«Особенности адаптации детей с задержкой психического развития к дошкольному учреждению»
методическая разработка по психологии (младшая группа)
«Особенности адаптации детей с задержкой психического развития к дошкольному учреждению»
Проблему адаптации впервые поднял в науке Ж.Д Ламарк, который связывал эволюционные изменения отдельных организмов с приспособление их к окружающей среде. Вначале ХХ в. значение слова «адаптация» стало расширяться и включать помимо физиологических и биологических процессов также и процесс приспособления личности к социальным и культурным факторам окружающей среды.
Проблема трудностей адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения в настоящее время встречается все чаще. По оценкам исследователей изучения течения адаптации были получены следующие результаты:
У 64% дошкольников отмечалась легкая степень адаптации. Период адаптации длился 7-10 дней, у детей наблюдалось незначительное расстройства сна и аппетита.
28% дошкольников имели среднюю степень адаптации - привыкание проходило от 2х недель до 1 месяца. В это время настроение дошкольника неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму.
У 8 % детей - тяжелая степень адаптации-дети подавлены, сильно возбуждены, могут вести себя агрессивно по отношению к ровесникам, отмечалось отсутствие аппетита, разлука и встреча с родителями сопровождалась слезами.
Особенно остро данная проблема стоит перед детьми с задержкой психического развития (ЗПР)
В первые месяцы у дошкольника формируется отношение к учебе, знакомство со сверстниками, закладываются отношения с ровесниками, воспитателем и другими специалистами дошкольного учреждения. Очень важно, чтобы в эти месяцы ребенок не испытывал отрицательных и негативных эмоций. В таком случаи, если адаптация к процессу обучения реализуется успешно, в дальнейшем это поможет предотвратить множество негативных ситуаций и психологических проблем у дошкольника.
Положительный исход процесса адаптации во многом зависит, как от воспитателя и психолога дошкольного учреждения, так и от родителей дошкольников. Обычному ребенку намного проще пройти этот сложный период, а вот «особые» дети с ЗСП намного труднее адаптируются к дошкольной жизни.
Ребенок с ЗСП, который первый раз посетил дошкольное учреждение, теряется в новой непривычной для него обстановке, в его жизни происходит множество изменений: отсутствие родителей в течение 8 и более часов, постоянный контакт со сверстниками, новые требования к поведению. Эти изменения наваливаются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без правильной организации специалиста может привести к невротическим реакциям, таким как страхи, капризы, отказ от приема пищи, частые болезни и т.д.
В первые дни очень важно научить ребенка ориентироваться в пространстве и постепенно приучать дошкольника к распорядку дня. Ребенок с ЗСП часто испытывает трудности с самообслуживанием, он может медленно одеваться, долго кушать, не убирать за собой вещи, некоторым нужно напоминать о правилах гигиены. В адаптационный период дошкольникам просто необходима помощь педагога. Воспитателю нужно запастись большим терпением, чтобы правильно и результативно помочь ребенку адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. Из-за низкой успеваемости у дошкольника может сформироваться отрицательное отношение ко всему процессу обучения. Педагогу нужно проводить дополнительные занятия, давать рекомендации родителям о продолжении занятий с ребенком в домашних условиях.
Рекомендации для родителей детей с ЗПР:
· Необходимо подготовить ребенка к дошкольному учреждению. Проводить с ним занятия, наладить режим дня.
· Нужно оценить возможности ребенка с ЗПР, его успехи, прогресс
· Не требовать от ребенка того, что он еще не умеет
· Ежедневно интересоваться дошкольной жизнью ребенка.
· Больше проводить свободного времени, играть с ребенком, ходить на прогулки
· Всегда ищите, за что можно похвалить ребенка, ребенок должен чувствовать себя успешным
· Оказывайте ребенку эмоциональную поддержку, проявляйте участие к проблемам ребенка
Большую роль в адаптации дошкольника играют взаимоотношения с ровесниками и педагогом. Педагог должен с уважением и добротой относится к детям, избегать всех возможных конфликтных ситуаций. Не в коем случаи нельзя повышать голос на ребенка с ЗПР, да и вообще любого ребенка не следует ругать. В противном случаи ребенок будет испытывать дискомфорт, страх и негативные эмоции по отношению, как к педагогу, так и к дошкольному учреждению в общем. Если ребенок в чем-то провинился, следует спокойно с ним поговорить, объяснить словами, что так делать нельзя, попытаться разобраться в ситуации, помочь в решении проблемы. Так же дошкольника как можно чаще нужно хвалить за выполненную им работу, пусть даже не совсем правильную.
Практический опыт показывает, что почти все дети с временной задержкой развития могут стать устать успевающими и иметь высокую работоспособность. При этом очень важно, чтобы педагог и родители знали, что трудности на начальном этапе адаптации и обучения в дошкольном учреждении не всегда являются признаком лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены. Родителям дошкольника, важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других сверстников, но для того чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться к специалистам (педагогу-дефектологу, если нужно врачу психотерапевту). При своевременно оказанной помощи со стороны специалистов и поддержке родителей дошкольники с ЗПР адаптируются легче.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1111111111111111111111111111111.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности адаптации детей с задержкой психического развития к дошкольному учреждению»
Проблему адаптации впервые поднял в науке Ж.Д Ламарк, который связывал эволюционные изменения отдельных организмов с приспособление их к окружающей среде. Вначале ХХ в. значение слова «адаптация» стало расширяться и включать помимо физиологических и биологических процессов также и процесс приспособления личности к социальным и культурным факторам окружающей среды.
