Психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одарённости в ДОУ
статья по психологии
В данном материале я, как педагог-психолог ДОУ, делюсь своим опыт работы с детьми с признаками одарённости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
"Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод"
В. А. Сухомлинский.
Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных. Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.
Целостный подход к рассмотрению одаренности был заявлен как приоритетный в «Рабочей программе концепции одаренности» (Д.Б. Богоявлянская (отв.ред), В.Д. Шадриков (науч.ред.), 2003). Данный подход предполагает, что при изучении и развитии одаренности не допустимо ограничиваться лишь анализом когнитивной сферы – необходимо развивать и изучать личность в целом. Именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют то, как будет реализовано индивидуальное дарование.
Цель психолого-педагогического сопровождения одарённого ребёнка:
- создание условий для максимальной реализации потенциальных возможностей дошкольника, развитие его склонностей, способностей, интересов.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- Создать систему целенаправленного выявления, развития и поддержки одаренных детей.
- Предоставить максимально благоприятные, комфортные условия для развития одаренных детей, в образовательном процессе и в свободной деятельности.
- Оказать квалифицированную психолого-педагогической помощь родителям одаренных детей.
- Способствовать развитию социально-профессиональной компетентности и личностного потенциала педагогических работников в работе с одарёнными детьми.
- Сформировать систему мониторинга личностного роста одаренных детей.
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения одаренных детей являются:
Диагностическое направление работы предполагает изучение индивидуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей. Используется комплекс диагностических методик: матрицы Равена, «Нарисуй человека» Гудинафф Харрис, «Тест креативности Торренса», методика «Карта одарённости» Хаана и Каффа, «Диагностика музыкальных способностей детей» Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, «Диагностика психомотрной одарённости». По результатам диагностики формируется интеллектуально-творческий портрет каждого ребёнка. Составляется карта индивидуального развития ребёнка и определяется индивидуально-образовательный маршрут.
По результатам диагностики я, как педагог-психолог, выделила характерные особенности детей с признаками одарённости, а именно: яркое воображение, интуиция, любознательность, оригинальность, конкретность мышления. Такие дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Коррекционно-развивающее направление работы включает четыре аспекта: развитие интеллектуальных способностей ребёнка, формирование адекватного самовосприятия, помощь в адаптации ребёнка в окружающем мире и приобретение им конструктивных форм общения со сверстниками и взрослыми. Коррекционно-развивающая работа осуществляется в совместной деятельности психолога и педагога. Ценность коррекционно-развивающей работы в том, что она даёт возможность ребёнку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой и успешной.
В своей коррекционно-развивающей работе, большее внимание я уделяю детям с признаками интеллектуальной одарённости. Зачастую, при достаточно развитой когнитивной функции, имеют место быть некоторые проблемы развития других функций, например - речевой. Тогда, совместно с психологом, включается в работу учитель-логопед, т.е. идёт разносторонняя работа для того, чтобы ребёнок имел возможность максимально реализовать свои способности. Если рассматривать конкретный пример интеллектуально одарённого ребёнка с речевой дисфункцией (Маша М. 6 л), то можно было отметить, что у девочки были проблемы во взаимоотношениях с другими детьми в группе. Дело в том, что она превосходит в интеллектуальном развитии своих сверстников (примерно 3-4 года умственного развития), у неё есть особые интересы и потребности, в результате девочка оказалась в изоляции практически от всей группы и часто подвергалась насмешкам.
Снять типичные для конкретного одарённого ребёнка психологические «преграды» помогли организованные тренинговые фронтальные занятия с детьми данной группы. В результате чего, положение девочки в группе сверстников изменилось из «отвергаемой» в «принимаемую». В результате комплексной работы психолога, родителей, педагогов и логопеда, речевая функция стабилизировалась.
Для преодоления вышеуказанных проблем, были разработаны рекомендации для родителей и педагогов, содержащие информацию, об особенностях развития одаренного ребенка, как личности. Такой подход обеспечивает личностное развитие талантливых детей, развитие их способностей, удовлетворение их потребностей и помогает нивелировать возникающие трудности развития.
Работа с семьями воспитанников проводится в несколько этапов:
- Знакомство родителей с понятием одарённости, его видами, психологическими особенностями детей с признаками одаренности.
- Создание и подкрепление мотивации родителей детей с ярко выраженными способностями на объединение усилий по развитию интеллектуально-творческого потенциала детей.
- Активация и обогащение «воспитательных» умений родителей и формирование стратегии сотрудничества с педагогами.
