Разрешение конфликтов
план-конспект занятия по психологии
Предварительный просмотр:
"РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ"
Цели интерактивного занятия:
- Развитие коммуникативной компетентности: способности проводить анализ конфликтной коммуникативной ситуации, искать способы позитивного разрешения конфликтов.
- Знакомство с понятием "конфликт", стратегиями поведения в конфликте.
- Развитие коммуникативной толерантности.
ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ И ИНСТРУКЦИИ
1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ ЗАНЯТИЯ (3 мин.)
Сбор ассоциаций, бриф опрос:
1. Случалось ли вам быть участником или свидетелем конфликта между людьми?
2. Между кем и кем бывает конфликт?
3. В каких ситуациях возникают конфликты? Что является причиной?
4. Какие чувства чаще всего возникают во время конфликта?
5. С каким словом у вас ассоциируется слово "конфликт"?
Вывод и обсуждение результатов
Вывод. Конфликты - это часть нашей жизни. Так или иначе. Они случаются в жизни каждого из нас.
Большинство из вас связывают конфликт с неприятными чувствами. Почему?
Чтобы конфликт не разрушал наши отношения с близкими, важно уметь воспринимать конфликт как несовпадение интересов, требующее обсуждения и согласования. И тогда вы сможете разрешить его конструктивно, не обижая и не раня друг друга.
Сегодня мы сделаем несколько шагов на этом пути к тому, чтобы научиться разрешить сложные ситуации конструктивно, не обижая и не раня друг друга. И попробуем разобраться в том, какие стратегии поведения лучше использовать в конфликтных ситуациях.
2. РАЗМИНКА (5 мин.)
Включение в "здесь и сейчас"
"Коленвал"
"Все как один"
3. ИНТЕРАКТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ "СБОР ОРЕХОВ" (7 мин.)
Выбирается несколько человек-добровольцев для участия в эксперименте, обычно 5-7.
Добровольцы усаживаются вокруг блюда, на котором лежит 20 орехов.
Инструкция участникам:
"Вам необходимо собрать как можно больше орехов. Каждый может в любой момент забрать сколько угодно орехов, а каждые 10 секунд количество орехов, лежащих на блюде, будет удваиваться. Во время эксперимента нельзя разговаривать".
После окончания упражнения ведущий просит каждого участника запомнить свой результат и говорит, что к ним вернутся в конце занятия.
4. РОЛЕВАЯ ИГРА "ДЬЯВОЛЬСКМЕ БАШНИ" (10 мин.)
Инструкция для участников:
"Я предлагаю вам сейчас попробовать в командах построить ...Дьявольскую башню! Строить их мы будем из выданных вам строительных материалов, они есть у каждой команды. Но поскольку строить простую башню скучно, каждому "строителю" я дам отдельную инструкцию - какой должна быть Дьявольская башня. Пожалуйста, не показывайте друг другу свои карточки и не рассказывайте, что в них написано!
Так же обращаю ваше внимание на то, что упражнение выполняется молча - нельзя разговаривать и издавать голосом какие-либо звуки".
Ход игры:
Группа делится на 3-4 команды по 6 человек любым способом. Каждая команда получает 30 блоков конструктора разных цветов. Участникам раздаются карточки с инструкциями. Необходимо повторно подчеркнуть, что этой информацией ни с кем нельзя делиться и что игра проходит в тишине.
Работа в командах - строительство башен в соответствии с инструкциями (10 мин.).
Обсуждение упражнения:
- Расскажите, как вам было строить эти башни? Получилось/ не получилось? Что показалось наиболее трудным?
- Удалось ли каждому выполнить свои инструкции?
- Как другие участники относились к вашим инструкциям?
- А вы как относились к инструкциям других участников?
5. ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ "СТРАТЕГИИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ"
(20 мин.)
1. В каждом конфликте есть предмет конфликта и конфликтующие стороны. Предмет конфликта может быть разным. (Примеры - из эксперимента, игры "Дьявольские башни"). Главное здесь в том, что конфликтующие стороны имеют в конфликте свои интересы.
(Схема Томаса).
Ось Y показывает, насколько человеку важно добиться в конфликте своего.
Ось X - насколько он думает об интересах другого человека, о том, чтобы сохранить с ним дружеские отношения.
2. Рассматриваются все стратегии. На каждую стратегию участники дают пример из предыдущего упражнения про Башни.
3. После разбора ведущий раздаёт участникам стикеры и просит каждого из них наклеить свой стикер (анонимно) в поле той стратегии, которую он применяет в жизни чаще всего.
Подводится итог: какая стратегия наиболее распространена в коллективе? Сколько людей готовы использовать сотрудничество?
Вывод:
Мы можем воспринимать конфликт двумя способами. Первый - как опасность и неприятность. И тогда, скорее всего результатом его будет ссора и обида.
Но есть и другой взгляд. Конфликт - это возможность решить проблему, найти верное решение. Тогда конфликт воспринимается нами как переговоры и обсуждение.
Какой взгляд предпочтительнее?
6. "СБОР ОРЕХОВ" ПОВТОР И ЗАВЕРШЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА (10 мин.)
Ведущий просит участников вспомнить результаты самого первого упражнения - эксперимента с орехами.
Далее предлагает провести этот же эксперимент с учётом полученного опыта и знаний. При этом группе добровольцев (это могут быть те же или новые участники) даётся 2 минуты до начала игры на обсуждение и выработку общей стратегии.
Ведущий обращает внимание на ключевую задачу: "Вам необходимо собрать как можно больше орехов".
После проведения повторного эксперимента сравниваем результаты первой и второй группы.
Краткое обсуждение:
- В чём разница?
- Какой вариант эффективнее?
- Что помогло решить вопрос эффективнее?
7. РЕЗЮМЕ ЗАНЯТИЯ (5 мин.)
Действительно, человеческой психологии свойственна склонность к борьбе. Стратегия же сотрудничества требует определённых усилий и осознанности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разрешение конфликтов в педагогическом коллективе
Пути, способы и методы разрешения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе....
Семинар - практикум для воспитателей "Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников"
В материале представлены способы выработки умений у воспитателей позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать конфликтные ситуации в процессе взаимодейст...
Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников
Методы и приемы разрешения конфликтов у дошкольников в группе детского сада...
Консультация для родителей "Разрешение конфликтов у дошкольников"
как правильно разрешить детские конфликты и привести к сплоченности коллектива...
« Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»
В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.Среди этих ситуаций особо...
прослушал(а) темы: Понятие конфликта как социального феномена. Виды конфликтов и их сущностная характеристика. Структура, динамика и стратегии разрешения конфликтов. Роль руководителя ОО в управлении конфликтами. (4 часа)
прослушал(а) темы: Понятие конфликта как социального феномена. Виды конфликтов и их сущностная характеристика. Структура, динамика и стратегии разрешения конфликтов. Роль руководителя ОО в управлении ...
«Конфликт. Разрешение конфликтов. Способы предупреждения конфликтов»
Методическая разработка занятия для педагогов...