СКАЗКОТЕРАПИЯ- терапия в жанре волшебства. (семинар для педагогов).
презентация по психологии

Петросян Карине
Сказкотерапия – это метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем, позволяющая на примере героев проследить особенности поведения и поступков, разобрать конкретную жизненную ситуацию.
Суть метода такова: переживание конфликта происходит при помощи системы заместителей – сказочных персонажей, на месте которых ребенок (или взрослый) начинает представлять себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 14.skazkoterapiya_seminar_dlya_pedagogov.pptx2.77 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СКАЗКОТЕРАПИЯ - терапия в жанре волшебства. Подготовил педагог-психолог К.В Петросян

Слайд 2

Сказкотерапия - является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином « сказкотерапия » понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией , не имеет границ. В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой , сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Это методика работы с детьми и взрослыми, в которой главным обучающим, развивающим, терапевтическим материалом являются различные сказочные истории. Это и традиционные народные «Колобок» и «Репка», и хорошо всем знакомые с детства классические сказки, такие как «Золушка» или «Красная шапочка», и специально созданные сказки для решения отдельных задач развития и обучения. Репертуар таких сказок чрезвычайно широк, выбор зависит от конкретной программы развития и возраста.

Слайд 3

Жанры, используемые в сказкотерапии . По определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр. Как пишет Вачков И.В. [1], главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как основа любой сказки. Именно точность подобранной метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе как с детьми так и со взрослыми.

Слайд 4

Типологии сказок Т.Д . Зинкевич-Евстигнеева выделяет пять видов сказок: художественные ( народные, авторские) , дидактические, психокоррекционные психотерапевтические и медитативные. 1.Художественные сказки ( авторские и народные). К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. В художественных сказках есть дидактический, психокоррекционный , и психотерапевтический аспекты. Изначально художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но в настоящее время успешно используются многими психотерапевтами в психологическом консультировании. Авторские сказки Чтобы помочь пациенту осознать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией (они-то и ценны на тот момент!).

Слайд 5

. Народные сказки Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. В свою очередь несколько слов надо отдельно сказать о сюжетах сказок. Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды. Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт. Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.

Слайд 6

2. Дидактические сказки. Создаются педагогами для упаковки учебного материала. Абстрактными символами могут быть цифры, буквы, звуки, арифметические действия, которые одушевляются. 3.Психокоррекционные сказки. Они создаются для мягкого влияния на проблему ребёнка. 1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства. 2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог. 3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

Слайд 7

. Жили-были. Начало сказки, встреча с ее героями. Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. И вдруг однажды… Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка. Из-за этого… Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки. Кульминация. Герои сказки справляются с трудностями. Развязка. Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной. Мораль сказки… Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

Слайд 8

4.Психотерапевтические сказки. Их по другому называют сказками врачующими душу. Они раскрывают глубинный смысл происходящего.Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, повторяющимся событиям , Любви и Пути. 5. Медитативные сказки Они используются для того, чтобы сформировать у ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие в их сюжете отрицательных героев и конфликтов.

Слайд 9

Основные методы сказкотерапии . 1. Метод «Рассказывание и сочинение сказки». 2. Метод «Рисование сказки»или арттерапия . 3.Куклотерапия. 4.Песочная терапия. 5.Сказкотерапевтическая диагностика .

Слайд 10

Песочная терапия Песочная терапия — один из удивительных методов терапии ,в контексте арт-терапии, представляет собой невербальную форму психотерапии. Это один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития. Песочная терапия дает возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснуться к глубинному, подлинному Я. Автор метода «песочной терапии» «Sandplay» - Дора Калф (швейцарский юнгианский аналитик).

Слайд 11

Терапевтическая песочница. В песочной терапии используется деревянная песочница стандартного размера (50 см х 70 см х 8 см), песок, вода, миниатюрные фигурки и предметы (лучше всего подбирать фигурки и предметы не выше 10-12 см.)

Слайд 14

Список литературы Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Грабенко Т.М. //Практикум по креативной терапии// Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. , Грабенко Т. М. Г75 Коррекционные, развивающие адаптирующие игры.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2001. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками - СПб.: Речь, 2008. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар для педагогов "Сказкотерапия для детей и взрослых"

В работе описывается понятие сказкотерапии, применение метода в работе с детьми и взрослыми....

Конкурс.Тренинг-семинар для педагогов ДОУ «Арт-терапия для детей и взрослых»

Тренинг-семинар для педагогов ДОУ «Арт-терапия для детей и взрослых».  Задачи специалистов ДОУ заключаются в том, что бы и опыт и навыки и знания ребенок получал в комфортных для него условиях. П...

Семинар для педагогов ДОУ «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Семинар-практикум для педагогов«Песочная терапия в работе с дошкольниками» Цель семинара:приобретение практических навыков работы с цветным песком и песком на световых ...

Семинар для педагогов"Мульт-терапия в коррекционно-развивающем обучении старших дошкольников"

Хочу поделиться авторским материалом по исследуемой теме – «коррекционно-развивающее обучение старших дошкольников», а также рассмотреть ключевые этапы посозданию мультфильма.Такой в...

Семинар для педагогов по сказкотерапии с элементами тренинга «Путешествие в сказку»

Семинар для педагогов по сказкотерапии с элементами тренинга «Путешествие в сказку»...

Семинар для педагогов с элементами тренинга по сказкотерапии "Путешествие в сказку"

Задачи:- Познакомить воспитателей со сказкотерапией, как эффективном методе работы с детьми- включение в групповое взаимодействие;-поддержка и развитие творческого самовыражения;-снятие напряжения;-га...