С родителями девочки (Маша М. 6 лет) так же проводилась работа по активному включению их в образовательный процесс. На этапе знакомства, с помощью анкетирования, я узнала об особенностях развития ребёнка, выявила степень участия родителей в занятиях ребенка и оценила степень развития видов одаренности, присущих девочке. (Анкета «Давайте познакомимся!», Анкета «Как развита фантазия вашего ребенка», Методика «Карта одаренности»).
Родители очень активно включились в работу, охотно дискутировали на консультации «Печать одаренности. Мой ребенок не такой как другие». Постоянно поддерживали связь в различных мессенджерах, там же я размещала консультации на темы: «Можно ли обойтись без наказаний?», «Развитие восприятия, творчества у детей», «Растим умничку», «Детские капризы» и др.
С целью вовлечения родителей в педагогический процесс, им предлагалось принять активное участие в выставках, выполнить творческие домашние задания, например «Маленький театрал», «Дошколята-эколята» и т.) Так же, совместно со мной, было реализован проект «Портфолио одарённого ребёнка», с дипломами и наградами Маши, фотографии интересных мест, которые посетил ребёнок с родителями и т.п.
Работа с педагогами. Основные направления взаимодействия педагога-психолога с педагогами:
- Знакомство педагогов с понятием одаренности, его видами, психологическими особенностями детей с признаками одарённости
- Формирование системы мотивации педагогического коллектива на активную творческую работу для выявления, поддержки и развития детей
- Коллективно-творческая деятельность по составлению индивидуальных карт развития и разработка индивидуально-образовательного маршрута.
В своей работе я считаю целесообразным направлять педагогов на тесное взаимодействие с родителями одарённого ребёнка, используя при этом многообразие традиционных и нетрадиционных форм общения. Например, педагогам (Маши М.,6 лет), было предложено организовать совместно с родителями ежемесячные встречи в ТЮЗе или Кукольном театре, после чего, девочке предлагалось составить ряд вопросов-гипотез и вопросов-доказательств для взрослых для обсуждения увиденного и наоборот, взрослые готовили ребёнку вопросы, получалась интеллектуальная мини-викторина. Итоги каждой из подобных встреч так же помещались в портфолио.
В процессе того или иного взаимодействия педагоги активизируют родителей, создают условия для возникновения интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания поделиться собственным опытом. Методы, активизирующие взаимодействие - дискуссия, просмотр видеоматериалов, анализ психолого-педагогических ситуаций и другие.
Дополнительное образование детей с признаками одаренности.
В нашем дошкольном учреждении организованы дополнительные кружки и секции для развития детей, которые так же посещают дети с признаками одарённости: интеллектуальное направление – «Умники и умницы», художественно-творческое направление – «Солнышко в ладошках», спортивное направление – «Юный баскетболист». Я, как педагог-психолог, организую участие интеллектуально одарённых детей во всероссийском интеллектуальном конкурсе «РостОк». Дети с удовольствием принимают в нём участие, занимают призовые места и награждаются дипломами первой, второй степени и грамотами участника.
Одаренный ребенок обладает уникальными качествами. И что бы ни было причиной тому - наследственность или среда, в которой ребенок растет, важно поддерживать и развивать его способности. Одна из главных задач психолога дошкольного учреждения в работе с одаренными детьми - создание условий, помогающих ребятам достигать выдающихся результатов в той деятельности, которая им интересна. Одаренность - всего лишь потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться. Хочется верить, что благодаря усилиям педагогов и специалистов дошкольного учреждения, каждый одаренный ребенок в будущем сможет найти себя, реализовать свои способности, полноценно раскрыться в профессии. Сумеет не потеряться в огромном мире и принести обществу свой вклад, созидая новое в различных сферах жизни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности в условиях ДОУ" (из опыта работы)
Одаренность можно рассматривать с различных позиций. Если придерживаться психофизиологической точки зрения, то надо признать относительную редкость этого явления. С другой стороны, исходя из гуманност...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
работа с родителями...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
опыт работы с детьми не посещающих ДОУ...
Психологическое сопровождение детей с признаками одарённости. Презентация
В презентации представлена система работы в дошкольном учреждении с детьми с ярко выраженными способностями в различных областях деятельности....
Выступление на семинаре по теме: «Раннее выявление и сопровождение детей с признаками одарённости в соответствии с ФГОС»
Работа с одаренными детьми актуально для государства и поэтому, миссия госсударства заключается в поддержке одаренных детей, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой и интелл...
Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР
В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...