Этапы развития ребенка дошкольного возраста
статья по психологии (младшая, средняя, старшая группа)
Это краткое описание возрастных особенностей развития у детей дошкольного возраста. Будет полезно педагогам и родителям для понимания особенностей протекания данного периода в жизни ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_razvitiya_doshkolnikov.docx | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте. Сегодня хочу начать рассказывать об этапах развития ребёнка, о детской психологии. Немного задержусь на «садиковском» возрасте. Я не буду сыпать терминологией и определениями, а буду стараться коротко, ёмко и по существу, простым языком. Итак, поехали.
1. До 1 года: младенчество.
Необходимо общение с родителями, ребёнок учится общаться с этим миром, выражать свои желания и реагировать на раздражители интонацией, звуками, плачем, мимикой. Важно учить малыша общаться в внешним миром, играть. В этом возрасте у ребёнка ещё нет переживаний, а только естественные раздражители- холод, голод, боль, жажда.
2. С 1 года до 3х лет. Ранее детство.
Ребёнок обнаруживает вокруг себя множество предметов и стремиться их исследовать. А как? Пробует на вкус, ломает и тд. Ругать за то что он учится?.. лучше показать для чего этот предмет необходим и как им пользоваться. В стремлении познать новое, всё будет незамедлительно отправлено в рот. Важно позаботится о безопасности и убрать мелкие предметы, острые, аптечку к потолку и тд.
В этот период развивается речь, и наглядно-действенное мышление, т.е. для того чтоб научиться, ребёнку необходимо увидеть как кто-то это действие делает. т.е. для развития речи, мы спускаемся на уровень ребёнка (не наклоняемся над ним, а приседаем рядом), глаза в глаза и медленно и четко говорим слова. Обратите внимание, взгляд ребёнка будет прикован к вашим губам, он будет пытаться воспроизвести то что и как вы говорите. И так во всем.
И интересный момент: играть один ребёнок не захочет ) и переместится туда, где мама или кто-то из близких взрослых.
Так же формируется самооценка, появляется первое «я», «я сам». Ребёнок понимает что он не продолжение мамы и папы, а самостоятельный человек и начинает с энтузиазмом проверять: что же он такого сам умеет и что ему за это будет.
И вдруг ваш послушный малыш превращается в маленького демона, который такие сцены устраивает! Начинаются истерики, топтание ногами, крик, все ему не так, все не по его. Попробуйте нажать кнопку вызова лифта сами… или выключить свет самостоятельно… Здравствуй, кризис трёх лет. Бояться этого не нужно. Наоборот, это здорово. Все идёт своим чередом. Наша мудрая природа не терпит неизменных явлений, поэтому все вокруг бесконечно развивается и движется. И психика не исключение. А психика ребёнка - это вообще отдельный удивительный мир. Она стремиться меняется и усложняется. Кризисные этапы (их будет ещё несколько) ВСЕГДА дают нечто новое. И это круто! Только представьте, как работает наша психика: ребенок рождаемся и окружен заботой, растёт как в скорлупке комфортно и спокойно. Но со временем, скорлупка даёт трещину и разбивается и ребёнок понимает, что в принципе, какие-то вещи он может делать самостоятельно, без мамы и начинает воспринимать себя в качестве автономной личности, у которой свои возможности, пока ограниченные немного, и свои желания. Разве это не прекрасно? )
Кризис трёх лет заканчивается формированием у ребёнка независимости и волевых качеств. Это большой кризис и о нем можно говорить долго. Напишу о нем отдельно ещё.
Маме важно понимать, что основной негатив всегда направлен на самого близкого, как правило, на маму. И это нужно просто пережить. Потому что коррекции практически не поддаётся. Работать можно только с мамой. Чтоб были силы и спокойствие все это более-менее гладко скорректировать. И все же есть несколько способов снизить градус напряжения. Не отчаиваемся, все не безнадежно )
3. С 3х до 7 лет. Дошкольный возраст.
Очень важный. Сейчас вовсю формируется характер (если в кризис 3х лет мы не довлели над ребёнком и не принудили его к полному подчинению, это крайне важно!).
Очень насыщенный возраст, сверхинтенсивно развиваются эмоциональная и физическая сферы. Появляются индивидуальные качества личности. Море впечатлений, насыщение жизни на 100%, вокруг все яркое, интересное, разнообразное, уйма возможностей. Дети в этом возрасте видят все не как взрослые.
Для нас, например, это хмурое ноябрьское утро, темно, снег не почистили за ночь, идти трудно, еле добрались до детского сада, припарковаться негде… Как видит ребёнок: ух ты!!! Совсем темно, я пойду на ощупь, как супер-герой! Снега полно, буду заметать следы!! Сколько машин у садика- наверняка здесь прятались боты-спасатели!! Ой, какая снежинка красивая!! И ворота блестят от морозца! И вон на том дереве ещё спит ворона! А почему она спит и не падает?…
Вот примерно такая разница. Дети в этом возрасте очень впечатлительны и такое эмоциональное насыщение отнимает много сил. Важен режим, чтоб игры чередовались отдыхом.
Ещё хочу сказать про такой момент: сейчас ребенок, хоть уже и не малыш, но представление об окружающем имеет весьма посредственное. Субъективное. И родители, имея больший опыт, просто обязаны подсказывать ребёнку как ему лучше поступить, как лучше сделать, на что обратить внимание. Т.е. важно передать опыт (к примеру, не сами завязываем шнурки, а учим ребёнка это делать и объясняем, что если шнурки длинные, их лучше заправить в ботинок, иначе на них можно наступить и упасть; не просто отвечаем на вопрос, а объясняем подробно, побуждаем к логическим размышлениям, к интересу, креативу и тд). Если сейчас этого не будет сделано, время для развития важных качеств будет упущено навсегда. Основная задача в этом возрасте компетентность. Ребёнку становится крайне важна общественная значимость, деятельность. Самое время для «кружков», секций и тд. К концу этого возраста появляется независимость, ответственность за свои поступки. Ребёнок усваивает полезные привычки и понимает их важность. Охотно идёт на контакт и стремиться быть полезным.
К условным недостаткам этого возраста могу отнести потерю непосредственности, кривляния, манерность, искусственную натянутость поведения. Но как итог всего этого: открытие для себя новой социальной позиции- позиции школьника.
Далее будет подростковый кризис, но это уже другая история.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение компьютера в развитии ребенка дошкольного возраста
Значение компьютера в развитии ребенка дошкольного возраста. Мы живем в век научно- технической революции, которая расширила понятие «грамотность»: теперь грамотным считается человек, который не т...
Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста
Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей,...
Журнал динамики развития ребенка дошкольного возраста по показателям развития личности ребенка в образовательных областях.
ФГОС ДО п.3.2.3. При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуа...
Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития тактильных ощущений для познавательного развития ребенка дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: познакомить воспитателей с методикой развития тактильных ощущений посредством дидактических игр; закрепить полученные знания на практике. Задачи: познакомить с дидактическими играм...
Речевая готовность к школьному обучению – один из важнейших этапов развития ребенка дошкольного возраста
Речевая готовность к школьному обучению – один из важнейших этапов развития ребенка дошкольного возраста...
Этапы речевого развития ребенка дошкольного возраста
Речь формируется постепенно. Рассмотрим этапы нормального речевого развития ребенка....