семинар для педагогов "Сказкотерапия для детей и взрослых"
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
В работе описывается понятие сказкотерапии, применение метода в работе с детьми и взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_vospitateley.docx | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 83»
Семинар для педагогов детского сада
На тему: «Психотерапевтические сказки для взрослых и детей»
Составил: педагог – психолог
Трофимова Г.Р.
Нижнекамск
- Вы хотите лучше узнать ребенка?
- Вы хотите стать ребенку ближе, сделать так, чтобы у вас получилось лучше понимать друг друга?
- Вам кажется, что у ребенка психологические проблемы и трудности?
- Вам хочется развлечь детей так, чтобы это приносило пользу?
- Вам нужно помочь ребенку справиться с естественными возрастными трудностями?
Тогда, как нельзя лучше вам подойдет метод сказкотерапии.
Зачем нужны сказочные истории?
Сказка – древнейший способ человеческого общения и, наверное, один из наиболее, подходящих детям.
Сказочные истории в жизни ребенка играют исключительно важную роль, так как они помогают преодолеть психологические проблемы, с которыми им приходится сталкиваться. Именно здесь вам помогут сказочные истории, написанные специально детей и направленные на решение конкретных проблем. Такие истории помогут детям найти выход из сложных ситуаций и преодолеть личностные проблемы и трудности.
Все истории сказкатерапии являются проблемно- ориентированными, т.е. каждая из них предназначена для решения какой – то одной проблемы или нескольких сразу.
Что могут дать такие истории детям?
Во – первых, у ребенка возникает ощущение, что вы его понимаете и готовы помочь ему.
Во – вторых, в результате работы с коррекционными или терапевтическими сказками у детей формируется «механизм самопомощи» или «самовоспитания», т.о. они самостоятельно научаются находить пути разрешения в сложившейся жизненной ситуации.
В- третьих, сказки, дают возможность выбрать один наиболее приемлемых вариантов выхода из сложных жизненных ситуаций.
Истории предназначены для 4 возрастов: дошкольного, младшего школьного, подросткового и старшего.
Сказочные истории можно разделить на четыре группы тем, которые они поднимают:
- трудности, связанные с общением это конфликты, противоречия, обиды, возникающие в детском саду, в школе, дома и на улице.
- переживание ощущения чувства неполноценности.
- Страхи и тревоги по самым различным поводам.
- Проблемы, связанные со спецификой возраста, т.е. с кризисами возраста.
Как использовать сказочные истории?
Самый простой способ это чтение ребенку вслух. Даже, если ребенок хорошо читает- важно, чтобы это делали вы.
Для детей подросткового возраста история может быть выучена наизусть и достаточно естественно рассказана виде забавной истории.
В конце каждой сказки важно ее обсуждение. Можно попросить ребенка высказать свое мнение относительно рассказанной истории.
Если во время чтения сказки ребенок хочет сказать все, что он думает – остановитесь и выслушайте его.
После обсуждения можно попросить нарисовать рисунок, по итогам прочтенной сказки. Рисование поможет лучше проникнуться проблемой и осознать ее, а успокоить и снять напряжение, вызванное обсуждением сказки.
Существует проблемные истории и для взрослых, которые помогают осознать, а затем и решить конкретную проблему.
Вот одна из них:
«Как свинья пострадала за правду»
(коррекция навыков грамотной критики и принятия критики)
Рекомендации для взрослых. Критика со стороны других сильно снижает самооценку. Почти все кого критикуют, начинают защищаться и отрицать критику, вернее, то за что его критикуют. Критика, как средство манипулирования применяется очень часто, другими словами, если действительно хочешь, всегда найдешь к чему придраться.
Как вы думаете, что такое критика, зачем она нужна, в каких случаях она приносит пользу тому, кого критикуют, и как отличить желание сделать добро, от желания сделать больно другому, прикрываясь благими намерениями.
Скажите, зачем это бывает нужно критикующему и что он от этого получает в итоге.
Мы легко находим, за что критиковать, используя систему представлений «правильно - неправильно». Мы навязываем свои представления, и большинство из нас привыкло автоматически принимать ту систему, которую нам навязывают.
Следует делать различия между правдой которую нужно признавать и представлениями «правильно – неправильно» , которые вам навязывают.
Для того, чтобы лучше справляться с критикой, не нужно ни защищаться, ни отрицать, ни критиковать в ответ, а вести себя словно вы «туман на море». Такой туман очень стойкий, мы не видим сквозь него ничего. Он не создает препятствий для перемещения и не дает сдачи. В вас, как в туман могут бросить камень критики и это не причинит вам вреда. Вы же густой туман. Таким образом критикующий камень прекращает спорить с вами таким стойким туманом. Так же стойко вы можете вести себя в ответ на критику, например:
Согласиться с любой правдой (Да, я действительно так сделала).
Вы можете согласиться с возможной правдой (если ты этого не сделаешь, то у тебя ничего не получится.) Можно согласиться так: Возможно, если я это не сделаю, то у меня ничего не получится.
Давайте потренируемся в грамотной критике, не называя при этом участников тренинга. Пусть это будут воображаемые люди.
Например: подруга покрасила волосы в нечто яркое невообразимое.
Моя реакция: Здорово, супер, ты решилась! Как я тебе завидую, ты такая смелая! А эта та расцветка, которую ты хотела? Когда будешь красить волосы в следующий раз – посоветуйся с мастером- я бы ушла от ярко – рыжего в более коричневый, он тебе больше к лицу. Но мне все равно очень нравится.
После прочтения сказки можно поиграть в «аукцион», где участники тренинга пишут свои отрицательные качества, складывают в общую кучу, и ведущий, вытаскивая поочередно лот с отрицательным качеством, предлагает играющим назвать положительные назначения этого качества.
Например: «стеснительность». Зато ты… в данном случае скромная, умение слушать, таких людей больше любят. За каждое положительное назначение назвавшему, дается бонус. Обладатель этого качества, слушая выступающих, делает соответствующие выводы. В конце определяется победитель, набравший наибольшее количество бонусов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ТРУДА ВЗРОСЛЫХ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОФЕССИЯМИ ЛЮДЕЙ»
работа с педагогами по повышению педагогического мастерства в работе с детьми по трудовому воспитанию...
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Развиваем речь детей и взрослых»
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деяте...
Конкурс.Тренинг-семинар для педагогов ДОУ «Арт-терапия для детей и взрослых»
Тренинг-семинар для педагогов ДОУ «Арт-терапия для детей и взрослых». Задачи специалистов ДОУ заключаются в том, что бы и опыт и навыки и знания ребенок получал в комфортных для него условиях. П...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ детей младшей группы «Игра детей – дело взрослых»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ детей младшей группы «Игра детей – дело взрослых»...
Презентация семинара-практикума "Развиваем речь детей и взрослых"
Представлен опыт работы проведения семинара - практикума по развитию правильной речи детей и взрослых...
Семинар — Практикум «Развиваем речь детей и взрослых»
Семинар — Практикум «Развиваем речь детей и взрослых» для воспитателей...
Семинар-практикум «Развиваем речь детей и взрослых»
Часть I. Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит...