«Арт-терапия как метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления здоровья детей»
учебно-методический материал по психологии

Арт- терапия (лат.ars- искусство, греч.therapeia- лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Помимо всего прочего, арт- терапия- это прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

    Детская арт- терапия- это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на игре и творчестве. Другими словами, это лечение творчеством.

    Актуальность использования арт- терапии определяется тем, что в последнее время в нашей стране бурно развивается психотерапия и  внедрение её в опыт работы с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Арт-терапия  как метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления

здоровья детей»

                                                       Подготовил: педагог-психолог

                                                       Чубакова Руфина Хасановна

МБДОУ детский сад «Теремок»

п. Залари

Введение

         Дошкольное детство- один  из самых важных этапов в жизни ребенка, ведь именно в дошкольные годы формируются важные навыки, знания и основы личности. На этом этапе развития ребенок активно познаёт окружающий мир. Задача специалистов дошкольного образовательного учреждения заключается в том, чтобы и опыт, и знания, и навыки ребенок получал в комфортных для него психологических условиях. Данная задача является основным направлением дошкольного образования: сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка.

Но на своём жизненном пути дети часто сталкиваются с различными трудностями: в семье, детском саду и в общении, так как детская психика очень ранима. Взрослые пытаются им помочь, но часто не знают как правильно поступить в той или иной ситуации. Поэтому в таких случаях может помочь арт- терапия.

Сроки реализации: 09. 2023-05. 2024 г.

Целевая аудитория: техники арт- терапии используют на занятиях с детьми  старшего возраста (5-6 лет)

Актуальность:

      Арт- терапия (лат.ars- искусство, греч.therapeia- лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Помимо всего прочего, арт- терапия- это прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

    Детская арт- терапия- это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на игре и творчестве. Другими словами, это лечение творчеством.

    Актуальность использования арт- терапии определяется тем, что в последнее время в нашей стране бурно развивается психотерапия и  внедрение её в опыт работы с детьми дошкольного возраста.

Новизна: заключается в  подборе нетрадиционных методов и технологий рисования, активизирующих творческое воображение и мышление дошкольников 

Основная цель: гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Задачи:

  1. Установить контакт с ребенком;
  2. Дать социально- приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам;
  3. Развить самоконтроль;
  4. Развить творческие способности;
  5. Получить материал для психодиагностики;
  6. Проработать подавленные мысли и чувства.

Описание методики:

        Существует множество направлений арт- терапии. В своей работе я применяю такие арт- терапевтические методы как: сказкотерапия, куклотерапия, изотерапия и пескотерапия.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком, рисование мятой бумагой,  рисование мыльными пузырями, кляксография с трубочкой, кляксография обычная, пластилинография, печать по трафарету и т.д.

Данные методы позволяют сделать этот процесс радостным, интересным, успешным и индивидуальным для каждого.

       Показания для проведения детской арт- терапии: упрямство, агрессия, частая смена настроения, страхи, кризисные ситуации, застенчивость и неуверенность в себе, гиперактивность, задержке речевого и психического развития.

      Я поставила перед собой задачу- развивать эмоциональную сферу детей, улучшать их психическое развитие. Психологические упражнения для дошкольников является инновационным методом развития мышления, эмоционально- волевой сферы, воображения.

      Цель занятий: не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь средствами искусства справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, которые зачастую он не может вербализовать, и дать выход творческой энергии.

      Чтобы арт- терапия принесла наилучший результат, следует грамотно подойти к организации занятия, сделать так, чтобы малыш чувствовал комфорт, безопасность, чтобы ему было интересно. Важно проявить терпение, ни в коем случае не требовать от ребенка соблюдения каких- либо надуманных «правил»- на то терапия и творческая, чтобы ребенок мог фантазировать и творить.

     Только в этом случае дошкольник сможет раскрыться и поделиться своими сокровенными переживания переживаниями.

         В работе с детьми дошкольного возраста возможно использовать следующие арт-терапевтические техники:

Рисование на мокрой бумаге

Необычная работа может получится, если её выполнить на заранее смоченной пульверизатором бумаге. Интересно наблюдать, как затем растекаются и смешиваются краски на мокрой бумаге. Это доставит ребенку особое наслаждение подарит много положительных эмоций.

Марания- это рисунки, выполненные в абстрактной манере, не имеющей никаких правил: рисуем так, как хотим. Марания по внешнему виду порой выглядит как деструктивные действия с красками, мелками, карандашами или пластилином. Однако игровая форма такого формата позволяет ребенку удовлетворить деструктивные влечения.

Рисование пальцами, ладонями, другими частями тела — это своеобразная игра с красками и новыми тактильными ощущениями, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются через отпечатки на бумаге. Способ очень ценится детскими психологами.

Рисование на песке. Пескотерапия как метод развития искусством. Все игры с песком можно разделить на группы: адаптационные игры- игры позволяющие адаптироваться к новым условиям пребывания детей в саду, усвоить нормы и правила общения в группе; обучающие игры- игры, обеспечивающие процесс обучения чтению, письму, счете и грамоте.

       Среди различных форм и приёмов занятий можно выбрать такие, которые будут по душе конкретному ребенку, выполняться им с удовольствием, а виды деятельности лучше всего чередовать, чтобы не допускать скуки. Представив ребенку свободу творчества, можно ожидать положительного эффекта.

Заключение: арт- терапию, применяемую в работе с детьми можно правомерно представить как здоровьесберегающую инновационную технологию и как способ развития эмоциональной сферы детей. Это прекрасный метод работы с детьми с различными способностями, оказывает влияние на становление ребенка как личности, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей, развивает творческое начало, а значит касается всех направлений основной программы дошкольного образования.

Используемая литература:

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д-«Чудеса на песке. Песочная игротерапия»
  2. Лебедева Л.Д. Практика арт- терапии. Подходы, диагностика, система занятий.
  3. Мардер Л.Д. Цветовой мир.Групповая арт- терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М: Генезис 2006 г.
  4. Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно- ориентированной арт- терапии. М: «Психотерапия» 2011
  5. Киселева М.В. Арт- терапия в работе с детьми. СПБ: Речь 2006 г.
  6. Корт Б.Техники аналитической арт- терапии. Исцеляющие путешествия. СПБ: Речь 2007 г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Положительное воздействие дидактических пособий на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Цель: использование       дидактических пособий в воспитательно-образовательном процессе.Задачи: познакомить педагогов с  разнообразными методами и приёмами, которые...

Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия на совершенствование процесса звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционныеупражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозг...

"Арт-терапия" как метод психологического воздействия

Введение в понятие "Арт-терапия". Показания к применению.Принципы. Техники. Направления....

«Сказкотерапия как метод педагогического и психологического воздействия на ребенка»

Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, реальность. сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольник сталкивается с такими явлениями и чувствами, ка...

Методы и формы воздействия на ребенка с целью нравственного воспитания личности

Методы и формы воздействия на ребенка с целью нравственного воспитания личности...

Методы психологического воздействия двуязычных дошкольников направленные на содействие их успешной интеграции и социокультурной адаптации в ДОО при участии родителей.

Билингвизм — способность различных национальных, социальных, культурных или других групп людей объясняться на двух языках, причем зачастую одинаково хорошо на обоих....