мастер- класс для родителей
консультация по психологии
Мастер- класс для родителей «Что такое психологическая готовность ребенка к школе».2022-2023 учебный год
Мастер- класс для родителей "Путь доверия" 2023-2024 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 19.92 КБ |
master_klass_2023-24_uch.god_.docx | 901.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КЫШТОВСКОГО РАЙОНА
Детский сад «СОЛНЫШКО»
Мастер класс для родителей
«Что такое психологическая готовность ребенка к школе».
Составила: педагог- психолог
Галиахметова А.З.
2022 г.
Успешность обучения школьника во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен.
-Что вы, как родители, понимаете под словом «подготовка»?
(отвечают родители)
Под подготовкой ребёнка к школе родители чаще всего подразумевают обучение его начальным навыкам счёта, письма и чтения.
Бесспорно, это важно
Но вот ситуация: ребёнок пришёл в школу, он читает, пишет, решает несложные задачки; у него неплохая память, речь. Но, оказывается, не только это самое главное.
Оказывается, очень важно для успешности ребёнка, чтобы он был готов не только физиологически, но и психологически. То есть для успешного обучения ему нужно как можно раньше воспитать определённые черты характера.
Сегодня мы поговорим об этом но для начала я хотела бы вам помочь выяснить насколько хорошо вы знаете своих детей. Все присутствующие получили 3 листочка разных цветов. Я задаю вопрос, а вы поднимаете листочки.
Если
- “нет” - красный цвет.
- “да” - зеленый.
- “Не знаю” - синий.
Вопросы
- Добрый ли ваш ребенок?
- Вежливый ли ваш ребенок?
- Общительный ли ваш ребенок?
- Щедрый ли ваш ребенок?
- Внимательный ли ваш ребенок?
- Правдивый ли ваш ребенок?
- Отзывчивый ли ваш ребенок?
- Справедливый ли ваш ребенок?
- Жизнерадостный ли ваш ребенок?
И сейчас я начну с основных компонентов школьной готовности:
Интеллектуальная готовность
Заключается в приобретении определенного кругозора, запаса знаний в развитии памяти, внимания, мышления, воображения, речи. Умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, сравнивать предметы, находить различия и сходство, выделять целое и его часть, группировать предметы по определенным признакам, делать простейшие умозаключения и обобщения и др. Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течении 15–20 минут).
- найди лишний предмет
- рассматривание картинок
Очень важна речевая готовность ребенка. Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух.
Коммуникативная готовность
Коммуникация – общение.
1.Умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции. В общении с взрослыми ребенок должен осознавать контекст общения и уметь действовать исходя из этого контекста. Например, знать, когда можно вставать во время урока и следовать этому; спрашивать учителя по делу, а не по пустякам.
2.Умение войти в детский коллектив. Это один из сложных компонентов готовности, т.к зависит от характера и темперамента ребенка. Сложно приходится застенчивым “тихоням”. Порой и активным “шустрикам” приходится постараться, чтобы влиться в новый коллектив. Общение со сверстниками должно заключаться в двух навыках: во – первых, ребенок должен уметь договариваться, кооперироваться с другим детьми. Во – вторых, ребенок должен достаточно спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции, ведь школьная жизнь – это соревнование.
Важным компонентом школьной готовности считают мотивационную готовность, наличие мотивации к учебной деятельности
К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение:
• к школе;
• учителю;
• к учебной деятельности;
• к самому себе.
Эмоционально-волевая готовность
Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа.
Важная задача перед родителями – научить доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определенные условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит т того, как дети подготовили свое рабочее место. Например, если ребенок сел рисовать, но не приготовил заранее все необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующей листок... В результате, ребенок теряет интерес к замыслу, затрачивает время в пустую, а то и оставляет дело незавершенным.
А также
- развитие мелкой моторики (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами, для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц);
- пространственная организация, координация движений (умение правильно определять “выше-ниже”, “вперед-назад”, “слева-справа”);
- координация в системе “глаз-рука” (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
Для ребенка переход в школу – трудный и ответственный период в его жизни. И от родителей требуется особое внимание. В семье должна царить добрая нравственная атмосфера, уважение друг другу. Родительское влияние в данный момент самое сильное, самое действенное. От родителей зависит многое, т.к. ребенка нужно приучить к самостоятельности, организованности, аккуратности.
