Тренинг эффективного взаимодействия с родителями
консультация по психологии

Гнусарева Елена Федоровна

Проблема конфликта между родителями и педагогами – это глобальная проблема самой системы образования. Как помочь улучшить взаимоотношения педагогов с родителями, чтобы избежать конфликтных ситуаций?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_effektivnogo_vzaimodeystviya_s_roditelyami.docx33.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг эффективного взаимодействия с родителями


1.       Уважаемые коллеги, сегодня у нас с вами есть уникальная возможность узнать друг о друге что то новое и интересное. А для начала давайте поприветствуем друг друга. Сделаем это таким образом

 Приветствие: Встаем в круг. Каждый из нас делает один шаг к центру круга, показывает жест приветствия, называет свое имя, а так же 2 личных качества на первую и вторую буквы своего имени и говорит пожелание, обращаясь ко всем остальным: “Добрый день!”, “Желаю всем ..... ” Следующий участник повторяет жест приветствия всех участников, а затем представляет себя (жест по принципу “снежного кома”).

Правила группы

1. Доверительный стиль общения (одно из его отличий — называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).

2. Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).

3. Отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю...», «Я думаю...».

4. Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы

      5. Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы).

 Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы.

Как помочь улучшить взаимоотношения педагогов с родителями, чтобы избежать конфликтных ситуаций? Действительно, все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Проблема конфликта между родителями и педагогами – это глобальная проблема самой системы образования. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. При этом, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве.

Упражнение “Сфера ответственности”

В пространстве комнаты размещаются листы с надписями: “Родитель”, “Воспитатель”, “Администрация”. Участникам предлагается встать возле определенной надписи.

Обсуждение:

– Как вам кажется, чья это сфера ответственности за эффективное общение в большей степени: родителей, воспитателей или администрации. Встаньте, пожалуйста, около той надписи, где вы считаете, кто в наибольшей степени несет ответственность за эффективное общение.

Обменяйтесь мнениями в своей группе. Затем один представитель от каждой группы представит аргументы в защитувашей позиции в отношении ответственности за эффективное общение.

2. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов Самые универсальные – это улыбка, имя собеседника. комплимент.

Средства общения делят на вербальные (слова, которые мы говорим), невербальные (жесты, мимика, дистанция, позиция общения, позы), паралингвистические (тембр голоса, темп, интонация, паузы).

- Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

- Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

- Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

- Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

- Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

- Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вамидетей!»

3. Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя: свои сильные и слабые стороны.

 Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».
Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств. (10 мин). (В кругу, сидя на стульях).
Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).


Осуждение  «Основы построения беседы с «трудным» родителем».
- Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются).

·Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».

·Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».

Игра на сплочение «Спираль».

Инструкция: «Встаньте в шеренгу и возьмитесь за руки. Первый в шеренге осторожно закручивается вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится «спираль»». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»

Тренинг предназначен для  педагогов  детского  сада...

Тренинг:"Эффективного взаимодействия родителей с детьми"

Тренинг: "Эффективного взаимодействия родителей с детьми"Целью данного тренинга является формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье.- с...

ТРЕНИНГ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЯ И РЕБЁНКА.

Тренинг партнерства и сотрудничества родителя с ребенком дошкольного возраста....

Тренинг эффективного взаимодействия родителей с детьми.

Тренинг для налаживания отношений между родителями и детьми....

Тренинг «Эффективного взаимодействия родителей и детей»

Улучшение понимания родителями своего ребенка, своих взаимоотношений с ними. Раздача памяток родителям....

Тренинг для педагогов ДОУ по построению эффективного взаимодействия с родителями «Я хороший педагог»

Тренинг для  педагогов ДОУ по построению эффективного взаимодействия с родителями«Я хороший педагог»...

Фрагмент тренинга для педагогов "Эффективное взаимодействие с родителями" воспитанников нашего центра.

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окра...