Обогащение двигательного опыта детей младшего дошкольного возраста в самостоятельной деятельности
статья по физкультуре (младшая группа)
В статье рассматривается проблема создания условий для развития самостоятельной двигательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Обогащение двигательного опыта детей младшего дошкольного возраста в самостоятельной деятельности»
На обогащение двигательного опыта влияет двигательный режим детского сада. Он складывается из организованной и самостоятельной двигательной деятельности.
Назначение физкультурного занятия, как формы организованной деятельности детей объяснила В.А.Шишкина. Она считает, что на физкультурных занятиях дети усваивают новые движения, уточняют способы выполнения уже знакомых действий, учатся применять их в новой для себя обстановке. При этом должна быть обеспечена оптимальная физическая нагрузка и двигательная активность каждого ребенка; созданы благоприятные условия для общения детей между собой и с воспитателем. Иными словами, решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
С детьми младшего возраста жизни, кроме физкультурных занятий, проводят утреннюю гимнастику. В ее содержание включают ходьбу, легкий бег, 3-4 общеразвивающих упражнения, заключительную ходьбу. На прогулке рекомендуется проводить с детьми комплексы подвижных игр и физических упражнений. Их проводят по типу физкультурных занятий, придав им больше занимательности, непринужденности, игровых ситуаций. Обязательно учитываются условия участка, время года, вид предшествующей прогулки деятельности детей и индивидуальные особенности детей группы (В.А.Шишкина).
Самостоятельная деятельность детей в детском саду составляет большую часть времени. По мнению В.А.Шишкиной и М.В.Мащенко, не менее 2/3 объема общей двигательной активности детей всех возрастов, поскольку она является наименее утомительной из всех форм двигательной деятельности.
Согласно словарю по возрастной и педагогической психологии, самостоятельность – волевое свойство личности, способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне (М.В.Гамезо).
Имея в виду детей младшего дошкольного возраста, мы говорим не столько о самостоятельной деятельности, сколько о создании условий для ее развития. Что же это за условия? А.В.Кенеман и Д.В.Хухлаева считают, что условием развития самостоятельной деятельности детей всех возрастных групп служит, прежде всего, наличие в группе и на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий. То есть организация предметной среды. Но одно наличие физкультурных игрушек не может обеспечить развитие самостоятельности и обогащение двигательного опыта детей. М.Н.Попова утверждает, что, несмотря на активность и кажущуюся самодостаточность, которую проявляют дети в процессе освоения двигательно-игрового пространства в группе, нельзя сказать, что они вполне могут обойтись без взрослых. Помощь педагога может быть чрезвычайно значима, поскольку некоторые шаги дети не способны совершить сами. Однако необходимо, чтобы воспитатель умел отличать ситуации, не требующие вмешательства, от тех, где его вклад нужен и важен (М.Н.Попова).
Поскольку мы упомянули слово – ситуация, надо отметить, что в современной литературе для развития детей предлагается использовать образовательные ситуации, которые, как мы считаем, наряду с организацией предметной среды, являются важным условием развития самостоятельной двигательной деятельности детей. Бабаева Т.И., Крулехт М.В., Солнцева О.В. дают следующее определение образовательной ситуации – это единица конструирования образовательного процесса; педагогически целесообразный способ взаимодействия воспитателя с детьми, направленный на решение воспитательно-образовательной задачи; различают 2 вида образовательных ситуаций: спонтанно возникающие в образовательном процессе, которые воспитатель превращает в образовательные, развивающие ребенка; заранее проектируемые и специально конструируемые. При этом возникают разные модели взаимодействия. Модель педагогического взаимодействия – компонент педагогической системы; способ и характер взаимодействия воспитателя с детьми. Различают: субъект–объектную (учебно-дисциплинарную), субъект субъектную (личностно–ориентированную), объект–субъектную модели взаимодействия.
Нашего внимания заслуживает мнение американского исследователя К. Беннета, которые приводят в своей статье С.И.Гуськов и Е.И.Дегтярева. К.Беннет выделяет четыре основные ситуации, которые должен моделировать воспитатель: ситуации свободного выбора, проблемно-контролируемые ситуации, имитации, творческие ситуации. Каждая ситуация лучше всего может быть смоделирована в определенных условиях - на игровой площадке, в спортивном зале. В каждой ситуации от воспитателя требуется различная степень активности.
Ситуация свободного выбора лучше всего моделируется на открытых спортивных площадках, оснащенных безопасным инвентарем. В этой ситуации воспитатель предоставляет детям возможность самим исследовать и повторять произвольно выполняемые двигательные действия. Детям при этом предоставлена свобода выбора: они по желанию могут играть одни, в сотрудничестве с остальными или в компании своих друзей, но самостоятельно. Посредством создания проблемно-контролируемых ситуаций ребенок познает движение в пространстве. Задача воспитателя - смоделировать проблему и всячески поощрять в каждом ребенке желание найти решение. Имитации. Эта ситуация заключается в том, что воспитатель выполняет те или иные двигательные действия, а затем дети имитируют их как можно точнее. Воспитатель при этом должен соблюдать принципы индивидуального подхода, разделив всех детей в соответствии с их возможностями на небольшие группы и задавая в каждой из них адекватные задачи. Последняя ситуация, используемая воспитателями для обучения дошкольников двигательным действиям, - это творческая ситуация. Здесь воспитатель задает детям сложную задачу - выразить посредством движения то или иное понятие. Например, изобразить чувство гнева, радости, веселья и т.д. (С.И.Гуськов, Е.И.Дегтярева).
