Методическая разработка
консультация по психологии

Жирова Ирина Ивановна
Для педагогов - психологов детских садов и школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_kon-tsiii_po_vygoraniyu_zhirova.docx35.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №21 ст. ВЛАДИМИРСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛАБИНСКИЙ РАЙОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Методическая разработка консультации с воспитателями

ДОУ по теме:

«Профессиональное  выгорание педагога и его профилактика».

 Подготовила:

                                                          педагог-психолог Жирова И. И

2020год.

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………..3

2. Принцип построения методической разработки…………….3

3. План консультаций…………………………………………….4

4. Методические рекомендации для педагогов-психологов…..14

5. Заключение…………………………………………………….14

6.Список литературы…………………………………………….15

Пояснительная записка

Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как на воспитателя  ложится большая ответственность не только за обучение, развитие, воспитание ребенка, но, и за его психическое здоровье и способность к адаптации. Общество ожидает от педагога умения: корректировать различные социальные проблемы, вооружить воспитанников знаниями, умениями и навыками, удовлетворять потребности детей с особенностями развития и содействовать моральному и этическому их развитию.

От здоровья педагога во многом зависит и здоровье детей. Действие многочисленных эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных вызывает нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к педагогическим кризам, истощению и выгоранию самого педагога. Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности педагога (Э.Ф. Зеер, А.В. Карпов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Е. Орел, А.А. Реан, Н. А. Аминовой, Л. Г. Федоренко, Г.Гринберг).

Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Профилактика этой проблемы педагога может происходить не только в русле индивидуальной психологической помощи специалисту, но и в рамках участия в группах социально-психологических тренингов и личностного роста. Именно поэтому вашему вниманию представлена разработка консультаций с элементами тренинга для педагогов.

Данная разработка была мною апробирована на районном методическом объединении педагогов-психологов района и среди воспитателей нашего детского сада.

Ожидаемые результаты: умение педагогов владеть приемами и способами саморегуляции и восстановления себя; снижение «эмоционального выгорания» у педагогов; повышение уровня эмоциональной культуры педагога.

Принцип построения методической разработки:

Проведение консультации включало в себя следующие этапы:

- организация обучения  (готовность к работе);

- информирование специалистов о  причинах, симптомах и последствиях эмоционального выгорания (знания);

-  диагностика (в т.ч. самодиагностика);

- ознакомление  с критериями эмоционального благополучия и психологического здоровья, основными акмеологическими целями (осмысление конечной цели обучения);

- обучение методам  активизации личностных ресурсных состояний и снятия стресса (обучение для достижения цели), в т.ч. формирование  навыков:

эффективного взаимодействия с коллегами,   руководителями;

конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;

развития креативности;

психологической саморегуляции.

Цель разработки: знакомство с понятием профессиональное "выгорание", его  профилактики.

Задачи: выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.Снятие напряжения, получение психологической поддержки.

План консультаций:

1. Консультация  «Синдром эмоционального выгорания и профессия педагога».

2.Мини – лекция  «Профессиональное  «выгорание» педагога и его профилактика».

3. «Личность педагога и профессиональное выгорание».

4. «Об эмоциях».

5. « Притча о колодце».

6.Анкета для педагогов(по эмоциональному выгоранию).

7. Советы педагогам (по эмоциональному выгоранию).

8. Памятка педагогу (по эмоциональному выгоранию).

1.Консультация по эмоциональному выгоранию.

Синдром эмоционального выгорания и профессия педагога.

По мнению психолога Д. Гринберга «Профессиональное «выгорание» - это неблагоприятная реакция человека на  стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты». От здоровья педагога во многом зависит и здоровье воспитанника. Представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая киловатт -часы электроэнергии. В какой-то момент напряжение становится столь велико, что вылетают пробки, все приборы выключаются, свет гаснет. Пробки -это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов. В психологии такое «эмоциональное» выключение человека получило название «синдром эмоционального выгорания».

По мнению известного психолога Виктора Бойко, «эмоциональное выгорание-это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия». Другими словами, выгорание позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Профилактика этой проблемы педагога может происходить не только в русле индивидуальной психологической помощи специалисту, но и в рамках участия в группах социально-психологических тренингов и личностного роста.

Но прежде чем заниматься профилактикой, нужно выяснить есть ли у вас  эмоциональное выгорание для этого нужно пройти тест.

Тест на профессиональное выгорание.

Вам предложены утверждения, с которыми Вы согласны (да), не согласны (нет), они верны в некоторых случаях (иногда).

- Меня тяготит педагогическая деятельность.

- У меня нет желания общаться после работы.

- У меня в группе есть "плохие" дети.

- Если есть настроение - проявлю соучастие и сочувствие к ребенку, если нет настроения - не считаю это необходимым.

- Желая упростить решение профессиональных задач, я могу упростить обязанности, требующие эмоциональных затрат.

Результаты теста конфиденциальны и каждый сам решает, стоит ли полученной информацией делиться с другими.

Каждый ответ "да"- 3 очка, "иногда"-2 очка, "нет"- 1 очко.

Ключ: 5-8 очков - Вы не подвержены синдрому эмоционального выгорания; 9-12 очков - идет формирование профессиональных деформаций в виде эмоционального выгорания; 13-15 очков - идет развитие синдрома эмоционального выгорания [2].

 Спасибо за внимание.                             Педагог-психолог: Жирова И.И.

2.Консультация по эмоциональному выгоранию.

МИНИ-ЛЕКЦИЯ

«Профессиональное  «выгорание» педагога и его профилактика»

Наша профессия  обладает огромной социальной важностью, так как на воспитателя ложится большая ответственность не только за развитие, воспитание ребенка, но, и за его психическое здоровье и способность к адаптации. «Выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическими и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением  чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы,   снижением самооценки и др.

Синдром профессионального «выгорания» - не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни, карьеры.

Однако можно назвать ряд специальностей, обладатели которых в большей степени, чем другие, подвержены риску профессионального «выгорания», поскольку используют в работе с людьми ресурсы своей психики. Профессии  педагога и психолога относятся именно к этой категории. Эти профессии связаны с общением с людьми, требуют особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Напряженные ситуации на работе (трудности взаимодействие, нарушения дисциплины воспитанниками, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, сотрудниками) приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога.

Ко всему этому представители данных профессий часто не испытывают удовлетворения от своей деятельности: им кажется, что несмотря на все усилия дети, с которыми они работают, недостаточно хорошо владеют необходимыми умениями и навыками.

Перегрузки на работе не могут не сказаться и на личной жизни специалистов. Воспитание собственных детей порой уходит на задний план, что является причиной формирования чувства вины, собственной некомпетентности в вопросах воспитания, апатии или, напротив, раздражения и агрессии, направленной на себя либо на окружающих. Т. о., следствием профессионального «выгорания» могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и в первую очередь – с детьми.

В группе риска СЭВ, прежде всего, находятся те специалисты, которые по роду своей деятельности имеют широкий круг контактов с людьми (врачи, учителя, психологи…). Дело в том, что нервная система человека имеет некоторый «лимит общения», то есть за день человек может уделить полноценное внимание лишь ограниченному количеству людей. Если их число больше, неизбежно наступает истощение, а со временем и выгорание.

Спасибо за внимание.                             Педагог-психолог: Жирова И.И.

3.Консультация по эмоциональному выгоранию.

 

Личность педагога и профессиональное выгорание.

Выбор сферы деятельности "Человек - человек" и процесс накопления опыта педагогом - воспитателем можно представить как 3 этапа становления качеств личности профессионала.

1 этап - репродуктивный (до 28 лет),

2 этап- до 40 лет, 3 этап - "как?" - после 40 лет. Затем - либо моделирование деятельности, либо профессиональная деформация.

Специфическим видом профессиональных деформаций называют эмоциональное выгорание. Эмоциональному выгоранию в образовании подвержены люди старше 35-40 лет: снижается энтузиазм, пропадает в глазах блеск, нарастают негативизм и усталость.

На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам, провоцирующим выгорание у воспитателей ДОУ, можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей.

К внутренним факторам относятся личностный фактор, который проявляется в неудовлетворенности своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Основываясь на понимании эмоционального выгорания как динамического процесса, который возникает поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса, выделяют три фазы формирования выгорания:

напряжения;

резистенции (формирование сопротивления и зашиты нарастающему стрессу);

истощения.

А сейчас я хочу предложить вам несколько упражнений, которые снимут ваше напряжение и которые вы можете использовать в повседневной жизни.

"Дышите глубже"

Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. Дыхание состоит из трёх фаз вдох - пауза - выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно дышать так. Вдох - пауза - выдох. Начните с 5 секунд. Попробуем!

