мастер- класс для родителей
консультация по психологии

Галиахметова Альфия Зайнулловна

Мастер- класс для родителей «Что такое психологическая готовность ребенка к школе».2022-2023 учебный год

Мастер- класс для родителей "Путь доверия" 2023-2024 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx19.92 КБ
Файл master_klass_2023-24_uch.god_.docx901.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КЫШТОВСКОГО РАЙОНА

 Детский сад «СОЛНЫШКО»

Мастер класс для родителей

«Что такое психологическая готовность ребенка к школе».

Составила: педагог- психолог

Галиахметова А.З.

2022 г.

Успешность обучения школьника во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен.

-Что вы, как родители, понимаете под словом «подготовка»?

(отвечают родители)

Под подготовкой ребёнка к школе родители чаще всего подразумевают обучение его начальным навыкам счёта, письма и чтения.

Бесспорно, это важно

Но вот ситуация: ребёнок пришёл в школу, он читает, пишет, решает несложные задачки; у него неплохая память, речь. Но, оказывается, не только это самое главное.

Оказывается, очень важно для успешности ребёнка, чтобы он был готов не только физиологически, но и психологически. То есть для успешного обучения ему нужно как можно раньше воспитать определённые черты характера.

Сегодня мы поговорим об этом но для начала я хотела бы вам помочь выяснить насколько хорошо вы знаете своих детей. Все присутствующие получили 3 листочка разных цветов. Я задаю вопрос, а вы поднимаете листочки.

Если

  • “нет” - красный цвет.
  • “да” - зеленый.
  • “Не знаю” - синий.

Вопросы

  1. Добрый ли ваш ребенок?
  2. Вежливый ли ваш ребенок?
  3. Общительный ли ваш ребенок?
  4. Щедрый ли ваш ребенок?
  5. Внимательный ли ваш ребенок?
  6. Правдивый ли ваш ребенок?
  7. Отзывчивый ли ваш ребенок?
  8. Справедливый ли ваш ребенок?
  9. Жизнерадостный ли ваш ребенок?

И сейчас я начну с основных компонентов школьной готовности:

Интеллектуальная готовность

Заключается в приобретении определенного кругозора, запаса знаний в развитии памяти, внимания, мышления, воображения, речи. Умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, сравнивать предметы, находить различия и сходство, выделять целое и его часть, группировать предметы по определенным признакам, делать простейшие умозаключения и обобщения и др. Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течении 15–20 минут).

- найди лишний предмет

- рассматривание картинок

Очень важна речевая готовность ребенка. Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух.

Коммуникативная готовность

Коммуникация – общение.

1.Умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции. В общении с взрослыми ребенок должен осознавать контекст общения и уметь действовать исходя из этого контекста. Например, знать, когда можно вставать во время урока и следовать этому; спрашивать учителя по делу, а не по пустякам.

2.Умение войти в детский коллектив. Это один из сложных компонентов готовности, т.к зависит от характера и темперамента ребенка. Сложно приходится застенчивым “тихоням”. Порой и активным “шустрикам” приходится постараться, чтобы влиться в новый коллектив. Общение со сверстниками должно заключаться в двух навыках: во – первых, ребенок должен уметь договариваться, кооперироваться с другим детьми. Во – вторых, ребенок должен достаточно спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции, ведь школьная жизнь – это соревнование.

Важным компонентом школьной готовности считают мотивационную готовность, наличие мотивации к учебной деятельности

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение:

•        к школе;

•        учителю;

•        к учебной деятельности;

•        к самому себе.

Эмоционально-волевая готовность

Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа.

Важная задача перед родителями – научить доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определенные условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит т того, как дети подготовили свое рабочее место. Например, если ребенок сел рисовать, но не приготовил заранее все необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующей листок... В результате, ребенок теряет интерес к замыслу, затрачивает время в пустую, а то и оставляет дело незавершенным.

А также

- развитие мелкой моторики (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами, для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц);

- пространственная организация, координация движений (умение правильно определять “выше-ниже”, “вперед-назад”, “слева-справа”);

- координация в системе “глаз-рука” (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);

Для ребенка переход в школу – трудный и ответственный период в его жизни. И от родителей требуется особое внимание. В семье должна царить добрая нравственная атмосфера, уважение друг другу. Родительское влияние в данный момент самое сильное, самое действенное. От родителей зависит многое, т.к. ребенка нужно приучить к самостоятельности, организованности, аккуратности.

Упражнение «Графический диктант»

Возьмите каждый по листочку в клетку. Отступите от верхнего края и от левого края по четыре клетки. Поставьте точку. Сейчас от этой точки мы начнём рисовать. Я вам буду диктовать, в какую сторону и на сколько клеток нужно начертить линию. В конце у нас должен получиться какой-то рисунок.

Обсуждение:
У всех ли получился рисунок? Легко ли было? Какие были трудности? Какие умения необходимы для успешного выполнения этого задания?

Слайд

Память. В 6-7 лет дети могут запомнить 8-10 картинок;

Игра «Действуй по инструкции!»

Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте. Инструкция: встаньте, потянитесь, повернитесь сначала направо, потом налево, посмотрите в окно, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите «хорошо!». Все ли справились с заданием? Легко ли это было сделать?

Мышление.

Ребенку, поступающему в 1 класс, нужно уметь определять последовательность событий, устанавливать причинно-следственные связи (почему снег тает?); классифицировать предметы (яблоко, груша, банан - фрукты), сравнивать их (т.е. находить общее и различное), находить среди предложенных предметов лишний (стол, кресло, окно, диван). Т.е. первокласснику необходимо развитое логическое, понятийное, речевое, образное, абстрактное мышление.

Заметьте: я ни слова не сказала об умении читать, считать и писать. Потому что эти умения не входят в перечень того, что необходимо ребёнку для успешной учёбы. Посудите сами: читать и считать можно научить и двух-трёхлетнего ребёнка. Но достаточно ли этого для того, чтобы он хорошо учился в школе? Будет ли ему от этого легче учиться? Конечно, нет. А почему? 

Рефлексия.

Передавая клубок по кругу, предлагается закончить предложения “Чтобы помочь моему ребенку стать хорошим учеником, я ...”

И закончить нашу встречу я бы хотела вот такими словами:

“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться”



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КЫШТОВСКОГО РАЙОНА

 Детский сад «СОЛНЫШКО»

Мастер- класс для родителей:

«Путь доверия»

Составитель: педагог- психолог

Галиахметова А.З.

2023 г.

Пояснительная записка.

    Ни один родитель не стремится воспитать своего ребенка «забитым», агрессивным, безответственным, упрямым. Однако бывает, что дети с возрастом приобретают те или иные отрицательные качества. На разных этапах у родителей возникают трудности во взаимоотношениях с подростком, отсутствие взаимопонимания.

      В детско-родительских отношениях родители являются ведущим звеном, от них во многом зависит характер взаимоотношений с детьми.

Ход работы:

  1. Знакомство (клубок пряжи)

Получение первичной информации друг о друге, повышение позитивного настроя, формирование коммуникативного навыка.

В руках у ведущего – клубочек пушистой пряжи. Начиная знакомство, ведущий называет свое имя и по первой букве своего имени называет хорошее качество, обматывает конец нити вокруг своей ладони и передает клубок в хаотичном порядке.

В жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями напоминают подобное переплетение нитей.

  1. Упражнение «Душа ребенка» (прозрачная чаша, сердечки разноцветные, ручки, контейнеры)

Психолог. Держит в руках прозрачную чашу. Эта чаша – душа ребенка. Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы хотели бы наделить своего ребенка? Раздаются вырезанные сердечки из цветной бумаги и перламутровые маркеры. От размера чаши и сердечек прямо пропорционально будет зависеть время выполнения.

Психолог. Посмотрите, какую красочную, многогранную душу мы хотим видеть в ребенке.

  1. Тест на оценку уровня тревожности ребёнка. (лист бумаги, ручки)

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.

  1. Легко расстраивается, много переживает.
  2. Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.
  3. Капризничает и раздражается по пустякам.
  4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.
  5. Бывают припадки злости.
  6. Заикается.
  7. Грызёт ногти.
  8. Сосёт палец.
  9. Имеет плохой аппетит.
  10. Разборчив в еде.
  11. Засыпает с трудом.
  12. Спит беспокойно.
  13. Неохотно встаёт.
  14. Часто моргает.

15.Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.

16.Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.

     17.Старается быть тихим.

18.Боится темноты.

19.Боится одиночества.

20.Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.

     21.Испытывает чувство неполноценности.

Обработка результатов

28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.

20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.

14-19баллов – нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.

