"Семинар практикум на тему:Как справиться с детской тревожностью"
план-конспект занятия по психологии
"Семинар практикум на тему:Как справиться с детской тревожностью"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trevozhnost.docx | 36.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ
У ДОШКОЛЬНИКОВ
Тревожные дети – это обычно очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Такие дети крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей — не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей иногда считают скромными или застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер — ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.
У тревожного ребенка могут развиться невротические черты. Неуверенный в себе ребенок склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышено внушаем. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них – все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегание лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.
Замечено, что уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу,
как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта
разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, педагогов. Девочки боятся так называемых «опасных людей» — пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: педагогов, соседа, полицейского и т.д.
Правила работы с тревожными детьми, для педагогов
- Избегать публичных порицаний и замечаний!
- Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше).
- Обязательно отмечать успехи индивидуально и перед группой.
- Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.
- Не замечать ошибки, неудачи. В любой детской работе можно найти что- то достойное похвалы.
- Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.
- Стараться делать как можно меньше замечаний ребенку.
- Использовать наказание лишь в крайних случаях.
- Не унижать ребенка, наказывая его.
- Эмоциональная поддержка (Ничего страшного… Бывает люди ошибаются, боятся… Ну ничего, в следующий раз получится…) — уменьшение состояния страха, тревожности, напряженности.
- Стимулирующая помощь – авансирование (У тебя получится, я знаю, я уверена, я в тебя верю….
- Персональная исключительность (Только у тебя и может получиться… А мне очень нравится то, как ты это сделал, нарисовал и т. д.).
- Усиление мотивации (Сделай это для меня, мне будет очень приятно… Нам это так нужно для….
- Высокая оценка детали (Вот эта часть у тебя замечательно получилась…).
- Не торопить! Давать время сообразить.
- Когда торопится, останавливать, успокаивать.
- При необходимости повторить и уточнить инструкцию.
- Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
- Чаще используйте телесный контакт.
- Упражнения на релаксацию.
- Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
Признаки тревожности:
- Не может долго работать, не уставая.
- Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
- Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
- Во время выполнения задания очень напряжен, скован.
- Смущается чаще других.
- Часто говорит о напряженных ситуациях.
- Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
- Жалуется, что ему сняться страшные сны.
- Руки у него обычно холодные и влажные.
- У него нередко бывает расстройство стула.
- Сильно потеет, когда волнует
- Не обладает хорошим аппетитом.
- Спит беспокойно, засыпает с трудом.
- Пуглив, многое вызывает у него страх
- Обычно беспокоен, легко расстраивается.
- Часто не может сдерживать слезы. 17.Плохо переносит ожидание.
- Не любит браться за новое дело.
- Не уверен в себе, в своих силах.
- Боится сталкиваться с трудностями.
Взаимодействие взрослых с тревожными детьми.
Игровое занятие «нитяные замочки»
Взаимодействие с тревожными детьми требует единого подхода относительно семьи, воспитателей и специалистов ДОО. Здесь не допустим разрыв, который сможет привести к искажению поставленной цели. Тревожный ребенок испытывает дискомфорт к проявлению «нового» вне дома, так как бывает не уверен и застенчив в ситуации отсутствия близких. И напротив, ребенку бывает легче справится в предложенным заданием, если методика ему знакома и нечто подобное он уже делал с родителями. Есть дети, которые любят ходить в кабинет специалиста, а есть дети для которых сам выход из группы и присутствие в «отдельном» месте где внимание сконцентрировано только вокруг его успехов или неудач, усиливает тревогу. В такой ситуации тоже требуется единство между всеми участниками педагогического процесса и ребенком.
Игра «Домик для страха»
Цель: коррекция эмоционального состояния на примере чувства страха.
Оборудование: клубки ниток разных цветов, лист бумаги, карандаши, клей. Ход игры: Ребенку дается коробка с разноцветными шерстяными нитками разных размеров и предлагается выбрать именно тот клубок, который больше всего похож а его страх.
- Далее ведущий предлагает отмотать от этого клубка нитку такой длинны, какой есть его страх. Можно использовать формулировку: «отматывай нитку ровно столько, сколько ты боишься».
- Далее, ведущий предлагает ребенку подержать в ладонях это сверток ниток, рассмотреть его, понюхать, потрогать. Какой он: серый, шерстяной, темный, мягкий, пахнет шерстью.
- Ведущий подводит к мысли, это этот страх не такой уж и страшный, не самый плохой.
