КАКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И ПРОЦЕССЫ ВАЖНЫ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ
консультация по психологии (подготовительная группа)

Позднякова Наталья Александровна

Для успешного обучения в школе важен достаточный уровень зрелости психических функций. Какие же это функции?Рассказывается в статье

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И ПРОЦЕССЫ ВАЖНЫ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ?

   У каждой психической функции есть своя программа развития. Мозг ребёнка созревает гетерохронно: разные функции развиваются в разное время. Какие психические процессы должны быть на хорошем уровне для успешного обучения?

  • Внимание. Оно должно обладать  произвольностью, устойчивостью и достаточной концентрацией (удержание внимания на объекте, не отвлекаясь); объёмом (количество воспринимаемой информации); распределением (умение одновременно воспринимать разномодальную информацию, - например, слушать педагога и писать).

   Именно на качество внимания ребенка часто жалуются родители и педагоги.

  • Также важны нейродинамические показатели, отвечающие за хорошую работоспособность, т.к. если ребёнок быстро утомляется, то появляется непроизвольное ослабление внимания.
  • Хороший уровень саморегуляции и контроля собственной деятельности (сила воли) для успешного планирования деятельности и соблюдения требований и инструкций.
  • Достаточный уровень всех видов восприятия:
  • Зрительного (восприятие отдельных фрагментов признака предмета);
  • Зрительно-пространственного (для умения скопировать фигуру, держаться в строке при письме, не зеркалить и не путать буквы);
  • Акустического (для понимания инструкции, различения звуков и фонем на слух).
  • Важна и речевая сфера (словарный запас, правильное звукопроизношение, развитая связная речь).
  • Хороший уровень развития памяти (зрительной, слухоречевой, двигательной).
  • Необходим и хороший уровень мыслительных операций: анализа и синтеза (умение мысленно и практически расчленять и соединять целостную систему, предмет на подсистемы), сравнения (выявление сходства и различий), классификации  (распределение предметов, явлений, понятий по видам, признакам, группам), обобщения (мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам), умозаключения  (когда из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение).
  • Также важно,- импульсивен ребёнок или медлителен, имеются ли трудности переключения с одной деятельности на другую.
  • Важна и сформированность межполушарного взаимодействия (в математике - при решении задач в виде схем; в письме - вспомнить, как пишется буква, написать).
  • У ребёнка должен отсутствовать гипер- / гипотонус в руке. Важна правильная постановка руки при письме.
  • Очень важна хорошая зрительно-моторная координация (для чтения, списывания с доски).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа: "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ"

Практическая значимость данной работы состоит в том, что данный материал может  быть использован студентами педагогических колледжей, при изучении психологической готовности старших дошколь...

Формирование логического мышления – как важный фактор успешного обучения на уроках математики в школе.

Игры –головоломки ,или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Долгое время эти...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога. «Коррекция высших психических функций у детей с затруднениями в обучении»

Рабочая программа учителя-дефектолога для дошкольников 3-7 лет с затруднениями в обучении...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ – ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА В ШКОЛЕ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:Развитие связной речи – важное условие успешного обучения ребёнка в школе....

Выступление на педсовете «Обучение дошкольников решение логических задач - как важный фактор успешного обучения на уроках в школе»

Многие полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть р...

Статья " Развитие фонематических функций, как необходимое условие для успешного обучения в школе."

У определённой части детей , поступающих в школу, имеются выраженные недостатки речи и нарушение слуховой дифференциации фонем. В результате возникают трудности в различении близких по звучанию ...