СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ-ПУТЕШЕСТВИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
план-конспект занятия по психологии
Предварительный просмотр:
сценарий тренинга
СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ-ПУТЕШЕСТВИЕ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
("Для чего Снежной королеве Кай?")
Участники: педагоги, родители (на усмотрение организаторов тренинга).
Цель: провести профилактику эмоционального выгорания, сплотить коллектив, наладить взаимодействие участников тренинга.
Материалы и оборудование: ткань синего цвета или прозрачный полиэтилен, картинки с изображением льда, дуба, бумаги, дров; фольга, чистые листы бумаги, пять длинных чистых лент.
Продолжительность: 60 минут.
Перед входом в помещение, где будет проходить сказкотерапевтическая встреча, положите большой обруч или круг из каната (если много участников). Внутри него и снаружи по контуру разложите два ряда карточек с разными изображениями. обруч будет выполнять роль сказочного трамвайчика. Внешний ряд карточек - это билетики, внутренний ряд карточек - посадочные места для участников.
Вход в сказочное пространство (7 минут)
Педагог-психолог: Всем участникам предлагаю переместиться в сказочное пространство на трамвайчике "Воображай и проезжай!".
Упражнение "Трамвайчик "Воображай и проезжай".
Цель: провести рефлексию сильных и слабых сторон педагогов в общении с родителями, проанализировать актуальные проблемы взаимодействия.
Раздайте педагогам чистые листы бумаги и карандаши.
Педагог-психолог: По очереди вытягивайте из внешнего круга "билетик" - карточку с картинкой. Затем вытягивайте "посадочное место" - карточку из внутреннего круга. Ваша задача - найти аналогию между двумя картинками. Карточки могут попадаться совершенно разные. Вы должны придумать, что у них общего. Например, на карточке-билетике изображён ёжик, а на посадочной карточке попалось изображение мячика. Ёжик и мяч - круглые, катятся. Всем понятно? Тогда начнём!
Основная часть (45 минут)
Педагог-психолог: Встанем все плотно в круг и возьмёмся за руки. Слышите пульс друг у друга? Так бьётся наше тёплое любящее сердце. Сейчас мы попадём в снежную сказку. Наша задача во время сказочного путешествия - чтобы сердце не заледенело, а осталось таким же живым, как сейчас. В добрый путь!
Игра "Снежный вихрь".
Участники образуют два круга - внешний и внутренний, берутся за руки, начинают движение в противоположные стороны и хором повторяют слова за педагогом-психологом.
Педагог-психолог и участники тренинга: Еле, еле, еле, еле
Снег кружится каруселью,
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Вот и сказка. Заходите.
Педагог-психолог: Мы попали в сказочную страну. Напомню историю, которая произошла здесь. В одной семье родился мальчик. Он быстро рос и был очень добрым. Родители назвали его Кай. Как-то раз пролетел по их улице снежный вихрь, который сметал всё на своём пути. Люди разбегались в разные стороны. А когда всё стихло, родители поняли, что их мальчик пропал. Его унесла Снежная королева. И тогда жители сказочной страны, то есть вы, решили отправиться на поиски единственного сына этой семьи, чтобы освободить его из ледяного плена.
Упражнение "Заколдованная река"
Вам понадобятся: ткань синего цвета или прозрачный полиэтилен (река), картинки с изображением льда, дуба, бумаги, дров.
Разложите картинки с изображением льда, дуба, бумаги, дров с противоположной от участников стороны "реки".
Педагог-психолог: Вы оказались на берегу реки, через которую необходимо перебраться, чтобы продолжить путь. Перебраться можно на лодке, но в неё поместится только половина участников. Сами выберите участников, которые переплывут нашу реку на лодке. Пусть они перейдут на другой берег.
(Проследите, чтобы на "другой берег" перешла примерно половина участников).
Педагог-психолог: Остальным предстоит задача посложнее. Как же переправиться на ту сторону? Выход есть. На противоположном берегу растёт дуб, в корнях которого спрятано нечто волшебное, с помощью чего можно построить мост. Вы не можете слушать друг друга. Дальше вам придётся общаться только жестами. А та группа участников, которая переправилась на другой берег, обнаружила среди корней подсказки: то, из чего можно построить мост. Необходимо каким-то образом передать информацию второй группе участников. Попробуйте передать её с помощью пантомимы.
(Например, первая команда достаёт подсказку с изображением дров и должна жестами объяснить слово. Когда вторая команда отгадает его, то может переправить на другой берег всех участников. Так нужно разгадать все загадки, которые спрятаны в корнях дуба).
Педагог-психолог: Вот вся команда снова воссоединилась и готова двигаться дальше. Но, как и положено, вас захватили в плен разбойники. Дорогие участники, чтобы сбежать от разбойников, нужно ощупать все поверхности их пещеры и найти тайный выход.
Тактильно-двигательное упражнение "Сон в плену"
Педагог-психолог: Прикасайтесь к поверхностям комнаты, в которой происходит действие. Трогать поверхность можно любыми частями тела: руками, ногами, носом, головой, ушами, спиной. Обращайте внимание на то, какой частью тела обстановка ощущается ярче, лучше.
(Дайте участникам пять минут, в течение которых они смогут свободно передвигаться по комнате).
