Кукла Десятиручка для педагогов. Семинар – практикум по куклотерапии с элементами тренинга для педагогов Тема: «кукла Десятиручка»
план-конспект занятия по психологии
Цель: поиск ресурсного состояния.
Задачи:
- Сформировать антистрессовые планы на будущее.
- Обогащение знаний об истории возникновения куклы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukla_desyatiruchka.docx | 68.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 г. Челябинска»
454081, г.Челябинск, ул. Либединского, 35 Телефон: 772-06-72 ds4.chel@mail.ru
________________________________________________________________________
Семинар – практикум по куклотерапии с элементами тренинга для педагогов
Тема: «кукла Десятиручка»
Дата проведения: 12.10.2023г
Выступление подготовила:
педагог-психолог
первой квалификационной категории
Вишнякова Т.С.
г. Челябинск, 2023-2024 учебный год.
Цель: поиск ресурсного состояния.
Задачи:
- Сформировать антистрессовые планы на будущее.
- Обогащение знаний об истории возникновения куклы
Формат проведения: очный
Длительность мероприятия: 60 мин.
Оборудование: 5 отрезов ткани разных расцветок размером 9х15 см, один отрез однотонной светлой (белой) ткани х/б размером 10х25 см; ножницы, красные нитки «Ирис»; МАК «Грани моего я», «Сила личности» авт.А.Гращенкова, «Удивляйся чаще» авт. Ю.Воловикова, колода карт «Аффирмации»; ручки для каждого участника.
Ход мероприятия:
- Вступительное слова педагога-психолога.
Здравствуйте, коллеги! Сегодня мы поговорим с вами про наши с вами ресурсы и попробуем соединить научные психологические знания с традиционным творчеством. Будем создавать куклу Десятиручку и наполнять ее смыслами.
- История и значение куклы-десятиручки
Славяне-язычники чтили свои традиции и верили в магию оберегов. И чтобы зло обходило их жилища стороной, была удача в делах и счастье в доме, изготавливали талисманы. Один из них — это кукла Десятиручка, чье название подсказывает, что у древнеславянского амулета не 1, а 5 пар рук. В давние времена эту куклу мастерили, чтобы та помогала в хозяйственных делах женщинам как молодым, так и постарше, которым, как считалось, она дает силы и вдохновение для рукоделия и выполнения непростых обязанностей по дому.
Легенда о появлении куклы Десятиручки
Некоторые исследователи, опираясь на легенды, считают Десятиручку частью культа богини Макошь. В старину, как рассказывали люди, жила хозяйка, которая, сколько ни старалась, не успевала сделать всю домашнюю работу. Слезно взмолилась она Макоши — божеству, покровительствующему женщинам, их трудам и рукоделию. Услышала ее Макошь и, пожалев, подарила еще 2 руки. Работа стала спориться, но женщина все равно не могла вовремя закончить намеченные дела. Получила она в дар от Макоши 3-ю, 4-ю, а потом и 5-ю пары рук, но не спасло и это.
Разгневалась богиня и отняла подарки, а взамен оставила нерасторопной женщине куколку с 10 руками — Десятиручку.
Как появилась у хозяйки помощница-оберег, все пошло у той на лад, и все дела она стала заканчивать в срок.
Впоследствии и другие славянки стали мастерить для себя 10-рукие обереги, чтобы все успевать и не уставать. Используя натуральные материалы, девушки изготавливали куколок, которых либо оставляли у себя, либо сжигали, чтобы их сила перешла к хозяйке.
В наше время оберег тоже имеет значение. Современным женщинам не помешает дополнительные силы, чтобы успевать в разных сферах своей жизни.
Когда и для кого мастерили Десятиручку
Делали оберег по надобности или специально к торжеству. Девушки мастерили куклу к празднику Покрова, когда уже был собран весь урожай, и сжигали ее, чтобы получить силу и проворство амулета, а заговоренный на выполнение дела кидали в огонь после его окончания.
Дарили куклу и невестам, готовящим приданое, чтобы те проворнее справлялись с предсвадебными хлопотами. Кроме того, родственники могли преподнести Десятиручку молодой жене на свадьбу, и та успевала по хозяйству, оставаясь при этом веселой, красивой и полной сил.
Нередко куколку изготавливали для себя и зрелые женщины, чтобы восполнить уменьшающуюся по мере взросления энергию для ведения домашних дел.
Внешность и правила использования Десятиручки
Кукла-талисман выглядела несколько похожей на индийского бога Шиву, облаченного в славянское одеяние, но общей у них была только многорукость. Десятиручка не только служила оберегом, но и выступала символом женственности, красоты самой хозяйки. Делалась она из лыка или мочала, а также из соломы, перетягиваемых красными нитями или лентами, ведь этот цвет символизировал активность, энергию и силу. В косу Десятиручки вплетали ленточку, чтобы приумножить эти качества и призвать удачу. А еще амулет, как и все остальные славянские обереги, не имел лица.
У талисмана есть свои особенности. Если повести себя с куклой неправильно, то сил и удачи хозяйке не прибавится. К свято соблюдаемым правилам относятся следующие:
- Кукла не должна оказаться в чужих руках. Ее нельзя давать для игр детям, талисману это может не понравиться.
