должны быть такими, чтобы на них были явно видны признаки, характерные для данного отрезка времени. Задавайте вопросы: «А ты что делал утром? Днем?» Или: «А ты когда играешь? Гуляешь? Спишь?»
Прослушивание классических музыкальных произведений Чтение классических стихов Рассматривание реалистических картин из мирового наследия Наблюдения за природой Художественно-эстетическое развитие Воспитание художественного вкуса Развитие творческой деятельности Рисование Лепка Аппликация Конструирование Чтение детской литературы Игра на музыкальных инструментах
Про музыку Фоновое звучание (НЕ НАУШНИКИ!) Спокойная музыка (Вивальди, Моцарт, Бах, Чайковский и т.д.) Не более часа в день Покачивание ребенка в такт музыке Игра на бубне, барабане, маракасах, ксилофоне, маленьком пианино, дудочке
Про природу
Как читать детские книжки В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором. Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – добросовестно развлекайте малыша. Показывайте малышу картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ. Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра. Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение, отложите ее на денек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...
Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...
"Анатомо-физиологические особенности детей раннего и дошкольного возраста"
Актуальность данной разработки заключается в том, что знание и учёт особенностей развития детского организма необходимы для правильного построения учебно-воспитательной работы с детьми разного возраст...
Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»
Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.Задачи: Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.Стиму...
Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»
круглый стол...
Анатомо-физиологические особенности детей раннего дошкольного возраста и их учет при проведении физкультурно-оздоровительной работы.
Тема: Анатомо-физиологические особенности детей...
Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»
Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...