Опыт работы по теме: «Использование нейрогимнастики для детей с ОВЗ»
методическая разработка по психологии
Нейрогимнастика — это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, ТНР и другие. Также нейрогимнастика полезна нейротипичным детям для общего психофизического развития, она направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyrouprazhneniya_dlya_detey_s_ovz.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад общеразвивающего вида №12 "Искорка"
Опыт работы по теме:
«Использование нейрогимнастики для детей с ОВЗ»
Подготовила: педагог-психолог
Цой Н.Н.
декабрь 2022 г.
К сожалению, в настоящее время мы наблюдаем постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. И этот неутешительный факт ставит перед педагогами задачу поиска эффективных технологий, методов, приёмов и форм профилактики и укрепления здоровья и эмоционального состояния детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Одной из современных технологий, применяемых сегодня в работе с детьми с ОВЗ, является нейрогимнастика.
Нейрогимнастика — это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, ТНР и другие. Также нейрогимнастика полезна нейротипичным детям для общего психофизического развития, она направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.
В начале 90-х гг. американскими психологами Полом и Гейл Деннисон была разработана программа нейрогимнастики. «Гимнастика мозга» - это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли. Сам доктор Деннисон до 9 лет практически не разговаривал. Позже он заметил непосредственное влияние специфических двигательных упражнений на развитие своего организма и посвятил этой методике всю жизнь.
Все началось с изучения того, каким образом происходит формирование мозговой организации психических процессов. Формирование мозга начинается еще в перинатальный период, а затем продолжается в младенческом, детском и подростковом возрасте. Причем мозговые структуры развиваются неравномерно, участками, а психические функции тесно связаны с физиологией. Прохождение ребенка по родовым путям, грудное вскармливание, период ползания у младенца, его первые шаги – каждый из этих естественных этапов запускает механизм активного развития очередного участка мозга. Если же какой-то из процессов был нарушен, возможны изменения и в формировании мозговых функций. В последнее время такие случаи стали массовыми. Стимуляция родов, кесарево сечение, искусственное вскармливание – каждая из подобных ситуаций может отразиться на развитии мозга.
На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергии, некоторые виды сердечных аритмий и т. д., общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, задержка речевого развития, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям).
Такая «гимнастика для мозга» состоит из определенного комплекса упражнений, которые достаточно просты в выполнении. Нейрогимнастика помогает сбалансировать развитие обоих полушарий головного мозга. Плюс этих упражнений в том, что их можно выполнять практически в любом месте и в любое время.
Для понимания механизма работы этой гимнастики нам необходимо вспомнить, как работает наш мозг. Мозг состоит из двух полушарий:
Правое - отвечает за действие левой половины тела, регулирует координацию движений, креативное развития и восприятие пространства.
Левое – отвечает за абстрактно - логическое мышление, развитие логики, речь и математические способности.
При работе нашего мозга происходит постоянное распределение активности между полушариями. При этом наибольшая эффективность работы мозга достигается только в том случае, когда активны оба полушария.
Чем же полезны упражнения для мозга?
Польза заключена в тесной взаимосвязи мышления и движения. Это даёт следующие результаты:
- повышение работоспособности;
- снижение утомляемости ребёнка; развитие памяти и активизация мыслительных процессов;
- развитие мелкой и общей моторики, координации, положительно влияет на процессы письма и обучения чтению;
- формирует уверенность при выступлениях перед публикой.
Когда лучше начать заниматься?
Считается, что благоприятный возраст для выполнения нейрогимнастики для детей – это 4-5 лет. К 6 годам можно внедрять более сложные упражнения.
Чтобы эффективность занятий была максимально высокой, следует соблюдать несколько правил:
- Продолжительность занятий – 5-7 минут.
- Регулярность – каждый день.
- Заинтересованность ребёнка.
- Постепенно усложнять задания и увеличивать темп.
- Следить за правильностью.
- Не перегружать ребёнка: 5-6 упражнений вполне достаточно.
Когда и где можно применить нейрогимнастику в режиме детского сада?
