Консультация для педагогов "Подготовка и организация ООД "
консультация по психологии
Чтобы успешно провести занятие, воспитателю необходимо к нему тщательно подготовиться. Сейчас слово «занятие» заменили такими определениями как «организованная образовательная деятельность» - ООД, «образовательная ситуация» - ОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_i_organiatsiya_ood_.docx | 55.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство Образования и Науки города Улан – Удэ
Администрация города Улан – Удэ
Комитет по образованию города Улан –Удэ
МАОУ «СОШ№ 108»
Утверждаю:
Зам.директора по УВР - МАОУ
«СОШ № 108» г. Улан-Удэ
____________________/М. Г. Козырева/
Подготовка и органиация ООД
Выполнила:
педагог-психолог
Тян А.В
г. Улан-Удэ
сентябрь 2023
Подготовка и проведение ООД
Чтобы успешно провести занятие, воспитателю необходимо к нему тщательно подготовиться. Сейчас слово «занятие» заменили такими определениями как «организованная образовательная деятельность» - ООД, «образовательная ситуация» - ОС.
Так что же такое ООД?
ООД Организованная образовательная деятельность - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, непосредственным окружением ОУ, текущей темой и др., которая соединяет обучающую функцию и совместную деятельность, но процесс обучения остается.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Традиционно выделяется три формы организации обучения:
Формы организации обучения | Особенности |
Индивидуальная | Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребёнка больших нервных затрат; создаёт эмоциональный дискомфорт, неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. Работа с литературой; письменные упражнения; экспериментальная деятельность – опыты, наблюдения; работа на компьютере. |
Подгрупповая (индивидуально- коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровню развития. | При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения. Работа группами вовремя непосредственно образовательной деятельности; экскурсия по группам; трудовая практическая непосредственно образовательная деятельность. |
Фронтальная. Общегрупповая (работа со всей группой, чёткое расписание, единое содержание). | Достоинствами формы являются чёткая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения. Непосредственно образовательная деятельность усвоения знаний; непосредственно образовательная деятельность овладения умениями и навыками; непосредственно образовательная деятельность применения знаний, умений и навыков; непосредственно образовательная деятельность обобщения и систематизации знаний; непосредственно образовательная деятельность проверки и самопроверки знаний, умений и навыков; комбинированная непосредственно образовательная деятельность по комплексу её основных задач. |
Содержание организованной образовательной деятельности.
Требования к содержанию организованной образовательной деятельности:
- подбирается в соответствии с поставленными задачами, в том числе и с воспитательными;
- должно быть интересным для детей, доступным, в меру сложным,
- должно быть направлено не только на закрепление, уточнение того, что дети знают и умеют, но и на расширение, обогащение опыта детей, формирование новых представлений;
- по возможности продумывается единая линия содержания (если ООД сюжетная);
- должна быть практическая направленность (связь содержания с жизнью,
обсуждение того, где это встречается, где это может быть использовано);
- включает наличие интегративных связей с другими образовательными областями с целью актуализации имеющихся знаний и умений из других видов деятельности;
- предусматривает реализацию гендерного подхода (если позволяет содержание);
- имеет воспитательную направленность (формирование положительного отношения к тому, что познают дети, развитие навыков сотрудничества, формирование личностных качеств).
Структура организованной образовательной деятельности.
В любой образовательной деятельности выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой: начало, ход непосредственно образовательной деятельности (процесс) и окончание.
Структурный компонент | Содержание | Виды деятельности |
Начало ООД | Предполагает организацию детей: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и чёткие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты). Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чём он говорит. Детям надо представлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения. Объяснение не должно занимать более 3-5 минут. |
|
Ход (процесс) ООД (основная часть) | Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач. Осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие |
|
вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создаёт условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата.
Окончание ООД
Посвящается подведению итогов и игровая
(заключительная оценке результатов учебной предметная;
часть) рефлексия деятельности: художественная; речевая
- в младшей группе педагог хвалит
за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции;
- в средней группе педагог дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей;
- в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.
После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.
В зависимости от раздела обучения, от целей образовательной деятельности методика проведения каждой части ООД может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части непосредственно образовательной деятельности. После проведения ООД педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.
Организация работы при проведении ООД:
- Организационный момент - сообщение темы занятия, создание положительного настроя на обучение, пробуждение интереса (мотивация).
- Изучение нового материала начинают с повторения материала, который позволяет ввести новые знания в систему ранее усвоенных. Повторение чаще организуют в форме игровых упражнений, решения задач («Найди ошибку Незнайки», «Кого больше?») и занимает от 1 до 5 минут.
Изучение нового материала включает в себя три вида работ: Педагог показывает и объясняет новые задания, демонстрирует образец. (Дети наблюдают за действиями педагога, слушают его указания, пояснения, отвечают на вопросы);
- Выполнение индивидуальных заданий несколькими детьми (не более 2-3 детей) под непосредственным контролем воспитателя (остальные наблюдают за действиями товарища, слушают его, вносят исправления, дополняют, отвечают на вопросы);
- Самостоятельная работа с раздаточным материалом, овладения новыми умениями и навыками.
- Проведение физминутки.
- Для закрепления знаний в конце занятия также проводят игровые упражнения и дидактические игры. Широко используются комбинированные упражнения, позволяющие одновременно решать 2-3 задачи. При этом может идти работа над материалом разных разделов программы.
Задачи и требования к ним. Задача ООД триедина:
- Образовательная: повышать уровень развития ребёнка.
- Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
- Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Метод как способ достижения цели.
Метод - это способ достижения цели.
Выбор метода обучения зависит от цели и содержания непосредственно образовательной деятельности. При обучении рисованию, конструированию, пению ведущим методом станет упражнение, т.к. без этого нельзя научить рисовать, конструировать, петь. Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
Практические советы по проведению ООД по ФГОС ДО
- Продумывать организацию детей на занятии (чередование различных видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.)
- Качественная подготовка наглядных материалов занятия (доступность каждому ребенку, современность, качество и размер иллюстраций, возможен показ мультимедийных презентаций)
- Соблюдение структуры занятия:
- Вводная часть (создание мотивации и «не забывать» о ней на протяжении всего занятия. Например, если пришел Незнайка, значит всё занятие он «участвует» в деятельности с детьми, в конце занятия можно подвести итоги от лица персонажа).
- Также в первой части НОД необходимо создать проблемную ситуацию (или проблемно-поисковую ситуацию) для детей, решение которой, они будут находить в течение всего мероприятия. Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе или в паре.
- В ходе основной части педагогу можно использовать различные приемы руководства: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.
- После каждого вида детской деятельности педагогу необходимо провести анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей) – это требование
- В случае, когда у детей что-то не получается педагог может использовать такой прием, как педагогическая поддержка. Например, воспитатель говорит: «Мне очень понравилось, как Сережа, Марина и Лена сделали светофор, а вот у Максима и Олега отклеились детали, но я думаю, что в следующий раз они обязательно постараются и сделают все качественно»)
- На протяжении всего занятия (особенно на группах старшего дошкольного возраста) педагог должен следить и побуждать детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям необходимо продумывать заранее, они должны носить поисковый или проблемный характер; стремиться к тому, чтобы дети отвечали «полным ответом». Еще нужно контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего лица. Например, отходить от выражения: «Я хочу вас пригласить в путешествие…» - это неправильно, т.к. педагог как бы «навязывает» предстоящую деятельность. Правильнее будет обратиться к детям таким образом: «Давайте отправимся в путешествие…»
Педагог просто обязан предоставлять детям «свободу выбора» предстоящей деятельности и, в тоже время, своим мастерством увлечь детей за собой. Например, воспитатель первой младшей группы на познавательном занятии рассказала детям сказку «Колобок», а потом предлагает мотивацию предстоящей деятельности (коллективная аппликация персонажа Колобок) «Ребята, Колобок убежал от бабушки и дедушки, они горько плачут. Как же мы можем помочь бабушке с дедушкой? Далее предлагает варианты ответов: может быть нам нарисовать Колобка и подарить его бабушке и дедушке? Таким образом, она увлекла ребят, организовала мотивацию для рисования, заинтересовав их, также решила воспитательную задачу: вызвать у детей желание помочь бабушке и дедушке в поисках Колобка.
Таким образом, следует заключить, в настоящее время требования к проведению занятий изменились, т.к. существуют педагогические технологии, которые необходимо использовать при реализации ФГОС ДО.
Советы воспитателям по организации ООД:
- Не торопитесь ответить, сделать за детей, исправить.
- Давайте детям возможность предполагать, домысливать, доводите до логического конца их размышления, не торопитесь выдать готовый ответ сами. Подводите детей к выводам, обобщениям.
- Замечайте противоречия между ответами детей и своим выводом.
- Не забывайте об обеспечении субъектной активности детей.
- Проводите игры, упражнения, используйте задания, которые в первую очередь влияют на развитие детей.
- Обеспечивайте смену видов деятельности для того, чтобы максимально увлечь, заинтересовать, удержать внимание детей.
- Чаще обращайтесь к детям с просьбой - уточнить сказанное (делая вид, что это важно, но еще непонятно), объяснить по-другому.
- После выполнения детьми заданий поговорите с детьми о том, как удалось добиться результата, у кого получилось и почему.
Таким образом, правильно организованная ОД это:
Мотивация, сотрудничество, интеграция.
Проектная деятельность. Партнерство.
Комплексный подход к обучению.
Самостоятельно-поисковая деятельность.
Разнообразие видов деятельности.
Совместная деятельность воспитателя и ребенка.
Учет интересов детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей « Технология организации контакта педагогов с родителями в новых социальных условиях»
В консультации представлена методика Филоновой, как добиться правильных взаимоотношений с родителями,как целеноправленно строить общение, каждодневно решая определённую коммуникативную зад...
Консультация для родителей по организации сюжетной игры с детьми 5-7 лет
Вашему ребенку исполнилось пять лет. Это уже разумный человечек, который многое знает, многое умеет, подчас даже умеет читать. А как играют дети после пяти лет? Может быть, игра им уже не...
консультация "роль воспитателя в организации и проведении сюжетно- ролевых игр во всех возрастных группах"
консультация для воспитателей дошкольных учреждений1. особенности сюжетно- ролевой игры2.виды сюжетных игр.3.этапы формирования сюжетной игры...
Консультация для педагогов Методика организации и руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов Методика организации и руководствасюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста Старший воспитатель Орлова Светлана Васильевна...
Консультация для начинающих воспитателей «Организация режимных моментов в дошкольной организации»
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.У ребенка, приучен...
Консультация для начинающих воспитателей «Организация режимных моментов в дошкольной организации»
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.У ребенка, приучен...
Консультация "Дискуссия как форма организации методической работы в дошкольной образовательной организации"
Одной из эффективных организационных форм методической работы в детском саду, с нашей точки зрения, является дискуссия как интерактивная форма, основанная на организационной коммуникации педагог...