- Сжигать после завершения всех дел лучше лыковую или соломенную куклу, поскольку изготавливаются они на время, а тряпичная должна оставаться при хозяйке всю ее жизнь.
- Нельзя перекладывать всю работу на Десятиручку, поскольку она помощница, а не служанка.
- Чтобы амулет прослужил как можно дольше, его надо мастерить из качественных материалов, делающих его прочным и стойким к разного рода воздействиям и времени.
- При выполнении этих правил кукла-оберег Десятиручка станет годами служить своей хозяйке верой и правдой.
Алгоритм создания куклы:
- Разложите 5 отрезов ткани и определите, какой отрез будет у вас отвечать за ту или иную сферу, всего их 5: Вера, Эмоции, Социальность, Общение, Вдохновение, Убеждения.
Именно эти 5 сфер или «каналов», по мнению М. Лаада, помогают человеку выйти из кризисных состояний. Подпишите ваши отрезы.
- Belief (Вера). Здесь делается акцент на самого себя и те внутренние ресурсы или веру в себя, которые помогут ему пережить тяжелые времена напряжения и перелома.
Вытяните одну карту из колоды МАК « Грани моего Я» с вопросом: В чем моя сила? Мое предназначение? На что В СЕБЕ я могу опираться в сложные минуты?
Сформулируйте ресурс, опираясь на карту. Запишите это на первом отрезе ткани.
- Affect (Эмоции). Это тип адаптации, с которым человек использует аффективные или эмоциональные методы борьбы со стессом: плач, смех, устное изложение своих переживаний в разговоре с кем-нибудь, а также возможно рисование или арт-терапия, чтение или письмо.
Вытяните одну карту из колоды МАК « Удивляйся чаще» с вопросом: Что или кто может наполнить меня положительными эмоциями в сложной ситуации?»
Сформулируйте ресурс, опираясь на карту. Запишите это на втором отрезе ткани.
- Social - cоциальность (общение). Поддержка общения с разными кругами: семья, друзья, профессионалы и т.д. Человек с таким типом адаптации найдет поддержку в принадлежности к группе, в выполнении задания, в том, чтобы играть какую-то роль и быть частью организации. Также это может быть пример другого человека, показывающий, как можно выйти из сложной ситуации и обратить опыт в свою пользу.
Вытяните одну карту из колоды МАК « Сила личности» с вопросом: На опыт какой исторической личности я могу опираться в сложную минуту?»
Сформулируйте ресурс, опираясь на карту. Запишите это на третьем отрезе ткани.
- Imagination (воображение). Здесь человек воспользуется своим воображением, чтобы справится с кризисом. Он может представить себе дополнительные решения проблем — решения, выходящие за переделы реалистических импровизаций.
Вытяните одну карту из колоды МАК «Удивляйся чаще» с вопросом: Что меня вдохновляет?»
Сформулируйте ресурс, опираясь на карту. Запишите это на четвертом отрезе ткани.
- Cognition - когниции (убеждения, рассудительность). Когнитивные стратегии включают сбор информации, решение проблем, самоориентацию, внутренний разговор или составление списков действий и предпочтений.
Вытяните одну карту из колоды МАК «Аффирмации» с вопросом: Что я буду себе говорить в трудную минуту?»
Запишите фразу на пятом отрезе ткани.
- Есть еще один канал Physical (физическая активность). Физические методы борьбя со стресом не менее эфективны, чем те, которые мы только что описали. И зачастую именно работа с телом позволяет снять напряжение быстрее всего. Эти методы включают релаксацию, десенситизацию, массаж, физические упражнения и физическую деятельность вообще.
Вытяните одну карту из колоды МАК «Мерлин» с вопросом: Что мне делать в сложных ситуация, на какое свое поведение ориентироваться?»
Запишите фразу на шестом (большом однотонном) отрезе ткани.
- Сборка куклы Схема 1
- Скручиваем и формируем ручки
- Формируем тело
- Можно одеть фартук, украсить куклу по желанию.
- Заключительное слово педагога-психолога.
На этом наше мероприятие заканчивается. Кукла - помощница готова. Я желаю, чтобы всё, что вы запланировали, обязательно сбылось, а кукла вам в этом помогала.
И в заключении послушайте, что вам говорит ваша куколка-помощница? Какое у нее послание для вас?
Схема 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для педагогов с элементами тренинга «Скоро в школу»
В данной презентации рассматриваются компоненты психологической готовности детей к школе. Психологическая готовность включает в себя: интеллектуальную готовность, мотивац...
Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга «Ваш ребенок – будущий первоклассник»
· Повысить родительскую компетентность по вопросам психологической готовности детей к школе.· Привлечь внимания роди...
Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга Тема: «В школу с радостью!»
Цель:Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка к школе.Уважаемые мамы и папы!У многих родителей поступление в школу вызывает не только радость, но и опасения, тр...
Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье будущий первокласников
Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье будущий первокласников...
Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"
Цель:- Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о готовности к школьному обучению.- Организация совместной работы детского сада, семьи по форми...
Семинар- практикум для педагогов с элементами тренинга "Профилактика жестокого обращения с детьми"
Жестокое обращение с детьми ведет к разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни....
Семинар-практикум для педагогов с элементами тренинга «Совершенствование общения педагогов и родителей»
1. Обобщить знания воспитателей о нормативно – правовом обеспечении взаимодействия ДОУ с родителями2. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с...