- Ведущий задает вопрос: и что мы теперь будем с ним делать? Не бросим же мы его так? Предлагает на листе бумаги нарисовать для страха дом. Ребенок рисует дом, либо коробку и с помощью клея моток ниток приклеивается к середине. Можно дорисовать некоторые элементы (ножки, ручки, глазки, дверь, решетку).
- Ведущий подводит к заключению: что теперь его страх живет отдельно от него, у него есть свой дом и если снова будет страшно, можно подойти погладить его, поговорить и страх сразу же пройдет.
Игра «Нить Ариадны»
Цель: Снятие тревоги, запутанности, «загнанности» в угол; развитие самоконтроля тела; отдых, развлечение
Оборудование: клубок ниток
Ход игры: Ребенку предлагается поиграть в прятки, но не привычным способом, а держа в руках клубок ниток и запутывая свой путь. Далее ведущий должен найти ребенка сворачивая в моток кончик нитки, ведущий к клубку в руках ребенка. Ведущий и ребенок меняются ролями. Взрослый может привязать к игрушке кончик ниток, далее запутав следы спрятать игрушку, ребенок должен ее найти сворачивая нитку в моток. Игра проводится в помещении где есть несколько комнат, либо на детской площадке, имеющей различные игровые модули.
Игра «Помпончик»
Цель: развитие координации и ловкости; развитие самоконтроля тела; отдых , развлечение.
Оборудование: клубки ниток, ножницы, два картонных - круга по количеству участников
Ход игры: Для изготовления помпона нужно два одинаковых круга из картона. Складываем их вместе и наматываем нитки, как на бублик. Затем разрезаем нитки «по ребру» намотанных кругов. Перевязываем заготовку, затягивая нить между картонными кругами. Получается помпон. Помпон ребенок может оформить в игрушку, приклеив глазки, лапки. А можно сделать совместную игрушку-гусеничку, стягивая помпон
Игра «Лазерная сигнализация»
Цель: развитие координации и ловкости; развитие самоконтроля тела; отдых , развлечение.
Оборудование: клубок ниток
Можно играть в группе или на улице.
Ход игры: Возьмите клубок шерстяных ниток, самых ярких, и натяните по всей территории (комнаты ли площадки) между всеми элементами окружения: столом, стульями, батареей, деревом и тд. На нити можно повесить колокольчики. И у вас получится вид «лазерной сигнализации» или нитяной лабиринт. Суть игры: ребенок должен пройти лабиринт не задевая «лазерные лучи». Игру можно постоянно усложнять, чтобы ребенок прыгал, ползал, прогибался.
Игра «Человек паук»
Цель: развитие координации и ловкости; развитие самоконтроля тела; отдых, развлечение.
Оборудование: клубок ниток
Можно играть в группе, если есть спортивный уголок, либо на улице.
Ход игры: Ребенку предлагается оплести клубком ниток турники, чтобы потом по ним залезть как можно выше. Игра проводится под контролем физического инструктора либо воспитателя.
Творческая игра «Нитяная живопись»
Цель: развитие зрительно-моторной координации; развитие мелкой моторики; развитие творческих способностей; отдых, развлечение
Ход игры: Ребенку предлагается нарезать разноцветные нитки на одинаковые полоски (не больше 4 см), далее- предлагается сделать из них аппликацию.
Нитки можно закреплять на клей, а так же можно выкладывать на фетровый коврик, либо на простую бумагу. Часто бывает необходимо показать ребенку как это делается и как это будет выглядеть, если ребенок этого никогда не делал. Начните первым.
Получится объемная картинка.
Список литературы
- А.М. Прихожан Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст /текст/: Питер; Спб.:2009
- Е.Ю. Протасова Образовательная программа Теремок: Издательский дом
«Цветной мир», 2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол с элементами семинара-практикума на тему "Роль детского сада в сохранении психологического здоровья детей"
Круглый стол с элементами семинара-практикума...
Семинар-практикум на тему: «Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методик Савенкова А.И»
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. П...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Семинар-практикум "Как помочь педагогам справиться с негативом и не переносить его на детей"
Обучение педагогов конструктивным методам общения с детьми....
Консультация "Как справиться с детской тревожностью"
КУонсультация для родителей в рамках Консультационного центра по запросу....
Консультация для родителей на тему "Как справиться с детской тревожностью"
Консультация педагога-психолога для родителей для детей старшего дошкольного возраста....
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Особенности работы с тревожными детьми"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Особенности работы с тревожными детьми"...