Энергетическое фрактальное рисование
консультация по психологии

Леонтьева Дарья Олеговна

Мастер-класс для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Энергетическое фрактальное рисование

как метод арт-терапии в работе с детьми»

ответственный: педагог-психолог Леонтьева Д.О.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов.

Задачи:

  • познакомить с арт-терапевтическим методом «фрактальное рисование»;
  • показать возможности использования метода в работе с детьми и взрослыми;
  • создать положительный эмоциональный климат в коллективе при помощи метода арт-терапии;
  • развивать профессионально-творческую активность;
  • раскрыть внутренний потенциал каждого педагога.

         Теоретическая часть.

Арт-терапия одно из множества современных направлений раскрытия своего духовного роста, природного потенциала, творческих способностей, которые, несомненно, есть у каждого из нас. Арт-терапия уходит корнями в древнейшее искусство, как известно, наши предки рисовали наскальные рисунки, устраивали пляски у костра и пели песни. Они рисовали то, что видели, что их окружало, складывали песни о том, что им помогало выживать - огонь, деревья, земля, вода, ветер, звёзды на ночном небе, животные - осознанные природные стихии и отраженные образы в творческом порыве материализации образов. Арт-терапия - это отражение древнейших инстинктов человека, прошедших многовековую эволюцию, и дошедшая до нашего времени в разных формах современного искусства. Арт-терапия одухотворяет человека, делает душу светлее, учит тому, чтобы проблемы становились задачами, которые потом решаются, теряют свою значимость и в последствии отступают от человека, наполняя пространство души созерцанием красоты мира, в котором мы живём.

Метод фрактального рисования как метод арт-терапии был разработан

Т. З. Полуяхтовой, Комовым А. Е в 1991 г. на основе научно-прикладных исследований Б. Мандельброта, Е. Фандыш, М. Люшера и был представлен в книге «Родник фрактальной мудрости, или Свежий взгляд на наши возможности».

Новым и привлекательным в этом методе оказалось то, что довольно оригинальным, несложным и совершенно не обременительным для тестируемого человека приёмом было реализовано одно, крайне важное условие любого теста — исключить влияние сознания тестируемого человека на результаты теста. Это было достигнуто очень просто. Человек, который выполнял фрактальный рисунок, должен был наносить линию, а затем выбирать карандаши для закрашивания полученных ячеек с закрытыми глазами. В этом случае влияние сознания на процесс рисования и закрашивания ячеек фрактального рисунка практически исключалось. Как оказалось, выполненный таким образом рисунок напрямую связан с психоэмоциональным и физическим состоянием человека, его сделавшего. Более того, в этом рисунке можно найти информацию о детстве и юношестве тестируемого, о его окружении, взаимоотношениях в семье и т. д.

Термин "фрактал", как и саму концепцию, авторы методики успешно переняли у математиков. Название происходит от латинского слова fractus (что означает "из частей").

Суть метода базируется на использовании взаимосвязей между ручной "моторикой" человека и его психическими/психофизиологическими состояниями. Активизируя нейронные связи через мелкую моторику в процессе фрактального рисования, мы улучшаем память, активизируем речь и развиваем спящие творческие способности. Рисунок несёт информацию о состоянии души и тела. В сочетании с музыкотерапией может использоваться как здоровьесберегающая технология для снятия напряженности и усталости в периоды большей загруженности.

Метод позволяет задействовать глубинные механизмы подсознания, позволяет улучшить состояние своего здоровья, гармонизировать ситуации, связанные с творческими и межличностными проблемами.

Главная задача метода фрактального рисования — самовыражение человека через рисунок, выполненный по определённым правилам. Происходит замена слов рисунками — это переход не только к новой системе кодирования информации, но и к новым методам описания окружающего нас мира. При освоении метода возрастает духовная составляющая человека, проявляются творческие возможности, которые без сомнения есть в каждом из нас.

