Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в ДОУ
материал по психологии

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-razvivayushchaya_rabota.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая работа в МБДОУ № 15 «Ромашка»

Педагог-психолог: Марьясова Г.А.

        Для реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) я подобрала содержание и формы работы, наиболее эффективные методы и приемы психологического воздействия. Для развития познавательных процессов  использую различные игры и упражнения.

Для  развития у детей памяти, внимания, воображения использую: «На что это похоже?», где дети делают «волшебные превращения», дорисовывая предметы из разных геометрических фигур, линий и т.п.

«Пиктограмма»  - с помощью символов зарисовать  названные предметы или явления, например: весёлый праздник, добрая бабушка, холодный ветер и др.  Дети первого года обучения  прорисовывают символами  5-6 слов, а  дети второго года обучения  – 8-10  слов,  а затем,   глядя на свои символы, через определенный промежуток времени вспоминают названные слова.

Для развития внимания: «Запрещенные движения», «Наоборот», «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное», «Найди пару» и др.

Для развития восприятия «Цветные столбики», «Геометрическое лото», «Нарисуй фигуру, которую я назову», «Танграм», «Составь целое из частей», «Я начну, ты продолжай» и др.

Для развития мышления: «Раньше и сейчас», «Расставь по порядку», «Четвёртый лишний», «Как это можно использовать?», «Бывает – не бывает», загадывание загадок и др.; для развития памяти «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же», «Я - фотоаппарат», «Перескажи  сказку (рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами, «10 слов».

Во время индивидуальных и групповых занятий провожу  игры  с использованием ИКТ: «Учимся мыслить логически», «Учимся запоминать», «Учимся считать», «Учимся анализировать», (предлагаю задания «Подбери  тень сказочного существа», «Постарайся запомнить всех пассажиров», «Расставь по порядку», «Собери животных», «Что лишнее?»,  «Подбери пары», «Соедини точки»),  «Маленький искатель в кукольном театре», «Два слова - один звук», использую презентации, направленные на развитие звукового анализа и мыслительных процессов детей   «Что сначала, что потом», «Расставь картинки по порядку», «Что выше», «Кто сильнее» и др. Для зрительного восприятия «Найди похожий предмет, одежду по контуру», «На какую фигуру похожи?», «Найди цветную схему», для зрительной памяти «Посмотри и запомни», «Кого не стало?», для развития эмоций «Повтори и изобрази мимикой», «Почему грустит Маша?»,  для развития внимания «Где, чей хвост?», «Найди отличия», Найди дорожку», использую ИКТ при закреплении времен года и гимнастики для глаз.

Добиваться положительных результатов в коррекционной работе мне позволяет применение традиционных и современных образовательных технологий, которые являются важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей: игровых, здоровьесберегающих и нетрадиционных, информационно-коммуникативных и цифровых образовательных ресурсов. 

  Использую личностно-ориентированные (И.С. Якименская) и технологии развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), направленных на развитие познавательных психических процессов, выстраивая коррекционную работу с учетом образовательных потребностей каждого ребенка, индивидуальных и возрастных особенностей, которые определяются в результате комплексного обследования на начало года.  

Свою систему работы по применению социо-игровых приемов выстроила, опираясь на методический материал «Социо-игровые подходы к педагогике» авторов Е.Е. Шулешко, А.П., Ершовой, В.М. Букатова, которая помогает мне развивать у детей коммуникативные навыки, способность к самовыражению, умение прислушиваться к сверстникам, самостоятельно находить пути решения в поставленной перед ними задаче.

Широко использую  компьютерные технологии с целью развития познавательных процессов, навыков анализа и синтеза и применяю их во многих направлениях своей работы. Мною разработаны серии презентаций для подгрупповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста, презентации семинаров-практикумов для педагогов и родителей.   

Коррекционно-развивающие занятия проходят в игровом ключе, часто в работе используются сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии, включаю кинезиологические упражнения, которые направлены на развитие обоих полушарий головного мозга: «Нарисуй одновременно двумя руками дом». «Нарисуй дерево двумя руками одновременно», «Нарисуй два домика одновременно двумя руками». Так же, в развитии детей особое значение имеют куклы. Выступая в роли промежуточного объекта между мной и детьми, кукла снимает нервное напряжение у воспитанников, помогает вступить в разговор,   побуждает к активным речевым действиям и раскованности.

         Для развития  и коррекции моторных функций, снятия психического и мышечного напряжения, профилактики нарушений зрения  использую различные виды гимнастики: пальчиковую, зрительную гимнастику и психогимнастику.

Чтобы выработать у детей  определенные навыки и умения учебной деятельности,  применяю элементы мнемотехники, которые способствуют развитию  зрительной и слуховой  памяти, ассоциативного мышления (разучивание четверостиший для физкультминуток, загадок), словесно-логические игры. В таких играх, как «Узнавание предмета по заданным признакам», «Сравнение двух или более предметов»,  «Бывает – не бывает», «Пары слов», «К указанному предмету подбери слово» у детей формируется способность  выявить логическую связь  между предметами.