Долго дышать в таком ритме не нужно. Следите за результатом и по нему ориентируйтесь. Можно увеличивать длительность каждой фазы. Для того что бы поднять общий тонус, собраться с силами чередование фаз должно быть следующим вдох-выдох-пауза. Попробуем!

Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят, клин клином вышибают, и мы поступим точно так же. Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.

Упражнение "Лимон"

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что "выжали" весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Спасибо за внимание.                             Педагог-психолог: Жирова И.И.

4.Консультация по эмоциональному выгоранию.

 Об эмоциях.

Стресс (от англ. Stress- давление, напряжение) - состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры), проявляемое на физическом, психологическом и поведенческом уровнях [3].

Кратковременный стресс может быть полезен человеку, поскольку сопровождается большим выбросом энергии. Хронический же стресс, который развивается при многократном повторении сильных воздействий, вредит человеку, приводя к снижению сопротивляемости организма, усилению подверженности нарушениям в любых системах организма, обмене веществ, энергетическом балансе. Считается, что самые тяжелые болезни нашего времени связаны с хроническими стрессами.

Внешнее сдерживание эмоций при внутреннем бурном эмоциональном процессе не только не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает психическое напряжение, сказывающееся на состоянии здоровья.

- В фазе формирования сопротивления и защиты нарастающему стрессу преобладает симптом расширения сферы экономии эмоций - это ограничение контактов с другими людьми, нежелание общаться.

Далее следует симптом эмоционально-нравственной дезориентации. Этот симптом выражается в том, что воспитатель делит детей на "хороших" и "плохих", отдавая предпочтение одним и игнорируя других.

Симптом неадекватного эмоционального реагирования - воспитатель неоправданно "экономит" на эмоциях. "Если есть настроение, проявлю участие и сочувствие, откликнусь на потребности и состояние ребенка, если нет настроения, не считаю это необходимым".

Симптом редукции профессиональных обязанностей - это попытка облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, желание упростить решение профессиональных задач.

- Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Преобладает симптом эмоциональной отстраненности - воспитатель почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности: начинает работать как бездушный автомат.

Другими словами, к симптомам эмоционального выгорания относятся:

эмоциональное истощение, пессимизм, апатия, депрессия;

напряженность в отношении к людям;

заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, перспектив;

частая раздражительность;

психосоматические недомогания (усталость, утомления, бессонницы, желудочно-кишечные расстройства и т.д.);

снижение активности.

Профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших внутренних резервов. И нам с вами необходимо пополнять эти резервы, следить за своим здоровьем, заниматься спортом, смотреть на мир оптимистически и уметь отдыхать и расслабляться.

Упражнение "Муха"

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение "Сосулька" ("Мороженое")

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы - сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Выполним упражнение ещё раз.

Упражнение "Передышка"

Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания - один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

Спасибо за внимание.                             Педагог-психолог: Жирова И.И.

5.Консультация по эмоциональному выгоранию.

Притча о колодце.

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".

Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот:

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Запомните пять простых правил:

1. Освободите свое сердце от ненависти - простите всех, на кого вы были обижены.

2. Освободите свое сердце от волнений - большинство из них бесполезны.

3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.

4. Отдавайте больше.

5. Ожидайте меньше.

Спасибо за внимание.                             Педагог-психолог: Жирова И.И.

6.Консультация по эмоциональному выгоранию.

АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

С какими трудностями педагогической деятельности вы наиболее часто сталкиваетесь в своей работе (выберите из списка несколько вариантов):

1. Плохой контакт с некоторыми из родителей или законных представителей учащихся

2. Неадекватное поведение (агрессивность, тревожность, вспыльчивость, болтливость) и т.п.

3. Организация внимания детей, поддержание интереса к материалу занятия

4. Конфликты с родителями воспитанников по поводу поведения

5. Конфликты с детьми

6. Недостаточное владение материалом

7. Недостаточное владение приемами умственной деятельности воспитанников

8. Низкая учебная и игровая мотивация

9. Несерьезное отношение к занятиям

10. Частые пропуски

11. Неорганизованность детей

12. Частые опоздания в детский сад

13. Слабые знания  по ФГОС

14. Неряшливый, неопрятный вид детей.

15. Замкнутость, необщительность ребенка

16. Игнорирование замечаний педагога

17. Проблемы личного характера

18. Плохое самочувствие, проблемы со здоровьем, усталость

19. Плохое настроение

20. Свой вариант

Спасибо за внимание.                             Педагог-психолог: Жирова И.И.