Метод фрактального рисования рекомендуется использовать для диагностики и коррекции психоэмоционального и физиологического состояния взрослых и детей (от 5 лет и старше). С детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста - индивидуальная форма проведения. С детьми среднего, старшего школьного возраста и взрослыми – как индивидуальная, так и групповая формы. Относительным противопоказанием к использованию методики в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является наличие минимальной мозговой дисфункции (ММД). Детям с ММД активного и реактивного типов очень трудно долгое время заниматься одним делом. Раскрашивание множества «окошек» со временем начинает их раздражать, интерес к выполнению задания быстро пропадает, повышается отвлекаемость и истощение. Надо отметить, что дети 5-6 лет рисуют только крупные ячейки. Дети до 12 лет, особенно если они не отличаются усидчивостью и прилежанием, закрашивают ячейки очень характерно, по-детски. Однако, дети, способные к рисованию, даже в семилетнем возрасте, могут закрашивать рисунки как взрослые (в этом случае может наблюдаться некоторая разбросанность). После 14-лет, в период активного самоутверждения, дети начинают рисовать по-взрослому. Дети, неуверенные в себе, «забитые» или которые плохо учатся, как правило рисуют достаточно крупные ячейки и закрашивают их неплотно. Очень часто рисунки выглядят неопрятно и неряшливо.

Кроме того, рисование фрактального рисунка - это очень захватывающий процесс, где Вы получите массу удовольствия от самого рисования. Ваше бессознательное создаст рисунок, который точно будет единственным на этой планете. Это как отпечатки пальцев. Огромное значение в рисунке имеет цвет. Цвет - это световая волна определенного спектра. И действие этой волны происходит не только через анализаторы, но и на глубинном уровне. Именно поэтому существует явление цветотерапии. Авторы методики утверждают, что таким образом мы рисуем свою ауру. По ощущениям, которые мы испытывали при рисовании, могу сказать, что такая методика дает возможность медитации. Ведь медитация – не только погружение с помощью физических упражнений, йоги, но и путем каллиграфии, концентрации внимания на каком-то повторяющемся действии, дыхании. Цвета, преобладающие во фрактальном рисунке, являются цветами, преобладающими и в ауре автора рисунка. И они характеризуют наличие определенных качеств характера, эмоциональное и физическое состояние.

Практическая часть.

Необходимый материал:

1. набор цветных карандашей по возможности большего количества цветовых оттенков;

2. лист бумаги формата А 4;

Как рисовать (под музыкальное сопровождение):

1. Лист перед собой расположить по горизонтали;

2. Шарик ручки устанавливаем в любой точке листа;

3. Закрыв глаза, 45 – 60 сек. рисуем непрерывную линию, стараясь заполнить как можно большую площадь листа;

4. Линия должна быть четкая и хорошо прочерченная;

5. Скорость движения ручки средняя, без резких росчерков;

6. Рисуем спокойно, стараясь разнообразить направления линий, с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали, выполняя круговые, овальные, геометрические и любые другие контуры, стараясь разнообразить движения кисти руки и не допуская частых повторов: только круговых форм; только петлеобразных форм; только 8-образных форм; только углообразных форм.

7. Белый фон рисунка необходимо оставить идеально чистым, без помарок, пятен и надписей.

Анализ фрактального рисунка 

Ярко выраженные черты характера, индивидуальные качества и особенности поведения и состояния автора рисунка можно определить по следующим параметрам:

1. характер линии;

2. размер и конфигурация рисунка;

3. размер и конфигурация ячеек;

4. цветовая гамма рисунка,

5. отдельные доминирующие цвета и оттенки.

Если рисунок содержит характерные особенности, которые занимают до 60—75% его площади, это указывает на то, что качества и черты характера автора, а также его состояние ярко выражены. Особенности, занимающие 30—35% площади рисунка, указывают на средний показатель качеств и черт характера.

1. Расшифровка информации, содержащейся во фрактальном рисунке, начинается с линий.

Сначала необходимо посмотреть и оценить качество линии, которой нарисован контур рисунка. Оценить, насколько линия плавная, насколько линия прочерченная, контрастная, толстая. Необходимо оценить скорость, с какой линия проведена.Определить: спокоен был человек в момент нанесения или находился в агрессивном состоянии.

Четко прочерченная линия — уверенный, твердый характер, целеустремленность и самостоятельность, аккуратность, исполнительность, обязательность.

