Методики исследования эмоционально-личностной сферы ребенка.
учебно-методический материал по психологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_kaktus_m.a._panfilovoy.doc | 31 КБ |
metodika_tsvetopredpochteniya.docx | 16.15 КБ |
metodika_issledovaniya_emotsionalnogo_sostoyaniya.docx | 14.55 КБ |
anketa_priznaki_agressivnosti.doc | 39.5 КБ |
anket_agres.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Кактус»
графическая методика М.А. Панфиловой
Тест проводится с детьми 4-7 лет.
Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Кактус домашний или дикий?
2. Его можно потрогать? Он сильно колется?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то какое это растение?
6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
Обработка результатов и интерпретация
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
пространственное положение
размер рисунка
характеристики линий
сила нажима на карандаш
Агрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим
Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, в центре листа
Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа
Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков, необычность форм
Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса
Оптимизм - использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов
Тревога - использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии
Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм
Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов
Интровертированность - изображен только один кактус
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса
Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.
Предварительный просмотр:
Методика «Цветопредпочтения»
Цель: диагностика эмоционального фона ребенка
Материалы для диагностики:
- круг диаметром 8 см, разделенный на 8 равных секторов;
- набор карандашей (синий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, фиолетовый, черный).
Инструкция: раскрась волшебный торт. Бери те цвета, которые тебе нравятся. Раскрашивай каждый кусочек торта (сектор) отдельным карандашом.
Анализ результатов
Все цвета делятся на 2 группы:
- положительный спектр – оранжевый, желтый, красный;
- отрицательный спектр – черный, синий, фиолетовый;
- спокойный – зеленый.
Подсчитывается цветовой показатель (ЦП) – это отношение числа цветов положительного сектора к числу цветов отрицательного.
Если ЦП равно единице, или больше, это рассматривается как положительный эмоциональный фон, если меньше единицы, то можно говорить о превышении отрицательного эмоционального фона, что рассматривается как неблагоприятный фактор.
Предварительный просмотр:
Методика исследования эмоционального состояния
Автор: Дорофеева Э.Т.
Цель: оценка эмоционального состояния ребенка через изменение сдвига чувствительности по трем основным цветам.
Проведение обследования: Ребенку выдают три карточки разного цвета (красная, синяя, зеленая) размером 7х7см и предлагают разложить их в порядке предпочтения. Процедура повторяется три раза.
Инструкция при первом предъявлении: «Посмотри внимательно. Перед тобой лежат три карточки разного цвета — красная, синяя и зеленая. Выбери из них ту, которая тебе больше всего нравится».
Инструкция, когда выбор ребенком сделан: «А теперь, какую карточку по цвету выберешь?». Третья, последняя карточка, также фиксируется в протоколе.
При предъявлении карточек в середине и в конце общения инструкция не изменяется: «Выбери из них ту, которая тебе больше всего нравится по цвету. А из этих двух оставшихся какая тебе больше нравится?»
По результатам обследования заполняется протокол на каждого ребенка.
В протоколе обследования фиксируется три варианта сдвига цветов и проводится анализ устойчивости психического состояния ребенка.
Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности
№ | Порядок расположения цветов | Название эмоционального состояния | Характеристика эмоционального состояния |
1 | к-с-з | Активные аффекты. Состояние аффективного возбуждения (АВ) | Диапазон изменений от переживания, чувства нетерпения, возмущения до состояния гнева, ярости. В клинике у психических больных (дисфория) |
2 | к-з-с | Переживание состояния функционального возбуждения (ФВ) | Эмоции, связанные с удовлетворением потребности. Диапазон - от переживания чувства удовлетворения до восторга, ликования. Доминирование положительных эмоций |
3 | з-к-с | Состояние функциональной расслабленности (ФР) | Отсутствие выраженных переживаний. Оценивается человеком как спокойное состояние, устойчивое, самое оптимальное для реализации человеческих контактов, отношений, различных видов деятельности, где не требуется напряжения |
4 | з-с-к | Состояние функциональной напряженности, настороженности (ФН) | Ориентировочные реакции характеризуются повышением внимания, активностью, встречаются в тех ситуациях, где требуется проявление подобных качеств. Оптимальный вариант функциональной системы |
5 | с-з-к | Состояние эмоционального торможения (ФТ) | Неудовлетворение потребностей (печаль, тоскливость, напряженность): от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги. Полярно ФВ. Доминирование отрицательных эмоций. Перенапряжение всех систем организма. |
6 | с-к-з | Состояние аффективного торможения (АТ) | Встречается в основном в клинике при глубоких экзогенных депрессиях. Диапазон: от состояния растерянности, психологического дискомфорта до страха. Полярно АВ. Доминирование сильных отрицательных эмоций. |
Предварительный просмотр:
Экспресс - анкета «Признаки агрессивности»
Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.