Для формирования пространственных представлений, использую игры и упражнения, предложенные А.В. Сунцовой в книге «Изучаем пространство», основанной на нейропсихологии. Словесные игры «Назови правильно», «Определи цвет», «Много чего?», «Один – много», «Назови ласково», направленные на развитие словарного запаса  и грамматического строя речи.

Развитие мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации осуществляю на основе игровых упражнений («Отрази в зеркале», обведи и заштрихуй по образцу, рисунки по опорным точкам и т.п.).

Коррекцию поведения провожу, обучая детей вести диалог, совместно выполнять задания, договариваясь,  кто какую роль будет играть в ролевой игре,  выполняя рисунки в паре «Один карандаш – два ребёнка», в коллективной работе «Рисунок по кругу» и др. Применяю релаксационные упражнения, которые помогают детям преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, снимать психоэмоциональное напряжение.

Уделяю большое внимание сохранению и укреплению  физического и психического здоровья детей, на занятиях  обеспечиваю благоприятный психологический климат, дозирую умственную и двигательную активность, что позволяет сделать работу насыщенной и менее утомительной.

С целью создания развивающей предметной среды изготовила дидактические игры и пособия: «Визуально – ритмический круг» и «Визуально – ритмический ряд», «Противоположности», «Счет прямой и обратный», «Горячий – холодный» (антонимы), мнемотаблицы, схемы (задания «Кармашки», «Игрушки», «Зимняя прогулка»), «Лесные жители», «Чудо дерево», «Волшебный мешочек», «Шумящие коробочки», «Волшебный шнурок», конверты с различными сюжетными картинками: «Посуда», «Весёлые часы», «Ягоды, овощи, фрукты» и др.

 Приобрела развивающие игры В.Воскобовича «Квадрат», «Яблонька», «Чудо-цветик», которые одновременно способствуют развитию двух, трех психических функций таких как:  речь и моторика; моторика и сенсорные навыки; моторика, речь и память, формируют пространственные представления (право, лево, вперед, назад, ориентировка на плоскости). Технология В. Воскобовича – это готовый игровой, дидактический и методический материал, это головоломка, конструктор и пособие для решения логико-математических задач. В каждой игровой ситуации прослеживается интеграция всех пяти образовательных областей, что соответствует требованиям ФГОС ДО. Каждый ребенок по ходу сказочного сюжета выполнит ряд заданий на развитие логического мышления, моторики рук, навыков счета, конструкторских способностей и творческого воображения; умения сравнивать, анализировать, сопоставлять; совершенствовать внимание, память и речь.

Имеется диагностический комплект Семаго.

Таким образом, включение в учебный процесс игровых упражнений для развития познавательных процессов и речи помогает повысить результативность педагогических воздействий на познавательную сферу детей, содействует психическому развитию детей, развитию моторики и обеспечивает осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий; применение в коррекционно-развивающей деятельности данных технологий, позволяет мне эффективно определить временную нагрузку, планировать подгрупповую и индивидуальную работу с учетом образовательных потребностей, психофизических и возрастных особенностей каждого ребенка, осуществлять коррекционный процесс с учётом личностно-ориентированного подхода, ведущего вида деятельности дошкольников, избегая перегрузок на организм ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перелётные птицы" Конспект совместной коррекционно-развивающей игры-занятия педагога-психолога и логопеда

Конспект интегрированного коррекционно-развивающей деятельности логопеда и педагога-психолога. Старший дошкольный возраст....

Дистанционное коррекционно-развивающее занятие № 1 педагога-психолога с детьми 5-6 лет

Во время самоизоляции столкнулась с проблемой проведения занятий с психологом. Занятия проводились на платформе ZOOM/ Основными проблемами были: 1. Организационный момент (договоренность с родителями,...

Дистанционное коррекционно-развивающее занятие № 2 педагога-психолога с детьми 5-6 лет

Во время самоизоляции столкнулась с проблемой проведения занятий с психологом. Занятия проводились на платформе ZOOM/ Основными проблемами были: 1. Организационный момент (договоренность с р...

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с дошкольниками в МБДОУ ДС №7 "Жар-птица" с использованием дистанционных технологий обучения. Коррекционно-развивающий мультимедиакурс "Развиваемся, играя"

Понятие коррекции предполагает целенаправленное психологическое воздействие с целью изменения психического состояния человека в соответствии с «нормой психического развития». Как правило, ...

Индивидуальный коррекционно-развивающий план работы педагога-психолога

Цель: коррекция и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и произвольной регуляции деятельности....

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (тревожность) «Я уверен, что смогу»

Программно-методическое пособие педагога-психолога Ляшко Т.Н. представляет собой программу для работы с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой сфере «Я уверен, что смогу», программа п...