Нажим при проведении линии не везде одинаковый — чаще всего это творческий человек с гибким характером, мечтатель, не всегда устойчивые эмоции, иногда проявляется неуверенность в себе.

Слабо прочерченные линии — болезненное состояние, комплексы, заметная неуверенность в себе.

Резкие, угловато прочерченные линии — эмоциональное напряжение, стрессовое состояние.

Линии с плавными переходами — гармоничное, стабильное состояние.

Расположение линий по концентрическому кругу, кругообразный повтор в рисунке — склонность к навязчивым состояниям, неврозам.

2. Размер и конфигурация рисунка

Маленький рисунок (не более 1/3 площади листа) — с одной стороны, комплексы и заниженная самооценка, с другой — склонность к эгоцентризму.

Средний размер (около2/3 площади листа) и овальный периметр рисунка — чаще всего это показатель уравновешенного характера.

Большой рисунок (значительно больше 2/3 площади листа) с линиями, выходящими за пределы листа, — нестабильное эмоциональное состояние, в некоторых случаях неспособность к концентрации внимания.

Прямоугольная форма периметра рисунка — прямолинейный, зачастую сложный характер.

Конфигурация рисунка с причудливо выраженными "хвостиками" по его периметру — яркая индивидуальность, неординарность, в некоторых случаях нестабильность характера.

3. Ячейки. Конфигурация и размеры

Ячейки на фрактальном рисунке тоже несут в себе достаточный объем информации об его авторе. Когда линия многократно пересекается в пространстве, получается огромное количество ячеек разных размеров, конфигураций и пропорциональных соотношений. Они могут быть треугольные, петлеобразные, круглые, вытянутые и т. д. Ячейки могут раскрыть чрезвычайно любопытные подробности, а их совокупность дает четкую картину о человеке как личности.

Гармоническое сочетание размеров ячеек на всей площади рисунка (1/3 крупных, 1/3 средних, 1/3 маленьких) — говорит об уверенности в себе, целеустремленности, стабильности.

Большое количество крупных ячеек — добрая открытая натура.

Большое количество средних ячеек — исполнительность, аккуратность, педантизм, наличие аналитических способностей, склонность к точным наукам.

Большое количество мелких ячеек — закомплексованность, стремление к детализации, в некоторых случаях неуверенность в себе, но всегда аккуратность и старательность.

Плавные, округлые ячейки с небольшим числом геометрических форм — рассудительный спокойный характер, склонность к творчеству.

Большое количество геометрических форм — ярко выраженная склонность к анализу, скептицизм в оценках, прямолинейный авторитарный характер.

Резко прочерченные, угловатые, неровные ячейки — эмоциональная нестабильность, раздражение, стресс.

Примечание.

Внимательно проанализируйте геометрические формы ячеек:

• а) заметное, количество ячеек геометрической формы, полученных просто пересечением линий, показывает наличие твердого характера и присутствие деловых качеств. Но при этом отмечается некоторый комплекс зависимости от настроения;

• б) геометрические формы ячеек, прорисованные соответствующими движениями руки и заполняющие весь или большую часть рисунка, свидетельствуют о прямолинейном, консервативном типе характера, также этому человеку могут быть присущи такие черты, как целеустремленность и бескомпромиссность.

4. Пятна

Маленькие черные (точечными пятнами) ячейки — наличие качества "формирователя" событий (о чем человек думает, то и происходит).

Любое небольшое черное пятно — свидетельство начала изменения событий в настоящем времени.

Заметное количество средних пятен или большое пятно черного цвета —энергетический голод, обесточенность (нежеланный труд, работа вхолостую).

Большое локальное темное пятно — острая проблема личного характера

5. Характерные цветовые акценты.

Большие ячейки красного цвета — предрасположенность к навязчивым состояниям, тревожность.

Заметное количество красных пятен среднего размера — напряженность, неустойчивые эмоции.

Одна или несколько больших ячеек коричневого цвета — долго не решаемые проблемы межличностных отношений.

Большое количество оттенков зеленого цвета — природная способность организма к саморегуляции.

Одна или несколько крупных ячеек лилового цвета — тревожное состояние, агрессия, острый стресс.

