Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для работы с ребенком, имеющим СДВГ
рабочая программа по психологии (старшая группа)
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – одно из самых распространенных психоневрологических расстройств. СДВГ является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими, и в результате – заниженной самооценки. Основные проявления СДВГ включают дефицит внимания, признаки импульсивности и гиперактивности. Если признаки гиперактивности обычно уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения внимания, отвлекаемость и импульсивность могут оставаться у него на долгие годы, служа благоприятной почвой для неврозов, социальной дезадаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sdvg.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Песковская СОШ (дошкольное отделение «Искорка»
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
для работы с ребенком, имеющим СДВГ
Педагог-психолог ВКК
Цой Наталья Николаевна
Коломна 2023
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………………………3
1. Теоретические подходы к организации работы с ребенком с синдромом дефицита внимания и гиперактивности………..........................................................................................5
2. Методическое обеспечение Программы…………………………………………………...8
Список литературы……………………………………………………………………………..12
Приложение 1…………………………………………………………………………………...13
Приложение 2.………………………………………..................................................................15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность Программы. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – одно из самых распространенных психоневрологических расстройств. СДВГ является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими, и в результате – заниженной самооценки. Основные проявления СДВГ включают дефицит внимания, признаки импульсивности и гиперактивности. Если признаки гиперактивности обычно уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения внимания, отвлекаемость и импульсивность могут оставаться у него на долгие годы, служа благоприятной почвой для неврозов, социальной дезадаптации. При неправильном воспитании, отсутствии своевременной коррекционной помощи специалистов, родителей в подростковом возрасте у таких детей наблюдается раздражительность, агрессивность, озлобленность, нарушения коммуникации, сверхвозбудимость, школьная неуспеваемость, патологические наклонности.
Индивидуальная программа психолого-педагогической коррекции ребенка дошкольного возраста с СДВГ в рамках комплексного подхода раннего дифференцированного сопровождения направлена на оказание помощи данному ребенку с целью его успешной адаптации в социуме, своевременного приобщения к навыкам управления своим телом и эмоциями, речью, успешной подготовки к обучению в школе. Психолого-педагогическая коррекционная работа проводится без применения фармакотерапии, но с использованием телесно-ориентированных, арт-терапевтических методик для снятия возбуждения. Упражнения, представленные в Программе, направлены на тренировку внимания и контроля импульсивности и двигательной активности. Также, для решения задачи коррекции необходимо реализовать единство семьи и детского сада в создании положительного эмоционального фона для ребенка, атмосферу принятия его таким, какой он есть.
Программа адресована психологам, педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, а также родителям гиперактивных детей.
В основу данной Программы легло методическое пособие И. Л. Арцишевской «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2015. – 64с.
Необходимость введения данной программы обусловлена запросом воспитателей, родителей ребенка и на основании проведенной диагностики.
Цель Программы: создание условий для оказания помощи ребенку с СДВГ.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
- Развивать произвольность и самоконтроль;
- Способствовать развитию внимания и воображения;
- Формировать согласованность действий;
- Учить снимать психоэмоциональное напряжение;
- Содействовать развитию эмоционально-выразительных движений.
Отличительной особенностью данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя игры, направленные на развитие внимания, контроля над импульсивностью, а также психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения. Игры и упражнения предыдущих занятий повторяются на последующих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала.
Программа включает в себя 10 занятий, которые будут проводиться с декабря по февраль в кабинете психолога 1 раз в неделю, во вторую половину дня по 25 минут каждое. Программа предназначена для работы с ребенком 6 лет.
1. Теоретические подходы к организации работы с ребенком с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) обусловлен нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС) ребенка, поэтому мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы. Внешне на первый план выходит избыточная подвижность, но основным дефектом является дефицит внимания: ребёнок не может ни на чем сосредоточиться надолго. Дети, страдающие синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, отличаются неусидчивостью, невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается у мальчиков в 4-5 раз чаще, чем у девочек.
Симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Первые проявления этого заболевания иногда можно наблюдать уже на первом году жизни. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уходом за малышом, и пр.), отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют), могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 месяца позже остальных), а также в речевом - они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. При наблюдении таких детей врачи замечают небольшую задержку в их речевом развитии, малыши позже начинают изъясняться фразами; также у таких детей отмечается моторная неловкость (неуклюжесть), они позже овладевают сложными движениями (прыжками и др.). Трехлетний возраст является для ребенка особенным. С одной стороны, в это период активно развивается внимание и память. С другой, - наблюдается первый, трехлетний кризис. Основное содержание этого периода - негативизм, упрямство и строптивость, неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования. Проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок. Оптимальным возрастом для постановки диагноза считается период 4-5 лет, когда уже можно говорить о расстройстве внимания.
Сам диагноз могут поставить только специалисты – невролог и психиатр.
Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление. Эмоциональное развитие детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами. Все вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СДВГ в школе, несмотря на их достаточно высокий интеллект. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет имеющиеся проблемы с обучением. Такой ребёнок не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. В подростковом возрасте на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью.
Методика построения работы с гиперактивным ребенком
Работа с таким ребенком должна строиться с учетом его сильных и слабых сторон. При организации занятий имеет значение все, что окружает ребенка. Ребенка не должно ничто отвлекать. Стол, за которым занимается гиперактивный ребенок, не должен быть ничем завален, там может быть только то, что ему необходимо для конкретной работы. Обязательным является зрительный контакт, позволяющий привлечь внимание ребенка. Во время занятий «собирается» все внимание ребенка. Это может быть взгляд, слово, фраза, например: «Начинаем работать, будь внимателен», и только после этого что-то объяснять. Несмотря на высокий уровень интеллектуального развития, гиперактивному ребенку иногда приходится два-три раза объяснять одно и то же задание, два-три раза давать инструкцию. Это происходит не потому, что ребенок неспособный, непонятливый, а потому что он выхватывает только часть фразы, часть инструкции. Именно поэтому любая инструкция, которая дается гиперактивному ребенку, должна быть однозначна, проста, должна быть короткой, и в ней не должно быть ни одного непонятного слова. Сложные, многоступенчатые задания лучше разделить на части.
Гиперактивный ребенок лучше работает на занятии, если материал ему уже знаком. Если сегодня прочитать и разобрать то, о чем будут говорить завтра, то есть гарантия, что это занятие не пройдет впустую.
В процессе занятий стараться чаще поощрять ребенка. И не только за хорошее поведение и хорошо выполненное задание, но и за старание, и за желание работать. Порой гиперактивные дети оказываются в сложных ситуациях, потому что могут потерять контроль над собой, стать раздражительными и даже агрессивными. В ответ на какое-нибудь незначительное замечание такой ребенок может бросить игрушку, разорвать тетрадь. В этих ситуациях не следует делать резких замечаний, ни в коем случае нельзя кричать на ребенка, лучше отвлечь его, успокоить, а потом, как и в любых таких случаях с другими детьми, в спокойной обстановке разобрать ситуацию.
Задания на занятиях следует предлагать постепенно, они должны быть рассчитаны на определенные временные интервалы. Если ребенку необходимо выполнить объемное задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, педагог периодически должен контролировать ход работы над каждой из них и вносить требуемые коррективы. Желательно объяснять каждое задание по нескольку раз (фразами-синонимами), пока ребенок не поймет.
Характеристика девочки 6 лет, страдающей СДВГ
Ребенок посещает детский сад недавно. Поступила 6 месяцев назад в подготовительную к школе группу. Она очень подвижна, много бегает, хаотично размахивая руками, иногда мотая при этом головой вправо-влево. На протяжении всего дня ребенок требует к себе повышенного внимания, педагог постоянно «держит» девочку в поле зрения. На контакт со взрослыми идет не всегда. Когда к ней обращается взрослый с инструкцией, она убегает, не дослушав до конца. По результатам диагностики познавательной сферы ребенка психолог выявил низкий уровень интеллектуального развития. Девочка не проявляет интерес к занятиям, внимание концентрирует на очень краткий промежуток времени. Ребенок очень бурно выражает эмоции, реагируя на игровые моменты, атрибуты к играм, игрушки, яркие предметы. У девочки низкий уровень эмоционально-волевой сферы, она не умеет подчинять свое поведение правилам и уступать другим, тем самым вызывая конфликтные ситуации.