7.Консультация по эмоциональному выгоранию.

Советы педагогам.

Чтобы зайти в детский сад энергично, с хорошим бодрым настроем рекомендуем:

1. Утреннюю зарядку под музыку.

2. Точечный массаж лица.

Активизируем и включаем в работу энергетические точки (биологически активные точки лица в области виска, между бровями, верхней части щёк)

- Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас?

- Ешьте бананы. В их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия

- Ешьте апельсины. Они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу.

- И, конечно, шоколад. Он улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему.

- Можно покатать на ладони грецкий орех или любой предмет с гранями (ручку, карандаш). Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью.

Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты (и таланты детей) с помощью пальчиковой гимнастики.

- Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ! Педагоги, которые улыбаются и которым улыбаются, живут на 4 года дольше!

- Воспитатель не имеет права беспечно относиться к своему здоровью, ведь он – пример для подражания! Если плохо себя чувствуете, разрешите себе выйти на больничный. Оставьте чувство долга – ничего с группой  и с воспитанниками не произойдет.

Спасибо за внимание.                             Педагог-психолог: Жирова И.И.

8.Консультация по эмоциональному выгоранию.

Памятка педагогу

Ø Не скрывайте свои чувства. Проявляйте свои эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами;

Ø Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими;

Ø Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь;

Ø Не ожидайте, что тяжелое состояние, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Вам необходима помощь.

Ø Выделяйте достаточно времени для сна, отдыха, размышлений;

Ø Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе;

Ø Постарайтесь сохранять благоприятный распорядок вашей жизни.

Ø Старайтесь смотреть на вещи оптимистично;

Ø Найдите время, чтобы побыть наедине с собой;

Ø Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого;

Ø Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам не нравится;

Ø Не оказывайте слишком большое давление на своих детей;

Ø Старайтесь реже говорить «я это не смогу сделать»;

Ø Использовать возможность выступить с речью;

Ø Следите за питанием и фигурой;

Ø Позволяйте себе «маленькие женские радости»;

Ø Не забывайте, что вы красивы.

Спасибо за внимание.                             Педагог-психолог: Жирова И.И.

Методические рекомендации педагогам-психологам

Методическая разработка по теме: «Профессиональное  выгорание педагога и его профилактика», предназначенадля педагогов-психологов детских садов.

В представленном методическом пособии излагаются способы и приемы психопрофилактической работы, направленной на сохранение и укрепление психического и эмоционального  здоровья  педагогов детского сада.

Для того, чтобы  консультация была результативной педагогу-психологу необходимо проводить ее в положительном настрое,  в доброжелательном стиле.

Для наилучшего эффекта консультации можно проводить один раз в месяц в рамках  психопрофилактической работы с воспитателями. Данную разработку консультаций можно включить  педагогам-психологам в свое перспективное планирование как  профилактическую работу с воспитателями.

Консультации можно вывешивать на стенды,  можно использовать как материал для индивидуальной консультации или как доклад на МО и педсоветы.

Время проведения консультации занимает от 20 до 30 минут. К имеющимся  методикам и играм, можно добавить  по желанию  релаксацию и  сказкотерапию.

Заключение

И в заключение хочется сказать, что все мы подвержены стрессу и профессиональному выгоранию кто в большей кто в меньшей степени.Поэтому разработанные мною  консультации помогут разобраться  в профессиональном  «выгорании».

Каждый может подобрать  для себя наиболее подходящий из вышеперечисленных советов, а лучше — последуйте им всем. Это не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Зато комплексный подход к проблеме «выгорания», послужит гарантом ее решения.

Даная разработка может быть полезной в работе  педагогам-психологам как детских садов так и школ, социальным педагогам.

Список использованной литературы.

1. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. // Вопросы психологии N 5, 1988.

2. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. - № 2, 2006.

3. Берн, Эрик, Трансактный анализ в психотерапии. Изд-во: Академический Проект, 2001.

4. Вачков И.В. Групповые методы работы школьного психолога: учебно-методическое пособие. - М.: "Ось-89", 2009.

5. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2005.

6. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса : учебное пособие.

7. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. - М.: Изд-во "Эксмо", 2005.

8. Под редакцией Хрящевой Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Серия: Психологичееский тренинг. - СПб.: Изд-во Институт Тренинга, РЕЧЬ, 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...