Наряду с образовательными ситуациями очень эффективны приемы руководства самостоятельной двигательной деятельностью детей, которые описаны В.Н.Шебеко, Н.Н.Ермак и В.А.Шишкиной. По их мнению, воспитатели должны предусмотреть следующие моменты: организацию физкультурно-игровой среды (достаточное место для движений; нужное количество, разнообразие, сменяемость пособий); закрепление в режиме дня специального времени для самостоятельной двигательной деятельности; владение воспитателем специальными опосредованными методами активизации движений детей.
В качестве эффективных приемов эти же авторы выделяют следующие: предусматривать каждому ребенку место для движений, чтобы никто не мешал; привлекать детей к размещению физкультурных пособий в группе; помочь поощрением, загадкой, вопросом, советом; объединять в совместной парной игре детей с разной степенью подвижности, предоставив им один предмет; чаще менять расположение пособий и игрушек; включаться в совместную деятельность с детьми; обыгрывать новые игрушки и пособия, показывая, как по-разному можно сними действовать и др. (В.Н.Шебеко, Н.Н.Ермак, В.А.Шишкина).
Необходимо сказать о значении самостоятельной двигательной деятельности для общего развития детей. В.А.Шишкина отмечает, что, при правильной организации самостоятельной деятельности значительно облегчается привыкание детей к детскому саду, малыши охотнее идут в группу, меньше капризничают. Д.В.Хухлаева также подчеркивает значение самостоятельных занятий, которые, формируя у детей умение, выбирать и выполнять (без помощи взрослых) физические упражнения, воспитывают в то же время инициативу, активность, организаторские способности, творческую самодеятельность.
Нельзя не согласиться с мнением В.А.Шишкиной, что в самостоятельной деятельности малышей основное место занимают различные игры, в которых наиболее полно реализуется свойственная детям высокая потребность в движении, разнообразие же движений, в свою очередь, обогащает содержание игры и делает ее особенно интересной и желанной для малыша. Однако В.А.Шишкина отмечает, что в самостоятельных играх из всех видов движений дети чаще всего используют ходьбу, иногда бег и очень редко – прыжки, лазанье, метание. Помочь детям избежать однообразия движений воспитатели смогут, используя различные приемы.
Нам представляется особенно важным мнение Д.В.Хухлаевой о том, что самостоятельно заниматься физическими упражнениями могут все воспитанники детского сада, независимо от возраста. Материалом для самостоятельных игр служат те упражнения, которые, не требуя сложной организации и страховки, наиболее эффективно влияют на организм ребенка: ползание, упражнения с мячом, бег, катание на велосипеде, качелях, каруселях и самокате, серсо, кольцеброс и др. игры. Детям предоставляется также возможность самим выбрать любимый вид движений.
Методы и приемы руководства детской самостоятельной деятельностью.
1.Опосредованного руководства:
- Моделирование физкультурно-игровой среды до прихода детей.
- Предоставление детям самостоятельности в выборе двигательной деятельности и пособий.
- Предоставление детям разнообразных пособий.
- Создание в группе преград для преодоления их детьми (натягивание веревок, расположение крупных блоков).
- Создание своеобразных комплексов для движений детей, с использованием мебели, пространства, пособий и игрушек.
- Игры воспитателя с физкультурными пособиями, как бы, не обращая внимания на детей.
- Внесение на время оборудования из физкультурного зала.
- Создание «новизны» за счет перестановки пособий.
- Изготовление нетрадиционного оборудования.
2.Непосредственного руководства:
- Привлечение детей к моделированию среды (расстановке пособий).
- Совместная (партнерская) деятельность воспитателя и ребенка.
- Поддержка двигательной инициативы ребенка.
- Объединение детей в паре одним пособием.
- Использование рабочих листов с заданиями.
- Использование универсальности физкультурных пособий (выполнение разнообразных движений на одном физкультурном пособии).
- Использование «чисто игрового» оборудование в двигательной деятельности и наоборот.
- Использование стихов и загадок о движениях и физкультурных пособиях.
- Представление нового пособия с помощью схемы-алгоритма:
- Назвать предмет.
- Каков предмет по форме (цвету, размеру)?
- Каков предмет на ощупь?
- Из чего он сделан?
- Для чего он нужен?
- Что еще с ним можно делать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль физических занятий в обогащении двигательного опыта детей младшего дошкольного возраста
Рекомендации по правильной организации двигательной активности в детском саду и семье....
Картотека подвижных для обогащения двигательного опыта детей младшего возраста.
В картотеке подобраны игры для развития основных видов деятельности детей младшего дошкольного возраста....
Обогащение двигательного опыта детей младшего дошкольного возраста в самостоятельной деятельности.
В публикации представлены приемы работы по обогащению двигательного опыта детей, которые могут использовать воспитатели при организации самостоятельной деятельности малышей....
Обогащение двигательного опыта детей младшего дошкольного возраста в самостоятельной деятельности.
Самостоятельная деятельность детей в детском саду составляет большую часть времени. Не менее 2/3 объема общей двигательной активности детей всех возрастов, поскольку она является наименее утомительной...
Воспитание двигательного опыта детей младшего дошкольного возраста и совершенствование их двигательной активности
Воспитание двигательного опыта детей младшего дошкольного возраста и совершенствование их двигательной активности...
Создание физкультурно-игровой среды для обогащения двигательного опыта детей младшего дошкольного возраста
В статье представлены особенности построения физкультурно-игровой среды в младшей группе десткого сада...
«Роль экскурсий в природу для обогащения социального опыта детей младшего дошкольного возраста»
В данном материале показана важность экскурсий в природу для детей домов ребенка. А также советы для родителей и воспитателей ДОУ....