Статья " Развитие фонематических функций, как необходимое условие для успешного обучения в школе."
статья по логопедии (старшая группа)

Росицкая Галина Евгеньевна

 У определённой части детей , поступающих в школу, имеются выраженные недостатки речи и нарушение слуховой дифференциации фонем. В результате возникают трудности в различении близких по звучанию фонем, в овладении звуковым анализом. Всё это снижает возможности полноценного овладения навыками письма и чтения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Развитие фонематических функций, как необходимое условие для успешного обучения в школе.

    С каждым годом в начальной школе увеличивается количество неуспевающих детей по русскому языку. Наиболее распространенным нарушением является акустическая дисграфия, что в свою очередь связано с недоразвитием слуховых дифференцировок. Исходя из этого понятно, что для успешного обучения детей грамоте необходимы хорошо развитые фонематические процессы. Действительно, только лишь при наличии четкого образа звука, который не смешивается ни на слух, ни артикуляторно, возможно обучение грамоте. Вопрос об обучении грамоте был поставлен очень давно. К.Д.Ушинский указывал на то, что прежде, чем знакомить ребёнка с буквами, необходимо развивать «слух дитяти».

    Д.Б. Эльконин в статье «Некоторые вопросы усвоения грамоты» отмечал: «   …восприятие и различение букв – есть лишь внешняя сторона процесса чтения, за которой скрываются самые существенные и основные действия со звуками языка». Далее он говорил: «Предметом деятельности ребёнка при обучении его чтению является не буква, а звуки языка!»

    Л.Н.Толстой на начальных этапах обучения грамоте предлагал не названия букв, а названия звуков и проводил эту работу на слух, без предварительного заучивания названий букв.

    Среди современных учёных очень резко тот же вопрос ставил И.Н.Шапошников, который писал: «Неграмотный начинает читать (произнося слог слитно, без «заразы складов»), когда он слышит и различает отдельные звуки в речи и, конечно, знает их буквенное соответствие».

   У определённой части детей , поступающих в школу, имеются выраженные недостатки речи и нарушение слуховой дифференциации фонем. В результате возникают трудности в различении близких по звучанию фонем, в овладении звуковым анализом. Всё это снижает возможности полноценного овладения навыками письма и чтения. Трудности в овладении звуковым составом слова в обыденном общении редко улавливаются взрослыми. Они проявляются уже на первом году обучения в школе. Анализ письменных работ неуспевающих учащихся с недостатками речи позволил выявить ряд специфических ошибок на письме.

   Орфографические ошибки – нарушение правил правописания. Они встречаются детей с речевой патологией гораздо чаще, к тому же являются более стойкими, нежели у детей с нормальным речевым развитием.

    Ошибки, отражающие неправильное звукопроизношение – ребёнок пишет так, как произносит. Возникает артикуляторно-акустическая дисграфия.

    Графические ошибки – связаны с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляются в заменах и искажениях графического образа букв. Возникает оптическая дисграфия.

   Грамматические ошибки – недочёты, связанные с недоразвитием грамматического строя речи: неверное употребление приставок и предлогов, падежных окончаний, пропуски членов предложений, нарушение последовательности слов в предложении. Возникает аграмматическая дисграфия.

    Ошибки, связанные с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Недоразвитие звукового анализа и синтеза проявляется на письме в нарушениях структуры предложения и слова, в частности в слитном написании слов, особенно предлогов, в раздельном написании одного слова. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространёнными являются искажения звукослоговой структуры слова. Наиболее часто наблюдаются следующие ошибки: пропуски согласных при стечении; пропуски гласных; добавления гласных; перестановки букв; пропуски, перестановки, добавления слогов. Возникает дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза.

    Ошибки на основе нарушений фонемного распознавания – у таких детей чаще всего имеется нарушение слуховой дифференциации звуков речи. Такие ошибки указывают на незаконченность процесса тонких акустико-артикуляторных дифференцировок соответствующих звуков (свистящих -шипящих; звонких -глухих; мягких -твёрдых). Возникает акустическая дисграфия.

    Успешное обучение письму и чтению в школе предполагает обязательное условие – развитие фонематического слуха. В силу различных причин у ребенка можно наблюдать неправильное произношение звуков, нечеткое или невнятное произнесение слов, а вместе с этим и отсутствие полноценного фонематического восприятия. Нарушение фонематического слуха не дает ребенку умения четко дифференцировать на слух фонемы русского языка и без этого нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза. Все это делает невозможным и полное усвоение грамоты. "Оттого, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии" (Д.Б.Эльконин).

   Опираясь на принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста, профессор Р.Е.Левина доказала необходимость раннего исправления речевых дефектов до поступления в школу.

    Таким образом, одной из ведущих задач педагога является развитее фонематического слуха. В работе  педагога существуют следующие этапы в развитии у детей способности дифференцировать фонемы:

  1. Научить детей выделять нужный звук из слова
  2. Определять место звука в слове (начало, середина, конец)
  3. Развивать навыки элементарного звукового анализа

   Для решения этих задач  проводится  диагностическое обследование и выявляется, что некоторые дети не могут назвать слова с определенным звуком, не слышат различия в словах кашка – каска, угол – уголь и т.д. Многие дети не могут определить лишний слог в сочетаниях, например: ка-ка-га-ка, на-па-на-на и другие, им очень трудно определить  место звука в слове.

 Работ по развитию фонематических процессов   делится на несколько этапов:

I этап – узнавание детьми неречевых звуков

II этап – различение слов, близких по звуковому составу и слогов

III этап – различение гласных и согласных звуков

IV этап – определение места звука в слове, т.е. развитие навыков элементарного звукового анализа

  На I этапе в процессе специальных дидактических игр и упражнений  развивается у детей способность узнавать и различать неречевые звуки. Детям предлагается послушать звуки за окном: что шумит, что гудит, кто смеется и т.д. Затем  внимательно послушать, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы, из зала, кухни. С помощью таких игр, как  "Узнай по звуку", "Угадай, что это было?", "Найди игрушку", у детей развивается слуховое внимание, способность к дифференцированию и узнаванию неречевых звуков.