7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.

Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.

  1. Упражнение «Сосуд сознания» (банка с водой, блестки)

Это упражнение научит детей тому, как можно управлять сильными эмоциями, если они вдруг захлестывают. Возьмите прозрачную емкость и наполните ее водой. Затем зачерпните столовую ложку клея с блестками или просто блестки и положите в воду. Закройте крышкой и встряхните. А теперь расскажите:

«Представь, что ты злишься или чем-то расстроен, а блестки — это твои мысли. Видишь, как они крутятся и мешают спокойно посмотреть сквозь прозрачную банку и воду? Вот почему так легко наделать глупостей, когда ты расстроен или зол — твои мысли замутнены такими же мыслями-блестками. Но не волнуйся, такое случается с каждым из нас (взрослые тоже злятся, расстраиваются и делают глупости)».

Теперь поставьте банку на стол.

«Видишь, что происходит, если нам удастся успокоиться хотя бы на пару минут? Смотри: блестки оседают, и вода снова становится чистой и прозрачной. Так же работает и твой ум. Когда ты немного успокаиваешься, мысли тоже успокаиваются, и ты начинаешь думать четче».

Это упражнение не только помогает детям лучше понять, как устроены эмоции, но и тренирует их внимание — им нужно наблюдать за блестками в воде.

  1. Тренинг «Чем схожи, в чем различия»

 Родители встают в два круга, и под музыку двигаются в противоположному кругу, пауза- внешний круг в чем сходство, внутренний круг – в чем различия.

  1. Ассоциация. (мяч)

Упражнение “Слово – ассоциация”

Педагог-психолог: «Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку, которая поможет настроиться на совместную работу”.

Всем вместе предлагает подобрать к слову “мороженое” слово – ассоциацию (например, “жара”). Далее к “жаре” – “море”.

Ведущий начинает игру, произнося слово “семья”, рядом стоящий участник берет массажный мяч и проговаривает свое слово – ассоциацию. Упражнение проводится хаотично.

  1. «Эксперимент» (за столом)

Педагог-психолог: Сейчас давайте поставим небольшой, простой эксперимент. Я вас всех попрошу, все поднимите вверх указательный палец. Быстро, все поднимите, выше поднимите, еще выше. Теперь посмотрите, что вы сделали. Посмотрите! Я же просила поднять указательный палец, а вы подняли большой палец. Вы взрослые люди. Ведь вы же сделали, не то что я вам сказала, а вы взяли и сделали то, что я сделала. Так вот, запомните! Дети наши тем более, делают не то, что мы им говорим, а дети делают, то, что мы с вами делаем!  Дети нас не слышат, они на нас смотрят.

  1. Ответы детей.

Ну, вот и подошел к концу наш тренинг. Хотелось бы, чтобы он помог вам в воспитании ваших детей. В заключении я предлагаю упражнение «Аплодисменты». Давайте представим на одной ладошке улыбку, а на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить аплодисментами. Уважаемые родители, наша встреча показала, какие вы находчивые, заботливые и любящие родители. Спасибо.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для родителей "Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс"

Познакомить родителей с основными компонентами речи; с приемами работы по исправлению и развитию их, доступных родителям в домашних условиях;настроить родителей на сотрудничество в работе по испр...

Мастер класс для родителей "Мастер класс Кукла Мотанка"

Данная работа преддставлена для обмена опытом с педагогами дошкольных организаций...

Фотоотчет. Мастер-класс для родителей «Цветы открывают свои лепестки» Мастер - класс для родителей ясельной группы

Фотоотчет. Мастер-класс для родителей «Цветы открывают свои лепестки»Мастер - класс для родителей ясельной группы...

Мастер класс "Использование мастер-класса с родителями воспитанников как эффективной формы педагогической технологии"

Встаёт вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе, привлечь их к сотрудничеству («сотрудничество» - «со» и «труд», совместный труд)?Одним из путей реш...

Мастер – класс Тема: «Осенняя мастерская» (Мастер – класс для родителей)

Цель: изготовить поделки своими руками совместно с ребенком....

Мастер-класс для родителей детского сада. Лепка из пластилина/ Мастер-класс «Я леплю из пластилина»

Лепка тренирует мелкую моторику, которая в свою очередь принимает активное участие в развитии речи, влияет на координацию движений, тренирует память и помогает ребенку мыслить логически.Лепка и синхро...