"Многоликий гнев" или как экологично проживать негативные эмоциональные состояния.
консультация по психологии

Стряпихина Ирина Владимировна.

В современном мире наоболее остро встает тема формирования умения экологично проживатьнегативные эмоциональные состояния, ведь это является одним из важных состовляющих развития эмоционального интеллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-_praktikum_mnogolikiy_gnev.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование умения экологично проживать негативные эмоциональные состояния, как одно из составляющих развития эмоционального интеллекта»

             Уважаемые родители, сегодня мы поговорим и научимся работать с таким негативным эмоциональным состоянием, как гнев. Почему, именно с гневом, спросите вы. Отвечу, что именно гнев труден для определения (от легкого раздражения и досады, до бешенства, неистовства и ярости), это понятие несет отрицательную окраску, из-за сложившегося стереотипа в нашей культуре, что злиться плохо и неправильно и мы пытаемся избежать этого чувства нередко в ущерб собственному благополучию и здоровью.

Хочется отметить, что гнев и ощущение своего «Я» шагают рука об руку. Гнев-это выражение собственной значимости, которая снижается при попытке сдержать свои чувства (пример с морковкой). Если чувства ребенка не находят поддержки, то он чувствует себя отвергнутым (формируется Я-плохой, со мной что- то не так). Он начинает сдерживать и ограничивать процесс  собственного роста, блокирует чувства, держит мышцы в постоянном напряжении, не допускает проявления эмоций и скрывает свои мысли.

 Начинает использовать защитные формы поведения.(например причиняет себе то, что хотел бы сделать другому, вызывают у себя боль в животе, становятся замкнутыми, царапают себя-энергия напряжения идет внутрь; щипанья, толканья, драки, жалобы, энурез- энергия идет во вне. Проекция ярости на других- кошмарные сны, излишняя активность или рассенность, уход в себя, становятся одиноким, тихими, холодными или излишне любезными и послушными)

Все эти проявления являются борьбой организма за равновесие, вырабатывается стиль поведения ребенка, который при подкреплении  переходит во взрослую жизнь.

  Все наши чувства связаны с физиологическими изменениями, которые выражаются в мышечных, телесных функциях. И если мы не выразим гнев прямо, то он выразит себя другим путем, чаще вредным для нас.

Гнев - это обычное нормальное чувство. Каждый может разгневаться – и я, и вы.

Весь вопрос в том, что мы делаем с этим чувством, можем ли мы его принять, как мы его выражаем.

- Скажите, уважаемые родители, как вы проявляете свой гнев?

- Что вы чувствуете, когда не смогли его скрыть, подавить и проявили ярко, при других? (стыд….вину…)

Упр. «Когда фитиль короче»

Упр. «Мои глушители»- это способы совладания с гневом и его контроля

-вдох- выдох-три и более раз на счет 4

- обратный счет

-небольшой шаг назад

- сказать себе и постараться себя услышать «Это того не стоит», «Я выше этого»

По каким причинам возникает гнев?

-ощущение непереносимой беспомощности

- нарушение психологических границ

- нарушение физических границ

Пошаговый алгоритм, как помочь другому человеку в гневе:

  1. Проговорить эмоции человека «Я вижу, ты злишься», «Это нормально- злиться», «Я понимаю- ты расстроен/ ты злишься» - говоря о чувстве мы принимаем и понимаем, здесь мы не обнуляем состояние другого и не загоняем негативное чувство вглубь.
  2. Помочь экологично пережить эмоцию, она как правило длится он нескольких секунд до 12 минут., здесь важно быть рядом с человеком, просто помочь прожить эту эмоцию, не пытаясь вести переговоры. (пауза) То есть показываем ребенку новые, более эффективные способы выражения своего гнева, безопасного и неразрушительного.
  3. Как правильно человеку, ребенку в этом состоянии хочется что- то сделать. Что можно?

- дать физический выход эмоции: побить специальную подушку, боксерскую грушу, попрыгать, потопать, покричать, помять бумагу, «стаканчики для крика для детей»

- дать теплый напиток

-помочь восстановить дыхание

Учим, что гнев на людях и животных вымещать НЕЛЬЗЯ!

4. Установить визуальный и тактильный контакт с человеком (обнять, если возможно, смотреть в глаза)

5. Дать выговориться (выяснить причину гнева без оценки ситуации)

6. Дать поддержку, ресурс «Я помогу тебе справиться», «Я верю, у тебя получится»

7. Дать альтернативное решение конфликтной ситуации:

- если причина гнева- непереносимая беспомощность, то предложить помощь (что я могу для тебя сделать? Чем я могу тебе помочь?)

-если причина-нарушение личных границ, то необходимо обозначить свои личные и физические границы (сказать, мне не нравится, когда ты делаешь так, то- то, это злит меня, вызывает негодование….)

8. Договориться. Проговорить «Мы с тобой договорились», уважая личность другого.

Вывод: Учим ребенка понимать, что такое гнев и распознавать его

1.«Я зол»,

2. «Злиться- это нормально»,

3.«Выбор способа выражения гнева»

Игра: «Хочу быть счастливым»

Подведение итогов : - с чем вы уходите, что нового вы открыли для себя?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР №2 Г. ЧЕЛЯБИНСКА»

454030, г. Челябинск, Краснопольский проспект, 1ж

Семинар- практикум для родителей на тему

«Формирование умения экологично проживать негативные эмоциональные состояния, как одно из составляющих развития эмоционального интеллекта»

        

Разработала педагог-психолог

1 категории

МАО «ОЦ№2 г. Челябинска»

И.В.Стряпихина

Г. Челябинск ноябрь, 2023 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День смеха как психологическая профилактика негативных эмоциональных состояний

В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит от психолога. который предусматривает и помогает создать педагогам  благоприятные условия для воспитания детей.Психологи следят за соблю...

Преодоление негативных эмоциональных состояний у детей с ОВЗ средствами игры

Большенству детей с ОВЗ трудно контролировать, сдерживать свои отрицательные эмоции. По этой причине между детьми часто происходят конфликты с возникновением сильной агрессией. Чтобы помирить детей с ...

Коррекция негативных эмоциональных состояний у детей

Коррекция негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии....

ИЗОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ РЕБЁНКА – ДОШКОЛЬНИКА

  В настоящее время у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетв...