Проект «Волшебство осенних красок»
проект по психологии

Тян Анна Валентиновна

Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период, и применения приобретённых знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.

Совместная деятельность детей, и психолога в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okt_volshebstvo_osennih_krasok.docx524 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство Образования и Науки города Улан – Удэhttps://avatars.mds.yandex.net/i?id=4b00fe0aac3fce94890813fa89ef54fb-4475134-images-thumbs&n=13

Администрация города Улан – Удэ

Комитет по образованию города Улан –Удэ

МАОУ «СОШ № 108»

Утверждаю:

Зам.директора по УВР - МАОУ

 «СОШ № 108» г. Улан-Удэ

____________________/М. Г. Козырева/

Проект

для подготовительной  группы

«Волшебство осенних красок»https://img3.badfon.ru/original/4104x2889/9/26/ruka-kist-listya-osen-veter.jpg

Выполнила:

педагог-психолог

Тян А.В.

г. Улан-Удэ

Тип проекта: творческий, групповой.

Вид проекта:Краткосрочный (1 неделя).

Участники проекта:психолог, дети подготовительной группы.

Актуальность:

Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период, и применения приобретённых знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.

Совместная деятельность детей, и психолога в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.

Цель:

Расширение представлений детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров, познакомить с осенними праздниками, создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.

Задачи:

- Расширить и обогатить представления детей, систематизировать и углубить их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период;

- Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, умственной);

- Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков;

- Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту;

- Приобщать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Предполагаемый результат:

- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с психологом;

- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период;

- Осуществление в группе воспитательно-образовательного процесса по обозначенной теме;

- Развитие продуктивной деятельности детей;

- Плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка);

- Развитие детского творчества;

1 этап. Подготовительный.

- Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий, подбор детской художественной литературы; подбор настольно-печатных и дидактических игр;

- Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе);

- Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций на осеннюю тему, гербарии с осенними листьями;

- Приготовление материалов для художественного творчества (сушеные листья, клей, шаблоны).

2 этап. Основной.

Форма работы

Задачи

Беседа о осени.

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени. Познакомить с народными названиями осенних месяцев.

Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность.

Воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, прививать любовь к природе.

Занятие по теме "Осень"

Закрепить знания об основных признаках осени, обобщающее слово «осень»; учить подбирать слова-действия к названиям растений и птиц; синонимы к глаголам.

Рассматривание сюжетных картин: И. Левитан «Осенний день», «Золотая осень»,

Вызвать эмоциональное отношение к природе. Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту осенней природы, пробуждать у детей добрые и светлые чувства.

Воспитывать эстетическое восприятие при встрече с произведениями

 «Деревья-наши друзья»

Формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

 «Осеннее дерево» аппликация

Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Осеннее солнце из листьев»

релаксация «Путешествие в осенний лес»

Систематизировать знания детей об осени, осенних приметах и явлениях; упражнять детей в умении слушать  музыку об осени.

Д/и «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек",

Закрепление знаний о временах года. Развитие зрительной памяти, внимания, речи, учить определять время года по его характерным признакам; воспитывать бережное отношение к природе; учить наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе; находить, соответствующие данному времени года предметы и оживлять композицию различным фигурками.

Приложение

Беседа о осени.

Задачи: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени. Познакомить с народными названиями осенних месяцев.

Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность. Способствовать развитию грамматической связной речи, обогащать словарь дошкольников,

Воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, прививать любовь к природе.

Оборудование: конвертики с разрезными разноцветными осенними листочками. Карточки – иллюстрации перелетных и зимующих птиц; животных; осенние пейзажи. Мяч. Смайлики настроения.

Ход: Ребята, вы сейчас услышите загадку, попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

Листья с веток облетают.

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

О каком времени года идет речь? Перед детьми карточки с изображением разных периодов времен года. Посмотрите и найдите карточки на которых изображено время года осень.

Объясните, почему вы выбрали эти карточки?

Какие приметы вы осени знаете?

Как это явление называется? (листопад) из каких слов состоит?

Какого цвета бывают осенью листья?

Что вы можете сказать о птицах?

Что происходит с днем и ночью?

Что делают животные осенью?

- Ребята, Сколько осенних месяцев в году?

- Каждый из осенних месяцев хорош. Давайте отправимся в путешествие по осени, расскажем об осенних изменениях.

Как называется первый месяц осени?

- Что происходит в природе в сентябре, что может нас порадовать?

Как изменяется природа вокруг, что происходит с листьями на деревьях?

Почему они такими становятся?

Давайте поиграем в игру: “ Собери листочек”.

Дети присаживаются за столы. В конвертах разрезные листочки.

Предлагаю собрать листочки из нескольких частей.