Проблема трудностей адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения в настоящее время встречается все чаще. По оценкам исследователей изучения течения адаптации были получены следующие результаты:
У 64% дошкольников отмечалась легкая степень адаптации. Период адаптации длился 7-10 дней, у детей наблюдалось незначительное расстройства сна и аппетита.
28% дошкольников имели среднюю степень адаптации - привыкание проходило от 2х недель до 1 месяца. В это время настроение дошкольника неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму.
У 8 % детей - тяжелая степень адаптации-дети подавлены, сильно возбуждены, могут вести себя агрессивно по отношению к ровесникам, отмечалось отсутствие аппетита, разлука и встреча с родителями сопровождалась слезами.
Особенно остро данная проблема стоит перед детьми с задержкой психического развития (ЗПР)
В первые месяцы у дошкольника формируется отношение к учебе, знакомство со сверстниками, закладываются отношения с ровесниками, воспитателем и другими специалистами дошкольного учреждения. Очень важно, чтобы в эти месяцы ребенок не испытывал отрицательных и негативных эмоций. В таком случаи, если адаптация к процессу обучения реализуется успешно, в дальнейшем это поможет предотвратить множество негативных ситуаций и психологических проблем у дошкольника.
Положительный исход процесса адаптации во многом зависит, как от воспитателя и психолога дошкольного учреждения, так и от родителей дошкольников. Обычному ребенку намного проще пройти этот сложный период, а вот «особые» дети с ЗСП намного труднее адаптируются к дошкольной жизни.
Ребенок с ЗСП, который первый раз посетил дошкольное учреждение, теряется в новой непривычной для него обстановке, в его жизни происходит множество изменений: отсутствие родителей в течение 8 и более часов, постоянный контакт со сверстниками, новые требования к поведению. Эти изменения наваливаются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без правильной организации специалиста может привести к невротическим реакциям, таким как страхи, капризы, отказ от приема пищи, частые болезни и т.д.
В первые дни очень важно научить ребенка ориентироваться в пространстве и постепенно приучать дошкольника к распорядку дня. Ребенок с ЗСП часто испытывает трудности с самообслуживанием, он может медленно одеваться, долго кушать, не убирать за собой вещи, некоторым нужно напоминать о правилах гигиены. В адаптационный период дошкольникам просто необходима помощь педагога. Воспитателю нужно запастись большим терпением, чтобы правильно и результативно помочь ребенку адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. Из-за низкой успеваемости у дошкольника может сформироваться отрицательное отношение ко всему процессу обучения. Педагогу нужно проводить дополнительные занятия, давать рекомендации родителям о продолжении занятий с ребенком в домашних условиях.
Рекомендации для родителей детей с ЗПР:
· Необходимо подготовить ребенка к дошкольному учреждению. Проводить с ним занятия, наладить режим дня.
· Нужно оценить возможности ребенка с ЗПР, его успехи, прогресс
· Не требовать от ребенка того, что он еще не умеет
· Ежедневно интересоваться дошкольной жизнью ребенка.
· Больше проводить свободного времени, играть с ребенком, ходить на прогулки
· Всегда ищите, за что можно похвалить ребенка, ребенок должен чувствовать себя успешным
· Оказывайте ребенку эмоциональную поддержку, проявляйте участие к проблемам ребенка
Большую роль в адаптации дошкольника играют взаимоотношения с ровесниками и педагогом. Педагог должен с уважением и добротой относится к детям, избегать всех возможных конфликтных ситуаций. Не в коем случаи нельзя повышать голос на ребенка с ЗПР, да и вообще любого ребенка не следует ругать. В противном случаи ребенок будет испытывать дискомфорт, страх и негативные эмоции по отношению, как к педагогу, так и к дошкольному учреждению в общем. Если ребенок в чем-то провинился, следует спокойно с ним поговорить, объяснить словами, что так делать нельзя, попытаться разобраться в ситуации, помочь в решении проблемы. Так же дошкольника как можно чаще нужно хвалить за выполненную им работу, пусть даже не совсем правильную.
Практический опыт показывает, что почти все дети с временной задержкой развития могут стать устать успевающими и иметь высокую работоспособность. При этом очень важно, чтобы педагог и родители знали, что трудности на начальном этапе адаптации и обучения в дошкольном учреждении не всегда являются признаком лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены. Родителям дошкольника, важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других сверстников, но для того чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться к специалистам (педагогу-дефектологу, если нужно врачу психотерапевту). При своевременно оказанной помощи со стороны специалистов и поддержке родителей дошкольники с ЗПР адаптируются легче.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по приему детей с задержкой психического развития в дошкольные учреждения и коррекционные группы
Рекомендации позволяют грамотно осуществлять прием детей с ЗПР в коррекционную группу...
Дети с задержкой психического развития в дошкольном учреждении
Задержка психического развития- частичное недоразвитие высших психических функций. Если вовремя начать заниматься с ребенком , ЗПР поддается коррекции практически полностью....
Инклюзивное обучение детей с задержкой психического развития в дошкольном учреждении.
Инклюзивное обучение детей с задержкой психического развития в дошкольном учреждении....
Статья "Дети с задержкой психического развития в дошкольном учреждении"
Информация для родителей : "Что такое задержка психического развития?"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ«ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯВ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...
Особенности адаптации детей с задержкой психического развития к дошкольному учреждению
Из данной статьи вы узнаете о всех особенностях подготовки детей с задержкой психического развития к дошкольному учреждению....
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ...