Загадка как форма развития элементов логического мышления детей дошкольного возраста
материал по коррекционной педагогике
В энциклопедии загадка трактуется как замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления. И ведь действительно, чаще всего загадки выражены в стихотворной форме. За много веков, каких только загадок не придумано. И о растениях, животных, о самих людях и их быте, одежде. Яркие, самобытные, и неожиданные они показывают характер народа, его веселый, вечно живой дух.
Загадка должна описывать своеобразие внешнего вида и отличительные свойства предмета. Например, в загадке «Днем спит, ночью летает и прохожих пугает» охарактеризован образ жизни героя. Дети анализируют, кто из животных ведет такой образ жизни, и логическая задача решена – это сова.
Для того чтобы ребенок научился отгадывать загадки, рекомендуется начать с воспитания умения наблюдать жизнь. Воспринимать предметы и явления с разных сторон. Развитие внимания, памяти, наблюдательности ребенка является основой для мыслительной деятельности, которую он совершает при отгадывании загадок.
Необходимо постепенно подводить детей к правильному пониманию загадок и правильному их отгадыванию, а именно:
1) Предварительно познакомить детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет речь (наблюдение).
2) Учить понимать переносные значения слов.
3) Чтение художественной литературы (потешки, сказки и т. д.) .
Загадка требует провести следующие логические операции:
- произвести анализ, т. е выделить признаки неизвестного объекта;
- произвести синтез, т. е. объединить и сопоставить эти признаки, найти связь между ними;
- на основе выявленных связей сделать вывод, т. е. отгадать загадку.
Начальное логическое мышление формируется с помощью тематического подбора загадок. Для этого, после отгадывания целесообразно предложить детям задание на обобщение: «А как одним словом назвать эти предметы: помидор, морковка, лук? (овощи) .
При выборе загадок необходимо учитывать возрастные особенности, жизненный опыт, уровень развития ребенка. Слишком простая не будет пробуждать интереса к окружающей действительности, желания внимательно всматриваться в нее. Загадка должна быть доступной для понимания ребенка, расширять его кругозор, углублять его представления о жизни.
Тематика загадок для малышей не богата. Это загадки о предметах, которые многократно используются ребенком, и которые оказывают на него эмоциональное воздействие: игрушки, одежда, продукты питания, домашние животные, некоторые предметы домашнего обихода. Дети младшего возраста очень живо реагируют на предметы, которые вызвали у них положительные эмоции. Эти предметы вызывают у детей особый интерес и внимание. В младшем возрасте у ребенка память наглядно-образная, формируется воображение и благодаря словесному описанию ребенок может создать образ предмета. Все это позволяет использовать загадку в работе с детьми младшего возраста.
Детям среднего возраста предлагается более широкая тематика. Они уже умеют выделять качества и свойства, сравнивать предметы между собой. Облегчает задачу рифмующаяся загадка, с простыми сравнениями, в которой характеристики даны полно, подробно, но загадка может быть и в форме рассказа.
В старшем дошкольном возрасте необходимо учитывать достаточный жизненный опыт ребенка и детям предлагаются загадки, которые можно отгадать только после длительных наблюдений. Дети знакомятся с живой и неживой природой, отмечают изменения в природе в разное время суток, сезонные изменения, наблюдают за животными, птицами, насекомыми их повадками отмечают их особенные характеристики, посильно трудятся в быту и в природе. В процессе этой деятельности и этих наблюдений постигают свойства предметов, закономерности, происходящие в природе.
Познавательная активность может проявляться в таких формах, как любознательность, творческий поиск. И загадка, которая направляет детей на познание окружающего мира, может стать двигателем познавательной активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация. Тема: "Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста"
С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей....
Развитие логического мышления детей дошкольного возраста
Цель: формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности, развивать творческое воображение, прививать вкус к творческой работе.Игра «На что это похоже?»Развивает ...
Консультация для родителей Тема: «Загадка, как средство развития словесно - логического мышления детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей Тема: «Загадка, как средство развитиясловесно - логического мышления детей дошкольного возраста»....
Развитие предпосылок логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живой поток представлений, понятий. игра – ...
План самообразования учителя-дефектолога по теме «Формирование и развитие элементов логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством дидактических игр и упражнений»
Один из вариантов отчетной документации учителя-дефектолога в ДОО....
Памятка для воспитателей Тема: «Загадка, как средство развития словесно - логического мышления детей дошкольного возраста".
Памятка для воспитателей Тема: «Загадка, как средство развития словесно - логического мышления детей дошкольного возраста. ...
Использование игр и пособий Воскобовича для развития элементов логического мышления детей дошкольного возраста «Полёт на воздушном шаре»
Использование игр и пособий Воскобовича для развития элементов логического мышления детей дошкольного возраста«Полёт на воздушном шаре»...