А теперь скажите мне, какие листья на деревьях бывают осенью? (разноцветные, красные, желтые, оранжевые).

- А что в сентябре может нас огорчить?

- Ребята, давайте вспомним погоду- было больше пасмурных, дождливых, чем ясных. По утрам стелются туманы, дни короче, а ночи длиннее.

- В сентябре птицы готовятся к отлету в теплые края.

А все ли птицы улетают в теплые края, да птицы которые остаются зимовать им порой очень тяжело в лютые морозы и человек старается помочь, подкармливает птиц.

А у сентября есть еще одно название –хмурень (небо хмурится, часто солнце прячется за тучами)

Психолог: Ребята, посмотрите вокруг. Что вы видите?

Что изменилось в последнее время?

Дети: Листья пожелтели, стало холоднее, люди стали теплее одеваться и т.д.

Психолог: Какому времени года соответствует такая погода и такие природные явления?

Дети: Осени.

Психолог: : Да, наступила осень. Всю землю покрыли опавшие с деревьев листья. Поэтому осень называют «золотой». Присмотритесь и понаблюдайте, листья с деревьев падают по-разному: один летит к земле, другой кружится, кружится и медленно опускается на землю.

Давайте, попробуем взять листок и опустить его в воздухе.

Опыт «Как падает осенний лист».

Вывод: Листья очень легкие, поэтому они летят медленно

Психолог: Когда дует ветер, и много листьев с шуршанием падает на землю, это явление называется листопадом.

Давайте рассмотрим листья, все ли они одинаковые?

Дети: Нет, они разные.

Психолог: Верно, они разные. Листья берёзы аккуратные, по краю зубчатые, с широким клиновидным основанием или почти усечённые, гладкие. 

Листья ивы удлинённые, узкие, заостренные с обоих концов. 

Дубовые листья продолговатые, лопастные, на коротких черешках, с выступающими прожилками. 

Вот такие яркие подарки дарит нам осень – опавшие, разноцветные, красивые листья. А вы любите осень?

Дети: Да.

Психолог: А за что вы любите осень?

Дети: За красивую природу, за яркий наряд деревьев и т.д.

Психолог: Вы чувствуете, как пахнет осень? Давайте насладимся ее запахом.

Дыхательная гимнастика.

Медленный вдох и три выдоха рывками. Выполняется три раза.

Психолог: Чем пахнет осень?

Дети: ответы детей.

Психолог: Запомните, как пахнет осень, ведь она будет недолго. Скажите, а какой сейчас месяц?

Дети: Октябрь

Воспитатель: Психолог: и теперь мы увидим листочки на деревьях только весной. Давайте соберем осенние листья и отнесем их в детский сад, чтобы зимой делать из них разные поделки и аппликации.

Игра «Соберем листочки».

В одну корзинку собираем желтые листья, во вторую – оранжевые, а в третью – зеленые.

Дети собирают листья.

Психолог: Молодцы, сколько листочков собрали. Я думаю, что наши поделки получатся яркими и красивыми.Ребята, подойдите к столу, на нем лежат листья. Составьте для осени красивый узор из листьев.

Дети составляют на свое усмотрение.

Физминутка:

Упражнение «Падают листья»

Падают, падают листья, в нашем саду листопад,

Желтые, красные листья, по ветру вьются, летят.

В руки возьмем по корзинке, в лес за грибами пойдем.

Пахнут пеньки и тропинки, вкусным осенним грибком.

(Дети выполняют движения, согласно тексту, в кругу)

Продолжение практической деятельности.

Анализ детских работ: Спросить: «Можно ли узнать, какое время года нарисовано на рисунках?

Как вы узнали, что осень?

Какой осенний день нарисован – ясный или пасмурный?

Как об этом можно узнать по вашим рисункам? (голубое небо, яркая листва).

Можно ли назвать то, что вы изобразили, «золотой осенью»?

Почему можно? Подтвердить высказывания детей, что в их рисунках больше всего желтых, оранжевых красок, которые напоминают цвет золота.


Рассматривание репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»

Задачи:Вызвать эмоциональное отношение к природе. Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту осенней природы, пробуждать у детей добрые и светлые чувства.

Подвести детей к пониманию того, как художник передал свое настроение с помощью цвета, обратить внимание на особенности сочетания теплых и холодных цветовых тонов.

Воспитывать эстетическое восприятие при встрече с произведениями искусства.

Предварительная работа:

Сбор осенних листьев.

Рассматривание иллюстраций об осени, разучивание и чтение стихов, слушание отрывков музыкальных произведений.

Использование дидактических игр на темы: «Осень», «Овощи фрукты», «Времена года» в самостоятельной игровой деятельности.

Психолог: :

-Какое красивое наступило время года!

Мы вчера с вами были в парке. Что вам там понравилось?

Дети:

-Очень красивые деревья, нарядные, с желтыми, красными разноцветными листьями.

Психолог:  (обобщает ответы детей):

-Да, мы видели, как опадают листочки, красиво кружась на лету. Мы даже играли с ними. Слушали шуршание листвы под ногами, вдыхали запах осени, любовались солнышком и ясным небом. Да, очень красиво сейчас в парках, в лесу. Много художников посвятили свои картины этому времени года. Давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины, которую написал великий русский художник Исаак Ильич Левитан.

Психолог: - Расскажите, что вы чувствуете, глядя на эту репродукцию? (Ответы детей). Какое настроение вызывает эта картина у вас? (Ответы детей)

-Какие красивые слова вы нашли, чтобы рассказать о своих впечатлениях. А хотите узнать, чем понравилась она мне? Мне понравилась эта картина тем, что она поднимает мне настроение. Рассматривая её, я думаю об осени, о том, как красива природа в это время года. Хочется побыстрее выбраться на природу, чтобы полюбоваться ее прощальной красотой.

Послушайте, как об этом времени года сказал поэт. И. Бунин:

"Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной,

Стоит над светлою поляной."

Психолог: -Золотая осень восхищала и радовала художника. Давайте внимательно рассмотрим картину. Что интересного, красивого увидел художник?

Ответы детей.

Психолог: -А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? (тени от деревьев, листва на деревьях пламенеет ярко желто-оранжевым светом!

Вот как может рассказать художник в своих картинах передать нам своё настроение, своё отношение к природе. Природа на картине кажется такой радостной, нарядной, теплой, светлой и даже торжественной.

-Я бы хотела узнать, какое настроение вызвала у вас эта картина? Что понравилось больше всего?

Картина вызвала эмоциональный отклик у детей. Дети с большим желанием включились в диалог. Каждый готов рассказать о своих впечатлениях.

Пословицы и поговорки:

Холоден сентябрь, да сыт. В ноябре зима с осенью борются

Во время осенней прогулки можно поиграть:

«С какого дерева листочек?».

 «Узнай, чей след». Если внимательно присмотреться, то на песке или земле можно увидеть множество следов: собаки, кошки, вороны, воробья. Рассмотрите увиденные следы и предложите детям узнать, кто же это оставил после себя? Поощрение добрыми словами ответы детские.

«Рисунок палочкой на земле (песке)». Найдите длинную острую палочку на земле и совместно с ребенком нарисуйте на песке или земле рисунок. Эта игра доставит массу приятных впечатлений и разнообразит прогулку.

«Выше - ниже». Сравните деревья по высоте, так же можно сравнить деревья с кустарниками.

Список литературы:

        - Рабочая программа по организации деятельности в старшей группе (5-6 лет) на период 2020 -2021 года.

        Разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы под общей редакцией Н. Е. Вераксы.,

Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой., Бабуровой. С. В.

        - С. Н. Николаева. Ознакомление дошкольников с неживой природой - Педагогическое общество России, Москва 2005.

        - Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М. : ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.

        -Ольга Соломенникова. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада Конспекты занятий,

        -План работы с родителями старшей группы на 2020–2021 год С.Н. Булдакова, Ф.Р.Аберова;

        - Перспективно-тематическое планирование по экологическому образованию в старшей группе на 2016–2017 учебный год. Шилоносова. С. И.

        - Т. Г. Кобзева, Г. С. Александрова «Организация деятельности детей на прогулке». – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2013г.

        - В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду: старшая группа». - М: Мозаика- синтез, 2015г

        - «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» В. А. Дрязгунова Москва Просвещение 1981

        - «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т. С. Комарова Москва «Просвещение» 1991

        - «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Р. И. Жуковская Москва «Просвещение» 1981


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осеннее развлечение для детей подготовительной группы "Спор осенних красок"

Сценарий осеннего развлечения для детей подготовительной группы "Спор осенних красок"....

Сценарий утренника, посвященного осени "Спор осенних красок"

Сценарий утренника, посвященного осени "Спор осенних красок"...

Проект: "Волшебство красок"

Дошкольный возраст-это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только для одаренных, но и всех детей. Каждый ребенок-это отдельный мир...

Экологический проект «Волшебство осенних листьев»

Экологическое воспитание подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части жи...

Экологический проект "Волшебство осенних листьев"

Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом и родителями – воспитывать любовь к родине, а значит, и бережное отношение к родной природе. Этого можно ...

Проект Волшебство осенних листьев

Детское экспериментирование - опыты помогают развивать детское мышление, логику, творчество ребенка. Дети учаться думать, делать выводы....