6. Цвет

Чистый без пятен и помарок белый фон рисунка — высокая концентрация внимания, исполнительность, пунктуальность.

Случайно или намеренно не закрашенные ячейки белого цвета — говорят о значительной невостребованности природных особенностей.

О других цветах можно сказать следующее:

1. лимонно-желтый — цвет педагога, учителя

2. цыпляче-желтый — цвет "ретранслятора", передатчика информации, комментатора

3. зеленый цвет всех оттенков - цвет здоровой энергии, оптимальная способность сопротивляемости и самовосстановления организма, способности к целительству

4.синий цвет:

Голубой — цвет спокойной энергии

Синий и темно-синий — цвет холодной равнодушной энергии

Сиреневый — цвет сильной энергии

1. фиолетовый — цвет фонтанирующей энергии

2. лиловый — цвет мощной, неуправляемой энергии

3.красный цвет:

розовый — цвет теплой энергии

алый, малиновый — цвет, сигнализирующий о наличии опасности, цвет тревоги

1. густой оттенок красного цвета, бордовый, вишневый - цвет силы, агрессивной энергии.

2. оранжевый цвет — цвет жизненной, сексуальной энергии

3. светлые оттенки коричневого цвета (золотистый, бежевый, охра, песочный)— цвет чистой энергии, святой энергии

4. коричневый, темно-коричневый — цвет, определяющий наличие беды, глубоких переживаний, депрессии (в сочетании с другими темными цветами и оттенками)

5. серый цвет — цвет, определяющий наличие нестабильных энергий, в сочетании с другими темными цветами — пограничное состояние. В малом количестве этот цвет означает скорое изменение происходящих событий.

6. черный цвет — цвет энергетической ямы, вакуума, пустоты, энергетического обесточивания.

Примечание. В целом, говоря о цвете,необходимо отметить следующее:

• а) темные оттенки цветов показывают наличие чрезмерных (порой приобретающих отрицательное значение) качеств энергетических функций цвета;

• б) средняя насыщенность цвета — оптимальные качества по энергетическим функциям цвета;

• в) светлые, прозрачные тона каждого цвета — резервные или мало проявленные качества по энергетическим функциям цвета.

Итак, создайте свой шедевр с помощью нового, интересного и эффективного метода фрактального рисования!

Литература:

1. Т. З. Полуяхтова, А. Е. Комов «Родник фрактальной мудрости, или свежий взгляд на наши возможности». М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрактальное рисование

Арт-терапия одно из множества современных направлений раскрытия своего духовного роста, природного потенциала, творческих способностей, которые, несомненно, есть у каждого из нас. Арт-терапия уходит к...

Конспект интегрированного занятия педагога-психолога по развитию психических процессов в подготовительной к школе группе с использованием элементов методики фрактального рисования.

Конспект интегрированного  занятия педагога-психолога по развитию психических процессов в подготовительной к школе группе с использованием элементов методики фрактального рисования. Тема:...

Мастер-класс "Фрактальное рисование"

Метод фрактального рисования был разработан Т.З.Полуяхтовой в 1991 г.Он основан на взаимосвязи между мелкой моторикой человека и его психическим состоянием, ведь рисунок несет информацию о состоянии д...

Статья на тему: "Фрактальное рисование как метод развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Фрактал - геометрический объект, который можно увидеть в разных частях сам, или по крайней мере что-то очень похожее на весь фрактал. Метод фрактального рисования базируется на использовании взаимосвя...

Развивающий потенциал техники фрактального рисования. Занимаемся в кругу семьи.

Метод фрактального рисования может применяться в индивидуальной и групповой работе, в адаптационный период, а так же при снятии тревожности напряжения и усталости. Интересно использование техники в кр...

Фрактальное рисование с "ROBOT MOUSE".

Фрактальное рисование с детьми ОВЗ является эффективным методом, для внутреннего состояния ребенка и для коррекции различных аспектов....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ФРАКТАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ"

Метод фрактального рисования был разработан Т.З. Полуяхтовой в 1991 г.Он основан на взаимосвязи между мелкой моторикой человека и его психическим состоянием.Цель: диагностика и коррекция психоэмоциона...