«Арт-терапия как метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления здоровья детей»
учебно-методический материал по психологии
Арт- терапия (лат.ars- искусство, греч.therapeia- лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.
Помимо всего прочего, арт- терапия- это прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.
Детская арт- терапия- это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на игре и творчестве. Другими словами, это лечение творчеством.
Актуальность использования арт- терапии определяется тем, что в последнее время в нашей стране бурно развивается психотерапия и внедрение её в опыт работы с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 26.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Арт-терапия как метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления
здоровья детей»
Подготовил: педагог-психолог
Чубакова Руфина Хасановна
МБДОУ детский сад «Теремок»
п. Залари
Введение
Дошкольное детство- один из самых важных этапов в жизни ребенка, ведь именно в дошкольные годы формируются важные навыки, знания и основы личности. На этом этапе развития ребенок активно познаёт окружающий мир. Задача специалистов дошкольного образовательного учреждения заключается в том, чтобы и опыт, и знания, и навыки ребенок получал в комфортных для него психологических условиях. Данная задача является основным направлением дошкольного образования: сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка.
Но на своём жизненном пути дети часто сталкиваются с различными трудностями: в семье, детском саду и в общении, так как детская психика очень ранима. Взрослые пытаются им помочь, но часто не знают как правильно поступить в той или иной ситуации. Поэтому в таких случаях может помочь арт- терапия.
Сроки реализации: 09. 2023-05. 2024 г.
Целевая аудитория: техники арт- терапии используют на занятиях с детьми старшего возраста (5-6 лет)
Актуальность:
Арт- терапия (лат.ars- искусство, греч.therapeia- лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.
Помимо всего прочего, арт- терапия- это прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.
Детская арт- терапия- это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на игре и творчестве. Другими словами, это лечение творчеством.
Актуальность использования арт- терапии определяется тем, что в последнее время в нашей стране бурно развивается психотерапия и внедрение её в опыт работы с детьми дошкольного возраста.
Новизна: заключается в подборе нетрадиционных методов и технологий рисования, активизирующих творческое воображение и мышление дошкольников
Основная цель: гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Задачи:
- Установить контакт с ребенком;
- Дать социально- приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам;
- Развить самоконтроль;
- Развить творческие способности;
- Получить материал для психодиагностики;
- Проработать подавленные мысли и чувства.
Описание методики:
Существует множество направлений арт- терапии. В своей работе я применяю такие арт- терапевтические методы как: сказкотерапия, куклотерапия, изотерапия и пескотерапия.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком, рисование мятой бумагой, рисование мыльными пузырями, кляксография с трубочкой, кляксография обычная, пластилинография, печать по трафарету и т.д.
Данные методы позволяют сделать этот процесс радостным, интересным, успешным и индивидуальным для каждого.
Показания для проведения детской арт- терапии: упрямство, агрессия, частая смена настроения, страхи, кризисные ситуации, застенчивость и неуверенность в себе, гиперактивность, задержке речевого и психического развития.
Я поставила перед собой задачу- развивать эмоциональную сферу детей, улучшать их психическое развитие. Психологические упражнения для дошкольников является инновационным методом развития мышления, эмоционально- волевой сферы, воображения.
Цель занятий: не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь средствами искусства справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, которые зачастую он не может вербализовать, и дать выход творческой энергии.
Чтобы арт- терапия принесла наилучший результат, следует грамотно подойти к организации занятия, сделать так, чтобы малыш чувствовал комфорт, безопасность, чтобы ему было интересно. Важно проявить терпение, ни в коем случае не требовать от ребенка соблюдения каких- либо надуманных «правил»- на то терапия и творческая, чтобы ребенок мог фантазировать и творить.
Только в этом случае дошкольник сможет раскрыться и поделиться своими сокровенными переживания переживаниями.
В работе с детьми дошкольного возраста возможно использовать следующие арт-терапевтические техники:
Рисование на мокрой бумаге
Необычная работа может получится, если её выполнить на заранее смоченной пульверизатором бумаге. Интересно наблюдать, как затем растекаются и смешиваются краски на мокрой бумаге. Это доставит ребенку особое наслаждение подарит много положительных эмоций.
Марания- это рисунки, выполненные в абстрактной манере, не имеющей никаких правил: рисуем так, как хотим. Марания по внешнему виду порой выглядит как деструктивные действия с красками, мелками, карандашами или пластилином. Однако игровая форма такого формата позволяет ребенку удовлетворить деструктивные влечения.
Рисование пальцами, ладонями, другими частями тела — это своеобразная игра с красками и новыми тактильными ощущениями, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются через отпечатки на бумаге. Способ очень ценится детскими психологами.
Рисование на песке. Пескотерапия как метод развития искусством. Все игры с песком можно разделить на группы: адаптационные игры- игры позволяющие адаптироваться к новым условиям пребывания детей в саду, усвоить нормы и правила общения в группе; обучающие игры- игры, обеспечивающие процесс обучения чтению, письму, счете и грамоте.
Среди различных форм и приёмов занятий можно выбрать такие, которые будут по душе конкретному ребенку, выполняться им с удовольствием, а виды деятельности лучше всего чередовать, чтобы не допускать скуки. Представив ребенку свободу творчества, можно ожидать положительного эффекта.
Заключение: арт- терапию, применяемую в работе с детьми можно правомерно представить как здоровьесберегающую инновационную технологию и как способ развития эмоциональной сферы детей. Это прекрасный метод работы с детьми с различными способностями, оказывает влияние на становление ребенка как личности, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей, развивает творческое начало, а значит касается всех направлений основной программы дошкольного образования.
Используемая литература:
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д-«Чудеса на песке. Песочная игротерапия»
- Лебедева Л.Д. Практика арт- терапии. Подходы, диагностика, система занятий.
- Мардер Л.Д. Цветовой мир.Групповая арт- терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М: Генезис 2006 г.
- Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно- ориентированной арт- терапии. М: «Психотерапия» 2011
- Киселева М.В. Арт- терапия в работе с детьми. СПБ: Речь 2006 г.
- Корт Б.Техники аналитической арт- терапии. Исцеляющие путешествия. СПБ: Речь 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия на совершенствование процесса звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия на...
Мастер-класс «Положительное воздействие дидактических пособий на речевое развитие детей дошкольного возраста»
Цель: использование дидактических пособий в воспитательно-образовательном процессе.Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые...
Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия на совершенствование процесса звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционныеупражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозг...
"Арт-терапия" как метод психологического воздействия
Введение в понятие "Арт-терапия". Показания к применению.Принципы. Техники. Направления....
«Сказкотерапия как метод педагогического и психологического воздействия на ребенка»
Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, реальность. сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольник сталкивается с такими явлениями и чувствами, ка...
Методы и формы воздействия на ребенка с целью нравственного воспитания личности
Методы и формы воздействия на ребенка с целью нравственного воспитания личности...
Методы психологического воздействия двуязычных дошкольников направленные на содействие их успешной интеграции и социокультурной адаптации в ДОО при участии родителей.
Билингвизм — способность различных национальных, социальных, культурных или других групп людей объясняться на двух языках, причем зачастую одинаково хорошо на обоих....