Психологическое просвещение
учебно-методический материал по психологии
Психологическое просвещение родителей и педагогов носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого — педагогической культуры. Специалист заботится о создании психологически благоприятного климата в дошкольном образовательном учреждении.
Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_na_mumo.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психологическое просвещение как одна из форм профилактической
работы педагога-психолога, учителя-логопеда ДОУ»
Психологическое просвещение родителей и педагогов носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого — педагогической культуры. Специалист заботится о создании психологически благоприятного климата в дошкольном образовательном учреждении.
Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду.
Психологическое просвещение – это важное направление деятельности практического психолога, представляющее собой совокупность методов и средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях и имеющих отношение к воспитанию и образованию детей.
Психологическое просвещение – это раздел профилактической деятельности психолога, направленный на формирование у воспитателей и родителей положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика, и расширение кругозора в области психологического знания.
Психологическое просвещение в условиях ДОУ носит профилактический и образовательный характер.
Цель психологического просвещения: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов и родителей, а именно:
- -актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- -повышение уровня психологических знаний;
- -включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение выполняет задачи:
- психологизация социума;
- информирование населения по вопросам психологического знания;
- формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;
- профилактика проявления синдрома эмоционального сгорания (или выгорания)
В первом случае речь идёт о предупреждении отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные последствия для дальнейшего развития ребёнка.
Во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и воспитателей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений. Для родителей имеет большое значение знакомство с основами психологических дисциплин: «Психология семьи», «Детская психология». Для воспитателей – психологическая специфика педагогических воздействий и возрастные особенности развития детей в контексте возрастной, педагогической и детской психологии.
Условием образовательного направления просветительской работы является терминологическая и содержательная адаптированность знаний для лиц, не имеющих специальной подготовки.
Формы организации:
Индивидуальной формой работы с родителями и воспитателями является консультирование.
Психологическое консультирование в условиях ДОУ – это система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.
Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов, запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информативного характера.
Групповые формы просветительской работы:
лекции;
диспуты;
семинары;
психологические погружения;
тренинги;
собрания.
Средства:
Вербальные:
беседа (при индивидуальной форме);
монологическое (лекции), диалогическое (дискуссии) и групповое (диспуты) общение;
видео, аудио, компьютер.
Невербальные (наглядные):
стендовая информация;
специально оформленные брошюры;
распечатки рекомендательных текстов, развивающих игр, мини-тестов и анкет;
библиотека для родителей с подборкой психологической литературы по вопросам семьи и брака.
Темы для просветительской работы могут выбираться как самим психологом, так и формироваться по запросу родителей или педагогов.
Варианты тем для психологического просвещения педагогов:
— Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы;
— Закономерности развития детского коллектива;
— Стили педагогического общения;
— Психологические основы работы с семьей;
У родителей можно выделить несколько групп характерных запросов, наиболее часто встречающихся в практике психолога детского сада. Первая группа запросов родителей носит познавательный характер. Родители наблюдают за ходом психического развития ребенка, беспокоятся по поводу возможных отклонений и задержек в развитии и дают свой запрос в виде требования определить уровень умственного и психического развития ребенка. При таких запросах у родителей, с одной стороны, преобладает желание удостовериться, что ребёнок развивается нормально, а с другой стороны, желание родителей определить уровень развития их детей связано с необходимостью дополнительной подготовки к обучению в школе с более сложной программой и обеспечения им необходимого уровня развития для поступления в школу.
Здесь основная работа психолога связана с диагностическим обследованием детей. Другой круг вопросов, возникающих у родителей, связан с проблемой выявления задатков и творческих способностей у ребенка. В данном случае задача психолога состоит не только в выявлении одаренных детей, контролировании их развития, но и в составлении индивидуальных программ обучения с целью предупреждения нежелательных последствий.
Так же многочисленную группу составляют родители, чьи запросы связаны с отклонениями в поведении детей дошкольного возраста (агрессивность, застенчивость, замкнутость, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость, нервность). Одним из способов освещения всех этих вопросов является родительское собрание.
Одна из задач общения педагога-психолога с родителями — раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения психолога с родителями. Педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.
Именно на таких встречах у педагога-психолога есть возможность ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В ходе проведения собрания основная нагрузка ложится на информационную часть. Этот материал может быть использован и для проведения устных и письменных консультаций с родителями, а также и других форм работы. От психолога требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров; использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях.
Как оформить стенд «Рекомендации психолога ", «Учитель-логопед –советует»:
— Определите цель создания психологического стенда. Это может быть информационная или просветительская работа с воспитанниками или педагогами.
— Укажите психологические службы, в которые могут при желании обратиться родители с детьми. — Продумайте информацию, которая должна быть размещена на стенде, исходя из возлагаемых на него функций.
— На стенде указателе обязательно должна присутствовать информация о часах работы специалиста, его фамилия, имя и отчество, номер кабинета. Приветствуется наличие фотографии. — Хорошо определить и обозначить виды психологической помощи, возможные темы консультирования.
Таким стендом психолог, учитель -логопед обозначит свою деятельность в ДОУ, пригласит к себе нуждающихся в помощи и желающих проконсультироваться. В пластиковые кармашки (формат А4) информационной доски можно поместить листовки, памятки или визитки. Информационно-просветительский стенд оформляйте, исходя из темы.
Это может быть:
— помощь в общении родителей и детей,
— тревожный ребенок,
— способы преодоления застенчивости,
— советы по саморегуляции;
Темы стенда могут разрабатываться педагогическим советом, подбираться по инициативе психолога или создаваться исходя из вопросов родителей и педагогов.
В заключении хочется отметить, что психологическое просвещение в ДОУ это одна из форм психопрофилактической работы педагога-психолога. При осуществлении психологического просвещения необходимо учитывать возрастные и социально-психологические характеристики тех по отношению к кому осуществляется эта работа. Эффективным является просвещение тогда, когда в нем принимают активное посильное участие сами родители и педагоги. При этом необходимо учитывать их общекультурный и образовательный уровень, возможности и опыт в воспитании детей (педагогический потенциал семьи). При желании, специалист сам может внести элемент творчества в разнообразие этих форм и разработку новых при осуществлении психологического просвещения среди родителей, воспитанников и педагогов ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно - психологическое просвещение семьи.
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, ...
Информационно - психологическое просвещение семьи.
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, ...
Психологическое просвещение педагогического коллектива
Основные аспекты психологического просвещение педагогического коллектива педагогом-психологом...
Психологическое просвещение
Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культур...
Психологическое просвещение "Типы матерей"
Типы матерей...
Психологическое просвещение "Различные типы отцов"
Типы отцов...
Консультация для педагогов-психологов на тему «Активные и интерактивные формы работы по психологическому просвещению родителей».
Рассматриваемые формы работы с родителями способствуют объединению усилий педагогического коллектива и родителей для развитии ребенка как личности и поиску новых путей привлечения семьи к участию в уч...