Арт-терапевтическое упражнение "Чудесный сон"
Педагог-психолог: Вы так устали от этого бесконечного движения, что вас сморил крепкий сон. Засыпайте там, где вы сейчас находитесь.
(Участники застывают на месте и "засыпают").
Педагог-психолог: Пока вы спали, вам всем приснился один и тот же сон. Вы проснулись и начали рассказывать друг другу о том, что в нём увидели. Чтобы лучше разобраться в том, что снилось, вы решили нарисовать общий сон. Сделайте это с помощью той части тела, которая больше всего помогала вам в поиске выхода из пещеры разбойников.
(Участники делятся на пары, берут карандаши и ватман. Каждый должен обвести две свои части тела. которые наиболее чутко передавали ощущения в предыдущем упражнении. На листе ватмана они рисуют эпизоды "сна". Затем из всех фрагментов нужно выложить единую картину, общий сон из разных сюжетов. Во время упражнения включите спокойную музыку. По окончании упражнения проведите небольшую рефлексию по общей картине.
Педагог-психолог: Вы долго шли. Попали в плен, увидели сон, вырвались из пещеры разбойников и наконец добрели до королевства Снежной королевы. Пред вами разбросаны льдинки - куски фольги. Чтобы найти мальчика, которого вы так усердно искали, нужно сложить из льдинок что-то доброе, что напоминает о жизни, семье, любви и дружбе.
Упражнение "От любви растает лёд"
Участники берут куски фольги, сколько хотят, и любого размера. Нужно фольге придать образ, который ассоциируется у них с перечисленными качествами: например, сердце, птица, человек, цветок и т.д. Размер фигурок может быть разным. Затем нужно объяснить, что это за фигурка, как они её сделали - рвали, мяли, складывали фольгу, и почему сделали именно так.
Педагог-психолог: Снежная королева улетела из замка, а вы отправились на поиски мальчика. В одном из залов вы нашли его, но он заколдован.
Разделите участников на две команды с помощью вопроса: "Какая для вас Снежная королева: злая, недостойная жалости, любви и прощения или несчастная женщина, которую нужно пожалеть?" Проведите дискуссию между командами.
1-ая команда - "слуги Снежной королевы". Это те, кто поддерживает, жалеют её и не смотря ни на что находят в ней качества, за которые её можно пожалеть как женщину. Им предстоит ответить на вопрос, зачем Кай нужен Снежной королеве.
2-ая команда - "родственники Кая". Это те, кто считает Снежную королеву злой, вредной и недостойной любви и прощения. Им предстоит ответить на вопрос, почему мальчик должен вернуться к родственникам.
Педагог-психолог: Споры, споры, разговоры. Но нам пора Кая спасать.
Выберите участника, который исполнит роль Кая.
Упражнение: "Волшебное зеркало".
Вам понадобятся ленты.
Участники встают в общий круг. Участник, которого выбрали на роль Кая, встаёт в центр круга.
Педагог-психолог: Когда Снежная королева украла мальчика, осколки попали ему в уши... Часть осколков попала Каю в глаза... Несколько осколков ранили руки и ноги... Одна льдинка попала в рот...
(Одновременно с речью повязывайте ленточки участнику на уши, глаза, руки, ноги, рот).
Педагог-психолог: Итак, вы преодолели много препятствий, нашли похищенного мальчика. Но он вас не слышит, не видит и не может двигаться. Он заколдован. Ленты - это родительские запреты. Попробуйте снять эти запреты. Нужно подойти к Каю, снять один из запретов, говоря при этом: "Я разрешаю тебе... (например, говорить) для того, чтобы ты... (например, мог сказать своим родителям, как ты их любишь)". Так поступайте со всеми запретами-лентами.
(Участники выполняют задание).
Педагог-психолог: Кая мы нашли. Но Снежная королева не может его просто так отпустить, он ей тоже нужен. Она уступит, если Кай найдёт среди толпы любящие глаза матери.
Упражнение "Любящие глаза"
Вам понадобятся чистые листы бумаги.
(Отведите Кая в сторону. В это время в кругу нужно выбрать участников на роли мамы и папы. Раздайте всем чистые листы бумаги. Дайте установку: участники, которые исполняют роль родителей, должны изобразить нежный любящий взгляд, а все остальные - взгляд безразличный, злой. Участники закрывают лицо чистыми листами и оставляют видимыми только глаза. Входит Кай. Он должен обойти всех участников, посмотреть им в глаза и отыскать среди них добрые любящие родительские глаза и проигнорировать злые и безразличные. В конце обсудите было ли легко Каю, смог ли он выполнить поставленную задачу).
Педагог-психолог: Наше сказочное путешествие подошло к своему завершению. Мы с вами проделали большой путь, спасли мальчика, разгадали сложные задачи. Пора возвращаться обратно.
Выход из сказки (8 минут)
Участники встают в два круга. Внешний двигается вправо, внутренний - влево. Все повторяют слова за педагогом-психологом.
Педагог-психолог и участники тренинга: Еле, еле, еле, еле
Снег кружится каруселью,
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Все обратно возвратитесь.
Педагог-психолог: Вот мы и вернулись обратно. Теперь есть время, чтобы рассказать о своих чувствах, подумать над проработанным сюжетом.
(Участники обсуждают впечатления от тренинга).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"
В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...
«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС
Задачи семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...
Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"
27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...
семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...