Упражнение «Графический диктант»
Возьмите каждый по листочку в клетку. Отступите от верхнего края и от левого края по четыре клетки. Поставьте точку. Сейчас от этой точки мы начнём рисовать. Я вам буду диктовать, в какую сторону и на сколько клеток нужно начертить линию. В конце у нас должен получиться какой-то рисунок.
Обсуждение:
У всех ли получился рисунок? Легко ли было? Какие были трудности? Какие умения необходимы для успешного выполнения этого задания?
Слайд
Память. В 6-7 лет дети могут запомнить 8-10 картинок;
Игра «Действуй по инструкции!»
Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте. Инструкция: встаньте, потянитесь, повернитесь сначала направо, потом налево, посмотрите в окно, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите «хорошо!». Все ли справились с заданием? Легко ли это было сделать?
Мышление.
Ребенку, поступающему в 1 класс, нужно уметь определять последовательность событий, устанавливать причинно-следственные связи (почему снег тает?); классифицировать предметы (яблоко, груша, банан - фрукты), сравнивать их (т.е. находить общее и различное), находить среди предложенных предметов лишний (стол, кресло, окно, диван). Т.е. первокласснику необходимо развитое логическое, понятийное, речевое, образное, абстрактное мышление.
Заметьте: я ни слова не сказала об умении читать, считать и писать. Потому что эти умения не входят в перечень того, что необходимо ребёнку для успешной учёбы. Посудите сами: читать и считать можно научить и двух-трёхлетнего ребёнка. Но достаточно ли этого для того, чтобы он хорошо учился в школе? Будет ли ему от этого легче учиться? Конечно, нет. А почему?
Рефлексия.
Передавая клубок по кругу, предлагается закончить предложения “Чтобы помочь моему ребенку стать хорошим учеником, я ...”
И закончить нашу встречу я бы хотела вот такими словами:
“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться”
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КЫШТОВСКОГО РАЙОНА
Детский сад «СОЛНЫШКО»
Мастер- класс для родителей:
«Путь доверия»
Составитель: педагог- психолог
Галиахметова А.З.
2023 г.
Пояснительная записка.
Ни один родитель не стремится воспитать своего ребенка «забитым», агрессивным, безответственным, упрямым. Однако бывает, что дети с возрастом приобретают те или иные отрицательные качества. На разных этапах у родителей возникают трудности во взаимоотношениях с подростком, отсутствие взаимопонимания.
В детско-родительских отношениях родители являются ведущим звеном, от них во многом зависит характер взаимоотношений с детьми.
Ход работы:
- Знакомство (клубок пряжи)
Получение первичной информации друг о друге, повышение позитивного настроя, формирование коммуникативного навыка.
В руках у ведущего – клубочек пушистой пряжи. Начиная знакомство, ведущий называет свое имя и по первой букве своего имени называет хорошее качество, обматывает конец нити вокруг своей ладони и передает клубок в хаотичном порядке.
В жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями напоминают подобное переплетение нитей.
- Упражнение «Душа ребенка» (прозрачная чаша, сердечки разноцветные, ручки, контейнеры)
Психолог. Держит в руках прозрачную чашу. Эта чаша – душа ребенка. Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы хотели бы наделить своего ребенка? Раздаются вырезанные сердечки из цветной бумаги и перламутровые маркеры. От размера чаши и сердечек прямо пропорционально будет зависеть время выполнения.
Психолог. Посмотрите, какую красочную, многогранную душу мы хотим видеть в ребенке.
- Тест на оценку уровня тревожности ребёнка. (лист бумаги, ручки)
Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.
- Легко расстраивается, много переживает.
- Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.
- Капризничает и раздражается по пустякам.
- Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.
- Бывают припадки злости.
- Заикается.
- Грызёт ногти.
- Сосёт палец.
- Имеет плохой аппетит.
- Разборчив в еде.
- Засыпает с трудом.
- Спит беспокойно.
- Неохотно встаёт.
- Часто моргает.
15.Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.
16.Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.
17.Старается быть тихим.
18.Боится темноты.
19.Боится одиночества.
20.Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.
21.Испытывает чувство неполноценности.
Обработка результатов
28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.
20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.
14-19баллов – нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.
7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.
Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.