   На II этапе  учат  детей различать слова, близкие по звуковому составу. Играя в игру "Неправильное слово", дети при помощи палочек определяют,  какое слово звучит верно, а какое неверно. Это требует от них большого внимания. Используя такие игры, как "Найди себе пару", Найду тебя по имени", "Кузовок", "Подбери слово", дети учатся подбирать слова, близкие по звучанию (песок – носок, кузнец – молодец, сом – дом).

   Следующим шагом на данном этапе становится формирование умения различать слоги различной структуры. При помощи таких игр, как "Угадай, что лишнее", "Так или не так", "Телефон" дети угадывают: одинаковые слоги были произнесены или разные. Для того, чтобы контролировать реакцию каждого ребенка используются кружки разного цвета: красный – если слоги одинаковые, зеленый – если разные.

  На III этапе дети  учатся различать звуки родного языка. Эту работу следует   начать с дифференциации гласных звуков. Игры "Покажи картинку", "Подскажи Петрушке звук", "Кто больше", "Скажи как я" помогают детям различить гласные звуки  А,О, У, И, Ы, Э. Когда я произносится звук "У",  дети поднимают нужную картинку (пароход), зная, что так гудит пароход и т.д.

  Далее переходим к формированию  умения  различать  согласные звуки. Здесь уже используются  упражнения "Кто что делает", "Отгадай какой звук", "Звук потерялся", "Скажи как я". Дети учатся определять в каком слове слышится нужный звук. Используя различные варианты игры "Кто внимательный",  у детей формируется и закрепляется навык определения одинакового звука в нескольких словах; звук, который чаще слышится в стихотворении.

   На IV этапе  проводится работа по развитию и закреплению фонематического анализа и синтеза. Для решения этих задач используются  такие игры и упражнения, как "Какой звук пропал в слове?", "Цепочка слов", "Угадай, где  звук?", "Придумай слово", "Найди ошибку и назови правильно" и другие. Сначала дети определяют, какой звук звучит в конце, а потом  -  определять место звука в начале слова. Затем детям предлагаются задания самим придумать слова, в которых нужный звук слышится в начале, середине, конце слова. Полученные знания детей закрепляется при помощи заучивания скороговорок, чистоговорок; слушания перевертышей, загадок, пословиц. На познавательных занятиях при закреплении словаря по  запланированным лексическим темам  можно использовать   игры "Кто больше вспомнит названий  предметов ( лексическая тема недели), в которых слышится этот  звук.

   Занятия, игры должны проводиться не только во фронтальном, подгрупповом формате. В данной работе стоит уделять большее внимание индивидуальной форме работы. Привлекать к процессу обучения детей их родителей: консультируя, рекомендуя игры, задания по формированию у ребенка фонематических функций.

   Проводимые в такой последовательности игры и упражнения способствуют развитию у детей слухового внимания и памяти, внимания к речи окружающих, помогают выработке тонких акустических дифференцировок; совершенствуют фонематические представления и подготавливают детей к дальнейшей планомерной работе по анализу звукового состава речи. С их помощью происходит постепенный переход от развития фонематического восприятия к работе над звуковым анализом слов.

Словесные игры, рекомендуемые родителям:

1. "Смотри, не ошибись!"

Найти слова, в которых начало – слог "за"  (занавески, замок, замазка, залезать и т.д.)

А теперь. чтобы слог "за" был в конце слова (ваза, береза, коза)

2."Конец слова за тобой"

Со- (окончание ребенок придумывает сам)

3. "Найди себе пару"

Например, Петрушка – пеструшка, песок – носок, машина – шина и т.д.

4. "Загадки – складки"

Целый день уа-уа
Вот и все ее ....(слова)

Мед в лесу нашел медведь
Ну-ка, ты давай....(ответь)

Подготовлен самолет,
Он отправился в .....(полет)

5. "Придумай слово"

Придумать слова с определенным звуком, стоящим либо в начале слова, конце. середине ("к" в начале слова: кот, кит, кровать; "к" в середине слова: кукла, майка, арка)

6. "Какой звук лишний в слове?"

Говорит Володя Коле
Стройку получил я в школе.

В нашем доме на окошке
Сидят серенькие крошки.

Вадик спит и видит сон
Что летит в ракете он.

7. Чистоговорки, скороговорки

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа
Жу-жу-жу – молоко дадим ежу
Не живут ужи, где живут ежи

Ча-ча-ча – горит в комнате свеча
Чу-чу-чу – молоточком я стучу
Шубка у овечки – теплей любой печки

За-за-за – уходи, домой коза
Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу
У маленькой Зины бузина в корзине

Используемая литература:

  1. Н.В.Нищева "Система коррекционной работы", Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2001
  2. Г.А.Тумакова "Ознакомление дошкольника со звучащим словом", Москва. Просвещение, 2003
  3. А.И.Максаков,  Г.А.Тумакова "Учите, играя", Москва, Просвещение, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная компетентность старших дошкольников - необходимое условие для успешного обучения в школе.

Современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство не лучшим образом вторглись компьютер и телевизор, увлечение которыми нередко не оставляет места для необходимого ...

Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, как условие успешного обучения в школе.

Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий важный этап его жизни – поступлению в школу, существенное место в работе начинает занимать подготовка к обуч...

Формирование фонематического восприятия у ребенка, как залог успешного обучения в школе.

Формирование фонематического восприятия у ребенка, как залог успешного обучения в школе....