Во время коллективных занятий ребенок часто вскакивает с места, перебивает взрослого и детей, не понимает задач, поставленных воспитателем, не может выполнить их до конца. Продуктивные виды деятельности ей не нравятся: рисовать, лепить, делать аппликации она не любит, поскольку не справляется с задачами. Девочка активно принимает участие в подвижных играх, но правила не выполняет, что влечет за собой конфликты в играх и нежелание детей принимать ее в игру.
Аппетит у ребенка в норме, сон непродолжительный, беспокойный. Навыки самообслуживания развиты плохо. Воспитывается ребенок в неполной семье.
В результате заседания ПМПк в ДОУ ребенок был направлен на консультацию к специалистам (невролог, психиатр). Диагноз - СДВГ, ЗРР.
Учитывая особенности психического развития данного ребенка, в ДОУ было принято решение о создании индивидуальной образовательной программы.
2. Методическое обеспечение программы.
Методические приемы, используемые в программе:
- Игры на развитие внимания, памяти, воображения, речи, мелкой моторики
- Игры и задания, направленные на развитие произвольности
- Дыхательные упражнения
- Релаксационные методы
- Обсуждение различных чувств
- Рисование
- Игры с правилами
Структура занятия:
В каждое занятие входят следующие игры и упражнения:
1. Для развития произвольности;
2. Для развития внимания и памяти;
3. Для развития моторики и координации движений;
4. Для активизации подкорковых структур мозга;
5. На нормализацию мышечного тонуса.
Результативность проведенных занятий будет отслежена повторной диагностикой.
Тематический план занятий
№ занятия | Задачи | Кол-во часов | Формы работы | Методическое обеспечение |
1 | Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. | 25 мин | 1 Игра «да» и «нет» не говори. 2. Игра «Что исчезло?» 3. «Бирюльки» 4. Упражнение «Запомни и повтори движения» 5. Дыхание с задержкой на вдохе. 6. Упражнение «Снеговик» | 10 игрушек, мелкие игрушки или счетные палочки |
2 | Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, снятию психоэмоционального напряжения, развитию согласованности движений. | 25 мин | Игра «Летает, не летает» Игра «Что изменилось?» «Хождение по линии» Упражнение «Зайка испугался» Дыхательное упражнение. Упражнение «Дерево» | Игрушки, шнур 4 м, мяч |
3 | Создать благоприятные условия для развития произвольности и самоконтроля, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. | 25 мин | Игра «Съедобное – несъедобное». «Внимание – рисуй» Упражнение «Перекрестные хлопки» Пантомима «Петушки» Упражнение на дыхание. Упражнение «Пальчики» | Рисунок. Лист белого цвета, карандаши, мяч. |
4 | Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, речи и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. | 25 мин | Игра «Запретное движение» Игра «Слушай хлопки» Упражнение «Робот» Игра «Игрушку рассмотри, а потом ее опиши» Упражнение на дыхание. Упражнение на расслабление «Пальчики» | Игрушки: машина, пирамида, Буратино, зайчик, ежик. |
5 | Создать благоприятные для развития речи ребенка, внимания, воображения, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. | 25 мин | Игра «Запретное слово» «Игрушку рассмотри, а потом ее опиши» Упражнение «Я кубик несу и не уроню» Упражнение «Вкусная конфета» Упражнение на дыхание. Упражнение на расслабление «Снеговик» | Игрушки: матрешка, треугольная призма, мишка, девочка – кукла, самолет, кубики – 2 шт. |
6 | Содействовать развитию мелкой моторики ребенка, развития внимания, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. | 25 мин | Игра «да» и «нет» не говори. Игра «Запомни и повтори движения» Игра «Бирюльки» Упражнение «Незнайка» Дыхание с задержкой на вдохе. Упражнение «Снеговик» | Счетные палочки или мелкие игрушки |
7 | Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, содействовать снятию психоэмоционального напряжения. | 25 мин | Игра «Летает - не летает» «Корректурная проба» Упражнение «Перекрестные хлопки» Упражнение «Зайка испугался» Дыхательное упражнение. Упражнение «Пальчики» | Бланк-задание «Корректурная проба», мяч |
8 | Создать благоприятные условия для развития внимания, мышления, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. | 25 мин | Игра «Съедобное - несъедобное» «Лабиринты» Упражнение «Хождение по линии» Упражнение «Запомни и повтори движения» Упражнение на дыхание. Упражнение «Лодочка» | Мяч, бланки с лабиринтами 2 шт., шнур 4 метра. |
9 | Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. | 25 мин | Игра «Запретное движение» Упражнение «Соедини по порядку» Упражнение «Робот» «Злой волк» Упражнение на дыхание. Упражнение на расслабление «Дерево» | Бланки с точками – 3–4 шт. |
10 | Содействовать развитию внимания у ребенка, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. | 25 мин | Игра «Раз-два-три-говори!» «Запомни и повтори движение» Упражнение «Я кубик несу и не уроню» Упражнение на дыхание. Упражнение на расслабление «Снеговик» | Мольберт, мел, два кубика. |
Таким образом, данная индивидуальная коррекционно-развивающая программа позволяет комплексно воздействовать на организм ребенка, оказывая положительное влияние на его психическое развитие. Программа может использоваться в качестве тренировочного этапа при переходе ребенка к групповым занятиям.
Список литературы
- Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2015. – 64 с.(Психологическая служба).
- Барашнев Ю.И., Лицев А.Э. К генезу минимальных мозговых дисфункций //Российский вестник перинатологии и педиатрии.-1995.- №6.
- Брязгунов И.П. Ваш ребенок сверхподвижен //Хрестоматия: обучение и воспитание детей “группы риска”.- М.,1996.
- Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В… «Основы коррекционной педагогики», М.: Просвещение, 1999. — 130 С.
- Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М., 2000. – 192 с.
- Захаров А.И… «Предупреждение отклонения в поведении ребенка», М.: Просвещение, 1999.- 100 С.
- Подласый И.П. «Основы коррекционной педагогики», М.: Владос, 2000.- 98 С.
- Романов АЛ. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. -- М., 2000
- Хухлаева О.В. Лесенка радости. — М., 1998.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивным и психопатическим синдромом. — М., 1997
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Описание игр и упражнений
Для развития произвольности:
«Да» и «нет» не говори
Педагог говорит:
- Я задам тебе вопрос. Отвечая на него, ты не должен говорить слова «да» и «нет»
Педагог задает ребенку следующие вопросы:
- Ты сейчас сидишь?
- Тебе 6 лет?
- Ты ходишь в детский сад?
- Ты любишь играть? И т. п.
«Летает - не летает»
Педагог называет разные предметы. Ребенок должен поднимать руки вверх только тогда, когда педагог произносит название предмета, который может летать.
(Взрослый, провоцируя ребенка, поднимает руки вверх при произнесении каждого слова).
«Запретное движение»
Ребенку показываются разные движения (руки вверх, на пояс и др.), ребенок их повторяет. Затем педагог называет и показывает «запретное» движение (например, подпрыгивание), которое ребенок не должен повторять. Дается сигнал для игры. Ребенок повторяет все движения взрослого, кроме «запретного».
«Запретное слово»
Ребенок вслед за педагогом повторяет все слова, кроме одного, которое «назначили запретным». Вместо этого слова он может, например, хлопнуть в ладоши.
«Море волнуется»
Ребенок бегает по залу, изображая руками движения волн. Педагог говорит:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура – замри!
Ребенок должен остановиться и удержать позу, в которой он находился до того, как прозвучала команда «Замри».
Для развития внимания и памяти:
«Что исчезло?»
Педагог ставит на стол 10 игрушек. Ребенок рассматривает их и закрывает глаза. Педагог убирает одну игрушку. Ребенок открывает глаза и определяет, что исчезло.
«Что изменилось?»
Игра похожа на предыдущую, только игрушки не убирают, а меняют местами.
«Внимание – рисуй!»
Педагог показывает ребенку в течение 2 секунд (круг, треугольник, квадрат и т.п.) несложный рисунок. Затем рисунок убирают, и ребенок рисует его по памяти.
«Слушай хлопки»
Педагог договаривается с ребенком, что если звучит один хлопок, нужно маршировать на месте, два хлопка – стоять на одной ноге (как аист), три хлопка – прыгать (как лягушка).
«Запомни и повтори движения»
Педагог показывает три разных движения, ребенок смотрит, запоминает и повторяет их. Затем демонстрируются четыре движения.
Работа за столом на листах: «Корректурная проба», «Лабиринты», «Соедини по порядку»
Для развития моторики и координации движений:
«Бирюльки»
На столе горкой лежат мелкие игрушки или счетные палочки. Их нужно двумя пальцами брать так, чтобы не задеть остальные.
«Я кубик несу и не уроню»
Педагог стоит на одной стороне зала, ребенок - на противоположной. Педагог кладет себе на ладонь кубик и, маршируя, как робот, несет его ребенку. Возвращается на свою сторону. Теперь ребенок относит так же кубик педагогу. Если ребенок справляется с заданием, кубик кладется на тыльную сторону ладони или на голову. Характер движений при этом меняется – дети должны двигаться плавно.
«Клоуны»
Педагог с ребенком встают напротив друг друга и одновременно выполняют движения:
кисти рук опускаются вниз;
руки сгибаются в локтях;
руки расслабляются и падают вниз;
туловище сгибается, голова опускается вниз;
колени сгибаются, «клоуны» приседают на корточки.
«Хождение по линии»
Ребенок должен пройти по прямой линии, ставя пятку одной ноги перед носком другой и держа руки в стороны.
Для нормализации мышечного тонуса:
«Снеговик»
Ребенку предлагают представить себя только что слепленным снеговиком - тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Но пригрело солнышко, и снеговик начал таять: сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и лежит расслабленный, представляя, что он - лужица воды.
«Дерево»
Ребенок, изображая семечко, сидит на корточках, голова на коленях, руки обнимают колени. «Семечко» прорастает и превращается в дерево - ребенок приподнимает голову, затем медленно встает, выпрямляется, поднимает руки. Вдруг налетел ветер и сломал дерево - ребенок сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, голова и руки его безжизненно повисают.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Диагностические критерии:
Невнимательность (из нижеперечисленных признаков минимум 6 должны проявляться непрерывно не менее 6 месяцев):
· неспособность выполнить задание без ошибок, вызванная невозможностью сосредоточиться на деталях;
· неспособность вслушиваться в обращенную речь;
· неспособность доводить выполняемую работу до конца;
· неспособность организовать свою деятельность;
· отказ от нелюбимой работы, требующей усидчивости;
· исчезновение предметов, необходимых для выполнения заданий (письменные принадлежности, книги и т.д.);
· забывчивость в повседневной деятельности;
· отстраненность от занятий и повышенная реакция на посторонние стимулы.
Гиперактивность и импульсивность (из нижеперечисленных признаков минимум четыре должны проявляться непрерывно не менее 6 месяцев):
Ребенок:
· суетлив, не может сидеть спокойно;
· вскакивает с места без разрешения;
· бесцельно бегает, ерзает, карабкается, дрыгает руками или ногами, крутится;
· не может играть в тихие игры, отдыхать;
· всегда «заведен», «как будто внутри мотор»;
· выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
· не может дождаться своей очереди
· чрезмерно разговорчив, с трудом дожидается своей очереди;
· прерывает других, вмешивается в чужой разговор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с детьми имеющих нарушение в речевом развитии, находящихся в состоянии тревожности
Коррекционно-развивающее занятие направлено на снятие психоэмоционального напряжения, преодоление страха.https://youtu.be/6hSoWs0mcCw....
Комплексная план-программа для индивидуальной, коррекционно-развивающей работы с детьми 6-7 лет имеющими низкий уровень развития психической сферы
Цель программы: повышение уровня развития психических процессовЗадачи программы:1.Развивать внимание, память, мышление, восприятие, воображение.2. Формировать навыки самостоятельной работы.3. Создание...
Конспект индивидуального коррекционно - развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста 5 лет, имеющим ЗПР.
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия педагога- психолога с ребенком старшего дошкольного возраста 5 лет, имеющим ЗПР....
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа для детей 3 - 4 лет имеющие тяжелые нарушения речи 2019 -2020 уч.год.
Пояснительная запискаДошкольное детство - первый период психического развития ребенка, и поэтому наиболее ответственный. На данном этапе закладываются основы всех психических процессов и личных качест...
Методическая разработка для проведения индивидуального коррекционно-развивающего занятия со слепым ребенком "Необычный гость"
Материал предназначен педагогам ДОУ, работающим с детьми с нарушением зрения....
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа для детей 3 - 4 лет имеющие тяжелые нарушения речи .
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа для детей 3 - 4 лет имеющие тяжелые нарушения речи....