Оцените предложенные утверждения.
№ | Утверждение о ребенке | Да | Нет |
1 | Временами в него вселяется «злой дух» | ||
2 | Он не может промолчать, когда чем-то недоволен | ||
3 | Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же | ||
4 | Иногда ему без всякой причины хочется выругаться | ||
5 | Бывает, что он с удовольствием ломает вещи и рвет книги | ||
6 | Иногда он так настаивает на своем, что окружающие теряют терпение | ||
7 | Он не прочь подразнить животных | ||
8 | Очень сердится, когда кто-то подшучивает над ним | ||
9 | Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать что-нибудь плохое, шокировать окружающих | ||
10 | В ответ на обычные просьбы стремится все сделать наоборот | ||
11 | Часто бывает ворчлив | ||
12 | Всегда воспринимает себя как самостоятельного и решительного человека | ||
13 | Любит быть первым, командовать, подчинять себе волю других | ||
14 | Неудачи вызывают у него сильное раздражение, он начинает искать виноватых | ||
15 | Легко ссорится, часто вступает в драки | ||
16 | Старается общаться с младшими и физически более слабыми детьми | ||
17 | У него нередко бывают периоды мрачной раздражительности | ||
18 | Он часто не считается со сверстниками, не уступает, не делится | ||
19 | Он всегда уверен, что любое задание выполнит лучше других |
Положительный ответ по каждому утверждению оценивается в 1 балл. Подсчитайте, сколько утверждений, по вашему мнению, может быть отнесено к вашему ребенку.
15 – 19 баллов – высокий уровень агрессивности
7 – 14 баллов – средний уровень агрессивности
1 – 6 баллов – низкий уровень агрессивности
Предварительный просмотр:
АНКЕТА «КРИТЕРИИ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА»
(Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко)
С целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей (Г. П. Лаврентьева , Т. М. Титаренко, 1992).
Данные критерии приводятся для того, чтобы педагог, выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смог выработать свою стратегию поведения с ним, помог ему адаптироваться в детском коллективе.
Критерии агрессивности.
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность – 15–20 баллов.
Средняя агрессивность – 7–14 баллов.
Низкая агрессивность – 1–6 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО -ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ
Понятие "психогимнастика". Общая задача методики в сохранении психического здоровья и предупрждения эмоциональных расстройств у детей....
Опыт работы педагога-психолога на тему "Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка через игры-релаксации и игры с песком"
Представленный опыт работы поможет начинающим психологам определиться с методами работы в развитии эмоционально-личностной сферы ретей дошкольного возраста....
Роль игры в развитии эмоционально-личностной сферы ребенка.
Детство – период, когда закладываются фундаментальные качества личности, которые обеспечивают психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентиры, формируют жизнеспособность и целеус...
Развитие эмоционально – личностной сферы старших дошкольников и его влияние на психологическое благополучие ребенка
Особое место в психическом развитии детей дошкольного возраста занимают эмоции. Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний по...
Конспект занятия в старшей группе по развитию эмоционально-личностной сферы: «Отважный ребенок»
Занятие для детей старшего возраста по коррекции страхов у детей...
Картотека методик диагностики эмоционально-личностными отношениями
Картотека методик диагностики эмоционально-личностными отношениями Выполнил воспитатель...
Методики исследования эмоционально - личностного развития дошкольников
Данные методики используются при исследовании психоэмоционального состояния дошкольников...