- Упражнение «Сосуд сознания» (банка с водой, блестки)
Это упражнение научит детей тому, как можно управлять сильными эмоциями, если они вдруг захлестывают. Возьмите прозрачную емкость и наполните ее водой. Затем зачерпните столовую ложку клея с блестками или просто блестки и положите в воду. Закройте крышкой и встряхните. А теперь расскажите:
«Представь, что ты злишься или чем-то расстроен, а блестки — это твои мысли. Видишь, как они крутятся и мешают спокойно посмотреть сквозь прозрачную банку и воду? Вот почему так легко наделать глупостей, когда ты расстроен или зол — твои мысли замутнены такими же мыслями-блестками. Но не волнуйся, такое случается с каждым из нас (взрослые тоже злятся, расстраиваются и делают глупости)».
Теперь поставьте банку на стол.
«Видишь, что происходит, если нам удастся успокоиться хотя бы на пару минут? Смотри: блестки оседают, и вода снова становится чистой и прозрачной. Так же работает и твой ум. Когда ты немного успокаиваешься, мысли тоже успокаиваются, и ты начинаешь думать четче».
Это упражнение не только помогает детям лучше понять, как устроены эмоции, но и тренирует их внимание — им нужно наблюдать за блестками в воде.
- Тренинг «Чем схожи, в чем различия»
Родители встают в два круга, и под музыку двигаются в противоположному кругу, пауза- внешний круг в чем сходство, внутренний круг – в чем различия.
- Ассоциация. (мяч)
Упражнение “Слово – ассоциация”
Педагог-психолог: «Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку, которая поможет настроиться на совместную работу”.
Всем вместе предлагает подобрать к слову “мороженое” слово – ассоциацию (например, “жара”). Далее к “жаре” – “море”.
Ведущий начинает игру, произнося слово “семья”, рядом стоящий участник берет массажный мяч и проговаривает свое слово – ассоциацию. Упражнение проводится хаотично.
- «Эксперимент» (за столом)
Педагог-психолог: Сейчас давайте поставим небольшой, простой эксперимент. Я вас всех попрошу, все поднимите вверх указательный палец. Быстро, все поднимите, выше поднимите, еще выше. Теперь посмотрите, что вы сделали. Посмотрите! Я же просила поднять указательный палец, а вы подняли большой палец. Вы взрослые люди. Ведь вы же сделали, не то что я вам сказала, а вы взяли и сделали то, что я сделала. Так вот, запомните! Дети наши тем более, делают не то, что мы им говорим, а дети делают, то, что мы с вами делаем! Дети нас не слышат, они на нас смотрят.
- Ответы детей.
Ну, вот и подошел к концу наш тренинг. Хотелось бы, чтобы он помог вам в воспитании ваших детей. В заключении я предлагаю упражнение «Аплодисменты». Давайте представим на одной ладошке улыбку, а на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить аплодисментами. Уважаемые родители, наша встреча показала, какие вы находчивые, заботливые и любящие родители. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс для родителей "Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс"
Познакомить родителей с основными компонентами речи; с приемами работы по исправлению и развитию их, доступных родителям в домашних условиях;настроить родителей на сотрудничество в работе по испр...
Мастер класс для родителей "Мастер класс Кукла Мотанка"
Данная работа преддставлена для обмена опытом с педагогами дошкольных организаций...
Фотоотчет. Мастер-класс для родителей «Цветы открывают свои лепестки» Мастер - класс для родителей ясельной группы
Фотоотчет. Мастер-класс для родителей «Цветы открывают свои лепестки»Мастер - класс для родителей ясельной группы...
Мастер класс "Использование мастер-класса с родителями воспитанников как эффективной формы педагогической технологии"
Встаёт вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе, привлечь их к сотрудничеству («сотрудничество» - «со» и «труд», совместный труд)?Одним из путей реш...
Мастер – класс Тема: «Осенняя мастерская» (Мастер – класс для родителей)
Цель: изготовить поделки своими руками совместно с ребенком....
Мастер-класс для родителей детского сада. Лепка из пластилина/ Мастер-класс «Я леплю из пластилина»
Лепка тренирует мелкую моторику, которая в свою очередь принимает активное участие в развитии речи, влияет на координацию движений, тренирует память и помогает ребенку мыслить логически.Лепка и синхро...