В утренней гимнастике, во время физкультминуток, во время образовательной деятельности, на прогулке, перед чтением литературы, для заполнения любых пауз. Занятия могут быть как групповые, так и подгрупповые и индивидуальные. Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке и начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются. Важно точное выполнение каждого упражнения.
1. Упражнение «Двойной рисунок». Берем в каждую руку карандаш и рисуем в воздухе что угодно, двигая руками одновременно: вверх-вниз, навстречу друг другу и т.д.
- Упражнение «Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
- «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Постепенно увеличивайте скорость.
- «Кулак – ребро – ладонь» На плоскости стола три положения руки, сменяющие друг друга. Кулак – сжатые пальцы собраны в кулак, ребро – ладонь на ребре, пальцы сомкнуты и сжаты друг с другом, ладонь - лежит на плоскости. Сначала правой рукой, затем левой, потом двумя вместе. Повторять по 8-10 раз. Если ребёнок затрудняется – давайте себе команды (кулак – ребро-ладонь) проговаривая их вслух или про себя.
- «Колечко». Быстро и поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем в кольцо. Выполнять можно как от указательного пальца, от мизинца и в разные стороны (одна рука от указательного к мизинцу, другая от мизинца к указательному).
- «Ухо – нос». Левой рукой берёмся за нос, а правой рукой берёмся за противоположное ухо. Одновременно отпускаем нос и ухо и меняем положение рук с точностью до наоборот. Можно усложнить перемена с хлопком.
- «Мизинчик и указательный». Хлопок и на правой руке мы показываем мизинец, а на левой указательный палец, остальные сжаты в кулак, хлопок меняем – на левой указательный , на правой – мизинчик.
- «Яблочко - червячок». Пальцы сжаты в кулачок - яблоко, большой палец спрятан внутри – червячок. Сначала правая рука – яблочко, большой палец левой руки – червячок, спрятался в яблочко, затем меняем руки. Увеличиваем скорость перемены положений и, когда уже легко, усложняем сменой через хлопок.
- «Блинчик с начинкой». На плоскости стола одна рука ладонью вниз, другая ладонью вверх и не спеша меняем положение (блинчик должен прожариться, но не сгореть). Потом в каждый третий блинчик заворачиваем начинку – сжимаем руку в кулак.
- «Кошка» Подушечки пальцев правой руки прижаты к верхней части ладони, пальцы левой выпрямлены, расставлены в стороны и напряжены. Затем по очереди меняем положения рук – выпускаем «коготки».
Для хорошей координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое необходимо межполушарное взаимодействие. И чем лучше и разнообразней будут развиты у ребёнка межполушарные связи, тем выше будет у него интеллектуальное развитие, внимание, память речь, воображение, восприятие и мышление. Такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Использование игры в развитии детей раннего возраста».
Целью опыта работы является оптимизация процесса воспитания и обучения детей раннего возраста при проведении различных мероприятий. Актуальность данной темы обусловлена тем, что испол...
Опыт работы по теме "Использование развивающих и дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей с ОНР"
В данном материале прдставлен опыт работы при формировании элементарных математических представлений с детьми с ОНР, с использованием занимательных игр и развивающих технологий....
Опыт работы по теме:"Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения,памяти и речи детей младшего дошкольного возраста".
Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения, памяти и речи детей младшего дошкольного возраста...
Опыт работы по теме:"Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения,памяти и речи детей младшего дошкольного возраста".
"Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения, памяти и речи детей младшего дошкольного возраста". Сказка является наиболее доступным материалом для развития п...
Обобщенный опыт работы по теме "Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию"
В практике развития речи дошкольников есть факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов - наглядность. Используя готовые схемы - модели педагогов-практиков на пр...
Опыт работы на тему: «Использование ИКТ в непосредственной образовательной деятельности по музыке детей старшего дошкольного возраста»
Статья является изложением опыта работы с дошкольниками старшего возраста. В отчёте упоминаются методические разработки авторского материала музыкально-дидактических игр по развитию певческих навыков ...
Опыт работы на тему: «Использование приема «Кластер» в работе по ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным краем».
Прием «Кластер» я использую, как на этапе изучения нового. Например: знакомство с элементами башкирского орнамента. Так и во время закрепления пройденного и отработки навыков. ...